p align="left">Противоправными, применительно к данному составу правонарушения, признаются деяния, выразившиеся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию РФ или при убытии с таможенной территории РФ товаров, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам. Под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим, и иные документы, не имеющие юридической силы. Если раскрыть более широко понятие “недействительные документы”, то можно сказать, что под недействительными документами понимаются: а) поддельные документы, то есть полностью изготовленные фиктивные документы или подлинные документы, в которые внесены искаженные сведения (например, путем исправления или уничтожения части текста, внесения в него дополнительных данных, проставления оттиска поддельного штампа или печати, замены целой страницы на другую страницу, с текстом отличным от исходного и т.п.); б) документы, полученные незаконным путем, то есть выданные с нарушением порядка их выдачи, либо полученные в результате представления в качестве основания для их выдачи заведомо ложных сведений или поддельных (подложных) документов, либо в результате злоупотребления должностным лицом служебным положением или совершения им халатных действий при выдаче этого документа; в) документы, содержащие недостоверные сведения, - документы, которые фактически являются подлинными, но содержат сведения, не соответствующие действительности. При этом документ сохраняет признаки и реквизиты должного (изготовляется на официальном бланке, содержит фамилии и должности лиц, которые должны его подписывать, и т.п.), однако внесенные в него сведения (текст, цифровые данные) являются ложными; г) документы, относящиеся к другим товарам и транспортным средствам, - документы, отвечающие установленным требованиям, но являющиеся основанием для перемещения через таможенную границу других товаров и транспортных средств; д) иные не имеющие юридической силы документы, к которым могут относиться документы, не имевшие юридической силы или утратившие ее (например, документы, выданные неправомочным органом или неуполномоченным должностным лицом, доверенность, в которой не указана дата ее совершения, и т.п.). В статьях 73 и 81 ТК РФ прямо указано, какие документы и сведения должны быть представлены таможенному органу при международной перевозке товаров автомобильным транспортом. Это сведения о государственной регистрации транспортного средства; наименовании и адреса перевозчика товаров; наименовании страны отправления и страны назначения товаров; наименовании и адресе отправителя и получателя товаров; о продавце и получателе товаров; о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковки товаров; наименовании и кодах товаров в соответствии Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) на уровне не менее 4-х знаков; о весе брутто товаров (в килограммах) либо об объеме товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов; о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации запрещен или ограничен; о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной. Данный перечень документов и сведений является исчерпывающим для целей таможенного оформления и в абзаце 3 части 1 статьи 72 ТК РФ прямо указано, что таможенный орган не вправе требовать от перевозчика иных сведений, кроме указанных в статьях 73-76 ТК РФ. В статьях 74-76 ТК РФ указываются документы и сведения, которые необходимо предоставлять таможенному органу при перевозке товаров другими, отличными от автомобильного, видами транспорта. Кроме указанного выше перечня необходимых для таможенного оформления документов и сведений существует ряд отдельных процедур перевозки продуктов питания по таможенной территории Российской Федерации автомобильным транспортом. Это такие процедуры, как перевозка товаров и транспортных средств в соответствии с Таможенной Конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975г.), перевозка товаров и транспортных средств с применением Таможенной Конвенцией о Карнете АТА, перевозка товаров и транспортных средств с применением Конвенцией от 26 июня 1990 года “О временном ввозе”, перевозка товаров и транспортных средств с применением Конвенцией о Договоре международной перевозки грузов и т.д. В каждом из вышеуказанных документов существуют определенные порядки составления документов и порядки их предоставления таможенным органам для целей таможенного оформления, но все эти условия составления документов и порядки их предоставления уже содержаться в статьях 73-76 ТК РФ. Прибытие на таможенную территорию РФ продуктов питания в количестве меньшем, чем указано в представляемых таможенному органу документах, не является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 16.1 КоАП РФ, поскольку указанная в документах часть товара фактически не ввозится на таможенную территорию Российской Федерации. При отсутствии товара, подлежащего таможенному оформлению и таможенному контролю, не возникает вредных последствий, общественная опасность такого деяния отсутствует. В случае прибытия продуктов питания в количестве большем, чем указано в товаросопроводительных документах, предметом правонарушения является только не указанная в документах часть товара. Наряду с представлением таможенному органу недействительных документов объективную сторону рассматриваемого правонарушения образует использование для незаконного перемещения продуктов также средств идентификации, перечисленных в части 3 статьи 16.1 КоАП РФ. Сообщение таможенному органу недостоверных сведений о маркировке или о стране происхождения продуктов питания может быть квалифицировано по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ только в том случае, если это влечет несоблюдение запретов на ввоз товаров на таможенную территорию РФ или их транзит через таможенную территорию РФ в соответствии с международными договорами РФ и (или) законодательством РФ. Итак, основным правонарушением в сфере вооза и вывоза продуктов питания является контрабанда. В современном уголовном праве контрабанда относится к разделу преступлений в сфере экономической деятельности. Контрабанда (ст. 188 УК) наносит вред финансово-экономической системе государства, поскольку в государственный бюджет не поступают таможенные пошлины и сборы, установленные на ввозимые товары, а также создает угрозу общественной безопасности, если предметом контрабанды являются некачественные или зараженные продукты питания. 3.3 Юридический состав основных правонарушений в сфере ввоза и вывоза продуктов питания Объектом преступления является внешнеэкономическая деятельность. Субъектом правонарушения, попадающего под действие статьи 16.1 КоАП РФ являются гражданин, индивидуальный предприниматель (который в целях привлечения к ответственности выступает как должностное лицо - статья 2.4 КоАП РФ), юридическое лицо, фактически перемещающие продукты питания через таможенную границу, а также должностное лицо организации, привлекаемой к ответственности за данное правонарушение. Лицом, фактически перемещающим продовольствие, может выступать лицо, перемещающее товары, или перевозчик товаров. Романова Е. В. Таможенное право.- СПб.: Питер, 2006.- 224 с.- (Серия «Завтра экзамен»). В случае совершения правонарушения гражданином, перемещающим товары для собственных нужд, он одновременно является и перевозчиком, и лицом, перемещающим товары. Объективная сторона правонарушений в сфере импорта и экспорта продуктов питания заключается в перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров при наличии хотя бы одного из указанных в данной статье признаков: помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. Субъективная сторона правонарушения, совершенного физическим лицом (гражданином или должностным лицом), характеризуется прямым умыслом. Непосредственный объект контрабанды - общественные отношения, регулирующие товарооборот продуктов питания через таможенную границу и обеспечивающие внесение в бюджет таможенных пошлин и сборов. Дополнительные объекты при контрабанде продуктов питания: общественная безопасность и здоровье населения. Состав правонарушения имеет место, если перемещение продуктов питания осуществлено в крупном размере, т.е. если их стоимость превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда. Заключение Проблема правонарушений в сфере импорта и экспорта продуктов питания в РФ стоит достаточно остро. Во многом она обусловлена состоянием таможенной системы в целом по стране. К примеру, многие таможенные посты, которые стали пограничными со странами СНГ, не оборудованы для надлежащего выполнения таможенного и пограничного контроля. Не хватает помещений служебно-производственного назначения, многие из имеющихся нуждаются в реконструкции, оборудовании и техническом оснащении, более половины площадей служебных зданий и сооружений таможенные органы арендуют. Наличие этих проблем свидетельствует о том, что организация и состояние таможенной инфраструктуры пока еще отстают от потребностей эффективного осуществления ВЭД. Крупной проблем для таможенных брокеров и таможенных перевозчиков является слишком высокая сумма обеспечения уплаты таможенных платежей, а также страхования. Одной из основных проблем существования и развития таможенной инфраструктуры является низкое финансирование, а в некоторых случаях даже полное его отсутствие. Создание таможенной и околотаможенной инфраструктуры должно быть одной из приоритетных задач таможенной службы и участников внешнеэкономических связей, прежде всего - государтсва. Они призваны обеспечить сотрудничество и партнерство друг с другом для реализации их общих интересов - ускорения и нормализации движения товаров. Для этого необходимо: 1. Развитие объектов околотаможенной инфраструктуры на коммерческой основе (складов для таможенных грузов, магазинов беспошлинной торговли, стоянок для автотранспорта). 2. Создание системы информационно-консультационного обслуживания участника ВЭД. 3. Оказание услуг по декларированию внешнеторговых грузов 4. Обеспечение максимальной доступности информации о таможенных правилах. 5. Защита прав экспортеров и импортеров. 6. Упрощение процедуры обжалования действий таможенных органов. Россия - мощная индустриально-сырьевая страна. Однако сегодня, когда граница фактически стала прозрачной и открытой, все большее число недобросовестных физических и юридических лиц пытаются подорвать экономическую безопасность России, совершая правонарушения в сфере импорта и экспорта продуктов питания. Сложившееся положение дел в данной сфере не является критическим, но повсеместная контрабанда может помешать процессу вступления РФ в ВТО. Для пресечения в области импорта и экспорта продуктов питания через таможню необходимо: 1. Четко определить и нормативно закрепить требования к оформлению документов, предъявляемых таможенному органу при ввозе товаров на таможенную территорию РФ с целью исключения возможности их двоякого толкования, соответственно, с целью исключения возможности “ухода” от административного наказания лиц, совершивших административные правонарушения. 2. На основе четкого разграничения функций разработать методику координации и взаимодействия таможенных органов с другими правоохранительными органами при проведении ими совместных операций по пресечению правонарушений в области таможенного дела. 3. В интересах ускоренного становления таможенных органов как правоохранительной структуры организовать интенсивную подготовку профессионалов административного расследования на собственной учебно-методической базе Российской таможенной академии и по программам, отвечающим требованиям таможенной специфики. Создание системы таможенной службы, оснащенной современными средствами связи и транспорта, будет способствовать максимальному снижению ввоза товара контрабандным способом или с административными правонарушениями. Список литературы 1. Лазарев В.В. Липеив С.В. Общая теория государства и права. Учебник для вузов М., Спарк, 2000 г. 2. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М.: Юриспруденция, 2000. 3. Морозова Л. А. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы. - М.: Юристъ, 2000. 4. Таможенный кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий официальными документами коллектива специалистов Государственного таможенного комитета Российской Федерации.- М.: Агентство «Библиотечка «Российской газеты», 2004.-703 с. 5. Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право России: Учебник/ Отв. Ред. Н. И. Химичева.- 2-е изд., перераб. И доп.- М.: Юрист, 2007.- 504 с. 6. Романова Е. В. Таможенное право.- СПб.: Питер, 2006.- 224 с.-(Серия «Завтра экзамен»). 7. Настольная книга импортера & экспортера.Выпуск1.- Таможенный кодекс РФ."Инкотермс-90".М.:Инфра-М,1993. 8. Козырин А.Н. Комментарии к Таможенному кодексу РФ. М.:Спарк,1996. 9. Ветров Н.И. Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов. - ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. 10. Контантинов А., Дикселиус М. Бандитская Россия.-СПб.; БИБЛИОПОЛИС; ОЛМА-ПРЕСС, 1997г. 11. Контрабанда и контрабандисты: наркотики, антикрвариат, оружие./ Авт.-сост. Т.И. Ревяко.- Мн.: Лит-ра. 1997г. Размещено на Allbest.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|