p align="left">Всего на ее реализацию в ближайшие два года будет выделено около 70 млн. рублей. В два раза больше предполагается потратить в округе на социальную поддержку инвалидов. Выделенные средства будут израсходованы не только на социальное обслуживание инвалидов и укрепление материально-технической базы сети специализированных учреждений, профессионально-трудовую реабилитацию инвалидов, но и на внедрение современных информационных технологий в работу органов социальной защиты, реализующих данную программу. 5. «Социальная политика», «Областной центр «Семья» и АНО «Комплексный центр социального обслуживания населения» г. Заводоуковска проводят очередную областную стажерскую площадку на тему «Организация и содержание работы по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и реабилитации людей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов». В площадке примут участие специалисты по социальной работе организаций и учреждений социального обслуживания населения г. Тюмени и Тюменской области. В процессе делового общения, практических занятий, открытых занятий с участием граждан пожилого возраста специалисты смогут изучить опыт других территорий в реализации эффективных технологий работы с пожилыми и инвалидами, повысить свое профессиональное мастерство. В программе областной стажерской площадки: - Опыт работы сельских участковых специалистов по обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов. - Модель патронажа престарелых граждан на дому. - Комплексный подход к реабилитации инвалидов на территории Заводоуковского городского округа. - Трудовая реабилитация граждан пожилого возраста и инвалидов (Практическое занятие). - Психологические аспекты социальной работы с людьми с ограниченными возможностями. Развитие взаимоотношений между людьми разных возрастных групп (Тренинговое занятие). - Технология организации досуговой деятельности пожилых людей. - Реабилитация детей-инвалидов в условиях дневного пребывания (открытое занятие). - Организация образовательного процесса для детей-инвалидов на территории Заводоуковского городского округа. - «Что такое стресс и как с ним совладать» (Практическое занятие). - Реабилитация детей-инвалидов в условиях дневного пребывания «По волнам по морям» (Открытое занятие). - Круглый стол по вопросам организации работы с людьми с ограниченными возможностями, гражданами пожилого возраста и т.д. Итак, количество детей-инвалидов, к сожалению, растет неукоснительно. Инвалиды, как отмечает статистика, составляют десятую часть населения планеты. В условиях российской действительности эта категория людей по-прежнему остается одной из самых экономически и социально-психологических неблагополучных. Инвалидность не есть медицинская проблема. Инвалидность - это проблема неравных возможностей. Поэтому, необходимо рассматреть инвалидность не только как нарушение здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приведшее к ограничению жизнедеятельности, но и как психологический феномен. Инвалидность - психологическое образование личности, выраженное ее деформацией, тотально препятствующей эффективному социальному функционированию на фоне резко сниженной самооценки, непродуктивных контактов с окружающими. Данное психологическое образование личности является следствием неадекватного понимания здоровыми людьми феномена «инвалидности», излишней изоляции и исключением инвалидов из полноценного участия в общественной жизни, игнорировании большинством их равных прав с другими гражданами страны, что является явной социально-психологической и, думается, политической дискриминацией. На 1 сентября 2006 года только в городе Тюмени насчитывалось 1289 детей-инвалидов школьного возраста. Из них 494 человека, что составляет 38,3%, обучаются в массовых общеобразовательных учреждениях. Как организовать и обеспечить социально-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, чтобы оптимизировать развитие детей данной группы, интегрировать их в общество? Эти и многие другие вопросы интересуют педагогическую общественность, правозащитные общественные организации, родителей, имеющих детей-инвалидов - будущих школьников. В развитии ребенка все взаимосвязано, взаимообусловлено. Специалистам необходимо определить его «точки роста», зону ближайшего развития, спрогнозировать его реальные перспективы, создать условия для самореализации во всех сферах деятельности. Цель образовательного учреждения - не только учение, передача ребенку определенной суммы знаний, а, прежде всего - формирование Человека. Таким образом, в модель практики социально-педагогического сопровождения закладывается безусловная ценность внутреннего мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития. При осуществлении социально-психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов принципиально важным является создание условий для самостоятельного творческого освоения ими системы отношений с окружающими и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов. В процессе сопровождения взрослый, создавая ситуацию выборов и не навязывая априорно свою точку зрения, побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять ответственность за собственную жизнь. При рассмотрении вопроса о социально-педагогическом сопровождении мы опираемся на понимание комплексности в его организации и осуществлении с включением, где есть в этом необходимость, оздоровительной, реабилитационной деятельности специалистов образовательного учреждения. Такими полифункциональными образовательными учреждениями являются городские и федеральные экспериментальные площадки МОУ СОШ № 2 города Ханты-Мансийска (директор А.М.Болотова) и МОУ СОШ № 70 города Тюмени (директор Л.Н. Русакова), традиционные функции которых (обучение, воспитание и развитие) расширены пока еще не свойственными для широкой педагогической практики функциями: здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, социальной защиты, комплексного сопровождения, культурологической и т.д. В этих учреждениях наряду со здоровыми детьми обучаются и дети-инвалиды. Опираясь на классификацию детей-инвалидов, разработанную Р.Боровским. Эта классификация позволяет нам, в случае правильного отнесения ребенка-инвалида к определенному типу, наметить конструктивные способы адресной помощи и поддержки, развернуть его внутренние резервы с учетом специфики отношения ребенка к своему недугу. Опираясь на данную классификацию, объединив детей-инвалидов в три группы, наметим конкретные реабилитационные меры. Так, у детей 1-х, 2-х, 6-х типов, скрывающих факт инвалидности от других, явно сформировано негативное самоотношение и непринятие факта своей инвалидности. В случае внешне выраженных физических дефектов дети-инвалиды обеспокоены несоответствием своего физического «Я» общему стандарту. При наличии феномена отвержения, неприятия окружающими такие дети вынуждены преодолевать психологические барьеры первоначального вхождения в новый социум. Окружающие, определив специфичность их поведения, способны проявить некорректность в поведении, тем самым нанести детям-инвалидам тяжелые психологические травмы. Сопровождающему (в качестве которого мы рассматриваем взрослого, непосредственно с ним взаимодействующего: это и классный руководитель, и психолог, дефектолог, учитель, родитель) такого ребенка необходимо: - создать атмосферу безопасного самопознания; - снять чувство страха в общении со сверстниками и взрослыми, вызванного чувством своей ущербности; - подготовить к вероятности некорректного поведения со стороны окружающих, к адекватному восприятию данного поведения; - сформировать толерантность и независимость от оценочных суждений по поводу его состояния здоровья и внешности, способностей; - помочь пережить факт психологической агрессивности со стороны окружающих, вскрыв его внутренние резервы (позитивный настрой, успешность в каком-либо виде деятельности, преодоление трудностей и фиксация на успехах и т.п.); - обучить отреагированию негативных эмоций в социально приемлемых формах и т.д. - сформировать у ребенка компенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать трудности социализации; - стимулировать стремление ребенка стать автором самого себя, своего будущего; - оказать конкретную помощь в стремлении ребенка обретения смысла своей жизни, конкретных и реально достигаемых жизненных перспектив. Для детей 3-х, 7-х, 8-х типов, не скрывающих факт своей инвалидности, характерно несколько вариантов поведения. А манипулирование окружающими посредством своей инвалидности, особенно при демонстративном типе акцентуации, с целью извлечения персональной выгоды. У таких детей-инвалидов формируется иждивенческая позиция: «Мне обязаны все: родители, окружающие, государство. Пожалейте меня, сам же я ничего не могу и ни на что не способен». С представителями данной категории детей-инвалидов сопровождающему необходимо: - создать атмосферу безопасного самопознания; - формировать субъектность ребенка, воспитывать самостоятельность и персональную ответственность за свою жизнь, исключив чрезмерную опеку; - научить управлять своими действиями: планировать, искать внутренние и внешние ресурсы, реализовывать намеченные программы, оценивать и контролировать результаты своих действий; - создавать ситуации успеха, фиксировать внимание на позитивных результатах, культивировать потребность самопомощи, самообслуживания; - сформировать у ребенка компенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать трудности социализации; - запустить внутренние механизмы саморазвития ребенка, его способностей к самопознанию, саморегулированию, корректной самопрезентации. Дети-инвалиды, отнесенные к данному варианту поведения, демонстрируют следующий поведенческий сценарий: стремятся, во что бы то ни стало самостоятельно преодолеть свои трудности, у них вызывает чувство раздражения, когда к ним относятся как к немощным, болящим и неспособным самостоятельно справиться с жизненными трудностями. Опасность данного поведения заключается в том, что дети этой группы зачастую не в состоянии адекватно оценить ситуацию и свои возможности, что может привести к нанесению ущерба их здоровью и усугублению тяжести психического состояния. Многие специалисты отмечают, что у детей-инвалидов достаточно часто можно наблюдать переоценку собственных сил, возможностей, знаний и своего положения в группе, что выражается в неадекватно завышенном уровне притязаний. С данной группой детей сопровождающему необходимо: - создать атмосферу безопасного самопознания; - сформировать реальное отношение к своему состоянию здоровья; - помочь ребенку установить предел допустимых психофизиологических затрат; - научить обращаться за помощью в случае необходимости, при этом не чувствовать ложного стыда; - сформировать у ребенка компенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать трудности социализации. Для детей 5-х, 9-х, 10-х типов, не знающих о своей инвалидности, характерно поведение с ориентацией на поведение, как и у здоровых детей. Эти дети не осознают тяжести своего состояния здоровья, могут включаться в деятельность, несоизмеримую с ограниченностью их психофизических возможностей. Вследствие отрицательного результата из-за невозможности соответствовать стандарту, испытывают чувство разочарования. Особо остро такие дети реагируют на информирование о том, что они инвалиды - люди с ограниченными возможностями и факт их неудач - тотальная неизбежность. С представителями данной категории детей сопровождающему необходимо: - создать атмосферу безопасного самопознания; - подготовить, в зависимости от возраста ребенка и особенностей его личности, к восприятию реальной информации о состоянии своего здоровья и ограничениях, с которыми он встретится; - не фиксировать, «не привязывать» его к факту своей дефективности в процессе дальнейшей с ним коррекционно-развивающей деятельности, рассмотреть возможность идти на разумный риск; - определив «точки роста», перспективы его развития с учетом особенностей дефекта, целенаправленно создавать ситуации успеха, фиксировать внимание на позитивных моментах; - сформировать у ребенка компенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать трудности социализации - «превращение минусов дефекта в плюсы компенсации». К какому бы типу мы не относили детей-инвалидов и как бы их не группировали, при организации комплексного социально-психолого-педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения со здоровыми сверстниками в массовой школе, они требуют особого внимания, педагогической поддержки, искренней заинтересованности педагогов в том, чтобы они состоялись как личности, были оптимально социально-психологически интегрированными в сообщество. Только в таком случае ребенок-инвалид получит опыт защиты собственных прав, а значит и своего будущего Голиков Н. Ж-л «Учитель» №1 январь - февраль 2006г // Индивидуальная помощь ребенку-инвалиду. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что комплексный анализ социальной поддержки детей-инвалидов, порядка, условий предоставления им мер социальной поддержки, а также системы органов исполнительной власти, реализующих данные меры, разграничение их компетенции, так и не был проведен. Возможно, одной из причин является относительная новизна института социальной поддержки не только в административном праве, но и в праве социального обеспечения. Тем не менее, полагаем, эти вопросы заслуживают самого тщательного изучения со стороны научных и практических работников, так как от их решения в целом зависит эффект от деятельности органов исполнительной власти. Научная обоснованность и достоверность полученных результатов, выводов и предложений обеспечиваются комплексным характером проведенного исследования, использованием специальной научной литературы по административному праву и праву социального обеспечения, материалов практики органов исполнительной власти Тюменской области и Российской Федерации в целом. Итак, анализ состояния социальной политики России позволяет рассматривать социальную поддержку в двух аспектах: широком и узком. Социальная поддержка в широком смысле слова - это форма выражения социальной политики государства, направленная на оказание социальной помощи нуждающимся гражданам (детям-инвалидам). В свою очередь, целью социальной поддержки детей-инвалидов является претворение в жизнь социальной политики государства. Узкий смысл социальной поддержки детей-инвалидов означает обеспечение этих лиц за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, построенное на перераспределении части средств в целях оказания последним детям-инвалидам. Мерой социальной поддержки является вид помощи, оказываемый государством таким категориям граждан. Законодательство в сфере социальной поддержки детей-инвалидов - это система иерархически связанных нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов, содержащих нормы, направленные на реализацию в отношении детей-инвалидов мер социальной поддержки. Законодательство в сфере социального обеспечения в широком смысле слова, включая не только законы, но и иные нормативные правовые акты. Конечно, в объеме одной курсовой работы невозможно раскрыть тему в полном объеме, однако я считаю, что достигла поставленной цели в данной работе. Я полностью и всесторонне раскрыла необходимые вопросы и понятия для понимания социальной поддержки детей-инвалидов; провела теоретический анализ понятия «социальная поддержка», правовых категорий «льгота», «гарантия», «социальное обеспечение», «социальная защита»; охарактеризовала социальную поддержку детей-инвалидов как один из видов социального обеспечения; определила состояние и перспективы развития нормативно-правового регулирования в сфере социальной поддержки детей-инвалидов в регионе Тюменской области; выявила необходимость разработки и принятия единых государственных социальных стандартов социальной поддержки детей-инвалидов; рассмотрела систему и структуру органов исполнительной власти, реализующих меры социальной поддержки детей-инвалидов; исследовала правовой статус органов, реализующих меры социальной поддержки детей-инвалидов в регионе Тюменской области; проанализировала практику органов исполнительной власти Тюменской области в сфере социальной поддержки детей-инвалидов; разработала и обосновала предложения по совершенствованию компетенции органов, реализующих меры социальной поддержки детей-инвалидов. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бучинская А. Парламентская газета // Тюменские известия // Общество от 14.07.07. 2. Голиков Н. Ж-л «Учитель» №1 январь - февраль 2006г // Индивидуальная помощь ребенку-инвалиду 3. Галагузова М.А. Социальная педагогика - М.: ВЛАДОС, 2000 4. Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики. - М., 2001 5. Стахова А.А. Понятие правовой природы социальной поддержки граждан в Российской Федерации // Юристъ-правоведъ. 2006. № 3 (28). - 0,5 п.л. 6. Стахова А.А. Особенности правового статуса органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализующих меры социальной поддержки граждан // Теория и практика административного права и процесса: Материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В.Д. Сорокина. Краснодар, 2006. - 0,65 п.л. 7. 11.04.2007г. Тюмень. РИА-Новости. Александр Пересторонин.// Социальная поддержка детей-инвалидов
Страницы: 1, 2, 3, 4
|