реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Прокурор в уголовном процессе

реферат
едопустимо вмешательство в осуществление прокурорского надзора: воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствование в какой-либо форме их деятельности влечет за собой установленную законом ответственность (п. 1 ст. 5 Закона).

Чтобы оградить независимость функционирования органов прокуратуры, закон запрещает прокурорам и следователям быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.[ Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник/ под ред. В.П. Божьева. 3-е изд., испр. и доп. - М.; Спарк, 1999 С. 317].

Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.

Принцип гласности в организации и деятельности прокуратуры выражается в оповещении в печати о назначении прокуроров, о которых идет речь в Конституции РФ, в обязанности информирования федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. Органы прокуратуры обязаны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям федеральных законов об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайте.

Генеральный прокурор РФ не подотчетен палатам Федерального Собрания и Президенту РФ. Вместе с тем, согласно п. 6 ст. 12 Закона о прокуратуре, Генеральный прокурор ежегодно представляет палатам Федерального Собрания и Президенту доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению.

Стоит отметить, что изложенные положения Закона о прокуратуре отражают и развивают конституционные принципы организации прокуратуры как специфического самостоятельного органа государственной власти Российской Федерации. По сравнению с ранее действовавшим Законом о прокуратуре новый закон, восприняв его позитивные нормы, отличается от прежнего многими принципиально новыми положениями, применение которых, несомненно, будет способствовать повышению роли прокуратуры в укреплении законности и правопорядка. Нельзя не отметить и следующие новые весьма важные положения. Согласно ст. 2 Закона Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ. Осуществление Генеральной прокуратурой России этих полномочий имеет важное значение для повышения эффективности деятельности прокуратуры по укреплению законности и правопорядка, усиления ее роли в борьбе с преступностью в Российском государстве.

2. Осуществление прокурором уголовного преследования

Прежде чем говорить о функции уголовного преследования в деятельности прокурора по уголовным делам, необходимо понять, что же входит в понятие «уголовное преследование».

Уголовное преследование осуществляется органами прокуратуры в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Стоит отметить, что в УПК РСФСР не было такого понятия, как «уголовное преследование», и в юридической практике встречались разные толкования данного термина, так, например, профессор, доктор юридических наук Чувилев А.А, считает, что, «по-видимому, под уголовным преследованием необходимо понять возбуждение уголовных дел в отношении конкретных лиц, производство предварительного следствия следователями прокуратуры, а также действия прокуроров, направленные на обеспечение неотвратимости ответственности лиц, виновных в совершении преступлений (дача указаний о возбуждении уголовных дел в отношении конкретных лиц, применении к ним мер пресечения, направлении дел с обвинительным заключением в суд и т.п.), на стадии предварительного расследования, а также поддержание государственного обвинения в судах»[ Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник/ под ред. В.П. Божьева. 3-е изд., испр. и доп. - М.; Спарк, 1999 С.324]. Теперь, данный пробел устранен, и в соответствии с УПК РФ, под уголовным преследованием понимается процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст.5 УПК РФ).

Помимо прокурора уголовное преследование могут осуществлять следователь и начальник следственного отдела, орган дознания и дознаватель, а также «Потерпевший, его законный представитель и (или) представитель вправе участвовать в уголовном преследовании обвиняемого, а по уголовным делам частного обвинения - выдвигать и поддерживать обвинение в порядке, установленном настоящим Кодексом» (ст. 22 УПК РФ). Однако, как отмечает Тихонов А. К, прокурору принадлежит главная, решающая роль в осуществлении этой деятельности. Ведь прокурор вправе лично возбуждать уголовное дело (следователь и дознаватель могут делать это только с согласия прокурора), а также его расследовать независимо от подследственности и от совершенного преступления и завершать расследование принятием решения по обвинительному заключению или обвинительному акту, в том числе и лично составить обвинительное заключение и направить дело в суд.[ Уголовный процесс: Сборник учебных пособий. /Уголовное преследование (Александров А.С., Поляков М.П.) Особенная часть. Вып. 2 - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2005 С.105] Особенности полномочий прокуроров при уголовном преследовании проявляются в том, что прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления. Основанием для этого могут быть состояние законности при расследовании преступлений, уровень квалификации соответствующих работников правоохранительных органов и их кадрового обеспечения в целом, иные обстоятельства[ Прокурорский надзор Российской Федерации: Учебник /Под ред. А. А. Чувилова. - М.: Юристъ, 2003. С.72].

Необходимо отметить, что уголовное преследование - это деятельность стороны обвинения на всех его стадиях, хотя происходит она в различных порядке и формах. В данном понятии отражается суть состязательного способа подготовки и поддержания обвинения посредством досудебной подготовки оснований уголовного иска, предъявления уголовного иска и поддержания его в суде. Как отмечает Александров А.С.: - «в теоретическом плане уголовное преследование в досудебный период есть деятельность, направленная на подготовку, процессуальное обоснование материально-правовых притязаний обвинительной власти к лицу, предположительно совершившему преступление» [ Уголовный процесс: Сборник учебных пособий. Особенная часть.- М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2005 С.359]. Уголовное преследование, таким образом, с одной стороны, есть односторонняя обвинительная деятельность, нацеленная на обоснование уголовного иска, и неразрывно связанная с понятием обвинения.

В суде уголовное преследование имеет форму поддержания обвинения обвинителем, т.е. представляет собой исковую деятельность. Исковая деятельность обвинителя - это главным образом судебная деятельность, однако совершенно очевидно, что обвинительная деятельность в широком смысле этим не исчерпывается: понятно, что предъявление и поддержание уголовного иска в суде является продолжением той обвинительной деятельности (уголовного преследования), что была начата в досудебный период. Досудебная подготовка уголовного иска - есть обвинительный розыск, деятельность по собиранию обвинительных доказательств, принятие мер процессуального принуждения и иных мер, реально ограничивающих права и свободы или (и) ставящих их под угрозу ограничения, с целью установления лица, совершившего преступление, изобличения этого лица, пресечения его преступных действий, обеспечения возмещения вреда, причиненного его преступными действиями, обоснование обвинения. Поэтому, досудебное производство - это уголовное судопроизводство с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу (п.9 ст. 5 УПК РФ). Значит, следует связывать уголовное преследование со всем досудебным судопроизводством, включая в него допроцессуальную проверку оснований для возбуждения уголовного дела.

Таким образом, публичное досудебное уголовное преследование - это досудебная деятельность прокурора и иных органов уголовного преследования по подготовке уголовного иска.

Но в судебном производстве уголовное преследование реализуется в новых формах. Обвинение в суде, поддержание обвинения - есть судебное уголовное преследование. В соответствие с законодательством, важнейшим направлением деятельности прокуратуры является участие прокурора в рассмотрении дел судами. Согласно разделу IV Закона о прокуратуре, посвященному этому вопросу, участие прокурора в рассмотрении дел судами осуществляется в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством России и другими федеральными законами. Так, в судебных стадиях прокурор осуществляет уголовное преследование посредством поддержания государственного обвинения в суде первой (ст. 246 УПК РФ) и апелляционной инстанции (366 УПК РФ); обжалования в апелляционном и кассационном порядке судебные решения, не вступившие в законную силу (354 УПК РФ); ходатайствования о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда (ст. 402 УПК РФ).

Итак, как мы видим, в судебном разбирательстве по уголовным делам прокурор (с одной стороны) участвует в качестве государственного обвинения, и в этих случаях он осуществляет функцию уголовного преследования. Государственный обвинитель принимает участие в судебном следствии (допросах подсудимого, потерпевшего, свидетелей, в исследовании документов, вещественных доказательств, заключений экспертов). В судебных прениях он выступает с обвинительной речью, в которой дает оценку собранным доказательствам, высказывает свое мнение о доказанности обстоятельств, имеющих значение для дела, квалификации преступления, наказании и по другим вопросам, которые предстоит решить суду при постановлении приговора.

С другой стороны, после постановления приговора, вынесения иного решения судом по уголовному или гражданскому делу прокурор, если он приходит к выводу, что допущена судебная ошибка, обязан принять меры к ее устранению, и здесь он выполняет функцию надзора за соблюдением законности, возложенную на него Конституцией РФ и Законом о прокуратуре. В этих целях прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали.

Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору. Протест на решение, приговор, определение или постановление суда до начала его рассмотрения судом может быть отозван прокурором, принесшим протест.

Таким образом, законодатель различает досудебное уголовное преследование и поддержание государственного обвинения в суде (ч. 1,2,4 ст. 37 УПК РФ). В досудебный период (на предварительном расследовании) обвинительная функция прокуратуры состоит в отыскании доказательств виновности, оценки их и привлечение к суду обвиняемого. Далее прокурорское уголовное преследование осуществляется в форме разрешаемого судом состязания прокурора с обвиняемым.

В то же время из ч.1 и ч.5 ст. 37 УПК РФ вытекает, что функция уголовного преследования является по существу единой для прокурора.

Важно, что прокурор в уголовном деле выступает как субъект материального права на уголовный иск и обладает диспозитивными полномочиями по распоряжению этим правом и другими своими процессуальными правами. Иные органы уголовного преследования выступают как помощники, процессуальные «слуги» прокурора. Это в полной мере относится и к должностным лицам органов дознания, наделяемых прокурором на поддержание государственного обвинения в суде. Но прокурор обладает монополией на должностное официальное государственное обвинение.

Необходимо отметить, что функция уголовного преследования является одной из преобладающих в деятельности прокуратуры, как органе, наделенном обвинительной властью. Понятие «обвинительная власть» позволяет охарактеризовать правовое положение прокурора в уголовных делах, где интерес общества заключается в наказании лица, виновного в совершении преступления, чья вина доказана в порядке, установленном законом. Нормальная форма уголовного процесса, сводится к юридическому спору в суде обвинительной власти, официальным представителем которой призван быть прокурор, с обвиняемым, свободно защищающим себя по вопросам виновности и наказания. В этом споре прокуратуре принадлежит право и обязанность от имени государства доказать виновность и требовать наказания, т.е. власть обвинительная или уголовное обвинение. Прокурору же принадлежит и право отказаться от обвинения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.