p align="left">Рассмотрев основные характеристики семейного пра-ва, можно дать следующее его определение. Семейное право -- это система правовых норм, регулирующих семейные отношения, то есть личные и имущественные отношения, возникающие между гражданами из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание. §2. Основные начала (принципы) семейного права При раскрытии сущности семейного права необходи-мо учитывать не только специфику его предмета и мето-да семейно-правового регулирования, но и основные на-чала (принципы) семейного права, отражающие наиболее характерные черты данной отрасли права. Под основными началами (принципами) семейного права принято пони-мать руководящие положения, определяющие сущность данной отрасли права и имеющие общеобязательное зна-чение в силу их правового закрепления. К основным началам (принципам) семейного права относятся: 1) принцип признания брака, заключенного только в органах загса. В соответствии с п. 2 ст. 1 СК в Российской Федерации по-прежнему признается только брак, заключенный в органах загса. Браки, заключенные иным способом (по религиозным, церковным и иным обрядам), не признаются, то есть не имеют никакого правового значения и не порождают никаких правовых последствий. Не признается браком и фактическое сожительство мужчины и женщины без государственной регистрации в органах загса, сколь бы длительным оно ни было; [3, с.12] 2) принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины, означающий право каждого мужчины и каж-дой женщины выбрать себе жену или мужа по собствен-ному усмотрению и недопустимость какого-либо сторонне-го воздействия на их волю при решении вопроса о заключении брака. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, -- обязательное условие заключения брака. Данный принцип предполагает и воз-можность расторжения брака (свободу развода) как пожеланию обоих супругов, так и по заявлению только од-ного из них; 3) принцип равенства прав супругов в семье основан на положениях ст. 19 Конституции РФ о равенстве прав мужчины и женщины и выражается в том, что муж и жена имеют равные права при решении всех вопросов жизни семьи (вопросы материнства, отцовства, воспита-ния и образования детей, бюджет семьи и т.д.); 4) принцип разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию согласуется с вышеназванным принципом равенства права супругов в семье и тесно связан с ним (п. 2 ст. 31 СК). Действие данного принципа распрост-раняется на решение любого вопроса жизни семьи (расхо-дование общих средств супругов; владение, пользование и распоряжение общим имуществом; выбор образователь-ного учреждения и формы обучения детей и др.); 5) принцип приоритета семейного воспитания де-тей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспече-ния приоритетной защиты их прав и интересов. Данный принцип вытекает из содержания Конвенции о правах ре-бенка, рассматривающей его как самостоятельную лич-ность, наделенную соответствующими правами, нуждаю-щуюся в силу возраста в поддержке и защите; 6) принцип обеспечения приоритетной защиты, прав и интересов нетрудоспособных членов семьи. Семья, как объединение лиц, основанное на браке или родстве, есте-ственно, предполагает оказание ими друг другу не только моральной, но и материальной поддержки и помощи. При-чем такая помощь как с нравственной, так и с правовой позиций должна оказываться, прежде всего нетрудоспо-собным членам семьи, лишенным по объективным причи-нам возможности обеспечить себя необходимыми средства-ми существования. Семейный кодекс с учетом специфики регулируемых им отношений конкретизирует важнейший конституцион-ный принцип равноправия граждан (ст. 19 Конституции), согласно которому государство гарантирует равенство прав и свобод граждан независимо от пола, расы, националь-ности, языка, происхождения, имущественного и долж-ностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, а также других обстоятельств. В п. 4 ст. 1 СК запрещаются любые формы ограничений прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расо-вой, национальной, языковой или религиозной принадлеж-ности. Отсюда следует, что безусловным принципом се-мейного права является равноправие граждан в семейных отношениях. Понятие нравствен-ности носит исторически подвижный характер и заключа-ется в соблюдении гражданами установленных в обществе норм морали и правил поведения. Ограничение прав граж-дан в семье может быть предусмотрено или в самом СК, или в других федеральных законах. В Российской Федерации семья является объектом госу-дарственной семейной политики. Цель государственной се-мейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи. Государственная семей-ная политика является составной частью социальной полити-ки Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, эконо-мического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улуч-шение условий и повышение качества жизни семьи1. Защита материнства, отцовства, детства и семьи в России осуществляется как путем принятия и реализации на практике разнообразных государственных мер, так и путем совершенствования законодательства, в том числе и семейного. §3. Система и источники семейного права Нормы семейного права, регулирующие определен-ный вид общественных отношений, расположены не хао-тично, а находятся в определенной системе. Система се-мейного права -- это его структура, состав отдельных его институтов и норм в их определенной последователь-ности. Система семейного права складывается объектив-но, так как отражает специфику общественных отноше-ний, входящих в предмет семейного права, и представля-ет собой единство и разграничение взаимосвязанных семейно-правовых институтов. Под правовым институтом понимают законодательно обособленную совокупность пра-вовых норм, обеспечивающих комплексное регулирование группы однородных и взаимосвязанных общественных от-ношений. [3, с. 16] Специальная (особенная) часть семейного права вклю-чает большое число институтов, каждый из которых ре-гулирует определенную разновидность общественных от-ношений. К ним относятся: брак (условия и порядок заключения брака, пре-кращения брака, недействительность брака); права и обязанности супругов (личные права и обя-занности супругов, законный режим имущества супругов, договорный режим имущества супругов, ответственность супругов по обязательствам); права и обязанности родителей и детей (установ-ление происхождения детей, права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей); алиментные обязательства членов семьи (алимен-тные обязательства родителей и детей, алиментные обязательства супругов и бывших супругов, алиментные обя-зательства других членов семьи, соглашения об уплате алиментов, порядок уплаты и взыскания алиментов); формы воспитания детей, оставшихся без попе-чения родителей (выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление (удочерение) детей, опека и попечительство над детьми, приемная семья); применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранцев и лиц без гражданства. Источники семейного права. Источники семейного права -- это формы внешнего выражения (закрепления) семейно-правовых норм. К ним относятся соответствующие нормативно-правовые акты, которые подразделяются на семейное законодательство и иные правовые акты, содержащие нормы семейного права. В состав источников семейного права входят и при-нимаемые в соответствии с Семейным кодексом другие федеральные законы. Как установлено п. 2 ст. 3 СК, семейное законодатель-ство включает не только СК и принимаемые в соответ-ствии с ним другие федеральные законы, но также и за-коны субъектов РФ. К источникам семейного права относятся не только Конституция РФ, Семейный кодекс и принимаемые в со-ответствии с ним другие федеральные законы и законы субъектов Федерации, но и иные нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения, включая, в первую очередь, указы Президента РФ, которые, согласно ч. 2 ст. 90 Конституции РФ, обязательны для исполне-ния на всей территории России. Как правило, указы Пре-зидента по вопросам регулирования семейных отношений носят нормативный характер, то есть содержат общие правила, рассчитанные на многократное применение. В основном, указами Президента утверждаются ме-роприятия общегосударственного уровня, имеющие комп-лексный характер (например, федеральные целевые про-граммы по различным вопросам защиты семьи, материн-ства и детства)1, или определяются концептуальные под-ходы к решению проблем в данной сфере. Как следует из п. 3 ст. 3 СК, Правительство РФ так-же вправе принимать нормативные правовые акты на основании и во исполнение Семейного кодекса, других фе-деральных законов и указов Президента РФ. Однако в от-личие от законов субъектов Федерации это возможно, со-гласно ч. 1 ст. 115 Конституции РФ и п. 3 ст. 3 СК, лишь в случаях, непосредственно предусмотренных СК, другими, федеральными законами, а также указами Президента РФ. Представляется, что ведомственные нормативные акты, затрагивающие отношения, регулируемые семей-ным правом, могут издаваться только на основании, по поручению и во исполнение постановлений Правительства РФ (в свою очередь принятых в рамках компетенции Пра-вительства по регулированию семейных отношений). В про-тивном случае их издание и применение на практике бу-дет противоречить требованиям Кодекса. При решении вопроса об отнесении того или иного нормативного правового акта к источникам семейного права важно учитывать требование принципиального характера о том, что нормативные акты любого государственного или иного органа, в том числе указы нормативного харак-тера Президента, постановления палат Федерального Со-брания, постановления и распоряжения Правительства и др., должны соответствовать положениям Семейного ко-декса и других федеральных законов. §4. Основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства и норм международного права Основания и пределы применения гражданского за-конодательства к семейным отношениям установлены ст. 4 СК. В ней закреплено важное положение о том, что к перечисленным в ст. 2 СК имущественным и личным не-имущественным отношениям между членами семьи {то есть между супругами, родителями и детьми (усынови-телями и усыновленными), а в случаях и в пределах, пре-дусмотренных семейным законодательством, между дру-гими родственниками и иными лицами, не урегулирован-ным семейным законодательством, применяется граж-данское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. Применение гражданского законо-дательства к семейным отношениям может осуществ-ляться также в случаях, непосредственно предусмотрен-ных СК. [3, с. 26] Для семейного права имеют также теоретическое и практическое значение те положения ГК, в которых со-держатся определения основополагающего характера (на-пример, правоспособность и дееспособность граждан, мес-то жительства, эмансипация, имя гражданина, убытки, моральный вред, недействительность сделки, исковая дав-ность, ответственность и др.). Соглас-но которой гражданское законодательство может при-меняться к семейным отношениям, как к отношениям, регулируемым другой отраслью права, то есть в порядке субсидиарного применения. Аналогия закона аналогия права при регулирова-нии семейных отношений. Восполнение пробелов в семей-ном законодательстве посредством аналогии закона или аналогии права предусмотрено ст. 5 СК. В теории права под аналогией закона принято понимать решение дела или отдельного юридического вопроса на основании закона, регулирующего сходные отношения, а под аналогией пра-ва -- решение дела или отдельного юридического вопроса на основе общих начал и смысла законодательства. Обязательными условиями применения на практике аналогии закона являются: а) неурегулированность спор-ных семейных отношений нормами семейного законодатель-ства или соглашением сторон; б) отсутствие норм граж-данского права, прямо регулирующих эти семейные от-ношения. Именно в такой ситуации к спорным отношениям между членами семьи применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные (то есть близ-кие по характеру) отношения. В противном случае основа-ний использования аналогии закона не имеется. Однако следует иметь в виду, частное разрешение семейного спора при помощи аналогии не должно противоречить существу семейных отношений. От аналогии закона следует отличать законодательный прием отсылочного регулирования, ког-да в нормативно-правовом акте, регламентирующем определенное отношение, содержится указание о том, что тот или иной вопрос должен решаться в соответствии с конкретными нормами, регулирующими другой вид отношений (так, не будет аналогией закона применение ст. 168-179; ГК, устанавливающих основания недействительности сделок, для признания брачного договора недействительным в связи с тем, что п. 1 ст. 44 СК прямо отсылает к этим нормам ГК).
Страницы: 1, 2, 3
|