реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Прохождение государственной службы за рубежом

реферат
p align="left">2.1. Англосаксонский подход.

Основоположником этого достаточно традиционного подхода к подготовке кадров для государственной службы является Великобритания. Программы подготовки кадров для государственной службы в Великобритании ориентированы на реализацию концепции государственного управления, основной целью которого является повышение качества услуг, что требует развития у госслужащих навыков управления переменами и лидерского потенциала.

Существует в стране ведущее учебное заведение, где обучается основная масса служащих среднего и высшего звена, - Колледж государственной службы, образованный в 1970 г. Занятия проводятся по программам подготовки будущих руководителей. Успешное завершение подобной программы позволяет получить квалификацию, необходимую для продвижения вплоть до 3 класса включительно (всего существует 7 классов, высший из которых 1-й класс). Существуют также специальные программы повышения квалификации для руководителей 4-7 классов. Специалисты, занимающие высшие руководящие посты 1-2 класса, посещают специально разработанные для них «мастер-классы», посвященные тем проектам, которые они курируют в настоящий момент.

Следует подчеркнуть, что в Великобритании подготовка кадров считается одним из приоритетных направлений. Поэтому наряду с централизованной подготовкой госслужащих существует широкая система курсов, которые несут ответственность за подготовку кадрового резерва для выдвижения на более высокие должности и профессиональное развитие высших руководителей. Содержание обучения и программы профессионального роста госслужащих формируется с учетом специфики функций и должности, занимаемой чиновником. При всем многообразии форм и методов обучения общими для них являются: подготовка выпускной работы по проекту, теоретическая подготовка в учебном заведении, приобретение практического опыта. (12, стр. 57)

На протяжении довольно долгого времени Германия являлась законодательницей мод в области развития государственного управления как академической дисциплины. В настоящее время в немецких университетах возрождается традиция подготовки высококвалифицированных специалистов на базе широкого междисциплинарного подхода. Преобладание юридических дисциплин, что являлось отличительной чертой англосаксонского подхода, постепенно уступает место более сбалансированному варианту учебных программ. Правовые и экономические дисциплины находятся примерно в равном соотношении и подкрепляются необходимыми гуманитарными и математическими теориями. (9, стр. 140)

Основные требования, предъявляемые к госслужащим в Германии, - это профессиональное образование и специальная предварительная подготовка (вид и длительность которой дифференцируются в зависимости от уровня служебного положения). Непрерывное образование - обязательное условие продвижения в системе государственной службы. Широкий спектр обучающих программ позволяет сопровождать чиновника на протяжении всей его карьеры. Образовательные программы построены по модульному принципу, что делает их гибкими, отвечающими потребностям общества.

2.2. Французский подход.

Особенность французского подхода состоит в том, что государственное управление преподается как раздел политических и административных наук. В системе подготовки по государственному управлению во Франции преобладают два типа учебных заведений: институты политических исследований и университеты.

Подготовка государственных слу-жащих для органов государственного управления, которая во Франции носит название профессиональной постоянной подготов-ки, состоит из профессиональной начальной подготовки госслужащих и повышения квалифика-ции, которое организуется на протяжении всей их карьеры.

Различные министерства орга-низуют конкурсы прямого набора в корпус государственных служа-щих. Это французская специфи-ка, отличающая данную модель от британской и германской.

Особое место в области подго-товки по специальности «Государ-ственное управление» занимают две высшие школы, находящиеся в ведении премьер-министра: На-циональная школа администра-ции (НША) и парижский Институт политических исследований (ИПИ). В задачу НША входит подготовка чиновников для ком-плектования высших кадров администрации: членов Государст-венного совета, Счетной палаты, Финансовой инспекции (высшие органы управления), региональ-ных счетных палат, администра-тивных судов, Генеральной ин-спекции администрации, корпуса префектов, гражданских админи-страторов.

Парижский институт политиче-ских исследований -- это независи-мое от университетов государст-венное учреждение научного, культурного и профессионального профиля, которое обеспечивает подготовку по политическим, эко-номическим и общественным на-укам.

Таким образом, во Франции, как и в Германии, система подго-товки госслужащих носит центра-лизованный характер и имеет многоуровневую структуру, ран-жированную в зависимости от це-лей обучения и степени професси-ональной подготовки слушателей. Однако если немецкие образова-тельные программы отличаются высоким уровнем сбалансиро-ванности экономических и пра-вовых дисциплин, то француз-ский подход ориентирован на углубленное изучение экономики. (10, стр. 117)

Некоторые страны Южной Ев-ропы восприняли французскую модель в качестве образца для разработки собственных про-грамм подготовки кадров для го-сударственной службы.

В Испании до конца 1980 го-дов существовала только школа политических наук, а в 1986 г. была официально признана новая отрасль знаний по французскому образцу -- «политические и адми-нистративные науки». В этот пе-риод создавались новые школы политических наук и социологии, вводилось большее количество курсов по государственному уп-равлению, программы по подго-товке государственных служа-щих, включая курс государствен-ного менеджмента.

Реформа 1990-х годов косну-лась в основном государственной политики. В университетах по-явились новые трех-, четырех- и пятилетние программы, по окон-чании которых слушатели получа-ли ученую степень в области по-литических и административных наук.

Набор служащих в Испании осуществляется при помощи открытых конкурсных экзаменов по таким предметам, как административное право, государственная экономика, государственное администрирование, управление бюджетом и финансами. Иногда новые темы, связанные с реформированием госсектора, также включаются в формат экзамена - государственная служба и политические процессы, государственный менеджмент. Нововведением является стажировка выпускников в течение нескольких месяцев, что позволяет найти постоянную работу в государственной администрации. (10, стр. 117-118)

2.3. Американский подход

Заслуживает внимания практика подготовки гос-служащих в Соединенных Штатах Америки. Система высшего образования в США - это более двух тысяч университетов, институтов и колледжей. В числу наиболее известных высших учебных заведений относятся: Гарвардский университет в штате Массачусетс, Йельский университет в штате Коннектикут, Пенсильванский университет штате Пенсильвания, Колумбийский университет в Нью-Йорке.

Как и в европейских странах, государственное управление в Америке всегда было тесно связано с правовыми дисциплинами, в частности с административным правом. В последние годы наметилась тенденция к усилению экономического образования госуправленцев - с введением оценки результативности и качества работы правительственных органов - обогатилась дальнейшим развитием экономико-математических и других передовых методов. (11, стр. 145-147)

Организационно работа с кадровым резервом в органах государ-ственного управления осуществляется кадро-выми службами на базе общих правил и нормативных тре-бований, а также единых методических и политических ус-тановок. Они разрабатывают основы кадровой политики данного учреждения, организуют набор персонала на все профессиональные должности и работу по заполне-нию политических должностей, осуществляют разработку квалификационных требований и организацию должност-ного продвижений на основе проведения оценки служеб-ной деятельности государственных чиновников, руководство профессиональной подготовкой и переподготовкой работников и т.д.

На значительную долю должностей, в том числе ва-кантных, в системе государственной службы (это пример-но две трети от общего их числа) комплектование проис-ходит на основе конкурса. Процедура конкурсного отбо-ра направлена на постепенное выявление и устранение из списка претендентов наименее подходящих кандида-тов и создание условий для назначения на конкретную должность лучшего из них.

Конкурсные экзамены остаются одним из главных ме-тодов отбора кадров для органов государственного управления США, и здесь существует одна из наиболее отработанных в мире систем их проведения. Для госслу-жащих США экзамены превратились в одну из обычных норм их повседневной жизни и деятельности.

В основу конкурсных экзаменов положены так назы-ваемые квалификационные стандарты. Именно на них ба-зируются те требования, которые предъявляются к канди-дату на ту или иную конкретную должность. Квалификаци-онные стандарты жестко привязаны к должности как со-ставной части общего административного процесса и со-держат четкие описания профессионально-квалификаци-онных, деловых и личных качеств того лица, которое долж-но занять конкретную должность.

В государственных учреждениях США в настоящее время нет единой системы отбора кандидатов на выдви-жение, но нет и автоматического продвижения по служеб-ной лестнице. Основная часть повышений по службе про-исходит на основе регулярных оценок служебной деятель-ности всех потенциальных кандидатов на замещение. Та-кие оценки деятельности госслужащих позволяют админи-страции государственных учреждений решать проблему отбора кандидатов на повышение, определять степень необходимости в профессиональной переподготовке, осуществлять долгосрочное планирование ротации кад-ров и т.п. (12, стр.58)

3. Поступление и карьерное продвижение государственных служащих

Принцип равных возможностей и подхода в отношении найма и ра-боты записан в Конвенции Международной Организации Труда (МОТ) 1958 г. о дискриминации (раздел «Найм и занятость») и в рекомендациях. Он направлен против всяких особых отношений, отказа в найме или льгот на основе расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, нацио-нального или социального положения. Объединенный комитет МОТ по го-сударственной службе придает особое значение применению этого принципа во всех вопросах, касающихся найма, обучения и служебного роста на государственной службе. Комитет заявил, что государство есть «круп-нейший работодатель почти во всех странах, и государственная служба должна быть образцом правильной работы с персоналом».

Многие зарубежные страны подтвердили этот принцип, как в своих конституциях, так и в конкретных законах или постановлениях. Так, в Ве-ликобритании все пригодные для службы люди пользуются равными воз-можностями набора, найма, профессиональной подготовки и продвижения на гражданской службе на основе их способностей, квалификации и при-годности для работы. Явная и скрытая дискриминация запрещается. То же относится и к найму инвалидов. Государственные служащие, которые счи-тают, что подвергаются дискриминации, имеют право воспользоваться процедурой подачи жалобы, согласно соответствующему закону, и могут непосредственно обратиться в административный суд, профессиональную комиссию по мерам защиты от незаконной дискриминации. (3, стр.48-49)

Отбор и пополнение штатов на госслужбе обычно определяются ха-рактером и уровнем той работы, которую предстоит исполнять; требуемы-ми способностями, квалификацией и опытом работы, потенциалом, проде-монстрированным кандидатом, и необходимостью примерить между собой принцип отбора по деловым качествам и принципом равного подхода. Процедура найма может включать:

основанный на заранее обусловленных критериях окончательный список допущенных к конкурсу;

письменный экзамен;

конкурсное собеседование, психологический тест;

рассмотрение дипломов или иных документов и т. д. (6, стр. 46-47)

В Великобритании отбором кандидатов для поступления на государственную (гражданскую) службу занимаются Комиссия по делам гражданской службы, а также непосредственно министерства и ведомства. Вспомогательную роль при отборе выполняет Агентство по оценке и отбору кандидатов для государственной службы. Процедуры приема различаются в зависимости от ступени, группы или характера должности.

Набор служащих среднего и младшего звена производится самими министерствами и ведомствами, хотя и находится под общим контролем Комиссии. Министерства и ведомства вправе при отборе персонала поль-зоваться услугами Агентства по оценке и отбору кандидатов для государ-ственной службы. Специалисты гражданской службы - юристы, экономи-сты, инженеры, администраторы - отбираются в результате специального отборочного конкурса, проводимого указанной Комиссией. Комиссия в целом занимается отбором персонала, начиная от должности исполнителя, т.е. на средние и высшие должности.

Отбор кандидатов на службу осуществляется четырьмя отделами Комиссии по делам гражданской службы, каждый из которых специализируется на наборе в определенные группы: отдел по административным должностям, отдел по научным должностям, отдел по технологическим должностям, общий отдел (набор кандидатов юристов, на информационные и другие специализированные должности). Сама процедура отбора кандидатов на государственные должности состо-ит из нескольких этапов. Первый из них - это письменный доклад на за-данную тему. После этого с успешно прошедшими отбор проводятся тесты и интервью. В настоящее время формы тестирования и интервью приобре-ли основное значение при оценке способностей кандидатов. Затем пред-ставители отдела по окончательному отбору на основании совокупной оценки проводят заключительное собеседование, в результате чего реша-ется вопрос о зачислении. Помимо собственных оценок, принимаются так-же во внимание рекомендации школ и университетов, где кандидаты про-шли курс обучения. (5, стр. 25-27)

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.