p align="left">Возможна и другая классификация: В зависимости от конкретных целей они делят правоохранительную деятельность на следующие виды: а) конституционный контроль. Цель - устранение несоответствий Конституции РФ, допущенных законодательстве, а также разрешение других вопросов, связанных с обеспечением верховенства Конституции РФ и предусмотренных в самой Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде РФ". Орган, осуществляющий данный вид деятельности - Конституционный Суд РФ; б) правосудие. Цель - вынесение решений по гражданским и уголовным делам. Органы - суды всех уровней; в) прокурорский надзор. Цель - выявление и устранение нарушений законов и Конституции РФ средствами прокурорского реагирования. Орган - прокуратура; г) выявление и расследование преступлений. Цель - раскрытие преступлений, изобличение виновных. Органы - органы, наделенные правом осуществлять оперативно - розыскную деятельность (ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"), органы дознания и предварительного следствия (УПК РСФСР); д) оказание юридической помощи и защита по уголовным делам. Цель - предоставление нуждающимся квалифицированной юридической помощи. Орган - адвокатура; е) обеспечение деятельности судов. Орган - Минюст РФ и иные органы, входящие в его систему.[24, стр. 22-24] Рассмотрев возможные классификации правоохранительной деятельности, нам необходимо дать определение термина «правоохранительные органы», обозначить их основные признаки и для полного раскрытия нашей темы рассмотреть каждый из них в отдельности. Систему правоохранительных органов можно подразделить на: * органы суда (суды), * иные правоохранительные органы. Суды в свою очередь состоят из конституционных судов, судов общей юрисдикции, арбитражных судов. Система конституционных судов РФ включает в себя Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. В этой системе Конституционный Суд РФ занимает особое положение. Он является вышестоящим судом не только по отношению к местным конституционным судам, но в определенной мере по отношению ко всем прочим судебным органам. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ моделируют деятельность Конституционного суда РФ применительно к подведомственным территориям, а также опираются в своей деятельности на схожие принципы функционирования и формирования судейского корпуса. Система судов общей юрисдикции своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под его юрисдикцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции. В системе судов общей юрисдикции в свою очередь могут быть выделены: система общих судов и система военных судов. Последние обособились в силу исторической традиции. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган -- Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно). Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды, мировых судей. Система военных судов состоит из судов округов (флотов) и гарнизонных судов. Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.[13, стр. 25-28] Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из: * органов прокуратуры; * органов внутренних дел; * федеральной службы безопасности; * органов государственной охраны; * органов государственной налоговой службы; * таможенных органов; * органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков; * органов предварительного расследования; * органов юстиции. Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как: * конституционный контроль; * отправление правосудия; * прокурорский надзор; * расследование преступлений; * оперативно-розыскная функция; * исполнение судебных решений; * оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам; * предупреждение преступлений и иных правонарушений. Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга. Подробно их характеристика будет даваться по мере описания конкретных правоохранительных органов.[1, стр. 29] Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами. Качественное решение задач, стоящих перед правоохранительными органами, возможно лишь при и взаимодействии этих органов между собой и с другими государственными органами. Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство. Правоохранительные органы не вправе критиковать законы, давать им критическую оценку, они обязаны исполнять законы. Вместе с тем ряд правоохранительных органов наделен правом законодательной инициативы. Это высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высшим Арбитражный Суд РФ. Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами -- обеспечение законности и безопасности. По сути, ни одна общественная и государственная структура не может существовать независимо от правоохранительных органов. Последние осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями, привлекаются силы правоохранительных органов. Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств. Для упорядочения этой деятельности разрабатываются соответствующие договоры. Указанная деятельность нашла отражение 11 и новом УПК (ч. 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»). [9, стр. 56-57] 1.2.1 Судебная власть в РФ Статья 10 Конституции закрепляет положение, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Термин «судебная власть» употребляется в разных значениях. В зависимости от контекста он может обозначать: суд (абстрактный или конкретный); систему органов государства, осуществляющих правосудие; средство защиты интересов граждан и способ разрешения споров; компетенцию судов и судей. Есть и другие варианты употребления данного термина. Многозначность термина «судебная власть» подчеркивает, что институт, который он обозначает, также можно понимать по-разному. Мы выделяем две стороны понимания судебной власти: структурное и функциональное. Структурное понимание подразумевает под судебной властью систему специальных государственных органов -- судов; функциональное -- специфическую функцию суда.[37, стр. 23] Судебную власть можно охарактеризовать по ряду признаков. Первый признак -- судебная власть принадлежит только им. О судах как специальных органах будет сказано ниже. Второй признак судебной власти -- исключительность. Полномочия предоставленные судебной власти, предоставляются только ей. Никакие другие органы не могут дублировать судебную власть ни при каких обстоятельствах. К исключительным полномочиям судебной власти относится: осуществление правосудия; конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц: * в участие, если эти действия обжалованы в судебном порядке; * функционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью; * ростов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования; разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др. Третий признак судебной власти представляет собой триединство таких свойств, как независимость, самостоятельность, обособленность.[36, стр. 104] Независимость означает, что суд при принятии решений, но делу не связан чьей-либо волей. Решение суд принимает самостоятельно. Судья зависит только от закона, правосознания и совести. Независимость -- это не только право суда, но и его обязанность. Судьи обязаны противостоять любым попыткам, посягнуть на свою независимость, опираясь на закон, который предусматривает целый набор гарантий независимости судей -- материальных, социальных, гарантий безопасности и т.д. Самостоятельность судебной власти подразумевает самостоятельное принятие решений судом. Суд не обязан (да и не вправе) советоваться с кем-либо по поводу принятия промежуточных и тем более итоговых решений по делу. Решения суда не нуждаются ни в чьем санкционировании и утверждении. Обособленность судебной власти вытекает из ее независимости и самостоятельности. Это означает, что суды образуют достаточно автономную систему, включающую не только суды (в узком смысле слова), но и другие подразделения, обеспечивающие их жизнедеятельность. Однако обособленность судебной власти не означает ее изоляции. Различные ветви власти взаимосвязаны. Судебная власть, в частности, немыслима без власти законодательной, поскольку может осуществляться и совершенствоваться только в рамках закона. Законодательная власть в свою очередь определяет судебные процедуры, судейский статус и т.п. Кроме того, исполнение решений невозможно без тесного сотрудничества судебной власти с властью исполнительной.[20, стр. 53] Четвертый признак -- особый процессуальный порядок деятельности судебных органов. Свои полномочия суд осуществляет в порядке, который определен законом. Порядок судопроизводства регламентируется целым рядом процессуальных кодексов (УПК, АПК, ГПК, КоАП). Судопроизводство -- специфическая деятельность органов судебной власти. Оно начинается в предусмотренных законом случаях и протекает в установленной процессуальной форме. Существует несколько видов судопроизводства -- конституционное, административное, гражданское, уголовное, арбитражное. Пятый признак -- подзаконность судебной власти. Несмотря на высокий статус судебной власти, она не может действовать по собственным правилам. Выше уже отмечалось, что суд зависит только от закона.[36, стр. 105-106] На основании приведенных признаков сформулируем определение судебной власти: судебная власть -- это исключительные полномочия, предоставленные независимым и обособленным государственным органам -- судам -- для самостоятельного разрешения правовых вопросов, отнесенных к их компетенции, а также основанная на законе судопроизводства. Определение судебной власти как суда или системы судов также не является ошибкой. Его надо рассматривать как дополнительную структурную характеристику понятия «судебная власть».[см. Приложение 3] Характеристика судебной власти была бы неполной без рассмотрения судебной системы. Судебная система устанавливается Конституцией (гл. 7) и Законом о судебной системе. Судебная система включает в себя Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), арбитражные суды.[13, стр. 45] Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 125 Конституции решает вопросы о соответствии законов, нормативных актов центральных и местных органов Конституции, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти различных уровней, дает толкование Конституции. К судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд РФ; верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; городские суды Москвы и Санкт-Петербурга; суды автономной области и автономных округов; районные суды. Эти суды рассматривают гражданские, уголовные и административные дела, как по существу, так и по кассационной и надзорной инстанции. Военные суды также относятся к судам общей юрисдикции. Они создаются по территориальному принципу по мере дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. К ним относится военные суды округов (флотов) и военные суды гарнизонов. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды арбитражных округов; арбитражные гражданские суды субъектов РФ (республик, краев, областей). Основу деятельности арбитражных судов составляет рассмотрение и разрешение хозяйственных споров.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|