p align="left">Для обеспечения потребностей в подготовке и переподготовке кадров не-обходимо ускоренное развитие территориальных образовательных комплексов в субъектах Российской Федерации. В этом процессе должны участвовать пред-приятия, вузы, средние профессиональные учебные заведения, институты по-вышения квалификации, в том числе негосударственные (школы бизнеса, вузы, колледжи и др.). Условия их совместной деятельности со службой заня-тости определяются соответствующими договорами. Могут создаваться и соб-ственные учебные центры. Развитие программ профессиональной подготовки и переподготовки при-знается за рубежом одним из главных направлений активной политики борь-бы с безработицей. Их реализация особенно эффективна в условиях проведе-ния крупных структурных реформ, когда возможности занятости жестко увя-заны с переливом труда в новые, прогрессивные отрасли и сектора экономики, с развитием трудовых ресурсов. Однако процесс реформирования в России имеет свою специфику, что порождает определенные трудности для использо-вания западного опыта. Например, система профессионального обучения и переподготовки кадров рассчитана в нашей стране преимущественно на мас-совые профессии, а не на спрос на рынке труда, который требует гибкости и оперативности реагирования на меняющуюся рыночную конъюнктуру. Российские учебные заведения ориентированы на первичную профессиональ-ную подготовку молодежи и повышение квалификации по действующим специальностям, но не готовы к профессиональной переподготовке взрослого населения, оставшегося без работы или возвращающегося на рынок труда после длительного перерыва. В свою очередь федеральная служба занятости пока еще не имеет развитой учебно-курсовой сети, эффективных методик обу-чения, квалифицированных преподавателей, объективной информации о ка-чественных и количественных характеристиках спроса на рабочую силу на рынке труда. Зарубежный опыт показывает, что только кооперация профессиональных учебных заведений и индустриальных фирм позволяет успешно реализовать задачи подготовки современных кадров для рыночной экономики. Инициато-ром и координатором этой кооперации могут выступать государственная служба занятости и ее региональные органы. Особое место в борьбе с безработицей отводится разработке среднесрочных (с годовой разбивкой) целевых программ: региональных, отраслевых и нацелен-ных на наиболее уязвимые категории граждан (инвалидов, женщин, имеющих детей, молодежь, длительно безработных и др.). Региональные программы необходимы, прежде всего, для тех территорий, где уровень безработицы превышает предельно допустимые нормы. Здесь це-лесообразно создавать приоритетные условия для привлечения отечественного и иностранного капитала (свободные экономические, оффшорные зоны), раз-мещения государственных заказов и инвестиционных проектов, стимулирова-ния самозанятости населения, а также его территориальной мобильности. Отраслевые программы поддержки занятости необходимы в стагнирующих депрессивных отраслях (ВПК, легкая промышленность, угольная от-расль, машиностроение и др.). Эти отрасли нуждаются в структурной пере-стройке, техническом перевооружении, ресурсной поддержке, массовой пере-подготовке и повышении квалификации кадров, стимулировании экспорта и импортозаменяющих производств. В отраслях с высоким потенциалом скрытой безработицы для профилактики ее перехода в открытую форму необ-ходимо иметь программу опережающей переподготовки для лиц, находящих-ся в вынужденных административных отпусках и под угрозой увольнения. Как уже отмечалось ранее, первостепенное значение имеет и разработка целевых программ поддержки занятости социально уязвимых групп населения, неконкурентных на рынке труда. Для инвалидов, например, необходимо созда-вать институты так называемой "защищенной занятости", т.е. защищенные от конкуренции мастерские, рабочие центры, работы на дому, общественные объ-единения инвалидов и учреждаемые ими предприятия с максимальными нало-говыми и иными льготами. Снижение женской безработицы в России, связанной с решением проблем защиты материнства и детства, требует разработки специальных программ под-держки занятости женщин, включая подготовку кадров для сферы услуг, обу-чение основам предпринимательства и некоммерческого хозяйствования, раз-витие форм гибкой занятости для женщин, имеющих детей (неполная заня-тость, надомничество), усиление адресности в поддержке детей в малообеспе-ченных и неполных семьях, в частности путем субсидирования оплаты услуг детских дошкольных учреждений. В связи с увеличением срока длительности безработицы в стране, прини-мающей застойные формы, необходимо иметь специальные программы по борь-бе с застойной безработицей. В них целесообразно включить меры по социаль-ной и профессиональной реабилитации длительно неработающих (особенно молодежи) и предусмотреть подключение этих безработных к общественным работам, приобщить их к системе профессиональной ориентации и перепод-готовки, а также субсидируемому трудоустройству на квотируемые рабочие места. Рассматривая вопрос о снижении уровня безработицы, нельзя обойти вни-манием проблему социального партнерства профсоюзов, предпринимателей и государства на рынке труда. Такое партнерство интересно уже тем, что оно предусматривает активное использование коллективно-договорного механиз-ма в целях регулирования оплаты труда, занятости, разрешения трудовых кон-фликтов и предотвращения забастовок. Особо следует отметить необходи-мость повышения ответственности социальных партнеров за соблюдение при-нятых ими договорных обязательств в области оплаты труда и занятости. От-ветственность за нарушение договора будет способствовать предотвращению массовых забастовок, имеющих разрушительные последствия, как для произ-водства, так и для занятости работников. В этом деле целесообразно использо-вать положительный опыт Швеции и Германии по профилактике забастовок и локаутов на основе социального партнерства. Необходимо также активизировать роль профсоюзов и правоохранитель-ных органов в борьбе с незаконными задержками выплаты заработной платы на предприятиях и в организациях, в усилении административной и уголовной ответственности должностных лиц за необоснованные нарушения, допускае-мые в этой сфере, в частности за незаконное использование средств на оплату труда. 3. Социально-экономическая сущность, структура и принципы занятости Понятие "занятость" имеет много аспектов. В социально-экономической литературе оно трактуется как занятие полезным делом, учебой, работой, про-мыслом, уходом за детьми и престарелыми, военной службой. В современных условиях занятость стала одной из существенных характеристик экономики и благосостояния народа, составной частью социально-экономической полити-ки. Важность этой категории позволяет рассматривать ее как неординарное самостоятельное явление. Прежде всего следует остановиться на социально-экономической сущности занятости. Она достаточно глубоко раскрыта в Законе "О занятости населения Российской Федерации" (1991 г., новая редакция -- 1992 и 1996 гг.). В этом до-кументе занятость определяется как общественно полезная деятельность граж-дан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход). В указанном законе определен и круг граждан, которые относятся к тому или иному виду занятости. В совокупности эти виды занятости представляют собой социально-экономическую структуру занятости. Какие же виды дея-тельности выделяются в законе и характеризуют структуру занятости населе-ния? К ним относятся: § работающие по найму; § занимающиеся предпринимательской деятельностью; § временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, по-вышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастов-ками или иными причинами; § самостоятельно обеспечивающие себя работой; § избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; § проходящие службу в Вооруженных силах, внутренних и железнодорож-ных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел; § обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-техни-ческих училищах, а также проходящие курс обучения в высших, средних спе-циальных и других учебных заведениях. Многообразные виды деятельности можно сгруппировать по определен-ным признакам, дающим представление о некоем самовоспроизводящем сооб-ществе людей, характеризующим повседневную жизнь граждан, целостность и безопасность страны, обеспечение преемственности поколений, непрерыв-ность процесса общественного воспроизводства. По этим признакам можно выделить три группы занятых. I. Занятые в экономике оплачиваемой деятельностью. Они создают основ-ное богатство (вещное и духовное) общества. Благодаря полученным средст-вам в результате деятельности в экономике индивидуумы имеют возможность воспроизводить и развивать себя, а также обеспечивать развитие других сфер общественно полезной деятельности. II. Служащие Российской армии. Они (рядовой состав), как правило, зани-маются деятельностью, не приносящей им прямой денежный доход, но выпол-няют важную функцию сохранения безопасности государства, создания условий для мирного труда населения, занятого в экономике. По мере перехода на контрактную форму службы военнослужащие по денежному довольствию мало, чем будут отличаться от занятых в экономике. III. Учащиеся с отрывом от производства. Это резерв, который готовится для замены естественно выбывающих поколений трудоспособного населения. Занятых в экономике по характеру участия в экономических процессах можно в свою очередь подразделить на три важные подгруппы: наемные работники. Самая многочисленная часть занятого трудоспособ-ного населения. К ним относятся лица, занятость которых обусловлена прода-жей своей рабочей силы; работодатели. Это экономически наиболее активная часть населения. К ним относятся работодатели-собственники, предприниматели, реализующие свои предпринимательские способности; самозанятые. К данной категории относятся лица, работающие за свой счет, члены производственных кооперативов, не использующих наемную ра-бочую силу на постоянной основе. В мировой и российской практике используются и другие классификации. Так, в соответствии с Международным классификатором статуса занятости (МКСЗ-93) выделяются шесть групп занятого населения: наемные работники; работодатели; лица, работающие за свой счет; члены производственных кооперативов; помогающие члены семьи; работники, не классифицируемые по статусу. С помощью данной группировки можно более детально проанализировать состав занятых и характер занятости. Вместе с тем пятая группа -- помогаю-щие члены семьи -- несколько аморфна, в нее могут быть включены индиви-дуумы, имеющие редкие, эпизодические занятия. Тем не менее, каждая из клас-сификаций позволяет выявить тот или иной интересующий общество, госу-дарство срез занятости и принять соответствующие меры для ее совершенство-вания. Принципы занятости Радикальные экономические реформы вызвали к жизни новые принципы занятости, которые сформулированы и закреплены в Конституции РФ, Законе "О занятости населения Российской Федерации" и других документах. Эти принципы отражают уже реалии рыночной экономики. Первым принципом, закрепленным в Конституции РФ, является доброволь-ность труда, свободное распоряжение своими способностями к производительно-му и творческому труду. В Конституции РФ подчеркивается, что каждый человек вправе выбирать для себя ту форму жизнедеятельности, которая дает ему возможность для самореализации. Любые формы принуждения к труду не допускаются, за ис-ключением случаев, устанавливаемых законодательством. Незанятость граждан не преследуется законом. Занятость трудом не является исключительным и обяза-тельным видом полезной деятельности. Конституция признает равноправны-ми и другие виды полезной деятельности (учеба, ведение домашнего хозяйст-ва, воспитание детей, общественная, религиозная деятельность и т.д.). Проводимые рыночные реформы, приватизация средств производства, жилья, свобода передвижения по стране и проживания в любом месте позволя-ют в известной степени реализовать этот принцип. Вместе с тем его претворе-ние в жизнь в значительной степени зависит от наличия источников средств существования. Отсутствие последних, как, например, у безработных, особен-но не работающих длительное время, может поставить под вопрос возмож-ность занятия любыми видами деятельности. Вторым принципом, также вытекающим из названных выше документов, является ответственность государства за создание равных стартовых условий В реализации конституционных прав на свободно избранную занятость многие категории граждан нуждаются в помощи государства. Так, молодежь, вступая в трудовую жизнь, еще слабо представляет, где лучше применить свои способности. Необходимы профессиональная ориентация, содействие в приоб-ретении профессии, в создании рабочих мест и т.д. Подобная помощь нужна и другим группам населения: многодетным женщинам, инвалидам, людям пред-пенсионного возраста и т.п. Создание равных условий государство может осу-ществлять экономическими, законодательными, социальными мерами. Третий принцип состоит в учете и обеспечении долговременных националь-ных интересов. Общество, государство не могут безразлично относиться к своим национальным интересам, в том числе и в сфере занятости. Существует определенный предел экспансии иностранного капитала в экономику любой страны, переход через который чреват потерей экономической, а затем и поли-тической самостоятельности для страны, превращением ее в полуколонию, в определенный, чаще всего топливно-сырьевой, придаток других более разви-тых стран. А это, в свою очередь, чревато негативными последствиями для раз-вития рабочей силы и видов занятости. Четвертым принципом является учет региональных, национально-этни-ческих и отраслевых особенностей и потребностей в рабочих местах. Необходимость учета данного принципа диктуется для России огромными масштабами страны, ее отдельных регионов, порой превышающими многие европейские государства, вместе взятые; многонациональным населением (более сотни наций и народностей, имеющих свои этнические, религиозные и другие особенности и потребности в специфических видах деятельности и ор-ганизации труда). Это прежде всего относится к народам Крайнего Севера. Сказанное предполагает установление особых отношений, в том числе и феде-ральных, между субъектами. Пятым принципом выступает необходимость комплексного подхода к реше-нию проблем занятости. Комплексный подход включает координацию усилий органов власти всех уровней, взаимодействие механизмов государственного регулирования и ры-ночной саморегуляции, использование финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижение экономической эффективности и социальной справедли-вости. После отказа государства от прямого централизованного управления заня-тостью возникла необходимость в новой системе регулирования занятости. Такая система в настоящее время формируется в стране. Главными звеньями системы регулирования занятости выступают трудо-вое законодательство; указы Президента и постановления правительства; со-глашения, заключаемые субъектами социально-трудовых отношений на наци-ональном, региональном, отраслевом уровнях и уровне предприятий; феде-ральные и региональные программы стимулирования занятости. Совместными усилиями основных субъектов социально-трудовых отноше-ний должны определяться перспективные направления занятости, необходи-мые для этого структурные изменения, повышения качественных характерис-тик рабочей силы, ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рын-ках труда. Однако главным координатором всех усилий должно выступать го-сударство. 4 Заключение. Важнейшей экономической функцией занятости является соединение рабо-чей силы со средствами производства, т.е. обеспечение работников экономичес-ки целесообразными рабочими местами в целях создания материального и ду-ховного богатства, необходимого для удовлетворения потребностей человека и общества. В годичном измерении созданное трудом общественное богатство измеряется таким показателем, как валовой национальный продукт (ВНП), ко-торый включает доходы в форме заработной платы, прибыли, рентных плате-жей, процента (а также амортизацию и косвенные налоги). Другими словами, экономическая функция занятости заключается в создании предпосылок для \ удовлетворения личных и общественных потребностей. Занятость выполняет не только экономическую, но и важную социальную функцию, хотя эти функции трудно разделить. Граница между ними чисто услов-ная. Социальная функция занятости заключается в обеспечении разностороннего развития человека. Человек в жизнедеятельности общества выступает не толь-ко в качестве одного из факторов производства, не только как средство, орудие достижения экономических и политических задач, но прежде всего как высшая ценность и цель общественного развития. Переход к активной государственной политике на рынке труда требует соответствующего пересмотра структуры расходов Государственного фонда занятости населения РФ. Приоритетным должно быть финансирование актив-ных мер по борьбе с безработицей. В целом же переход к активной политике занятости в сочетании с макро-экономической стабилизацией и ростом производительности труда должны стать важнейшими приоритетными направлениями регулирования рынка труда России. 5 Литература. 1. Государственное регулирование рыночной экономики под ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А. «Издательство «Экономика»», 2001 - 735с.
Страницы: 1, 2
|