p align="left">Для практической реализации приведенной выше системы необходимы следующие условия: § наличие развитого рынка жилья и подрядных работ; § достаточно высокий уровень жизни большинства населения; § устойчивое и надежное действие механизма инвестирования, долгосрочного кредитования и страхования; § развитая правовая основа рыночных механизмов; § политическая, социальная и экономическая стабильность. К сожалению, эти условия в нашей стране пока не сложились, и потому быстрый переход к рассматриваемой системе невозможен. Но это не означает, что решение жилищной проблемы должно быть отодвинуто на долгий срок. Развитие жилищного строительства и повышение уровня содержания жилищного фонда возможно и в современных условиях при наличии благоприятных условиях при наличии благоприятных тенденций изменения макроэкономической ситуации в стране. Содержание и ход реализации жилищно-коммунальной реформы Важнейшими результатами реформы должны стать существенное улучшение жилищных условий населения, обеспечение нормативных требований к содержанию жилищного фонда и повышение уровня жилищно-коммунального обслуживания потребителей. Для достижения ожидаемых результатов необходимо соблюдение определенных условий, основными из которых являются наличие развитого рынка жилья и подрядных работ, повышение уровня доходов граждан, наличие экономико-правового механизма инвестирования, долгосрочного кредитования и страхования в жилищной сфере, а также политическая и социально-экономическая стабильность. Как уже отмечалось выше, эти условия в полной мере в большинстве городов страны на современном этапе не выполнены, но если же вообще не принимать мер по ее преобразованию, то ситуация может серьезно ухудшиться и миллионы людей останутся без тепла, электричества, воды, газа и даже без крыши над головой. В настоящее время руководством страны и администрацией ряда городов и регионов приняты важные документы, определившие содержание реформы ЖКХ. В ряде регионов и городов страны разработаны программы реформирования ЖКХ. В настоящее время имеются два альтернативных подхода к реформированию жилищной сферы. Согласно первому из них приоритет отдается снижению расходов бюджета в части финансирования жилищной сферы для освобождения средств, которые могут быть направлены на социальные нужды и на другие жизненно важные потребности населенных пунктов. Признавая актуальность и обоснованность такого подхода, отметим, что практически он может быть реализован путем переложения чрезмерно высоких издержек городского хозяйства на плечи потребителей и соответствующего повышения тарифов на жилищно-коммунальные и прочие услуги. При втором подходе приоритет отдается структурной перестройке хозяйственных отношений в жилищно-коммунальном секторе города путем его демонополизации, повышения эффективности управления, создания конкурентной среды, действенного ресурсосбережения и т.п. Совершенствование тарифной политики и увеличение доли платежей населения является составной частью реформ, но повышение тарифов должно проводиться только по исчерпанию возможностей комплекса экономико-организационных и институциональных мер, не затрагивающих непосредственно интересов населения и создающих условия для снижения уровня затрат и повышения эффективности функционирования предприятий городского хозяйства. Данный путь реформирования представляется правовым и реально осуществимым. Важнейшей стратегической целью развития жилищной сферы является повышение качества жизни путем улучшения жилищных условий, повышения сохранности жилищного фонда и уровня жилищно-коммунального обслуживания граждан в соответствии с действующими стандартами качества. Исходя из этой базовой цели, формируются целевые ориентиры: § снижение производственных издержек; § снижение расходов городского бюджета на содержание жилищной сферы; § смягчение для населения негативных последствий реформы; § повышение уровня жилищной обеспеченности населения; § повышение качества жилья; § повышение уровня технического содержания жилищного фонда; § повышение качества коммунальных услуг по водо-, газо-, электро- и теплоснабжению; § обеспечение потребностей населения в холодной воде, горячем водоснабжением, в теплоснабжении, в электроэнергии; § повышение качества содержания придомовых территорий и др. Как следует из этого перечня целевых установок, особое внимание здесь уделяется качественным подходам. Включение качественных целей позволяет перейти на принципиально иной уровень управления данной системой, но это связано с трудностями количественной оценки качественных параметров. Для ее решения предлагается использовать квалиметрические методы определения качественных показателей, методы экспертных оценок и социологические опросы потребителей. Перечень целевых ориентиров и показателей с их количественными значениями приведен в табл.1. Отметим, что ряд целевых показателей измеряется в относительных величинах или в баллах в соответствии с действующими или перспективными стандартами, нормами и методиками: 5 баллов - полное соответствие стандартам качества (отличное качество работ или услуг); 4 балла - соответствие стандартам качества по основным параметрам (хорошее качество); 3 балла - выполнение стандартов лишь по важнейшим параметрам (удовлетворительное качество); 2 балла - невыполнение ряда важнейших параметров (не вполне удовлетворительное); 1 балл - полное несоответствие стандарту (неудовлетворительное качество). Оценка уровня и качества работ и услуг в жилищной сфере должна проводиться с установленной периодичностью и привлечением вневедомственной экспертизы, а также обязательно сопровождаться социологическими опросами населения. Тем самым оценивается уровень достижения целей и эффективность реализации проводимых мероприятий. Основным вопросом реформирования жилищной системы в настоящее время является обоснование приоритетных направлений и первоочередных мероприятий реформы с указанием последовательности их осуществления. Таблица 1 Стратегические цели и целевые показатели реформирования жилищной сферы (количественные значения приняты условно) |
Цель | Целевой показатель | Значение целевого показателя | Примечание | | | | 2000 г. | 2003 г. | 2008 г. | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | | 1. Повышение уровня жилищной обеспеченности населения | Уровень жилищной обеспеченности, кв.м. общей площади на жителя | 17,8 | 19,5 | 22 | Норма составляет 22-24 кв.м.(в европ.городах 40-60 кв.м.) | | 2. Повышение качества жилья | Качество жилья, баллы | 2,0 | 2,5 | 3,5 | Качество жилья определяется экспертно по принятым стандартам | | 3. Повышение качества работ и услуг в ЖКХ | Качество работ и услуг, баллы | 2,0 | 3,0 | 4,0 | В соответствии со стандартами | | 4. Снижение производственных издержек | Степень снижения издержек, % | - | 20-30 | 40-60 | По отношению к базовому периоду | | 5. Снижение рас-ходов бюджета на содержание ЖКХ | Степень снижения бюджетных затрат, % | - | 30-40 | 60-80 | По отношению к базовому периоду | | 6. Смягчение для населения нега-тивных послед- ствий реформи- рования | Допустимая доля расходов граждан на оплату услуг ЖКХ, % к доходу семей | 16 | 20 | 25 | В соответствии с концепцией реформы ЖКХ в РФ | | 7. Повышение уровня техниче-ского и санитар-ного содержания жилищного фонда города | Уровень техниче-ского и санитарного содержания жилищ-ного фонда, баллы | 3,0 | 3,5 | 4,0 | Определяется экс-пертно по специи-альной шкале, раз-работанной на нормативной основе | | 8. Повышение качества коммунальных услуг | Качество услуг для населения: - воды; - газа; - электричества; - тепла | 3 4 3 3 | 3,5 4,5 3,5 3,5 | 4,0 4,5 4,0 4,0 | Определяется экс-пертами в соот-ветствии с дейст-вующими норма-ми и стандартами | | 9. Обеспечение потребностей населения в воде | Уровень обеспечен-ности населения во-дой, л/чел. в сутки | 300 | 220 | 180 | Фактическое потребле-ние воды в европ. горо-дах - 140-160 л/чел./сутки | | 10. Обеспечение потребностей населения в электроэнергии | Уровень обеспечения потребностей населе-ния в электроэнергии, кВт-час/чел./мес | 60 | 80 | 100 | обеспеченность населе-ния электроприборам определяет рост объе-мов электроэнергии | | |
Ресурсное обеспечение жилищной реформы. Для реализации жилищной реформы и достижения требуемого уровня развития жилищной сферы необходим целый комплекс обеспечивающих мер. К их числу относятся меры по организационно-методическому, правовому, кадровому, техническому, финансовому, информационному, маркетинговому, социально-психологическому и другим видам обеспечения. Без их глубокой проработки эффективность реформирования и последующего развития жилищной сферы будет крайне низка. Поэтому кратко остановимся на некоторых обеспечивающих мероприятиях. Организационно-методическое обеспечение предусматривает создание стройной системы по разработке, реализации, корректировке и доработке целой системы планово-программных и проектных документов и методических материалов. Предусматривается необходимость разработки комплексной Программы реформирования и развития жилищной сферы города, включающей систему взаимосвязанных программ, схем и проектов. К их числу можно отнести программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства города, программу реконструкции центральных районов и модернизации типового жилищного фонда, жилищные проекты, новую методику оплаты жилья и коммунальных услуг и др. Правовое обеспечение предусматривает разработку и принятие на уровне города и выход с законодательной инициативой на более высокий уровень управления пакета нормативно-правовых документов и положений по обеспечению необходимых условий для реформирования и развития жилищной системы. В их число целесообразно включить законы и положения об энергоресурсосбережении, о минимальных социальных стандартах и др. Важнейшей подсистемой является финансовая. Разработка механизма финансирования в настоящее время является приоритетной. Это особенно важно в условиях поэтапного перехода отраслей жилищно-коммунальной сферы на самофинансирование. В связи с этим необходимо разработать программу перехода жилищного хозяйства на принципы самофинансирования, выявить источники ресурсообеспечения и возможности их привлечения. Необходимым условием организации эффективного управления ЖКХ является полная, достоверная и своевременная информация о состоянии жилищного фонда и коммунальных объектов, об уровне и качестве жилищно-коммунального обслуживания населения, о процессах, происходящих в различных его звеньях, с позиции комплексной оценки результатов развития ЖКХ. Содержание программы реформирования и развития жилищного хозяйства города. Программа имеет следующую структуру: анализ ситуации, обоснование целей и задач, прогнозирование ситуаций и оценка последствий принимаемых решений, принятие конкретных мер и разработка механизма их реализации. Основными этапами разработки программы являются следующие. § Анализ сложившихся условий и достигнутого уровня развития жилищной сферы на данной территории, включая уровень жилищной обеспеченности и жилищного обслуживания населения, выявление и постановка реальных проблем. § Формулировка целей по улучшению жилищной обеспеченности горожан и развитию жилищного хозяйства района, прогнозирование важнейших показателей данной сферы. § Обоснование основных направлений и первоочередных мероприятий по решению жилищной проблемы и повышению уровня жилищного обслуживания населения в районе. § Разработка механизма реализации намеченных целей. На первом этапе целесообразно обратить внимание на содержание и важнейшие аспекты жилищной проблемы на данной территории. Формирование данного раздела программы целесообразно начать с характеристики состава, структуры и уровня благоустройства жилищного фонда района. При этом определяется размер жилищного фонда и его распределение по принадлежности, формам собственности, уровню капитальности, срокам постройки и по техническому состоянию. Формулируя цели программы, необходимо обосновать важнейшие направления и методы по решению жилищной проблемы и повышению уровня жилищно-коммунального обслуживания населения городов и муниципальных образований как важнейшего аспекта повышения качества жизни населения в условиях становления рыночных отношений и местного самоуправления. Прогнозирование развития жилищного комплекса проводится на основе достигнутого уровня жилищной обеспеченности в базисном периоде, действующих нормативов, принятых ориентиров и потенциальных возможностей ресурсного обеспечения. В связи с наличием нестабильных факторов развития прогнозы целесообразно разрабатывать в нескольких вариантах, отличающихся возможностью привлечения бюджетных средств и централизованного финансирования. На следующем этапе разработки программы обосновываются основные направления и первоочередные мероприятия по содержанию и развитию жилищного комплекса города. Далее рассматриваются вопросы разработки обеспечивающих подсистем программ, т.е. нормативно-правового, организационно-методического, информационного, кадрового и др. видов обеспечения предлагаемых направлений по развитию жилищно-коммунального комплекса города. Ход реализации и результаты реформирования жилищной сферы в городах страны. Во многих городах сформулированы службы заказчика на работы в области содержания и ремонта жилищного фонда. Часть жилищно-эксплуатационных организаций получила статус подрядных государственных или муниципальных предприятий. Наряду с государственными появились также коммерческие фирмы и организации. Проведена значительная работа по формированию действенной системы выдачи субсидий малообеспеченным гражданам. Одновременно проведены отдельные меры по реформированию сферы коммунального хозяйства, но они не были столь показательными, как в жилищной сфере. В то же время проведение указанных мероприятий и полученные результаты свидетельствуют, что поставленные цели реформы полностью не достигнуты: улучшение работы жилищных организаций и повышение уровня жилищно-коммунального обслуживания горожан не произошло. Выявились заметные недостатки в разработке и проведении реформы. Следует отметить недостаточную комплексность проведения реформы. Основное внимание в ней уделено реформированию жилищного хозяйства, но крайне недостаточны меры по реформированию коммунального сектора города. Слабо проработаны вопросы регулирования капитального ремонта жилищного фонда. Не определены организационно-экономические основы и возможности проведения и возможности проведения капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда города в новых условиях хозяйствования. В большинстве городов конкурентная среда в сфере ЖКХ фактически не создана. Отметим также неготовность экономико-управленческих служб государственных жилищных организаций к работе в новых условиях хозяйствования, проведению самостоятельной экономической политики, формированию современной системы менеджмента и маркетинга, изучению рынка и поиску новых источников доходов. Значительная часть населения города также психологически не готова к реализации реформы и необходимости повышения ответственности за пользование и содержание жилья. Многие люди до сих пор не понимают сути жилищно-коммунальной реформы и смысла проводимых мероприятий. Заключение Более 80% семей России, проживающих в многоквартирных домах, являются не покупателями, а лишь потребителями жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Население лишено элементарных «рыночных прав» - не может контролировать объем и качество предоставляемых услуг, торговаться по цене и даже отказаться от их потребления, объем которого остается неизвестным и, возможно, неизменным. По многим видам услуг даже поставщики не могут следовать принципу «за сколько заплатил, столько и получи». Нет ясности и в вопросе, кто же приобретает услугу: домохозяйство, жилищная компания, дирекция единого заказчика, муниципалитет. Более того, непонятно, что именно является приобретаемым продуктом: ресурсы, по которым рассчитываются нормативы потребления (Гкал, литры, кВтч), или параметры комфорта, на основе которых оценивается качество работы предприятий ЖКХ (температура влажность в помещении, работа водоразборных приборов, освещенность и чистота улиц и т.п.). То есть речь идет о рынке, где ясно, кто стоит за прилавком, но неясно, что на прилавке лежит; понятно, кто платит, но непонятно, кто принимает решение о покупке. Неудачи реформирования ЖКХ на протяжении последних 10 лет как раз тем и определяются, что на этом рынке не был сформулирован покупатель. Вот почему ЖКХ не удалось превратить в рыночный сектор экономики и в нем доминируют административные методы управления. Просто не было установлено, кто же будет объектом последнего в новых условиях и кто будет принимать решения исходя из рыночных сигналов. Все это породило иллюзию отсутствия эластичности спроса на ЖКУ по цене и доходу. Список литературы 1. Бузырев В.В., Чекалин В.С. Экономика жилищной сферы. Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001. 2. Максимов С.Н. Основы бизнеса на рынке недвижимости. - СПб.: Деан+Адиа-М, 1997 3. Социальная политика: Учебник/Ю.П. Алексеев, А.И. Берестова, В.Н. Бобков и др.; Под общей ред. Н.А. Волмна. - 2-е изд. - М.: Экзамен, 2004 4. Смирнов Е.Б. Воспроизводство жилищного фонда крупного города в условиях формирования экономических отношений рыночного типа. - СПб.: СПбГИЭА, 1997 5. Чекалин В.С. экономика городского хозяйства. - СПб.: СПбГИЭА, 1999 6. Чернышев Л.Н. Жилищно-коммунальная реформа в России. Финансово-экономические особенности: Нормативные документы. - М.: МЦФЭР, 1997 7. Чернышев Л.Н. Формирование рыночных отношений в ЖКХ. - М.: МЦФЭР, 1996 8. Чернышев Л.Н. Ценовая и тарифная политика в жилищно-коммунальном хозяйстве. - М.: Книжный мир, 1998 9. Чернышев Л.Н. Экономика городского хозяйства. - М.: Изд-во «Люберецкая газета», 1999 10. Жилищно-коммунальное хозяйство// Журнал руководителя и главного бухгалтера.- 2000. - №2 11. Жилищные условия и коммунальное обслуживание населения: Справочно-информационное пособие для специалистов ЖКХ и населения. - М.: Госстрой России, 2000 12. Оплата услуг ЖКХ населением и социальная защита малообеспеченных граждан в Российских регионах/ А.А. Колесникова// Вопросы статистики. - 2004.- №2.- с.74-80 13. Совершенствование рыночного механизма функционирования жилищно-коммунального комплекса/ В.М. Арцыбашев, Н.Е. Симионова// Экономика строительства. - 2004. - №3.-с.64 14. Способность и готовность населения оплачивать жилищно-коммунальные услуги/ И. Башмаков// Вопросы экономики. - 2004. - №4.-с.136-150
Страницы: 1, 2, 3
|