p align="left">Несмотря на характерную, особенно для определен-ных периодов западноевропейского средневековья, рассредоточенность политической власти, главным институтом в политической системе все в большей степени становилось государство. Его политическое значение и вес определя-лись тем, что королевская власть, даже в эпоху глубокой феодальной раздробленности, являлась единственным об-щепризнанным представителем страны и народа в целом. Закрепляя феодальные формы поземельной собственнос-ти, сословные привилегии феодалов, средневековое госу-дарство, как любое другое государство, осуществляло об-щесоциальные функции (поддержание мира, традицион-ного правового порядка и т. д.). В средние века в странах Западной Европы сложилась и приобрела общесоциальную ценность национальная государственность, которая при всех ее различиях в разных странах стала стержнем единой ев-ропейской культуры и цивилизации. Средние века -- это эпоха, когда в рамках складыва-ющихся национальных государств постепенно формируют-ся основы будущих национальных правовых систем. Этот длительный процесс завершается в большинстве стран уже в следующую историческую эпоху -- в Новое время. Но именно в средние века определяются контуры и будущих крупных мировых правовых систем (семей права) -- конти-нентальной и англосаксонской, складываются их специфи-ческие и несхожие правовые институты. Исходный "строительный материал" средневековое право черпало в правовых обычаях, которые долгое время оставались важнейшим источником права. За несколько веков в странах Западной Европы происходит сравнитель-но плавный и безболезненный переход от варварских (пле-менных) правовых обычаев к правовым обычаям феодаль-ным, имеющим уже не персональный, а территориальный принцип действия. Расцвет феодализма в Европе в XI-- XII вв. означал и повсеместное преобладание обычного права. К этому времени в западноевропейском обществе были ут-рачены многие элементы правовой культуры и даже пись-менности, получившие когда-то широкое развитие в ан-тичном мире, а поэтому и сама устная форма, в которой длительное время выражались обычаи, была практически единственно возможной. Правовые обычаи достаточно органично интегрирова-лись в феодальные отношения, закрепляли все их основ-ные виды. Прежде всего, обычай (часто обычай-договор) регулировал личностные и поземельные связи между са-мими феодалами-сеньорами и вассалами (ленное право). В равной мере правовые обычаи охватывали отношения между феодалами (собственниками земли) и крестьянами, ее дер-жателями. Эта часть правовых обычаев (манориальное право) в наибольшей степени отражала зависимое положение крестьян, привязанных к земле и вынужденных работать на собственника манора. Со временем правовые обычаи записывались и вклю-чались в хартии и в другие жалованные грамоты, в кото-рых сеньоры определяли привилегии и обязанности васса-лов, горожан и крестьян. Особую роль в становлении общеевропейской правовой культуры сыграло городское право. В основном это было писаное право. Его положения фиксировались городскими статутами, королевскими или иными сеньориальными хар-тиями, пожалованными городу. Городское право, несмотря на закрепление в нем некоторых чисто феодальных инсти-тутов, по своему основному содержанию не являлось фео-дальным правом, оно скорее предвосхищало будущее бур-жуазное право, разрабатывало именно его принципы. Го-рода широко использовали различные сборники междуна-родного торгового права и морских обычаев, составленные в городах Италии, Испании и т. д., и тем самым внесли заметный вклад в формирование единых правовых тради-ций в странах Западной Европы. Особое место в процессе формирования общеевропей-ской правовой культуры в средние века занимало канони-ческое право. Оно возникло первоначально как право хри-стианской церкви в целом. Затем, после раскола церкви сложились две самостоятельные ветви канонического пра-ва. В Западной и Центральной Европе каноническое право получило под влиянием "папской революции" особенно боль-шое развитие и превратилось в самостоятельную и эффек-тивно действующую систему средневекового права. Восточ-ная ветвь канонического права, оформившаяся в рамках греко-православной церкви, действовала в Византии, а так-же в ряде других стран Юго-Восточной и Восточной Евро-пы, но не имела здесь такого авторитета, как каноничес-кое право на Западе. Большая значимость норм канонического права в за-падноевропейском обществе определялась рядом факторов. Прежде всего, каноническое право здесь разрабатывалось и поддерживалось могущественной римско-католической церковью и папством, о политической силе которых уже говорилось. Каноническое право отличалось универсально-стью и экстерриториальностью, поскольку его нормы действовали во всех странах, принявших католицизм. Оно не знало государственных границ и соединяло в единое целое всех католиков. Каноническое право отличалось также широтой регулируемых им общественных отношений. Оно включало в себя вопросы, как духовной, так и светской ясизни, было обязательным как для клириков, так и для мирян. Наконец, особый вес каноническому праву придава-ла его традиционность, поскольку оно своими корнями ухо-дило в античность, в греческую философию и в римскую правовую культуру. Каноническое право вобрало в себя и передало последующим поколениям целый ряд норм римс-кого права, его язык, что нашло свое отражение в фор-муле: "церковь живет по римским законам" (ecclesia vivit legae romanae). Источники канонического права ("старого права" -- jus antiquum) восходят к раннехристианской литературе (Свя-щенное писание, Деяния Святых Апостолов, Послания к римлянам и др.). В XI--XII вв. в период "папской революции" складыва-ется "новое право" (jus novum). Именно в это время закан-чивается процесс складывания канонического права в ка-честве самостоятельной правовой системы западноевропейского общества. Более четким становится его юридическое содержание. Утверждается само понятие "каноническое право" (jus canonicum). Главенствующим источником ново-го канонического права становятся папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др.). Процесс систематизации канонического права в сред-ние века имел своим конечным результатом составление в 1500 году обширного свода, который с 1580 года был при-знан в качестве официального источника права римско-католической церкви. По аналогии с Кодификацией Юсти-ниана он получил название Свода канонического права (Corpus juris canonici). Средневековое каноническое право охватывало широкий круг вопросов и играло важную роль в правовой жизни западноевропейских стран. Оно регла-ментировало организацию церковной власти, а так-же отношения церкви со светской властью, статус церков-ной собственности и режим владения и пользования цер-ковными землями, источники доходов церкви и т. д. В XVI веке Реформация подорвала позиции католи-ческой церкви и ослабила влияние канонического права. На Тридентском соборе (1545--1563 гг.), хотя и проходив-шем под лозунгами контрреформации, был осуществлен коренной пересмотр норм канонического права, сужена сфера церковной юрисдикции. Собор учредил Конгрегацию, которая официально толковала нормы канонического пра-ва, в частности решения самого собора. Одним из наиболее значительных и уникальнейших явлений в правовой жизни Западной Европы стала рецеп-ция римского права, т. е. его усвоение и восприятие сред-невековым обществом. После падения западной части им-перии римское право не утратило своего действия, но с образованием варварских государств сфера его примене-ния в Западной Европе сузилась. Однако со временем собственно римские источники права выходят из употребления и забываются. Новая жизнь римского права в Западной Европе, его второе рождение, начинается в XI--XII вв. В основе этого бурно развивающегося процесса лежал целый ряд истори-ческих факторов, среди которых особую роль сыграло оживление экономической жизни, особенно торговли. Зарожда-ющиеся буржуазные отношения не могли пробиться сквозь гущу правовых обычаев и чисто феодального права, рас-считанного на замкнутое общество. Римское же право со-держало в себе точные и готовые формулы закрепления абстрактной частной собственности и торгового оборота. Не случайно центром зарождения римского права стали горо-да-республики Северной Италии, которые переживали в XI в. экономический подъем и представляли собой в то вре-мя наиболее развитый в хозяйственном отношении регион Европы. Однако рецепция римского права была вызвана не толь-ко экономическим фактором, но и социальными и духовны-ми потребностями общества, которое остро нуждалось в пра-вовом порядке, правовой стабильности, а соответственно и в распространении юридического образования и мышления. Рецепцию римского права поддержала католическая церковь, увидевшая в нем средство, способное поддержать каноничес-кое право и притязания пап на мировое господство. Рецепцию римского права, в конечном счете, санкцио-нировала и королевская власть, стремившаяся к централи-зации, а следовательно, и к юридизации всей обществен-ной и государственной жизни. Именно римское право в это время проявило себя как наиболее разработанное, универ-сальное и рациональное право, содержащее регуляторы, необходимые для общества в целом и для основных его групп. Римское право как никакой другой фактор эпохи сред-невековья способствовало преодолению государственных и иных территориальных границ, созданию единого стержня европейской правовой культуры, юридической науки и об-разования История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 т. - 3-е изд., перераб. и доп. - Том 1: Древний мир и Средние века / Отв. ред. д.ю.н., проф. Н.А. Крашенинникова и д.ю.н., проф. О.А. Жидковы. - М.: Норма, 2005. С. 290-298. . Таким образом, эпоха Средних веков стала первой в мировой истории эпохой действительно общемирового политического и правового процесса. В известном культурному человечеству мире практически не было значимых народов на внегосударственной стадии жизни. Государства пришли в тесное соприкосновение, влияли друг на друга не только в военном, но и культурном, правовом отношении. Появились новые, неведомые предыдущим эпохам межгосударственные установления и почти единая правовая культура. Вопрос №2. Формирование и развитие феодального общества и государства франков в VI-IX вв. Одну из западногерманских племенных групп, обитавших вдоль берегов реки Рейн, римские авторы называли франками. Упоминание о них в источниках под названием относится к первой половине III в История государства и права России и зарубежных стран: Учебник / Под общ. Ред. д.ю.н., проф., акад., засл. деятель науки Российской Федерации В. П. Сальников. - М.: ЦОКР МВД России, 2006. С. 60. . Франки, жившие по нижнему течению Рейна, в приморье, именовались салическими (от кельт. «сал» - море), а жившие по среднему течению Рейна - рипуарскими (от лат. «рипа» - берег) Ильинский Н.И. История государства и права зарубежных стран: Курс лекций / Н.И. Ильинский. - М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2003. С. 209.. Завоевание территории бывшей Римской империи и покорение живших там народов германскими племенами послужило непосредственной причиной образования государства франков. Завоевание ускорило обогащение знати и расслоения населения, подорвало значение родового деления населения франков и выдвинуло на первый план деления населения по территориальному признаку. Для удержания в повиновении завоеванные народы, для управления огромными массами населения появилась настоятельная необходимость в сильной центральной власти, которой не было при родовом строе. Государство стало эффективнее решать стоявшие перед обществом проблемы. Салические франки в середине IV в. были разбиты римля-нами, но оставались на правах федератов. Они нанимались на службу императором, активно вмешивались во внутренние дела государства. Первыми вождями франков были легендарный Мерови, по имени которого первую франкскую династию назы-вали Меровингами, и Хильперик. После смерти последнего ко-ролем становится его сын Хлодвиг (ок. 466 - 511 гг., король с 481 г.) Степанов В.Е., Шевеленко А.А. История средних веков: Хрестоматия. Ч. 1. С. 27., пришедший к власти «на крови», убив родственников рипуарских князей Сигиберта, Харарика, Хладерика, также пре-тендовавших на королевский трон Там же. С. 28 - 29.. Возглавив дружины салических франков, проживавших по берегам небольшой речки Сали в Нидерландах, Хлодвиг на рубеже V--VI вв. завоевал основную часть Галлии. Образование нового государства сопровождалось развитием в недрах франк-ского общества феодализма, становлением новых отношений собственности и формированием новых классов Ильинский Н.И. История государства и права зарубежных стран: Курс лекций / Н.И. Ильинский. - М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2003. С. 210. . Общественный строй. Салическая правда свидетельствует о существовании у франков различных социальных групп: служилая знать, свободные франки-общинники, литы и рабы. Франкская знать сформировывалась в результате завоевания и заселения галльских земель. Раздача королями земель своим дружинникам и приближенным способствовала складыванию слоя крупных земельных собственников. Ряды знати пополнялись за счет галло-римской аристократии, которая поступала на службу к франкским королям. Наряду со знатью следует отметить возвышение духовенства. Франкские короли искали поддержки у церкви своей государственной политики и наделяли церковь крупными земельными наделами и привилегиями.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|