Следствие и дознание
2 Содержание: |
Введение I. Общие положения организации выявления и расследования преступлений 1. История развития органов предварительного следствия и дознания 2. Оперативно-розыскная деятельность II. Понятие и система органов предварительного следствия и дознания 1. Органы предварительного следствия 2. Милиция и другие органы дознания III. Компетенция органов предварительного следствия и дознания 1. Функции предварительного следствия 2. Полномочия органов дознания Заключение Список использованных источников | | | |
Введение Выявление и расследование преступлений - это деятельность специаль-но уполномоченных государственных органов по получению сведений, выраженных в действии или бездействии, могущих иметь признаки преступления, yстановлению события и состава преступления, изобличению виновных в их совершении лиц, принятию мер по возмещению причиненного преступлением ущерба, выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления. Указанная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законом. Выявление преступления может произойти в ходе оперативно-розыскных мероприятий, производства дознания, предварительного следствия, иной деятельности, но расследование преступлений может производиться только в формах дознания или предварительного следствия и в строгом соответствии с нормами УПК РФ. Объектом исследования данной темы является деятельность органов предварительного следствия и дознания. В первой главе своей работы я раскрыла общие положения организации выявления и расследования преступлений, которую производят органы предварительного следствия и дознания, а также историю развития последних. Вторая глава работы посвящена вопросам системы предварительного следствия. В третьей главе говорится о компетенции органов предварительного следствия и дознания. I. Общие положения организации выявления и расследования преступлений 1. История развития органов предварительного следствия и дознания До середины XVIII века предварительное расследование входило в обязан-ности полиции. Со второй половины того же века в Санкт-Петербурге и Москве были соз-даны при городских правлениях специальные следственные органы, так называемые "юстицких криминальных дел департаменты". Правом предварительного следствии так же обладали земские суды, упра-вы благочиния и различные присутствия, в которые входили полицейские чи-ны. Законом от 6 июля 1860 года были введены судебные следователи, являв-шиеся особыми должностными лицами судебного ведомства. В соответствии с Положением судебных уставов следователи как носители судебной власти состояли при окружных судах и пользовались правами чле-нов суда. К органам судебно-следственной власти относили так же участковых су-дебных следователей. С 1870 года по важнейшим делам дознание производили следователи, на-значавшиеся министром юстиции по предложениям прокурора. В отдельных случаях судебно-следственные действия могли производиться мировыми судьями, членами судебной палаты, чиновниками Министерства внутренних дел жандармского ведомства, сенаторами кассационных департа-ментов. До 1860 г. расследование преступлений входило в круг обязанностей полиции. В роли следователей выступали в основном квартальные надзира-тели, а в крупных городах существовали особые должности следственных приставов по гражданским и уголовным делам. Следствие производили также нижние земские суды, управы благочиния и различные присутствия, в которые входили полицейские чины (полицмейстер, частный пристав, следственный пристав). В так называемых важных случаях следствие пору-чалось особо выделенным чиновникам, командируемым на места происше-ствий губернаторами, министром внутренних дел и даже царем. Явная неудовлетворительность состояния следствия была очевидной. Медлительность и взяточничество, процветавшие среди полицейских чи-новников, парализовали его. Поэтому в 1860 г. следствие было отделено от полиции. Указом от 8 июня 1860 г. в 44 губерниях России были введены должности судебных следователей, числившихся по ведомству Министер-ства юстиции. Одновременно с Указом были изданы Наказ судебным следователям и Наказ полиции о производстве дознания по делам о преступлениях и про-ступках, которыми устанавливалось производство предварительного след-ствия, определялись взаимоотношения следователя с полицией и судебны-ми учреждениями, регламентировались другие вопросы. Должность судебного следователя была приравнена к должности члена уездного суда. Назначение на нее и увольнение осуществлялись министром юстиции по представлению губернатора и с согласия губернского прокуро-ра. Условия работы судебных следователей осложнялись двойственностью их положения, поскольку, хотя формально они были подчинены Министер-ству юстиции, фактически в гораздо большей степени зависели от губерна-торов. 20 ноября 1864 г. был принят Устав уголовного судопроизводства, кото-рый установил, что предварительное следствие о преступлениях и проступ-ках, подсудных окружным судам, производится судебными следователями при содействии полиции. При отсутствии следователя Устав обязывал по-лицию проводить дознание и затем передавать собранные материалы су-дебному следователю. В 1867 г. были учреждены должности временных следователей по особо важным делам (они предназначались для расследования уголовных дел о подделках государственных кредитных билетов). В 1870 г. введены должности судебных следователей по важнейшим делам. В 1875 г. при окружных судах учреждаются постоянные должности следователей по осо-бо важным делам. Помимо своей непосредственной работы по расследованию уголовных дел судебный следователь при нехватке судей привлекался к рассмотрению дел, по которым он не принимал участия в производстве предварительного расследования. В последующем каких-либо преобразований органов, осуществляющих предварительное следствие, не отмечается. Несмотря на недостаточное правовое регулирование их деятельности, разработанный проект нормативного акта «О преобразовании полиции в Империи» (1913 г.) так и не был принят. Никаких изменений в структуру и деятельность следствен-ного аппарата не привнесла и февральская революция 1917 г. Декретом о суде № 1 в ноябре 1917г. существовавшие институты су-дебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвока-туры были упразднены, производство предварительного следствия возлага-лось на местных судей единолично. Однако они не справлялись с большим количеством уголовных дел, а поэтому были образованы следственные комиссии Военно-революционного комитета. Аналогичные комиссии для расследования дел о контрреволюционных преступлениях были созданы при местных органах власти. Затем для расследования дел об убийствах, тяжких телесных повреждениях, разбоях, бандитизме, изнасилованиях и других опасных преступлениях были учреждены следственные комиссии окружных судов. В это время наблюдается активный поиск новых форм организации и деятельности следственных органов. Положением о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г. производство расследования возлагалось на следственные комиссии и на милицию (в форме дознания), а в ряде случаев - на народного судью. 20 декабря 1917 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК), на которую возлагалось, кроме других обязанностей, расследование уголовных дел о государственных преступлениях. В октябре 1920 г. ВЦИК принял Положение о суде РСФСР, которым были введены должности на-родных следователей, избираемых губернскими исполкомами Советов и состоящих при советах народных судей. Одновременно учреждались долж-ности следователей по важнейшим делам, которые состояли при губернских отделах юстиции и при Наркомате юстиции РСФСР. С принятием этого Положения получила нормативную базу организация взаимодействия следователей с органами дознания. При проведении предварительного следствия им (следователям) было обеспечено содействие милиции, в том числе уголовного розыска. Осуществлять свою деятельность сотрудники милиции должны были по указанию и под руководством следователя, требования которого при производстве следственных действий признавались общеобязательными. Следователь объявлялся носителем судебной власти, границы которой были обусловлены законом. К нему, как и к судье, можно было применять процедуру отвода. С созданием в декабре 1917 года Всероссийской чрезвычайной комиссии расследование дел о государственных преступлениях вошло в ее полномо-чия. В 1920-х годах формируется нормативная база проведения предваритель-ного следствия, определяются организационные формы деятельности след-ственного аппарата. В соответствии с первым Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР, принятом в 1922 году, понятие "следователь" включало народных следователей, следователей, состоящих при губернских судах, следователей военных трибуналов и следователей по важнейшим делам при наркомате юсв1Ц0Встановлением в 1922 году института прокуратуры развитие организа-ции предварительного следствия по делам об общеуголовных преступлениях получает дальнейшее развитие. В функции прокуратуры был включен надзор за расследованием уголовных дел, а для производства срочных расследова-нии по важнейшим делам следователи состояли при отделе прокуратуры Нар-комюста. В 1940 году основная масса уголовных преступлений стала расследоваться следователями НКВД и милицией. В сентябре 1928 года следователи из подчинения судам перешли в веде-ние прокуроров. В 1936 году следственный аппарат был выведен из системы наркомата юс-тиции и передан прокуратуре. 6 декабре 1958 года с принятием новых Основ уголовного судопроизводст-ва Союза ССР правом производства предварительного следствия были наде-лены следователи прокуратуры и органов государственной безопасности, следственный аппарат МВД был упразднен, однако с апреля 1963 года вос-становлен. В 1970-1980-е годы органы предварительного расследования развивались в направлении совершенствования деятельности правоохранительной систе-мы СССР. В 1990-е годы в связи с образованием суверенной России функции органов дознания получили федеральные органы налоговой полиции и органы Госу-дарственного таможенного комитета, а следственный аппарат был восстанов-лен в Федеральной службе безопасности. Постановлением ВЦИК 25 мая 1922 г. был принят первый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Этот Кодекс не имел специальной статьи с перечнем органов предварительного следствия, но в п. 5 ст. 23 УПК гово-рилось, что под словом «следователь» разумеются народные следователи, следователи, состоящие при губернских судах, следователи военных трибу-налов и следователи по важнейшим делам при Наркомате юстиции. Принятые в 1924 г. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик установили, что «органами, производящими предвари-тельное расследование преступлений, являются органы дознания, следова-тели и иные должностные лица, коим это предоставлено общесоюзными законами и законами союзных республик»; вопросов ведомственной при-надлежности следователей Основы не затрагивали. Таким образом, в середине 20-х гг. была сформирована правовая основа предварительного следствия, определились организационные формы дея-тельности следственного аппарата, выделились специальные следственные аппараты по делам о контрреволюционных (ВЧК - ОГПУ) и воинских (во-енные следователи) преступлениях. Дальнейшее развитие организации предварительного следствия по делам об общеуголовных преступлениях в значительной степени связано с возникновением и развитием органов прокуратуры. 28 мая 1922 г. третья сессия ВЦИК ввела в систему органов юстиции новый орган-- государст-венную прокуратуру -- и приняла первое Положение о прокурорском надзо-ре. Наряду с другими функциями на прокуратуру был возложен надзор за расследованием уголовных дел. Эта сторона ее деятельности стала впослед-ствии развиваться достаточно интенсивно. Следственные же аппараты по-всеместно оставались (до 1928 г.) в административном подчинении судов. В сентябре 1928 г. были внесены изменения в Положение о судоустройстве РСФСР, в соответствии с которыми следователи из подчинения судам номинальным, поскольку подконтрольность следователей Наркомюсту и местным советам сохранялась, так как прокуратура оставалась в структуре Наркомата юстиции. В 1933 г. в СССР была учреждена прокуратура как самостоятельный орган. В 1936 г. следственный аппарат был выделен из системы юстиции и передан в подчинение прокуратуре. В то же время в 30-е гг наблюдается существенное расширение подследственности и полномочий органов доз-нания, в частности милиции, которая и производила дознание по основной массе общеуголовных преступлений. В 1940 г. приказом НКВД был обра-зован следственный аппарат, входивший в структуру Главного управления милиции НКВД СССР. Основная масса общеуголовных преступлений в 40-50-е гг. расследовалась следователями НКВД и милицией как органом доз-нания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|