p align="left">Задача проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы поставлена перед всем персоналом исправительного учреждения. Она реализуется путем проведения нравственного, правового, трудового, физического и иных форм воспитания. Индивидуальная работа с осужденными - один из основных методов воспитательной работы. Она проводится на основе изучения личности каждого осужденного и с широким применением методов психолого-педагогического воздействия. Определенное воспитательное воздействие имеет религиозное обучение и образование осужденных. Для решения задач получения общего образования и профессиональной подготовки в исправительных учреждениях создаются необходимые условия. Наиболее интенсивно проводится общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка осужденных в воспитательных колониях. Закон дополнил, либо изменил редакцию, но сохранил содержание ряда уголовных наказаний. К ним следует отнести: - лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (в прежней редакции - лишение воинского или специального звания); - исправительные работы (было - исправительные работы без лишения свободы); - содержание в дисциплинарной воинской части (было - наказание в виде направления в дисциплинарный батальон); - и, наконец, традиционный вид наказания - лишение свободы в новой редакции приобретшее два подвида: а) лишение свободы на определенный срок и б) пожизненное лишение свободы. Вместе с тем законодатель нормативно закрепил четыре новых вида наказаний. Это: обязательные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест. Все виды наказаний последовательно выстроены от более легкого к более серьезному: от штрафа до смертной казни. Уголовно-правовая классификация видов наказания приведена в ст.45 УК РФ и сводится к определению основных и дополнительных видов наказания. Следует отметить, что в УИК РФ нашли отражение все виды уголовных наказаний, предусмотренных ст.44 УК РФ. Изложение системы уголовных наказаний не самоцель. Законодатель в зависимости от видов уголовных наказаний определил также учреждения и органы, их исполняющие. Обратимся к содержанию статьи 16 УИК РФ. Часть первая определяет, что наказание в виде штрафа и конфискация имущества исполняются судом, вынесшим приговор, а также судом по месту нахождения имущества и судом по месту работы осужденного. Для этого в составе судебных органов функционирует институт судебных приставов-исполнителей. Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства осужденного. В настоящее время такого органа не существует. Следуя правовой логике, эти функции будут возложены на инспекции исправительных работ с последующим их переименованием. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью законодатель возложил на шесть видов различных учреждений и органов, тем самым закрепив де-юре фактически сложившуюся ситуацию. Это такие учреждения и органы, как уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденного в отношении осужденных, не лишенных свободы. Согласно ч.3 ст.16 УИК РФ, исполнение этого вида уголовного наказания на ряду с уголовно-исполнительной инспекцией возложено на администрацию организации по месту работы осужденного, а также органы, правомочные в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующими видами деятельности (например, коммерческая деятельность). Кроме того, это наказание исполняется исправительными центрами, дисциплинарными войсковыми частями и исправительными учреждениями. В свою очередь исправительные учреждения исполняют этот вид уголовного наказания как меру дополнительную к лишению свободы. Данное обстоятельство наиболее актуально для решения вопроса трудоиспользования осужденных, содержащихся в колониях-поселениях. Наказания в виде исправительных работ исполняются уголовно-исполнительной инспекцией. Наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы и смертной казни исполняются учреждениями уголовно-исполнительной системы. Лишение специального, воинского или почетного звания исполняется судом, вынесшим приговор. Наказания в отношении военнослужащих исполняются: - содержание в дисциплинарной воинской части - специально предназначенными для этого воинскими частями; арест - гарнизонными гауптвахтами; - ограничение по службе - командованием воинских частей по месту прохождения службы военнослужащими. Лица, осужденные условно, находятся под контролем уголовно-исполнительной инспекции. Анализ ст.16 УИК РФ свидетельствует о попытке разработчиков кодекса сформировать систему правоохранительных органов и учреждений на базе существующих учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, наделив их дополнительными функциями. Вместе с тем следует иметь в виду, что в Постановлении Государственной Думы от 24 мая 1996 года о введении в действие Уголовного кодекса РФ специально отмечено: “Положения настоящего Кодекса о наказаниях в виде обязательных работ и ареста вводятся в действие федеральным законом после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса РФ после создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 года”. 2. Назначение и виды исправительных учрежденийИсправительные учреждения предназначены для отбывания (исполнения) уголовного наказания в виде лишения свободы. Они являются исходным базисным компонентом уголовно-исполнительной системы (УИС).Исправительными учреждениями являются:1) исправительные колонии (ИК), которые предназначены для отбывания наказания осужденных, достигшими совершеннолетия, в виде лишения свободы. Они подразделяются на:а) колонии-поселения. Закон предусматривает два вида колоний-поселений:для осужденных за преступления, совершенные по неосторожности на срок не свыше пяти лет;для осужденных, переведенных из исправительных колоний общего и строго режимов в порядке поощрения;б) колонии общего режима. В них отбывают наказания впервые осужденные к лишению свободы за совершение уменьшенных преступлений небольшой или средний тяжести и тяжких преступлений, а также лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше пяти лет. В колониях общего режима отбывает наказания основная масса осужденных. По своим характеристикам они весьма разнородны, поэтому введено правило о раздельном их содержании на обычных, облегченных и строгих условиях;в) колонии строго режима. В этих колониях отбывают наказания осужденные мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершения особо тяжких преступлений; при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, а также осужденные женщины при особо опасном рецидиве преступлений. В колониях строгого режима имеются такие же условия содержания как и в колониях общего режима;г) колонии особого режима. В них отбывают наказание осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишениям свободы. В колониях особого режима также действует правило раздельного содержания осужденных, т.е. они могут содержаться на обычных, облегченных и строгих условиях.2) Тюрьмы. В тюрьмах отбывают наказание осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний. В тюрьмах устанавливаются общий и строгий режимы. На строгом режиме содержатся осужденные, поступившие в данное исправительное учреждение, и осужденные, переведенные с общего режима за злостные нарушения. На общем режиме содержатся осужденные переведенные со строгого режима по отбытии не менее одного года срока наказания.На строгом режиме не могут содержаться осужденные беременные женщины и осужденные женщины, имеющие при себе малолетних детей, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы.3) Воспитательные колонии (ВК). В них отбывают наказания несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года. Организуются ВК двух видов режима - общего и усиленного. В каждом из них устанавливается четыре вида условий отбывания наказания: а) обычные; б) облегченные; в) льготные; г) строгие.Несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетние женского пола отбывают наказания в ВК общего режима; несовершеннолетние мужского пола, ранее отбывающие лишение свободы, - в ВК усиленного режима (ч.6 ст.88 УК РФ).4) Лечебные исправляющие учреждения (ЛИУ). В этих учреждениях отбывают наказания осужденных к ограничению свободы, аресту, лишению свободы, больным алкоголизмом или наркоманией, а также страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемость, применяются принудительные меры медицинского характера по решению суда.5) Следственные изоляторы (Сизо). Они выполняют функции ИУ в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.Осужденные к лишению свободы, в отношении которых приговор вступил в законную силу, по общему правилу отбывают наказания в ИУ соответствующего вида режима. Вместе с тем в ряде случаев возникает необходимость оставления в Сизо или тюрьме, несмотря на то, что суд определил ему в приговоре отбывания наказания в ИК. Оставляются в Сизо или тюрьме впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которым отбывание наказания назначено в ИК общего режима с их согласия. Такая категория осужденных оставляется в Сизо или тюрьме решением начальника Сизо или тюрьмы при наличии согласия осужденного в письменной форме.Осужденных оставленных в Сизо или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, содержат на условиях, предусмотренных для лиц, отбывающих наказания в ИК общего режима. Эта категория осужденных содержится отдельно в незапираемых общих камерах и пользуется правом ежедневной прогулки продолжительностью два часа.3. Контроль за учреждениями и органами, исполняющими наказанияСистема учреждений и органов, исполняющих наказания, является частью системы правоохранительных органов Российской Федерации, решающих такую существенно значимую задачу, как борьба с преступностью и тем самым входят в систему государственного аппарата России. Эти органы и учреждения соблюдают законы и иные нормативные акты при исполнении приговоров в отношении осужденных. Поскольку в решении указанной задачи заинтересовано все общество, то оно через систему государственных и общественных институтов устанавливает постоянный контроль за деятельностью правоохранительных органов. Не составляет исключения деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, контроль за которой имеет свои особенности. Под контролем за учреждениями и органами, исполняющими наказания, следует понимать систему наблюдения и проверки соответствия их деятельности требованиям уголовно-исполнительною законодательства и иных нормативных правовых актов с целью выявления и устранения имеющихся нарушений и их предупреждения в будущем. Деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, находится под пристальным вниманием средств массовой информации и всего общества в целом. Контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет большое социально-правовое значение. Прежде всего, в процессе контроля обеспечивается соблюдение законности при исполнении уголовных наказаний. Несмотря на резкий всплеск преступности в стране, профессионально-целевые задачи борьбы с нею должны достигаться на основе и во исполнение закона. Иные формы деятельности правоохранительных органов, в том числе исполняющих наказания, не основанные на строгом соблюдении закона, дискредитируют государство в современных условиях. Контроль общества имеет важное значение в обеспечении персоналом учреждений и органов, исполняющих наказания, прав и законных интересов осужденных. Обеспечение правового положения лиц, отбывающих наказания, путем различных форм государственного и общественного контроля признано приоритетной задачей в ряде международных соглашений с участием Российской Федерации. Введение международного контроля, а также расширение национальных форм контроля за деятельностью персонала по обращению с осужденными, особенно в местах лишения свободы, придают особую актуальность рассматриваемой теме. Контроль за деятельностью персонала одновременно является средством выявления и устранения причин и условий нарушений законности в учреждениях и органах, исполняющих наказания. Он также влияет на совершенствование правовой основы законности, особенно нормативных правовых актов в случаях противоречия их действующему законодательству. Информация о применении и исполнении законов и основанных на них нормативных правовых актов позволяет судить и о качестве самих законов, пробелах и противоречиях в них.
Страницы: 1, 2, 3
|