реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Система органов управления военными вузами

реферат
. Порядок занятия должности ректора стал многовариантным, причем решающее слово за вузом, что закрепляется в уставе (ст.35 Закона, п.59 Типового положения о вузе). Он может быть избран коллективом при предварительном согласовании кандидатуры с учредителем или без такового, с последующим утверждением учредителя(или без утверждения) или нанят учредителем (этот вариант, в принципе, также предполагает вначале инициативу вуза, а затем уже контракт). Назначение ректора не допускается. Аналогичная схема установлена для занятия вакантной должности руководителя учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов. Конкретизируя порядок в уставе, вузы в основном отдают предпочтение выборности ректора. В случае же истечения срока полномочий работающего ректора в уставе должен быть заложен иной механизм: например, отчет ректора и последующее голосование Ученого совета; если отчет принят, ректор продолжает работу, если нет - он освобождает занимаемую должность и она объявляется вакантной. Также впервые предусматривается аттестация ректора.

Иначе дело обстоит в военных вузах. Особый правовой статус и специфика задач стоящих перед военно-учебными заведениями, а так же необходимость обязательного следования принципам единоначалия и субординации не позволяют сделать должность ректора (начальника) высшего военно-учебного заведения выборной. Так из содержания п. 19 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования следует, что непосредственное управление деятельностью высшего военно-учебного заведения осуществляет его начальник. Он назначается на должность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами федерального органа, и является прямым начальником для военнослужащих и лиц гражданского персонала высшего военно-учебного заведения. В качестве подтверждения вышеуказанного можно привести положения устава Московского военного института Федеральной пограничной службы Российской Федерации, в п.4.1 которого прописано: "Руководство деятельностью института обеспечивает начальник института, назначаемый указом Президента Российской Федерации по представлению директора Федеральной пограничной службы Российской Федерации" Устав Государственного образовательного учреждения «Московский военный институт Федеральной пограничной службы Российской Федерации». Принят конференцией военнослужащих и гражданского персонала Московского военного института Федеральной пограничной службы Российской Федерации 27 июня 1997 г. М. 1998..

Для четкого уяснения компетенции органов управления вузом следует вспомнить, что термин "управление" используется законодателем в нескольких смыслах: во-первых, для характеристики всей исполнительно-распорядительной деятельности органов управления; во-вторых, для характеристики лишь одного из видов управленческой деятельности (в отличие от руководства и регулирования).

Термин "руководство", в свою очередь, применяется как обобщающий для характеристики всей деятельности органа государственного управления, но может пониматься и лишь как один из элементов управления (в узком смысле этого слова) См. Лазарев Б.М. Компетенция органов управления, С.68. . Во избежание разноречивых толкований, а также для усиления позиции ректора законодатель определил его полномочия как "непосредственное управление" (ст.35 Закона). И все же вопрос о соотношении полномочий Ученого совета и ректора (правовой статус и авторитет назначаемого ректора отличается от статуса ректора избираемого Ученым советом) остается до конца не определенным на уровне федерального законодательства, так как отдан на самостоятельное решение коллективам высших учебных заведений. А по тому отсутствуют какие-либо общие подходы к решению данной проблемы. Более или менее традиционным (в гражданских вузах) является отнесение к ведению Ученого совета рассмотрения основных, стратегических вопросов экономического и социального развития вуза, утверждение его структуры и ее изменений, решение вопросов организации учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской работы и финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, к его исключительной компетенции относится избрание деканов и заведующих кафедрами, проведение конкурсного отбора профессорско-преподавательского состава (это может делать Ученый совет факультета), представление к продлению срока работы на руководящих должностях до 70 лет. Ученый совет может избирать ректора, если это предусмотрено уставом вуза. Таким образом, можно заключить, что в обычных высших учебных заведениях позиция Ученого совета по какой-либо проблеме имеет приоритет над позицией ректора.

Анализ нормативного материала позволяет говорить о том, что в высших военно-учебных заведениях соотношение полномочий абсолютно иное. Устав Московского военного института Федеральной пограничной службы Российской Федерации определяет:

"Ученый совет института - выборный представительный орган, возглавляемый начальником института.

Hа Ученый совет возлагается:

рассмотрение и обсуждение учебных планов, учебных программ и планов мероприятий по основным направлениям деятельности института;

рассмотрение состояния учебной, воспитательнон, методической и научной работы, воинской дисциплины, организации и итогов приема на учебу курсантов (слушателей) и адъюнктов, выпуска офицеров из института, отчисления курсантов (слушателей);

обсуждение результатов научной работы, педагогических исследований и экспериментов, состояние подготовки и аттестации научно-педагогических и научных кадров;

обсуждение вопросов редакционно-издательскои деятельности;

избрание декана платного факультета, заведующих кафедр (служащих) и проведение конкурсного отбора профессорско-преподавательского состава;

рассмотрение вопросов состояния и перспектив развития учебно-материальной базы и других вопросов, связанных с деятельностью института.

Ученый совет принимает решения:

о зачислении офицеров в адъюнктуру, переводе преподавателей на должности научных сотрудников для подготовки докторских диссертации, предоставлении творческих отпусков соискателям ученой степени для завершения диссертации. рекомендует кандидатов в адъюнктуру из числа офицеров и служащих института в качестве соискателей. утверждает темы докторских и кандидатских диссертаций и индивидуальные планы работы докторантов;

о представлении в установленном порядке научно-педагогических работников к присвоению ученых званий. Утверждает результаты экспертизы ходатайств о присвоении ученых званий, рассматриваемых по поручению министерства общего и профессионального образования российской федерации. Bыдвигает кандидатов для присвоения государственных почетных званий, на соискание государственных премий, а также для назначения именных и других персональных стипендий".

Исходя из этого можно заключить, что полномочия Ученого совета военного вуза ограничиваются решением лишь вопросов организации учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской деятельности.

"Членами ученого совета по должности являются начальник института (председатель) и заместители начальника института.

Другие члены Ученого совета избираются конференцией института путем тайного голосования из числа командного, научно-педагогического и других категорий постоянного и переменного составов института. B состав ученого совета могут входить представители обучающихся (не более 20 процентов от состава совета). Kоличество членов Ученого совета определяет начальник института.

Состав Ученого совета по результатам выборов объявляется приказом начальника института. Ученый совет из числа его членов избирает одного-двух заместителей председателя совета и ученого секретаря совета. Срок полномочий Ученого совета - 3 года. Довыборы в состав Ученого совета взамен выбывших его членов проводятся в установленном выше порядке. Изменения в составе Ученого совета объявляются приказом начальника института. Досрочные перевыборы Ученого совета приводятся по требованию не менее половины его членов,

План работы Ученого совета разрабатывается на учебный год и утверждается председателем. Заседания Ученого совета и его решения оформляются протоколом, который подписывается председателем (заместителем председателя) и ученым секретарем совета. Решения ученого совета по вопросам присвоения ученых званий и кадровым вопросам принимаются тайным голосованием в установленном порядке.

Порядок принятия решений по другим вопросам (открытым или тайным rолосованием) определяется ученым советом. Решение Ученоrо совета правомочно, если на заседании присутствовало не менее 2/3 его членов и за решение проголосовало более 50 процентов присутствующих, что должно подтверждаться явочным листом с подписями членов совета.

При рассмотрении социальных вопросов в работе Ученоrо совета должны принимать участие с правом совещательноrо rолоса представители всех катеrории постоянноrо состава и обучающихся, численность и порядок делегирования которых определяет Ученый совет.

Полномочия же начальника (ректора) военного вуза практически безграничны в рамках данного учреждения. Стратегические вопросы экономического и социального развития военного вуза, финансово-хозяйственные и кадровые вопросы, упразднение и формирование структурных подразделений - все замыкается на нем. Во многом это объективно обусловлено спецификой воинских взаимоотношений, существующих в высших военно-учебных заведениях. Однако иногда это прямо вредит учебно-воспитательному процессу в вузе. Так, на пример, вопросы отчисления курсантов и слушателей всех курсов обязательно рассматриваются на Ученом совете института. А восстановление ранее отчисленных курсантов и слушателей осуществляется единоличным решением начальника института, что создает опасность повторного включения недостойных лиц в коллектив института Устав Государственного образовательного учреждения «Московский военный институт Федеральной пограничной службы Российской Федерации». Принят конференцией военнослужащих и гражданского персонала Московского военного института Федеральной пограничной службы Российской Федерации 27 июня 1997 г. М. 1998..

Поэтому автор считает целесообразным для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в высших военно-учебных заведениях уравнять полномочия ректора и Ученого совета в области организации учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, исполнительная власть в основном аккумулирована в руках начальника высшего военно-учебного заведения (ректора) (при этом ни в коем случае не хотелось бы уменьшить роль и значимость в целом администрации вуза). Начальник осуществляет принадлежащие вузу права, персонифицирует его компетенцию. Поэтому ему запрещается исполнять свои обязанности по совместительству (п.7 ст.35 Закона). Хотя он может передать часть своих полномочий своим заместителям (проректорам) и другим руководящим работникам вуза.

В последние годы в связи с включением высших учебных заведений, в том числе и военных, в рыночные отношения и усилением автономности в значительной степени увеличиваются функциональные обязанности ректора по отношению как к академической жизни, так и к внешним условиям деятельности (связи с политическими организациями, правительственными учреждениями, предпринимателями, социальным окружением и т.п.). Это неизбежно влечет за собой вопрос о включении в состав администрации вуза менеджера - профессионального управляющего, который снимет с ректора и проректоров ряд не свойственных им как администрации академического учреждения функций. Думается, существующие традиции не позволят при этом свести роль ректора к чистому представительству, как это имеет место, например, в Венгрии или Великобритании.

Подобные предложения уже высказывались в нашей литературе См. Долженко О.Р., Овсянников А.О. Ректор. - «Высшее образование в России», 1994, №3, С.131-139; Концепция организационно-экономического механизма функционирования системы высшего образования. М., 1993; Тартарашвили Т.А. Университетское образование в зарубежных странах. М., 1980. . Не дожидаясь соответствующего нормативного реагирования, вузы вправе предусмотреть должность менеджера и его функции в уставе или просто в штатном расписании. Если отбросить обывательски-отрицательное отношение к термину "бюрократия", можно охарактеризовать эту перспективную модель управления вузом как коллегиально-бюрократическую. См.: классификацию моделей организации деятельности вузов, принятых в странах - членах Организации экономического сотрудничества и развития: коллегиальная, политическая, бюрократическая и рыночная. - Высшая школа. Ежегодный доклад.., С.122.

В выполнении функций управления вузом и собственно вузовских функций велика роль администрации в широком смысле слова: ректората Хотя этот термин часто используется, речь идет о собирательном названии, подобной организационной структуры в вузе не предусматривает ни один нормативный документ; нет у ректората и признаков структурной обособленности и самостоятельного существования. и администрации структурных подразделений. Компетенция последней зависит от масштабов деятельности подразделений и от предоставленных ему правомочий.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.