p align="left">Наш анализ позволяет сделать вывод, что обе рассмотренные позиции не состоятельны не только в научно-теоретическом плане, но и с точки зрения мирового опыта решения земельного вопроса. К каким же практическим результатам и последствиям они приводят, причем объективно, независимо от того, какие благие цели и задачи провозглашают их сторонники? Противники частной собственности на землю и ее купли-продажи аргументируют свою точку зрения не-обходимостью защиты интересов крестьян, обеспечения их землей, предотвращения ее разбазаривания. На деле это означает отрицание регулируемого государством рынка земли. В результате в данной сфе-ре возникает правовой вакуум, что создает благоприятные условия для юридических злоупотреблений и разбазаривания земли. Сторонники свободной купли-продажи земли тоже выступают за расширение доступа крестьян к земле, поскольку ей нужен эффек-тивный хозяин. По их мнению, лучший путь к этому - формирование полноценного рынка земли, ее свободная куп ля-продажа. В действи-тельности последняя сделает землю еще более недоступной для крес-тьян, не имеющих средств на ее приобретение. Не будет она способ-ствовать и созданию условий для развития рыночной экономики, на что надеются правые. Ведь нормальная рыночная экономика предпо-лагает не свободный, а регулируемый государством рынок земли. Ра-туя за свободный рынок, сторонники этой позиции вынуждают мно-гих людей выступать против купли-продажи земли в принципе. А значит, результат будет тот же: разбазаривание земли и произвол в ходе становления земельного рынка. Почему же так живучи рассмотренные диаметрально противопо-ложные позиции по земельному вопросу, ставшие камнем преткновения на пути принятия Земельного кодекса? Неужели за столько лет споров нельзя было понять, что они противоречат здравому смыслу, объектив-ному ходу развития экономики и всего общества, мировому опыту? Думается, здесь не может быть однозначного ответа. Ведь среди сторонников обеих позиций есть как не разбирающиеся в сути аграр-ного вопроса, но искренне отстаивающие свою позицию, так и вполне объективно осознающие существо проблемы. Что касается тех, кто действительно заботится о земле, о том, чтобы крестьяне были ею обес-печены, то их односторонняя трактовка рыночного оборота земли и частной собственности на землю во многом объясняется невысоким уровнем профессиональных знаний в данной области, в том числе и ее правовых аспектов. Это, в свою очередь, усугубляется политически-ми целями и амбициями, которые приводят к определенной зацикленности на своей позиции. Правда, истоки непрофессионального понимания земельного воп-роса у левых и правых сил, пожалуй, разные. Против рыночного обо-рота земли выступают главным образом аграрии, хотя к ним примы-кают и немало других. Представители селян, разумеется, хорошо зна-ют деревню, цену земли-кормилицы, поэтому они заинтересованы в ее сохранении и улучшении. Неудивительно, что аграрии проявляют осторожность, здоровый крестьянский консерватизм по отношению ко всем радикальным новшествам, особенно если они затрагивают судь-бы земли. Нельзя сбрасывать со счетов и недоверие населения к вла-сти, сформировавшееся в результате неудачно проведенной ваучерной приватизации. Те, кто выступает за полную свободу купли-продажи земли, напротив, плохо знают реальные проблемы села. Они, как пра-вило, руководствуются теоретико-академическими представлениями о "чистой" частной собственности на землю и ее рыночном обороте. Вместе с тем анализ показывает, что главной причиной нерешенно-сти аграрного вопроса являются отнюдь не профессиональные издер-жки понимания самой проблемы. Складывается впечатление, что многим руководителям местных и вышестоящих органов власти выгодно затягивать законодательное урегулирование рыночного оборота земли. За этим кроются их личные мотивы и интересы, далекие от интересов крестьян и всего народа. В условиях правового вакуума проще распо-ряжаться землей по собственному усмотрению. Для прикрытия своих корыстных целей они сознательно направляют обсуждение по ложно-му пути, искажая суть проблемы, допуская ее подмену. Тем самым бло-кируется принятие давно назревшего решения о создании регулируе-мого государством рынка земли, создается правовой "тупик". При разработке вопроса о формах земельных отношений и ры-ночном обороте земли необходимо учитывать региональные особен-ности, касающиеся всех сторон жизни населения: экономические и социальные, политико-исторические и.национально-этнические. На-зовем в первую очередь плотность населения и соответствующую обес-печенность крестьян землей. В одних районах, прежде всего на Кавка-зе, на человека приходится порой всего несколько соток сельхозугодий, а в других - несколько сотен гектаров. Важно принимать во внимание нынешнее состояние земельных ресурсов, уровень разви-тия и жизнеспособность сельскохозяйственных предприятий, ситуа-цию с трудовыми ресурсами, социально-экономические условия жиз-ни на селе. Только на этой основе можно решить, какая форма зе-мельных отношений и рыночного оборота земли наиболее приемле-ма в конкретной ситуации. Если выбор делается в пользу традици-онной купли-продажи земли (разумеется, регулируемой), то допол-нительно надо учитывать, в какой степени регион подготовлен к со-зданию более или менее цивилизованного рынка земли. Имеются в виду, в частности, кадастровая оценка земли, инфраструктура ее ры-ночного оборота, кадровое обеспечение и т.п. Предусмотреть из центра все многообразие региональных осо-бенностей, влияющих на выбор варианта рыночного оборота земли и его специфических форм, невозможно. В решении названных вопро-сов нужно предоставить широкие права регионам. Именно такой под-ход содержится в рекомендациях Государственного совета РФ, согла-сованных в феврале 2001 г. Однако это не означает, что регионы могут обладать полной самостоятельностью в данной области. Распределе-ние функций федеральных и региональных органов власти в аграр-ной сфере должно соответствовать Конституции РФ и способство-вать взвешенному решению двуединой задачи: с одной стороны, ук-реплению российской государственности, а с другой - развитию само-стоятельности регионов. Общие принципы регулирования земельных отношений и рын-ка земли должны определяться федеральным законом. Они призва-ны прежде всего обеспечивать общегосударственную защиту консти-туционных прав граждан, особенно крестьян, на землю, в том числе на получение ее в частную собственность и распоряжение ею. Федераль-ный закон должен закрепить эти принципы таким образом, чтобы нацеливать региональные органы на последовательную практическую реализацию прав граждан на землю применительно к конкретным ус-ловиям и особенностям регионов. В методологическом и даже практическом плане при сбалансированном реше-нии земельного вопроса полезно использовать опыт столыпинской реформы. Как нз-всстио, П. Столыпин считал, что основой сельского хозяйства является крепкий хозя-ин-собственник на земле. Община же препятствовала этому. Вся ее система землеполь-зования и весь уклад жизни вели к уравниловке и не позволяли крестьянину про-являть свою инициативу и смекалку. Реформа Столыпина преследовала цель развя-зать руки предприимчивым хозяевам, освободить их от общинных пут. Но он не толь-ко не ставил задачу полного развала общины, кардинальной ломки сложившихся земельных и хозяйственных отношений, но, напротив, категорически выступал против этого. Главным для него было предоставить крестьянам возможность добровольного выхода из общины. Такая позиция, отвергающая любой шаблонный и стандартный подход, была закреплена в законе, давшем столыпинской реформе путевку в жизнь. "Закон не призван учить крестьян и навязывать им какие-либо теории, - подчерки-вал П. Столыпин, выступая в Государственной думе 10 мая 1907 г. - Пусть каждый устраивается по-своему... Само правительство во всех своих стремлениях указывает только на одно: нужно спять тс оковы, которые наложены на крестьянство, п дать ему возможность самому избрать тот способ пользования землей, который его наиболее устраивает". Далее он продолжал: "Пусть собственность ... будет общая там, где община еще не отжила, пусть будет она подворная там, где община уже не жизненна...". П. Столыпин еще в начале реформы преобразовал семейную собственность или владение наделом в собственность (владение) одного лица - главы хозяйства. В выступлении на заседании Государственного совета 6 марта 1907 г. он заявил, что им предлагаются "меры против чрезмерного сосредоточения этих земель в одних руках и против чрезмерного дробления, а равно и по упрочению совершения на них актов". В другом выступлении ои подчеркивал, что закон вводит ограничения на свободную продажу земли с целью сохранения крестьянства: "... Надельная земля не может быть отчуждена лицу иного сословия, надельная земля не может быть заложена ина-че, как в Крестьянский Банк, она не может быть продана за личные долги, она не может быть завещана иначе, как по обычаю ". Решаемые сегодня в России задачи во многом сходны с теми, которые стояли перед великим реформатором П. Столыпиным. Тогда надо было освободить крестьян от пут, которыми община сковывала их предприимчивость. Это требовало появления новых форм хозяй-ствования. А для их развития было необходимо преобразование зе-мельных отношений. Аналогичные проблемы возникли и на заре де-мократических преобразований. Колхозно-совхозная система закаба-ляла крестьян не меньше, чем община. Реформы как раз и были призваны открыть дорогу развитию других форм собственности и хозяйствования на селе, что, в свою очередь, обусловливало потреб-ность в адекватной трансформации земельных отношений. Любые кардинальные реформы всегда несут разрушительный и созидательный заряд. Эффективность реформирования зависит от их соотношения и направленности. Политика П. Столыпина может слу-жить, пожалуй, образцом того, как сочетать разрушение отживших элементов с развитием новых, созидательных форм, подчинять первое второму и при этом проявлять гибкость, творческий подход, не до-пускать шаблона. Тем самым достигаются позитивные результаты при одновременном смягчении неизбежных социально-политических про-тиворечий в обществе. Гибкая столыпинская тактика аграрного ре-формирования поучительна для практики современных российских Последний аспект имеет принципиальное значение. История Рос-сии и других стран учит, что извечный вопрос о земле может быть положительно урегулирован лишь в том случае, если одновременно решаются и остальные проблемы жизни крестьянства и полнокровно-го функционирования сельской экономики. К сожалению, приходится констатировать, что сейчас при регулировании земельных отношений в России это требование игнорируется. Все дискуссии сводятся к зе-мельной реформе. В то же время не решаются актуальнейшие пробле-мы самого существования деревни, ее выживания. В итоге даже пози-тивные меры земельной реформы не дали желаемых результатов. Надо учитывать, что последствия радикальной экономической реформы особенно болезненно сказались на сельском хозяйстве, что обусловлено особенностями этой отрасли.-По своей природе сельское хозяйство является разобщенным, в том числе территориально. Поэто-му в условиях рынка оно не может на равных отстаивать свои инте-ресы перед монополистами-смежниками. В "цепочке" межотраслевых связей сельское хозяйство выступает крайним перед потребителем. На нем прямо отразилось резкое снижение покупательной способно-сти населения при либерализации цен. Немалое значение имеет и то, что вопреки расхожим утверждениям первых реформаторов сельско-хозяйственные, предприятия были в еще меньшей степени готовы к переходу на рыночные условия хозяйствования (инфраструктура, изу-чение рыночного спроса и т.п.), чем предприятия других отраслей В силу этих и других особенностей сельское хозяйство оказалось в очень тяжелом положении. Резко возросли диспаритет цен и свя-занная с ним неэквивалентность обмена продукцией. В 1990-1997 гг. цены на поступающие в село ресурсы повысились в 8848 раз, а на сельскохозяйственную продукцию - только в 2000 раз (в деномини-рованных рублях - соответственно в 8,8 и 2 раза). Разрыв в динами-ке индексов цен составил 4,4 раза. После дефолта августа 1998 г. им-порт продовольствия несколько сократился, что способствовало рос-ту цен реализации сельскохозяйственной продукции. В 1999 г. цены на ресурсы для села увеличились в 1,6 раза, в то время как на сель-скохозяйственную продукцию - в 2 раза. Однако уже в 2000 г. про-явилась прежняя тенденция: цены на промышленную продукцию воз-росли на 66%, а на сельскохозяйственную - лишь на 36%. В условиях усилившегося диспаритета цен резко снизилась рен-табельность производства в аграрном секторе. Если в 1990 г. только 3% сельскохозяйственных предприятий были убыточными, то в 1998 г. их удельный вес составил уже 88%. В 1990 г. общий уровень рента-бельности равнялся 37%, а в 1998 г. - -28%. В результате повышения цен реализации в 1999 г. удельный вес убыточных хозяйств снизил-ся до 54% и средняя рентабельность составила 8,5%. Но в действи-тельности она носит фиктивный характер, поскольку определяется очень низким уровнем оплаты труда, включаемого в себестоимость продукции. В 1990 г. среднемесячная оплата труда в сельском хозяй-стве составляла 93% соответствующего показателя в промышленно-сти и более 95% средней оплаты труда в народном хозяйстве. Сей-час эти цифры равны соответственно 29 и 38%. Ясно, что в результате искусственно занижается себестоимость сельскохозяйственной продукции и завышается ее доходность. В 1999 г. общая прибыль сельхозпрсдприятий составила 14,6 млрд. руб. при рентабельности 8,5%. Если бы оплата труда на селе была повышена хотя бы до 66% ее уровня в промышленности, то фонд оплаты труда только по реализованной про-дукции возрос бы па 18 млрд. руб., а по всей произведенной продукции - па 25,6 млрд. руб. Эти суммы были бы учтены в себестоимости продукции, соответ-ственно уменьшилась бы прибыль (если бы она была) или увеличились и без того масштабные убытки, исчисленные па основе явно заниженной, практически поми-нальной оплаты труда. Так что возникшая в 1999 г. прибыль, по сути, мнимая, напо-минающая доходы колхозов при "пустопорожнем трудодне". Диспаритет цен усугубляется отсутствием льготного кредитова-ния и страхования, широко применяемых в развитых странах. Резко сократилась государственная поддержка сельского хозяйства по ли-нии бюджетного финансирования. Негативное воздействие назван-ных тенденций во многом усиливалось политикой приватизации в аграрном секторе, которая привела к ликвидации многих крупных сельскохозяйственных предприятий. В результате сельское хозяйство оказалось в состоянии глубокого финансово-экономического кризиса. Оно безнадежно опутано долгами. На начало 2001 г. кредиторская задолженность сельскохозяйственных предприятий составила 229 млрд. руб., в том числе просроченная -158 млрд. руб. Долги из года в год растут. Так, в 1998 г. задолженность равнялась 140 млрд. руб., а в 1999 г. - 175 млрд. руб. Кредиторская задолженность примерно в 1,3 раза превышает годовую выручку от реализации продукции и в 6,5 раза - дебиторскую задолженность. В таких условиях хозяйства не могут осуществлять расширенное воспроизводство. Нет средств на возмещение и обновление ресурсов. Приобретение техники, удобрений и горючего сократилось в 5-15 раз. Если в 1990 г. хозяйства закупили почти 144 тыс.. тракторов, то сей-час закупают менее 10 тыс. в год, грузовых автомобилей - соответ-ственно 97,6 тыс. и менее 4 тыс. Покупка минеральных удобрений уменьшилась за эти годы с 11 млн. до 1,6 млн. т (в пересчете на 100-процентное содержание питательных веществ). В 1990 г. хозяйства приобрели 11,3 млн. т автобензина, а в последние годы - менее 2,5 млн. т, дизельного топлива - соответственно 20 млн. и менее б млн. т. Здесь важно подчеркнуть специфику реакции сельского хозяй-ства на разрушительные реформаторские меры. В этой отрасли объек-тивно складываются свои циклы воспроизводства. В неблагоприят-ных условиях сельское хозяйство деградирует медленнее, но вернее. Поэтому даже при улучшении общих характеристик воспроизвод-ства оно в отличие от большинства других отраслей не может сравни-тельно быстро выйти из кризисного состояния. С нынешним положением сельского хозяйства непосредственно связано решение, по сути, главнейшего вопроса аграрной реформы -становления рыночного оборота земли. Рынок земли трактуется обыч-но односторонне, как осуществление традиционных сделок купли-продажи. Между тем это понятие намного шире и включает оборот прав аренды, наследования, залога земли. В российских условиях особое значение имеет оборот земельных паев (долей). Считается, что уже около 64% земли находится в частной собственности. Но здесь следует уточнить, что в основном это земельные паи селян. При обсуждении же вопроса о рынке земли об обороте земельных паев почему-то забывают, хотя именно через них и реализуется в жизни конституционное право крестьян на земельную собственность. Сей-час, как правило, оно носит формальный характер. Что будет с зе-мельными паями после признания рыночного оборота земли? Что ждет крестьян-собственников этих паев? Будущее земельных паев и права селян на них, как и их судьба, всецело связаны с судьбой хозяйств, в коллективах которых они состо-ят. Сегодня крестьяне находятся в своего рода переходном, "подвешен-ном" положении. С одной стороны, они как собственники земли не являются фермерами, самостоятельными хозяевами, а работают на том или ином предприятии. С другой стороны, они, будучи собственника-ми паев и членами коллектива предприятия, отчуждены от управле-ния им куда сильнее, чем раньше в колхозах и совхозах. Социально-экономическое лицо крестьян в нынешних условиях все в большей степени определяется работой в личном подсобном хозяйстве, масшта-бы которого неизмеримо выросли, в том числе за счет расширения зе-мельной площади как в рамках земельных паев, так и помимо них. Несмотря на возросшее безразличие селян к делам своих предпри-ятий, в большинстве своем крестьяне не готовы уйти с них. Можно даже сказать, что в условиях разрухи, царящей в российской деревне, укрепляется их своеобразная привязанность к предприятиям, являю-щаяся способом выживания. Работа в общем хозяйстве (как бы ни называлось такое предприятие) дает ничтожный доход. Главный источ-ник жизни - личное подсобное хозяйство. А его невозможно вести, если не использовать потенциал предприятия (технику для обработки земли, корма и пр.). Без него не обойтись и в связи с необходимостью удовлетворять элементарные социально-бытовые нужды (медицинская помощь и т.п.). Ясно, что привязанность селян к данному предприятию непосредственно влияет на рыночный оборот земельных паев. К тому же надо учитывать, что земельные паи в основном находятся у пенси-онеров и сельской интеллигенции, то есть у тех категорий сельских жителей, которые не хотят и не могут вести хозяйство на своей земле. Выше мы рассмотрели общие проблемы рыночного оборота зе-мельных паев. Но более конкретно эти проблемы неодинаково прояв-ляются на разных предприятиях, различающихся но уровню своего развития. Институт аграрных проблем и информатики РАСХН в те-чение многих лет исследует состояние крупных и средних сельхоз-предприятий России в разрезе 5 групп. В аспекте нашего анализа самое тяжелое положение сложилось в хозяйствах двух последних групп, к которым относится около половины всех предприятий. Боль-шая их часть находится на грани полного краха и разорения. Им уже не поможет никакое финансовое оздоровление. Будучи практически банкротами, они, по сути, превратились в некое подобие организации по обслуживанию личных подсобных хозяйств населения, особенно там, где среди жителей преобладают пенсионеры. Каков же выход из создавшегося положения? Внутренних ре-зервов у таких предприятий нет. Здесь требуется кардинальная ре-организация. Конкретные ее меры и формы могут быть разными, в частности, присоединение к крепкому, жизнеспособному сельхозпред-ириятиго, птицефабрике или комплексу, возможно, к сравнительно близко расположенному промышленному предприятию или строи-тельной организации. В любом случае должны погашаться или спи-сываться все долги подобных хозяйств. Кроме того, предприятию-донору необходимо предоставить хотя бы двух-трехлетние "налого-вые каникулы", освободив его на этот срок от всяких налогов. В дан-ной связи вновь становится актуальной проблема агропромышлен-ной интеграции. Включение сельскохозяйственных предприятий, прежде всего нежизнеспособных, в общую интеграционную "цепочку" позво-лит не просто сохранить их, а преобразовать на новой технико-техно-логической основе, адаптируя к рыночным условиям. Введение рыночного оборота земли предполагает научно-прак-тическую проработку широкого круга проблем по его инфраструк-турному обеспечению. Это прежде всего кадастровая и экономичес-кая оценка земли. Углубленных исследований требуют вопросы цены земли, платы за землю, земельного налога и арендной платы, сущно-сти этих категорий, их взаимосвязи, что имеет прямое отношение к проблематике дифференциальной ренты и рентных доходов. В на-стоящее время назрела потребность в ее развитии применительно к рыночным условиям, особенно с учетом намечаемого перехода к ры-ночному обороту земли. При обсуждении земельного вопроса все больше внимания уде-ляется его несельскохозяйственным аспектам. Имеется в виду со-вершенствование отношений по поводу земель, на которых располо-жены города и поселки, транспортные артерии, предприятия и орга-низации, в том числе по добыче полезных ископаемых, и т.д. Здесь нужно установить единый, но не шаблонный правовой порядок, учи-тывающий интересы как конкретных субъектов земельного права, так и всего общества. Волнующий российское общество извечный земельный вопрос может быть положительно решен лишь на базе комплексного, всесто-ронне обоснованного подхода. При этом надо иметь в виду и запро-сы сегодняшнего дня, и потребности будущего.
Страницы: 1, 2
|