реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Роль и место унитарных предприятий в российском законодательстве

реферат
спользование государственных предприятий в качестве рычага государственного регулирования экономики. Политика капиталовложений, цен, занятости задается здесь целями экономической политики в области отраслевой и региональной структуры и др., оттесняя соображения рентабельности на второй план;

взятие государственным сектором на себя значительных социальных расходов;

внешние факторы;

неэффективность управления;

нерациональное использование унитарными предприятиями ресурсов;

повышенный бюрократизм Дойников И.В. Государственное предпринимательство. Учебник. [Текст] - М., Издательство ПРИОР. 2000. - С. 11..

В то же время, как отмечается рядом специалистов, установка законодателя на преобразование большинства государственных предприятий на праве хозяйственного ведения в казенные предприятия представляется спорной. Хозяйственная самостоятельность казенных предприятий настолько ограничена, что последние не способны быть активными субъектами экономических отношений Косякова И.И. Государственное предприятие в рыночной экономике. [Текст] - М., Юриспруденция. 2001. - С. 93..

При этом роль казенных предприятий также остается неоднозначной.

По законодательству казенные предприятия относятся к коммерческим организациям. Однако, следует отметить, что казенные предприятия в соответствие с ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» могут осуществлять, в том числе, убыточную деятельность. В законе прямо говориться о возможности осуществления казенными предприятиями дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств. Возможность осуществления убыточной деятельности казенными предприятиями, причем в качестве основной, свидетельствует о том, что некоторые казенные предприятия по своей сути являются некоммерческими. Так, В.В. Лаптев Лаптев В.В. Современные проблемы предпринимательского (хозяйственного) права [Текст] // Предпринимательское право в 21 веке: преемственность и развитие. - М., Юрайт. 2002. - С.13. считает, что «предприятия убыточные и малорентабельные должны организоваться как казенные». Ряд других юристов также отмечают, что казенные предприятия по своей сути являются некоммерческими организациями Ершова И.В. Некоторые аспекты управления государственной собственностью [Текст] // Закон. - 2004. - № 3. - С.11.. Напротив, в отношении иных коммерческих организаций, имеющих убыточное хозяйство, может быть инициирована процедура банкротства.

Что касается вопроса о возможности осуществлять унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения, прибыльной деятельности, то здесь надо обратить внимание на следующее.

Унитарные предприятия по законодательству остаются коммерческими организациями. Однако такое, очевидное на первый взгляд, положение все чаще подвергается сомнению Занковский С.С. Предпринимательские договоры [Текст] / Отв. ред. Лаптев В.В. - М., Волтерс Клувер. 2004. - С. 304; Щенникова Л. Закон об унитарных предприятиях и его роль в российской экономике [Текст] // Российская юстиция. - 2003. - № 4. - С. 21; Кашковский О.П. О критериях разграничения коммерческих и некоммерческих организаций [Текст] // Юрист. - 2000. - № 5. - С. 19. и не в последнюю очередь в связи с принятием Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в статье 8 которого говорится об основаниях создания унитарных предприятий. Более подробно относительно статьи 8 Закона будет рассмотрен в разделе о правоспособности унитарных предприятий. Тем не менее, хотелось бы сделать вывод, касающийся выше обозначенного вопроса.

Вместе с тем В.В. Витрянский, критически относящийся к унитарным нреднриятиям, отмечает, что «коли хозяйствующие субъекты как унитарные предприятия донускаются к участию в гражданском обороте, их имущественный статус должен быть таким, чтобы обеспечивалась защита прав и законных интересов их кредиторов. В этих целях ГК РФ относит унитарные предприятия к категории коммерческих организаций и сохраняет в отношении них действие общего правила, устанавливающего ответственность коммерческой организации по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом» Витрянский В.В. Гражданский кодекс о юридических лицах [Текст] // Вестник ВАС РФ. - 1995. - № 5. - С. 34..

Тем не менее, по нашему мнению, должны быть сохранены как казенные предприятия, необходимые для решения социальных и иных государственных задач, так и унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, деятельность которых должна быть направлена на получение прибыли. В последнем случае собственник должен обеспечить такую возможность, включив в перечень выполняемых видов деятельности, деятельность, которая может приносить прибыль и покрывать убытки от убыточной деятельности. При этом, как показала практика, предоставление такой же самостоятельности как иным коммерческим организациям не совсем целесообразно, поскольку в этом случае происходит большое количество нарушений интересов собственника унитарными предприятиями.

В то же время, по мнению Н.И. Косяковой государственные предприятия в отличие от казенных должны стать активными субъектами рыночных отношений. «Необходимо обеспечить этим предприятиям широкую самостоятельность и практически те же права, что и иным коммерческим организациям. Только в таких условиях можно надеяться на конкурентоспособность этой категории принадлежащих государству унитарных предприятий» Косякова Н.И. Государственное предприятие в рыночной экономике. [Текст] - М., Юриспруденция. 2001. - С. 79..

Деятельность унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, должна быть организована таким образом, чтобы они имели возможность получать прибыль и отвечать по обязательствам соразмерно объему полномочий. Казенные предприятия при сохранении нормы о запрете их банкротства должны решать социальные задачи и осуществлять иную убыточную деятельность.

1.2 Характеристика унитарных предприятий, их создание и реорганизация

Согласно ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

Предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, должно иметь самостоятельный баланс, а также круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке. Кроме того, предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Оно вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять как и другие организации только на основании лицензии. Причем особых правил лицензирования деятельности унитарного предприятия действующим законодательством не предусмотрено.

Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях ввел более жесткие требования к полному наименованию унитарных предприятий. Если ранее наименование предприятия должно было содержать указание только на собственника его имущества, то теперь такое наименование должно содержать еще и указание на организационно-правовую форму предприятия (п.1 ст.54, п.
3 ст.113 ГК РФ). В фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, следует также включать указание на то, что предприятие является казенным (п.3 ст.115 ГК РФ).

Унитарные предприятия не могут выступать в качестве покупателей государственного и муниципального имущества (ст.5 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 4. - Ст. 251.) и быть доверительными управляющими по договору доверительного управления (ч.1 ст.1015 ГК РФ). Первое ограничение объясняется тем, что при покупке имущества указанными субъектами не происходит прекращения публичной собственности, т.е. цель приватизации не будет достигнута. Кроме того, предприятия не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие), не могут выступать учредителями (участниками) кредитных организаций (ч.1 ст.2, ч.1 ст.6 Закона). Последнее ограничение, скорее всего, связано с необходимостью сохранения имущества собственника, поскольку кредитные организации осуществляют деятельность повышенного риска. В других случаях закон, наоборот, допускает участие в некоторых видах деятельности определенных субъектов гражданского права, в том числе унитарных предприятий Ст. 19 О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики [Текст]: [федеральный закон № 192-ФЗ, принят 29.12.1998 г., по сотоянию на 29.11.2004] // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 1. - Ст. 1; Ст. 12 О военно-техническом сотрудничестве российской федерации с иностранными государствами [Текст]: [федеральный закон № 114-ФЗ, принят 19.07.1998 г., по состоянию на от 04.12.2007] // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 30. - Ст. 3610; Ст. 5 О наркотических средствах и психотропных веществах [Текст]: [федеральный закон № 3-ФЗ, принят 08.01.1998 г., по состоянию на 24.07.2007] // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 2. - Ст. 219; Ст. 13 О донорстве крови и ее компонентов [Текст]: [закон РФ № 5142-1, принят 09.06.1993 г., по состоянию на 18.10.2007] // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 28. - Ст. 1064..

Деятельность казенного предприятия осуществляется на основании плана-заказа, который утверждается ежегодно уполномоченным органом на основании выявленной им потребности в производимой предприятием продукции и доводится до него (завода) за три месяца до начала планируемого года.

Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Законодательством предусмотрена обязанность собственника финансировать деятельность казенных предприятий при недостаточности доходов, полученных от реализации продукции (работ, услуг). Средства из бюджета могут выделяться на реализацию плана развития завода, компенсацию убытков от выполнения плана-заказа и на другие цели. Не использованные предприятием по истечении финансового года бюджетные ассигнования подлежат возврату в бюджет.

В соответствие со ст.8 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Норма о создании казенных предприятий на уровне субъектов РФ и муниципальных образований является новой. Ранее подобных предприятий не было. Тем не менее, существование казны субъектов РФ и казны муниципальных образований допускало возможность создания казенных предприятий на любом из этих уровней и ранее Ершова И.В. Проблемы правового регулирования государственного имущества в хозяйственном обороте. [Текст] - М., Юрайт. 2001. - С. 152; Ахмедуев А. Казенные предприятия: функции, критерии и механизм хозяйствования [Текст] // Экономист. - 1998. - № 9. - С. 18.. Правда, исследователями отмечалось несоответствие казенных предприятий объектам местной инфраструктуры и функциям муниципальных образований. В настоящее время в муниципальных образованиях, где данные проблемы были преодолены, существуют муниципальные казенные предприятия.

В то же время, ряд специалистов придерживаются той точки зрения, что введение нормы об учреждении казенных предприятий субъектами РФ и муниципальными образованиями не является достоинством Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

К.П. Кряжевских обращает внимание, что в Проекте ФЗ № 302706-3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» говорится об исключении института казенных предприятий субъектов РФ и муниципальных образований Кряжевских К.П. Право оперативного управления и право хозяйственного ведения государственным имуществом. [Текст] - СПб., Издательство «Юридический центр Пресс». 2004. - С.134..

Решение об учреждении унитарного предприятия принимается органом государственной или муниципальной власти в соответствие с его компетенцией, В нем должны быть, в частности, определены цели и предмет деятельности унитарного предприятия, т.е. закреплены пределы правоспособности предприятия.

Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.

Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства РФ от 09.09.1999 г. № 1024 Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 39. - Ст. 4626., исходит из того, что для оптимизации количества унитарных предприятий необходимо, чтобы организации в форме унитарного предприятия, в т.ч. казенного, создавались исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых они создаются, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно-правовой формы. Случаи целесообразного использования организационно-правовой формы унитарного предприятия были определены в названной Концепции, которые частично нашли свое отражение в ст.8 Закона о государственных и муниципальных предприятиях.

Говоря о существовании государственных и муниципальных предприятий в других государствах, следует отметить, что и по этому поводу нет среди ученых единогласия.

Так, Е.А. Суханов подчеркивает, что право хозяйственного ведения и оперативного управления, традиционно относимые к категории вещных, «не имеют аналогов ни в римских, ни в пандектных (германских) частноправовых конструкциях» Кряжевских К.П. Право оперативного управления и право хозяйственного ведения государственным имуществом. [Текст] - СПб., Издательство «Юридический центр Пресс». 2004. - С. 7..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.