p align="left">Семьи инвалидов вынуждены преодолевать экономические трудности, вызванные распадом производственно-реабилитационной системы, основанной прежде на труде инвалидов, ограничением трудоспособности и адаптационной способности. Инвалиды вообще весьма ограничены в своей жизнедеятельности. Внедрению программ, направленных на приспособление общества к потребностям и возможностям инвалидов, препятствуют недостаток средств и организационные трудности. Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничения жизнедеятельности и т.д.), но зачастую выражают добровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологией в специализированный интернат. Подобное решение, разумеется, заслуживает одобрения, но трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайно велики: учреждений, оказывающих родителям помощь в такой деятельности, пока очень мало; уход за ребенком - инвалидом с детства нередко не совместим с другой деятельностью, поэтому мать, как правило, бывает вынуждена оставить работу или перейти на другую работу, более свободную по графику, расположенную ближе к дому, но нижеоплачиваемую [4, с. 102]. Полная малодетная семья, находящаяся в состоянии социального или семейного неблагополучия, не относится официально к группе риска, но тоже может нуждаться в помощи. Невыплата заработной платы, банкротство предприятий, безработица влияют как на материальное положение, так и на социально-психологическое самочувствие работающих членов семьи. Разрушение стабильности социального статуса, потеря уверенности в защищенности и незыблемости семейного мира отрицательно действуют на взрослых и детей и иногда могут привести к асоциальным реакциям. Сравнительно небольшая помощь, оказанная в такой момент семье, не имеющей формальных признаков социального риска, может помочь ей сохранить стабильность - в противном случае семья может перейти в категорию неблагополучных [4, с. 102]. Одной из социальных проблем нашего общества является проблема жестокости. Формы жестокого обращения не сводятся к физическому насилию - это любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право распоряжаться своими физическими, психическими или иными способностями - например, запрет общаться с друзьями или соседями, воспрепятствование внедомашней занятости жены, приобретению образования, повышению квалификации, насмешки, оскорбления, необоснованная критика. Такие поведенческие акты и психологическая атмосфера разрушающе действуют на отношения между членами семьи, их психосоматическое здоровье [1, с. 122]. Физическое и сексуальное насилие в семье наиболее опасно для личности, ее здоровья и жизни. Физическим насилием считаются побои, попытки удушения, нанесение ранений, преднамеренные ожоги, укусы, а также умышленное использование отравляющих или прихотропных веществ и т.д. Нередко для принуждения детей к развратным действиям используется и физическое насилие. Однако порой эмоционально отверженные и социально заброшенные дети используют свои сексуальные ресурсы для «подкупа» взрослых, чтобы привлечь их внимание и получить защиту. Подобное специфическое сексуализированное поведение с трудом поддается коррекции [4, с. 102]. Защита детей от жестокого обращения в семье - одна из важнейших задач социального работника. Порой дети, подвергаемые жестокому обращению, запуганы или не в состоянии рассказать о том, что с ними происходит, в силу непонимания, малолетства, интеллектуально-психических ограничений или по иным объективным причинам. Как правило, такой вид поведения скрыт от глаз окружающих. Проявление жестокости по отношению к детям, некорригируемое поведение взрослых могут служить предлогом для возбуждения дела о лишении родительских прав или уголовного преследования виновного в жестоком обращении [4, с. 102]. Работа с «трудными» детьми и подростками предусматривает диагностику семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной сети ребенка, обязательный анализ его медико-социального и интеллектуально-психологического статуса. На основе полученных данных составляется программа работы с семьей ребенка, разрешения его школьных проблем, вовлечения его в более благоприятную социальную сеть. Такая программа выполняется командой специалистов, включающей социального работника, социального педагога, психолога, иногда юриста, с возможным привлечением правоохранительных органов, культурных и спортивных центров. В ходе такой работы параллельно проводятся социально-психологическое консультирование семьи с целью устранения взаимного непонимания, непродуктивных видов семейного взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях; социально-правовое консультирование, которое позволяет семье осознать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой, в первую очередь с образовательной системой; педагогическое консультирование, а также педагогическая помощь, которая содействует преодолению школьных трудностей ребенка (детей) [3, с. 87]. Таким образом, социальная работа с семьей и технологии коррекции семейных взаимоотношений многочисленны; выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая характерологические черты семей, так и личностными качествами самого специалиста по семейной терапии, его вкусами и предпочтениями [19, с. 102]. 2.2 Государственная социальная политика в интересах детей на региональном уровне (Забайкальский край) Читинская региональная общественная организация «Читинский правозащитный центр» создана 30 июля 2004 года. Деятельность организации является гласной, а информация о ее деятельности открытой. Целями Читинского правозащитного центра являются: - оказание правовой помощи жителям Читинской области, чьи права нарушены сотрудниками правоохранительных органов и иных государственных структур; - содействие повышению правового сознания населения Читинской области; - реализация информационных и просветительских программ на правовую тематику; - осуществление общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов и иных госструктур, призванных неукоснительно соблюдать права человека; Основным принципом работы Читинского правозащитного центра является принцип открытости. Читинский правозащитный центр оказывает правовую и информационную поддержку в деле восстановления прав граждан и организаций, нарушенных правоохранительными органами. Содействует правоохранительным органам в предупреждении и пресечении нарушений прав и свобод человека. Важным направлением деятельности Центра является развитие и сотрудничество с другими региональными правозащитными организациями. Центр занимается просветительской и аналитической деятельностью, способствует продвижению международных стандартов прав и свобод человека в Читинской области, а также содействует эффективному использованию на национальном уровне международных механизмов защиты прав и свобод человека. В Законе Забайкальского края от 17.02.2009 №125-ЗЗК «Устав Забайкальского края» (принят Законодательным Собранием Забайкальского края от 11.02.2009 в главе 13 «Социальная политика» в статьях 91, 92, 93 указывается, что в крае осуществляются меры по обеспечению защиты семьи и детства. Органы государственной власти края и органы местного самоуправления способствуют укреплению семьи и выполнению ею воспитательных задач, осуществляя меры по охране нравственности, здоровья детей, по профилактической работе с неблагополучными семьями, профилактике безнадзорности среди несовершеннолетних. В Забайкальском крае гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Органами государственной власти края обеспечивается предоставление: 1) общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в общеобразовательных учреждениях, находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении Забайкальского края; 2) дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения. Правительство Забайкальского края выступило против жестокого обращения с детьми, а также приняло проект краевой целевой программы «Воспитать добром!» Краевая долгосрочная целевая Программа «Воспитать добром!» (2010-2012 годы) (утверждена постановлением Правительства Забайкальского края от 22 декабря 2009 г. № 471) В последние годы проблема жестокого обращения, насилия в семье и преступных посягательств в отношении несовершеннолетних приобрела особую остроту и актуальность. Все чаще дети и подростки становятся жертвами насилия не только со стороны преступников, но и родителей или лиц, их заменяющих. Насилие, перенесенное в детстве, является основной причиной нарушения психического и социального развития личности ребенка и влечет за собой возникновение детской безнадзорности, наркомании, преступности. По количеству завершенных детских суицидов Забайкальский край занимает одно из первых мест в Сибирском федеральном округе. Социально-экономические изменения последних лет привели к утрате семейно-нравственных традиций, разрушению традиционного уклада семьи, ослаблению ее воспитательной функции. На 01 января 2009 года в Забайкальском крае количество несовершеннолетних составляло более 270 тыс., из них около 4 тыс. детей проживало в детских домах, 2250 детей находилось в социально опасном положении, почти 5 тыс. несовершеннолетних воспитывалось в семейных воспитательных группах и опекунских семьях. С 2006 года в крае действует Концепция государственной семейной политики, которая отражает современные подходы к решению вопросов социальной защиты и социальной помощи, охраны здоровья, образования и досуга семей и детей. Ее приоритетными направлениями являются повышение роли семейного воспитания, развитие института приемной семьи. Ежегодно в крае проводятся слеты опекунских семей, семейных воспитательных групп, которые направлены на привлечение внимания общественности к вопросам обеспечения защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закон Забайкальского края «О защите нравственности и здоровья детей» установил меры по обеспечению здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной и психической безопасности детей в Забайкальском крае. Результаты социологических исследований, проведенных в 2009 году студентами-волонтерами ЗабГГПУ, показали, что в семьях, находящихся в социально опасном положении, постоянно наблюдаются оскорбления, угрозы со стороны родителей и пренебрежение интересами и нуждами ребенка. В настоящее время на территории края сохраняются устойчивые неблагоприятные факторы, способствующие увеличению таких семей (разводы, лишение родительских прав, рождение детей вне брака, ухудшение психологического климата в семьях и т.д.). Динамика количества семей в Забайкальском крае, находящихся в социально опасном положении. Ежегодно увеличивается количество лиц, лишенных родительских прав в связи с невыполнением родителями обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию детей. Динамика количества лиц в Забайкальском крае, лишенных судом родительских прав. Остается высоким число зарегистрированных на территории Забайкальского края преступлений в отношении жизни, здоровья и половой неприкосновенности несовершеннолетних (в 2007 году - 839, в 2008 году - 1038). Динамика преступлений на территории Забайкальского края, совершенных в отношении несовершеннолетних. Создание служб экстренного реагирования в структуре государственных учреждений социального обслуживания, службы уполномоченного по правам ребенка, телефонов доверия позволит сократить число случаев жестокого обращения, преступных посягательств в отношении несовершеннолетних. Одной из эффективных форм работы по профилактике жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних является создание служб сопровождения для раннего выявления семейного неблагополучия, восстановления утраченных эмоциональных связей в семье и коррекции детско-родительских отношений. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию ребенка, отказ матери от ребенка являются проявлениями жестокого обращения в отношении детей. В государственном учреждении здравоохранения «Краевой специализированный дом ребенка № 1» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составляют 79,1 % (по Российской Федерации - 74,5%). Анализ состояния здоровья детей, поступивших в дом ребенка, показывает: 61 % имели с рождения перинатальную патологию, 22,3 % - врожденную патологию развития, 81 % детей родились от матерей, злоупотребляющих алкоголем, курящих, ведущих аморальный образ жизни. Для создания соответствующих условий нервно-психического и физического развития детей необходимо дальнейшее развитие технологий оздоровления детей, что в свою очередь будет содействовать обретению ребенком новой семьи и сокращению инвалидизации детей. Причинами насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними являются их правовая неграмотность и недостаток информации о вопросах злоупотреблений в отношении детей, возможностях разрешения ситуации с помощью профессиональных сообществ и широких кругов общественности. Необходимо проведение информационно-просветительской работы среди населения на тему недопустимости насилия в отношении детей, правил безопасного поведения, ответственности родителей за воспитание детей, возможности получения помощи в случае насилия или преступных посягательств с целью повышения уровня правовой грамотности несовершеннолетних и педагогической компетентности родителей и специалистов по проблемам жестокого обращения и насилия в отношении детей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|