p align="left">На распределение обязанностей доказывания оказывает влияние действующая презумпция невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ, ч. 6 ст. 108 НК РФ Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (далее - НК РФ) (с изменениями от 17 мая 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3824; 2007. №23. Ст. 2691. ). Статья 1.5 КоАП РФ дает толкование действия презумпции невиновности. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Следовательно, обязанность доказывания виновности лица, совершившего административное правонарушение, лежит на административном органе, обращающемся в суд с заявлением о наложении на это лицо административной ответственности. В силу АПК РФ и КоАП РФ доказательствами по делу являются сведения о фактах, с помощью которых устанавливаются обстоятельства, входящие в предмет доказывания. Обязательными (или необходимыми) доказательствами по делам о привлечении к административной ответственности являются следующие: 1) протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы. Эти материалы разнятся в зависимости от категории дела (ими могут быть заключения экспертов, письменные объяснения и пр.). Практически из протокола и приложенных к нему документов должно вытекать то, что есть событие и состав административного правонарушения; 2) документы, подтверждающие статус индивидуального предпринимателя или юридического лица (свидетельство о регистрации); 3) подтверждение того, что административное правонарушение связано с предпринимательской или иной экономической деятельностью. Это подтверждение может быть и в протоколе об административном правонарушении, но не обязательно. Например, «по делам, связанным с производством этилового спирта, производитель и он же субъект ответственности предъявляет лицензию на данный вид деятельности, выписку (копию) из учредительных документов, из которых следует, что данный субъект вправе заниматься производством этилового спирта, и т.д.» Рассмотрение арбитражными судами дел об административных правонарушениях. Комментарий законодательства. Обзор практики. Рекомендации / Под ред. Э.Н. Ренова. М.: Норма, 2003. С. 211. ; 4) объяснения лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. Объяснения могут стать необходимыми доказательствами, если без них судья не может установить обстоятельства дела, подлежащие доказыванию; 5) доказательства, подтверждающие или опровергающие наличие иных обстоятельств дела. Например, ими могут быть письменные объяснения и замечания на протокол об административной ответственности субъекта этой ответственности, данные после ознакомления составленного в его адрес протокола об административном правонарушении; заключения экспертов, допустим, подтверждающие факт производства спиртосодержащей продукции, не соответствующей установленным стандартам, и т.д. Так, Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. №864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. №864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" (с изменениями от 16 июня 2006 г.) // Собрание законодательства РФ. 2006. №3. Ст. 299; 2006. №25. Ст. 2737. были утверждены форма справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и правила ее заполнения, что также является доказательством по соответствующей категории дел. В отношении всех видов доказательств применимы правила, предусмотренные гл. 7 АПК РФ. Доказательства, определенные в АПК РФ и КоАП РФ, во многом совпадают. Это и письменные доказательства, среди которых обязательным является протокол об административном правонарушении, а также иные протоколы, предусмотренные КоАП РФ, документы, приобщенные к протоколу, и т.д. Кроме того, среди видов доказательств - объяснения лиц, участвующих в деле; показания свидетелей; заключение эксперта; вещественные доказательства; иные документы, включая показания специальных технических средств. Спецификой доказательств по данной категории дел является то, что объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело в арбитражном суде, а также свидетелей могут быть выражены как в устной, так и в письменной форме. В качестве приложения к протоколу об административном правонарушении могут выступать объяснения лица, в адрес которого составлен протокол, его замечания на протокол. Письменные объяснения свидетеля могут быть также приложены к протоколу об административном правонарушении. Кроме того, в самом протоколе отражаются как объяснения лица, в отношении которого составлен протокол, так и свидетелей. Следует, однако, отметить, что Президиум ВАС РФ допустил возможность составления протокола об административном правонарушении и без объяснений, и даже - в отсутствие законного представителя юридического лица в случае, когда имеются данные о его надлежащем извещении Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 августа 2003 г. N 1242/03 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2004. №1. С. 21. . Наличие письменных объяснений названных лиц не препятствует суду вызвать их для дачи соответственно объяснений и показаний в судебном заседании. При проведении административных действий привлекаются понятые (ст. 25.7 КоАП РФ). Однако при необходимости их допроса в арбитражном процессе они вызываются и выступают в качестве свидетелей по делу. Особо следует сказать о протоколе об административном правонарушении как письменном доказательстве, который является необходимым доказательством по делам о привлечении к административной ответственности. КоАП РФ устанавливает требования, которым должен соответствовать протокол, а также факты, которые должны в нем отражаться. Протокол об административном правонарушении по общему правилу составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ). Из этого правила названной статьей установлено два исключения. Во-первых, возможно составление протокола в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе (ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ). Во-вторых, при проведении административного расследования протокол составляется после завершения расследования (ч. 3 ст. 28.5 КоАП РФ). Однако это лишь модель предмета доказывания, приемлемая для привлечения к административной ответственности по любому делу. И даже она не исчерпывает все обстоятельства, подлежащие установлению. Так же как и по исковым делам, источником формирования предмета доказывания по административным делам являются основания требований и возражений на них. Особо следует сказать о независимости усмотрения суда в оценке доказательств. Так, по одному из дел суд квалифицировал как малозначительные «правонарушения, нашедшие свое подтверждение в материалах дела (в протоколах собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов не указаны: полное наименование должника и его местонахождение; арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве; номер дела; список участников собрания кредиторов. Эти сведения содержатся в приложениях к протоколам). Иных нарушений Закона о банкротстве суд не установил» Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 октября 2007 г. №12909/07 // СПС «Гарант». , следствием чего стал отказ Суда в удовлетворении заявления государственного органа (Управления ФРФ). Решение по делу также должно соответствовать требованиям, установленным общей частью АПК применительно к судебным решениям, и состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей (ст. 170 АПК РФ). Арбитражный суд, рассмотрев заявление о привлечении к административной ответственности, может прийти к двум возможным выводам: 1) привлечь к административной ответственности или 2) отказать в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности. Если арбитражный суд пришел к выводу о привлечении субъекта к административной ответственности, то резолютивная часть решения должна содержать следующие сведения, предусмотренные ч. 3 ст. 206 АПК: 1) наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; 2) нормы закона, на основании которых данное лицо привлекается к административной ответственности; 3) вид административного наказания и санкции, возложенные на лицо, привлеченное к административной ответственности. Копия решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган (ч. 5 ст. 206 АПК РФ). Решение суда о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия. Это укороченный срок, так как по общему правилу он составляет месяц со дня принятия, если не подана апелляционная жалоба (ч. 1 ст. 180 АПК РФ). Арбитражное процессуальное законодательство установило апелляционный порядок обжалования решений о привлечении к административной ответственности. Поскольку законом установлен десятидневный срок для вступления решения о привлечении к административной ответственности, то именно в течение этого срока может быть подана апелляционная жалоба. На апелляционный пересмотр судебного решения распространяются уже общие правила, установленные АПК РФ. Глава 3. Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности 3.1 Возбуждение арбитражными судами дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности Право на обжалование привлечения к административной ответственности вытекает из конституционного права, предусмотренного ч. 2 ст. 46 Конституции РФ: "Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд". Возбуждение дела об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности связано с совершением судьей ряда действий по определению того, есть ли основания для возбуждения дела в арбитражном суде. Законодательно установлен срок подачи заявления в арбитражный суд на оспариваемый акт о привлечении к административной ответственности - в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом (ч. 2 ст. 208 АПК РФ). Соответственно КоАП РФ также установил десятисуточный срок обжалования действий административных органов о привлечении к административной ответственности, уточнив при этом, что срок исчисляется с момента вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). «В силу административного законодательства постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела» Воинов В.В., Трунтаева К.А. О допустимости судебного обжалования не вступившего в силу решения налогового органа // Налоговед. 2007. №12. С. 33. . Копия постановления по делу вручается под расписку представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или его представителю, в отношении которых оно вынесено, или по их просьбе высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. Указанный выше десятидневный срок - это срок, установленный для обжалования постановления о привлечении к административной ответственности. Если постановление не обжаловано, то по истечении 10 суток оно вступает в законную силу. Заявление подается или через административный орган, вынесший постановление о наложении взыскания, или непосредственно в суд согласно установленной подсудности. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен арбитражным судом по общим правилам, установленным АПК РФ по ходатайству заявителя. Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности должно соответствовать требованиям, указанным в АПК РФ, среди которых можно выделить общие требования, предъявляемые ко всем заявлениям, искам, и специфические, продиктованные особенностями рассмотрения дел данной категории. Общие требования к заявлению (ч. 1, п. 1, 2, 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ) следующие. 1. Заявление должно быть оформлено в письменной форме и подано в арбитражный суд заявителем или его представителем. В силу того что юридические лица участвуют в процессе только через представителя (обязательное представительство), то заявитель может лично подавать заявление лишь в том случае, если речь идет об индивидуальном предпринимателе. Однако и он может действовать через своего представителя. Арбитражный судья проверяет полномочия представителей и лиц, участвующих в деле, в порядке, установленном ст. 63 АПК РФ, которая определяет процедуру признания полномочий лиц, участвующих в деле, их представителей и допуска их к участию в судебном заседании. Данные действия совершаются на основании исследования представленных документов, подтверждающих полномочия и удостоверяющих личность участвующих в деле лиц и их представителей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|