p align="left">3. Табель о рангах уравнивала военную службу с гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по служ-бе были аналогичными. Практика выработала способ прохождения лест-ницы служебных чинов ускоренным образом (в основном это касалось только дворян): уже после рождения дети дворян-аристократов записы-вались в должность и по достижении ими пятнадцатилетнего возраста имели достаточно важный чин. Такая юридическая фикция была обуслов-лена пережитками старых принципов службы и основывалась на факти-ческом господстве в аппарате дворянской аристократии. 4. Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубе-жом. Степень квалификации определялась не только чином, но и обра-зованием, специальной подготовкой. Обучение дворянских недорослей часто осуществлялось в принудительном порядке (за уклонение от учебы налагались взыскания). Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие личные права (напри-мер, право на вступление в брак). Абсолютная монархия -- форма правления, при которой монарху юридически принадлежит вся полнота власти. В этот период ликвидиру-ются старые сословно-представительные институты и происходит макси-мальная концентрация власти. С 1653 г. Земские соборы более не соби-рались, вместо них правительство созывало сословные совещания (1660, 1667, 1682 гг.). Но уже с начала XVIII в. и они перестали собираться. В 1721 г. Сенат совместно с Духовным Синодом преподнес Петру I титул императора. Россия стала империей. 3. Государственный аппарат и органы управления Эволюция Боярской Думы Бюрократизация государственного аппарата проходила на разных уровнях и в течение длительного периода. Объективно она совпала с процессами дальнейшей централизации властных структур. Уже во второй половине XVII в. исчезли остатки иммунитетных феодаль-ных привилегий и последние частновладельческие города. Центральные органы управления, такие как Боярская дума и приказы, прежде чем трансформироваться в новые структуры, проделали значительную эволюцию. Боярская дума из органа, вершившего вместе с царем все важнейшие дела в государстве, к концу XVII в. превратилась в периодически созываемое совещание приказных судей. Она стала контрольным органом, наблюдавшим за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления. Численность Боярской думы постоянно возрастала, и ее внутренняя структура начала дифференцироваться: уже в конце XVII в. из состава Думы официально выделилась «Ближняя дума» -- прототип кабинета министров; еще одна структура -- Расправная палата, просущество-вавшая до 1694 г. Боярская дума из политического совета превращалась в судебно-управленческий орган. В 1701 г. функции Боярской думы перешли к Ближней канцелярии, координирующей работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в канцелярию, объединились в Совет, получивший название Конзилии министров (8--14 человек). В 1711 г. с образованием Сената прекратились дальнейшие трансформации Боярской думы. Аристократический орган, основанный на прин-ципе местничества, окончательно исчез. На вершине властной пирамиды его заменил новый бюрократический орган. Принципы его формирования (выслуга, назначение) и деятельности (специализация, следование ин-струкциям и регламентам) существенно отличались от принципов орга-низации и деятельности Боярской думы (традиция, спонтанность). Эволюция Приказов Столь же сложный путь проделала система центральных отраслевых органов управления -- приказов. В 1677 г. насчитывалось 60, в 1682 г. -- 53, в 1684 г. -- 38 приказов. При сокращении числа центральных приказов возрастала численность приказных губ, местных органов приказного управления, -- к 1682 г. она достигла 300. В конце XVII в. было произведено укрупнение и объединение отрас-левых и территориальных приказов. Во главе каждого из них стал один из видных бояр-аристократов, что усилило авторитет и влиятельность органа. Параллельно происходило создание специальных приказов, осу-ществлявших контрольную деятельность по отношению к большой группе других приказов (например, Счетный приказ), соподчиняя их единому направлению государственной деятельности, что способствовало даль-нейшей централизации управления. В ходе этого процесса число приказов уменьшалось, но общая численность штата чиновников возросла: если в 40-х гг. XVII в. Приказный аппарат составлял около 1600 человек, то уже в 90-х гг. он возрастает до 4600 человек. В штате центрального московского аппарата в это время было задействовано около 3 тыс. человек. Значительно возросло число младших чиновников, что связано с дальнейшей специализацией в дея-тельности приказов и их ведомственным разграничением. Складывалась новая система чинов, единых для отраслей государственного управления, армии и местного управления. Таким универсальным чином становились стольники. Отмена местничества постановлением 1682 г. изменила принципы подбора руководящих кадров, новые прин-ципы их формирования закрепила Табель о рангах. Процесс централизации затронул и систему местных органов: с 1726 г. по всей территории государства рядом с opганами местного самоуправления (губные, земские избы, городовые приказчики) стали появляться воеводы. К концу XVII в. их число возросло до 250, они сосредоточили всю административную, судебную и военную власть на местах, подчиняясь Центру. Уже к 80-м гг. XVII в. воеводы по всей территории страны вы-теснили выборные местные органы. Воеводы руководили вверенными им территориальными округами-уездами, а в конце XVII в. неко-торые из них поднялись на более высокий уровень: были образованы более крупные административные единицы -- разряды (предшествен-ники будущих губерний). Специальные органы Специализация привела к созданию некоторых административных органов, подчиненных непосредственно царю, а следовательно, являвшихся общегосудар-ственными органами. К ним относился Приказ тайных дел (1654 -- 1676 гг.), выполнявший разнообразные функции: хозяйственно-управленческие, контрольные (за местными органами и воеводами), надзорные (за посольствами). В лице этого приказа было создано учреждение, вставшее над всеми центральными отраслевыми органами управления. Усиление административной централизации выразилось в мерах организационного и финансового характера. В 1678 г. была проведена новая перепись земель и дворов, в 1679 г. введено подворное обложение и упорядочено взимание прямых налогов (их соединение и централизация). С 1680 г. налогообложение сосредоточилось в Приказе Большой казны, возглавившем систему финансовых приказов. В 1680--1681 гг. была проведена перепись разрядов (военных окру-гов), что послужило базой для создания системы военно-административной организации, позже использованной Петром I для организации рек-рутских наборов и полковых дворов (военно-административных органов). Высшие органы власти и управления Реформы высших органов власти и управления, прошедшие в первой четверти XVIII в., принято подразделять на три этапа: 1699--1710 гг. -- частичные преобразования в системе высших государственных органов, структуре местного самоуправления, военная реформа; 1710--1719 гг. -- ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание новой столицы, Сената, проведение первой об-ластной реформы; 1719--1725 гг. -- образование новых органов отраслевого управле-ния (коллегий), проведение второй областной реформы, реформы церков-ного управления, финансово-налоговой системы, создание правовой ос-новы для всех учреждений и нового порядка прохождения службы. С 1699 г. прекратились новые пожалования в члены Боярской думы и думные чины; вместо Расправной палаты была учреждена Ближняя канцелярия -- орган административно-финансового контроля за дея-тельностью всех государственных учреждений (к 1705 г. в заседаниях этого органа принимали участие не более двадцати человек). Ближняя канцелярия регистрировала все царские указы и распоряжения. После образования Сената Ближняя канцелярия (в 1719 г.) и Конзилия мини-стров (в 1711 г.) прекратили свое существование. Сенат Сенат образован в 1711 г. как чрезвычайный орган во время нахождения Петра I в военных походах. По Указу Сенат должен был, основываясь на сущест-вующем законодательстве, временно замещать царя. Статус нового орга-на не был детализирован, это произошло несколько позже -- из двух дополнительно принятых указов стало ясно, что Сенат -- постоянно действующий орган. К компетенции Сената относились: судебная и организационно-су-дебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторго-вые и кредитные полномочия. О законодательных полномочиях Сената ничего не говорилось. Указом 1711 г. устанавливался порядок заседаний и делопроизводства в Сенате. Все указы должны были собственноручно подписываться всеми членами Сената. В 1714 г. меняется порядок принятия решений -- вместо единогласного достаточно было большинства голосов. В 1711 г. сформировалась система фискального надзора, при Сенате учреждалась должность обер-фискала. Последний получал возможность осуществлять надзор за деятельностью госаппарата, используя систему фискалов (эти должности учреждались при губернских правлениях, провинциях, городах). Все поступающие в Сенат дела заносились в реестр, заседания протоколировались. С 1722 г. Сенат посылал в провинции сенатора-ревизора. Генерал-прокурор мог ставить вопрос перед Сенатом о ликвидации пробелов в законодательстве и осуществлял гласный надзор за деятельностью Сена-та и коллегий. Структура Сената включала присутствие (общее собрание сенато-ров, на котором принимались решения) и канцелярию, которую возглав-лял обер-секретарь и которая состояла из нескольких столов (секретный, губернский, приказный и проч.). В 1718 г. штат сенатских подьячих переименовался в секретарей, канцеляристов и протоколистов (в 1722 г. канцелярия Сената переподчинена генерал-прокурору). В 1712 г. при Сенате была восстановлена Расправная палата, рассматривавшая дела местных судов и администрации в качестве апелляционной инстанции. В 1718 г. в состав Сената кроме назначенных царем членов вошли все президенты вновь созданных учреждений-коллегий. В 1722 г. Сенат был реформирован тремя указами императора. Во-первых, изменен состав Сената: в него могли входить высшие са-новники (по Табели о рангах -- действительные тайные и тайные советники), не являвшиеся руководителями конкретных ведомств. Пре-зиденты коллегий не входили в его состав (за исключением предшест-венников военной, морской и иностранной коллегий), и Сенат превра-щался в надведомственный контрольный орган. Для контроля за деятельностью самого Сената в 1715 г. была учреж-дена должность генерал-ревизора, которого несколько позже сменил обер-секретарь Сената. Для усиления контроля со стороны императора при Сенате учреждались должности генерал-прокурора и обер-прокуро-ра. Им были подчинены прокуроры при коллегиях. Кроме того, при Сенате образовывались должности рекетмейстера (принятие жалоб и апелляций) и герольдмейстера (учет служащих дворян). Указом «О должности Сената» этот орган получил право издавать собственные указы. Устанавливался регламент его работы: обсуждение и принятие решений, регистрация и протоколирование. Круг вопросов, которые рассматривал Сенат, был достаточно широк: анализ материалов, представляемых государю, важнейшие дела, поступавшие с мест (о войне, бунтах, эпидемиях), назначение и выборы высших государственных чинов, принятие апелляций на судебные решения коллегий. Генерал-прокурор одновременно руководил заседаниями Сената и осуществлял контроль за его деятельностью. Генерал-прокурор и обер-прокурор могли быть назначены и отстранены только монархом. Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом (колле-гиями и канцеляриями). В системе этих органов происходили су-щественные изменения. Приказы В 1689 г. был создан особый, не вписывающийся в систему других Преображенский приказ. С 1697 г. в нем оказались сосредоточенными розыск и суд по важнейшим политическим и воинским делам, он превратился в централь-ный орган политического сыска и был позже подчинен Сенату наряду с другими коллегиями. Упразднен в 1729 г. В 1699 г. учреждена Бурмистерская палата, или Ратуша, с помо-щью которой предполагалось улучшить дело поступления в казну прямых налогов и выработать общие условия промышленности и торговли в городах. В своей работе Бурмистерская палата опиралась на систему местных органов (земских губ). К 1708 г. Ратуша превратилась в цент-ральное казначейство, заменив Приказ Большой казны. В нее вошли двенадцать старых финансовых приказов. В конце XVII -- начале XVIII в. сократилось число приказов, и одновременно с этим произошло слияние нескольких приказов в один. В 1699 г. из 44 приказов образовались 25. Требования новой политичес-кой и государственной жизни в стране вызвали появление новых отрас-левых приказов: Адмиралтейского (1696), Провиантского (1700), При-каза военных дел (образованного в 1701 г. на основе слияния Рейтарского и Иноземного приказов). Нерегламентированность деятельности приказов и отсутствие нормативной базы затрудняли их работу в новых условиях и особенно контроль за их деятельностью со стороны высших органов. В 1718---1720 гг. большинство приказов ликвидировано, на их месте учреждены новые органы отраслевого управления.
Страницы: 1, 2, 3
|