p align="left">. 2. По субъекту, в ведении которого находится право формировать (учреждать) органы: а) органы исполнительной власти, которые формируются (учреждаются) самой Российской Федерацией в соответствии с конституционными положениями, отнесшими процедуру образования этих органов к ведению Федерации. Следовательно, к этой группе принадлежат лишь федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы; б) органы исполнительной власти, которые формируются (учреждаются) самими субъектами РФ на основании положений Конституции РФ, конституций (уставов) и законов субъектов РФ. Право образования этих органов отнесено к ведению субъектов РФ. Органы исполнительной власти, формируемые в субъектах РФ, могут находиться в так называемом двойном подчинении, т. е. подчиняться не только президентам, главам администраций, но и соответствующим федеральным органам исполнительной власти. Например, управление внутренних дел МВД России, действующее в субъекте РФ, подчиняется и главе администрации, и министру (министерству) внутренних дел РФ. 3. По способу и процедуре формирования (учреждения) органов: а) органы руководители, которых (главы исполнительной власти) избираются населением на соответствующей территории (например, президенты и председатели правительств республик, главы администрации краев и областей, городов федерального значения); б) органы, формируемые в установленном порядке высшими должностными лицами (глава Государства, президент) или главами исполнительной власти (президент, глава администрации, - высшее должностное лицо). 4. По организационно-правовым формам: а) правительства (Правительство РФ, Правительство республики, города федерального значения, краев, областей); б) министерства (федеральные, республиканские, некоторых областей субъектов РФ); в) федеральные службы и федеральные агентства (они могут иметь свои территориальные органы государственного управления); г) администрации; д) мэрии; е) департаменты, управления, главные управления, комитеты, отделы (они образуются в качестве структурных подразделений, как на уровне федеральных органов исполнительной власти, так и в субъектах РФ). 5. По характеру компетенции (или содержанию деятельности): а) органы исполнительной власти общей компетенции осуществляют управление на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер деятельности (управления) по всем основным вопросам их деятельности. Этим органам принадлежит так называемая общая компетенция, т. е. они могут решать общие вопросы социального, экономического, культурного, административно-политического строительства на соответствующей территории; б) органы отраслевой компетенции осуществляют управление, подчиненными им отраслями в различных сферах государственной деятельности. Ими являются, как правило, федеральные и республиканские министерства и образуемые ими иные отраслевые органы государственного управления. В субъектах РФ также создаются органы отраслевого управления, выступающие структурными образованиями (например, администраций краев, областей) и осуществляющие деятельность в рамках конкретной отрасли управления; в) органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции для всех или, для большинства отраслей и сфер деятельности (управления). Орган исполнительной власти межотраслевой компетенции учреждается в целях обеспечения координации в управлении делами в конкретной отрасли и сфере деятельности Полянский, И.А. Организация исполнительной власти субъекта Российской Федерации: Учебник. - М., 2001 г. - с. 58.. 6. По порядку принятия управленческих решений (правовых актов управления): а) коллегиальные органы; б) единоначальные органы. ГЛАВА 2. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2.1 Президент РФ и его полномочные представители в субъектах РФ Конституция РФ определяет статус Президента РФ как главы государства. Президент РФ осуществляет государственную власть, «возвышаясь» над всеми тремя ветвями государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Президент, выполняя важнейшие государственные функции, не входит в систему какой - либо ветви государственной власти. Президент РФ имеет законодательно установленные полномочия, взаимодействует со всеми ветвями власти, принимает участие в организации деятельности федеральных органов государственной власти, но не является главой ни одной из трех ветвей государственной власти. Президент РФ, не будучи главой исполнительной власти, играет весьма значительную роль в сфере ее организации (т. е. формирования системы органов исполнительной власти) и функционирования (т. е. практического осуществления функций компетенции, полномочий). Президент РФ как глава государства имеет множество важнейших полномочий, которые связаны с организацией и деятельностью государственных органов исполнительной власти: 1) гарантирует права и свободы человека и гражданина, которые реализуются чаще; всего в области организации и функционирования государственного управления; 2) формирует Правительство РФ; 3) предлагает для одобрения Государственной Думе Федерального Собрания кандидатуру Председателя Правительства РФ. В конечном счете Президент РФ может назначить на эту должность свою кандидатуру; 4) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ; 5) вправе принимать или отклонять отставку Правительства РФ; 6) определяет внутреннюю и внешнюю политику Российской Федерации; 7) вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае; противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина, но только до решения данного вопроса соответствующим судом. Поэтому такое право ограничивается во времени и контролируется по содержанию; 8) вправе использовать согласительные процедуры для разрешения разногласии между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов РФ как по своей инициативе, так и по инициативе органа исполнительной власти. В случае не достижения согласованного решения Президент РФ может передавать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда: так, ряд споров о компетенции разрешается Конституционным Судом РФ. 9) представляет Государственной Думе Федерального Собрания кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности; 10) по предложению Председателя Правительства РФ назначает: на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров 11) представляет Совету Федерации Федерального Собрания кандидатуры для назначения на высшие судебные должности, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; 12) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; 13) формирует и осуществляет руководство Администрацией Президента РФ; 14) утверждает военную доктрину Российской Федерации; 15) назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ в российских регионах; 16) назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях Российская Федерация. Президент. Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти: указ Президента Рос. Федерации от 2 июля 2005г. № 773 // Собр. законодательства Рос.Федерации. 2005. 4 июля. № 27. Ст. 2730 (с последующ. изм. и доп.). . Президент РФ может вводить на территории РФ или в ее отдельных местностях военное положение в случае агрессии против России или непосредственной угрозы такой агрессии. При обстоятельствах я в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом. Президент РФ вводит повсеместно либо в отдельных местностях России чрезвычайное положение: Реализуя свои полномочия, Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. В сфере организации и функционирования государственных органов исполнительной власти действует множество указов я распоряжений Президента РФ. Важные функции исполнительной власти и государственного управления выполняет Администрация Президента РФ, которая является государственным органом, координирующим деятельность всех органов и структурных образований, подчиненных Президенту РФ Смоленский, М.Б. Административное право: Учебник. -М.,2005. - с. 46 . Начиная административную реформу, Президент РФ своим Указом от 13 мая 2000 г. № 849 утвердил Положение «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». В России образовано семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Северокавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Образование округов даст возможность более эффективно осуществлять федеральный контроль на уровне нескольких субъектов РФ, позволит своевременно разрешать возникающие споры и конфликты между органами региональной государственной власти и территориальными органами федеральной исполнительной власти. Поправку к Конституции РФ "Об изменении срока полномочий президента РФ и Государственной думы" нижняя палата парламента поддержала в первом чтении в ходе заседания 14 ноября 2008 года. Законопроектом устанавливается, что президент избирается сроком на 6 лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а Госдума - на 5 лет. Увеличение срока полномочий позволит президенту Российской Федерации и Государственной думе не только определить направления дальнейшего развития страны и начать осуществление намеченных целей, но и во многом реализовать задуманное в течение одного срока полномочий. Тем самым повышается ответственность главы государства и парламента перед гражданами и обществом в целом за результаты своей деятельности. Установление более продолжительного срока полномочий президента страны по сравнению со сроком полномочий Госдумы продиктовано также необходимостью обеспечения стабильного, поступательного развития страны и преемственности государственной политики. 2.2 Правительство Российской Федерации Правовую основу организации и деятельности Правительства РФ составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, в том числе Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»; федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ. Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Данная система образуется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ее ведения, а также полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации Мигачёв, Ю.И., Попов, Л.Л., Тихомиров, С.В. Административное право РФ.: Учебник.- М., 2007 г. - с. 87. . Правительство РФ осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами. При этом Правительство РФ осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Правительство РФ - это высший орган исполнительной власти. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации Российская Федерация. Правительство. О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации: пост. Правительства Рос. Федерации от 1 июня 2004г. № 260 // Собр. законодательства Рос.Федерации. 2004. 7 июня. № 23. Ст. 2313. . В пределах своих полномочий Правительство РФ: а) следит за исполнением Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ; б) осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ; в) принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ. Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации, а также принимает акты, не имеющие правового характера, и дает поручения федеральным органам исполнительной власти соответствующим должностным лицам. Состав Правительства РФ зависит от структуры федеральных органов исполнительной власти, т. е. системы этих органов, предопределяемой целями и задачами деятельности исполнительной власти в соответствующий период времени. Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ:
Страницы: 1, 2, 3, 4
|