p align="left">В эти годы активно использовался такой один из мощных социальных рычагов того времени, как социалистическое соревнование. В выводах и предложениях рабочих бригад предлагалось всю работу по помощи в улучшении культурно-бытовых условий проделать "через лучшие показатели соцсоревнования и ударничества, причем не только отдельных предприятий, но и цехов, достигая тем самым путем встречных планов 100-процентного выполнения намеченных целей и тем самым укрепить повседневную смычку трудящихся с милиционером, идя навстречу с реальной помощью работникам милиции на всем культурном фронте, получить от них встречное выполнение возложенных на них задач". Для совместного решения стоящих задач устанавливалось шефство со стороны предприятий и общественных организаций как над Управлением рабоче-крестьянской милиции, так и над его подразделениями. В 1932 г. в Уфе уже активно работали общества содействия милиции. "Взаимоотношения между милиционером и общественностью имеют громадные достижения в деле организации общества содействия милиции Осодмила", - отмечается в упомянутом выше документе. В том же 1932 г. бюро партийной организации при Управлении милиции рассматривало в числе прочих вопросов взаимодействие с обществами содействия милиции. Было принято следующее решение: "Обеспечить партийное руководство работой ОСОДМИЛа... Через профсоюзные организации поставить на должную высоту работу добровольных организаций, превращая их в действительные приводные ремни партии, организуя из членов добровольных обществ ударные бригады по проведению хозяйственных политкампаний (ОСО, МОПР, Шефобщество, СВБ и другие организации)". Было организовано социалистическое соревнование между милицией Башкирии и Татарии, в рамках которого была предусмотрена массовость и эффективность работы добровольных обществ. В принятой 5 сентября 1933 г. в Уфе Резолюции о проведении соцсоревнования было указано на необходимость: "вовлекать в БРИГАДМИЛ лучших ударников производства... вести систематическую работу по вовлечению в БРИГАДМИЛы новых лучших работников, проводя это под лозунгом: "Каждый коммунист должен вовлечь не менее 2 ударников в БРИГАДМИЛ". Но объективности ради стоит отметить, что в Башкортостане не всегда достаточно уделялось внимания помощи со стороны осодмильцев, а затем и бригадмильцев. Например, 2 апреля 1940 г. на собрании, посвященном итогам работы милиции города Уфы за I квартал того года, прямо говорилось о том, что "работы добровольных обществ в 1939 г. не было, а также и в 1940 г. почти нет, нет планов работы... профилактической работы нет, бригадмильцы числятся, имеются личные дела, но работы таковых нет, и работы с таковыми нет ни со стороны участковых и в целом отделения". Впрочем, и они не всегда вели себя подобающим образом. На том же собрании докладчику был задан вопрос: "Почему милиционеры гоняют бригадмильцев, когда они хотят помочь им в очередях?". На это докладчик возразил: "Если не имеют удостоверения, а лишь стремятся без очереди получить хлеб, милиционеры вправе поставить бригадмильцев в очередь". Понимание необходимости широкого привлечения общественности к охране общественного порядка, стремление к этому прослеживаются постоянно, во всяком случае, на это постоянно нацеливали как руководство милиции Башкирии, так и партийные организации. Свидетельством этого является, в частности, отчет о партийно-политической работе среди коммунистов и беспартийных 1-го отделения милиции г. Уфы НКВД БАССР за период с 17 февраля 1940 г. по 21 марта 1941 г., где говорилось, что "наряду с имеющимися достижениями в работе имеются еще недостатки: недостаточно поставлена работа с общественностью, с БРИГАДМИЛом, с ночными сторожами". Собрание предложило: улучшить работу с БРИГАДМИЛом, с дворниками, с управдомами, с которыми провести собрания до 1 мая 1941 г., довести по Кировскому району число бригадмильцев до 100 человек и привлечь их в работе для охраны общественного порядка. Месяц спустя на закрытом партийном собрании той же парторганизации было отмечено: "Работу с подсобным аппаратом в первом квартале мы намного улучшили, начали вести работу с массой путем проведения докладов и бесед". Емелин С.М. «Основные формы содействия населения деятельности милиции накануне Великой Отечественной войны: развитие, региональные особенности, профилактическое значение» //История государства и права, 2009, N 10 Таким образом, начиная с конца 1920-х годов партийно-государственным руководством и органами внутренних дел уделяется особое внимание развитию различных форм взаимодействия населения и милиции, привлечению граждан к выполнению функций охраны общественного порядка. В 1930 - 1940-х годах участие трудящихся в охране общественного порядка и борьбе с преступностью принимает все больший размах. Народные дружинники и десятки других самодеятельных организаций оказывали помощь милиции в борьбе с нарушениями общественного порядка и преступностью, работая в тесном взаимодействии. При всех имеющихся недостатках и упущениях в работе милиции с общественностью трудно переоценить роль последней в деле охраны общественного порядка. Осодмильцы, а затем бригадмильцы в рассматриваемый период внесли свою лепту в борьбу с хулиганством, самогоноварением и шинкарством, помогали милиции выявлять и обустраивать беспризорных и безнадзорных детей, выявлять расхитителей и спекулянтов. Об актуальности проблемы повышения роли общественности в обеспечении правопорядка говорит тот факт, что она регулярно становится темой обсуждения, в том числе на самом высоком уровне. Российская газета. 2009. N 40 (4864). 11 марта; Щит и меч. 2009. N 10 (1170). 12 марта. В настоящее время готовится законопроект "Об участии граждан в охране общественного порядка", который должен окончательно определить место общественности в осуществлении правоохранительных функций, создать действенную профилактическую систему, комплексно осуществляя данную работу на всех уровнях. 3. ДОСТУП НАСЕЛЕНИЯ К ОФИЦИАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК УСЛОВИЕ УЧАСТИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ Формирование правового государства и гражданского общества в стране упирается в правовой нигилизм, низкую правовую культуру и неразвитое правосознание населения. Одной из общих причин этого является отсутствие широкого общественного доступа к официальным документам и иной актуальной правовой информации. В рамках реализации правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации на сегодняшний день в государстве создана основа единой системы информационно-правового обеспечения деятельности органов государственной и муниципальной власти. Целостная система информационно-правового обеспечения всего населения пока еще отсутствует. В этих условиях назрела необходимость разработки комплекса мер концептуального, методологического, организационного и правового характера по созданию такой системы. Общедоступные библиотеки России всегда стараются реагировать на актуальные потребности и запросы общества. В их деятельности в соответствии с общественными приоритетами постоянно появляются новые задачи и формы работы. Новым направлением для российских библиотек стало участие в правовой информатизации общества и обеспечение доступа граждан, государственных, коммерческих и общественных структур к правовой информации. В России к 1998 г. сложились мощные государственные и коммерческие структуры, создающие правовые банки данных и предоставляющие их для широкого круга пользователей. Однако систематическое правовое информирование и просвещение населения в этой деятельности отсутствовали. Необходимость создания такой системы и привела к разработке программы «Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации (ПЦПИ) на базе общедоступных библиотек», так или иначе задействующей в процессе правового просвещения 48,5 тысячи библиотек. Названная программа действует с 1998 года и осуществляется совместно Минкультуры России, Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ, теперь - Спецсвязь России) и Российским фондом правовых реформ (РФПР) при участии других государственных, коммерческих и неправительственных организаций. С 2002 г. к этой программе присоединилась МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех». Активное участие в реализации программы принимают органы власти субъектов Российской Федерации. Ими приняты акты о создании центров, выделяются дополнительные ставки для библиотек, предоставляются каналы связи, оказывается финансовая, информационно-правовая и иная поддержка. Важную роль играют также высшие учебные заведения юридической направленности, средства массовой информации, коммерческие фирмы, занятые производством и распространением правовых баз данных (особенно «Консультант Плюс» и «Кодекс»). С этими фирмами Министерство заключило соглашения о взаимном сотрудничестве Кашинский Ю.И., Сатолина М.Н., Захаревич И.А. и др. «Публичные центры правовой информации - форпост правовой информатизации» // Проблемы правовой информатизации, 2001. № 4. С. 143-147.. К настоящему времени центры открыты в 1200 библиотеках, школах, вузах и др. учреждениях, четырех федеральных и практически во всех региональных научных библиотеках. Достигнутые результаты стали возможными только благодаря огромной востребованности центров властными структурами всех уровней и населением. Впервые в России создается действенный механизм реализации конституционного права граждан на доступ к правовой информации, в том числе к официальным текстам документов федерального, регионального и муниципального уровней. В сегодняшних условиях, когда подавляющая часть печатных изданий не доходит до регионов и тем более муниципальных образований, этот механизм особенно ценен. В библиотеках, в которых открыты ПЦПИ, количество обращений к правовым документам резко возросло. Приведем в качестве примера несколько цифр о работе ПЦПИ. За три года работы в Центре правовой информации Российской государственной библиотеки обслужено более 33 тыс. человек, выдано более 150 тыс. изданий, выполнено более 60 тыс. справок. Причем до 70 % запросов реализуются в автоматизированном режиме с помощью электронных правовых баз данных. В Смоленске за три года количество посещений ПЦПИ выросло с 3 до 12 тысяч, количество предоставленных справок - с 3,5 тысячи до 14 тысяч. Причем около половины справок предоставляется с помощью профессиональных юристов. В Брянском ПЦПИ в 2001 году гражданам было выдано 44 тысячи экземпляров печатных изданий, 1300 распечаток из электронных баз данных, выполнено свыше 3 тысяч библиографических справок правовой тематики. Из всех запросов - 20 % по вопросам собственности и приватизации, 20 % - по составлению исковых заявлений, 15 % по вопросам налогообложения, 30 % - по вопросам семейного права. Среди пользователей пенсионеры составляют 58 %, безработные - 15 %, частные предприниматели - 10 %. Выпускаются информационные бюллетени на темы: «Вопросы местного самоуправления», «Права и свободы человека», «Выборы», «Новости ПЦПИ». Демидов А.А., Сатолина М.Н., Дорогова Л.Н. «Создание систем открытого доступа населения к правовой информации: опыт России и Беларуси» // Проблемы правовой информатизации, 2003, № 6. ПЦПИ становятся общественными центрами, в которых граждане имеют возможность высказать свои предложения и претензии к местным законам и различным нормативным актам. Доступ населения к информации такого рода, непосредственно помогает обществу ориентироваться в законодательстве. Тем самым, предотвращая нарушения прав и свобод граждан, а также нарушения всех норм права Российского законодательства. Гражданин знающий весь объем своих прав и обязанностей, может в полной мере оценивать действия других граждан и органов государственной власти. 4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА Современную преступность отличает и то, что она проникла во все сферы общественной жизни, во все виды деятельности и общественных отношений, деструктивно влияя на них. В подтверждение сказанному достаточно указать на широкую распространенность криминальной субкультуры. В этой связи становиться очевидным, что при таком положении вещей одни правоохранительные органы минимизировать преступность, доведя ее до социально терпимого уровня, без активной поддержки населения не смогут. Тем более что и эффективность правоохранительной деятельности, осуществляемая государственными структурами, не соответствует в полной мере общественным ожиданиям. Тогонидзе Н.В. Проблемы эффективности борьбы с преступностью в России // Государство и право. 2003. N 10. С. 82 - 93; N 11. С. 99 - 112. Таким образом, в стране возрождается практика правоохранительной деятельности, осуществляемой негосударственными органами и общественными формированиями правоохранительной направленности не столько на возмездной, сколько на добровольной безвозмездной основе. Применяемые в настоящее время формы участия граждан в охране правопорядка в том или ином объеме закреплены в региональных нормативно-правовых актах, которые, по существу, и регламентируют данный вид правоохранительной деятельности. Независимо от организационно-правовых форм общественные объединения равны перед законом. Их деятельность основана на принципах добровольности, равноправия, уважения личности, соблюдения прав и свобод граждан. Они ставят перед собой многообразные социальные, политические, культурные, воспитательные и иные общественно полезные цели. Органы государственной власти оказывают поддержку общественным объединениям в их социально полезной деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|