p align="left">Непосредственно регламентирует деятельность прокурора на данном этапе приказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. № 33 «О мерах по совершенствованию организации надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания». В соответствии с этим н.п.а. прокуроры должны обеспечивать постоянный и взыскательный надзор за исполнением законодательства при приеме, регистрации, учете заявлений и сообщений о преступлениях. А именно не реже одного раза в 10 дней проверять законность и обоснованность мер, принимаемых органом уголовного преследования по заявлениям и сообщениям о готовящихся и совершенных преступлениях. В ходе проверок использовать данные самих органов уголовного преследования, сигналы средств массовой информации, обращения граждан, сведения медицинских учреждений и т.д. Принципиально решать вопрос об ответственности руководителей этих органов за несоблюдение учетно-регистрационной дисциплины, несвоевременность и незаконность принимаемых решений; обеспечивать безусловное выполнение требований Инструкции о порядке регистрации, рассмотрения и учета заявлений, сообщений, сигналов о преступлениях, поступающих в органы прокуратуры, утвержденной Генеральным прокурором Республики Беларусь 12 декабря 2000 г., а также принятие предусмотренных законом мер реагирования в связи с незаконностью решений по ним. Проверки исполнения требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершённых или готовящихся преступлениях должны проводиться не реже одного раза в месяц. Приему подлежат все без исключения заявления и сообщения, которые содержат информацию об уголовно наказуемых деяниях. Не законным является отказ в их приеме по мотивам незначительной общественной опасности, отсутствия тяжких последствий и т.д., а также в связи с обращением не в тот орган дознания, которому оно подследственное [4]. В ходе проверки прокурор выясняет следующие вопросы: полноту, правильность учета и регистрации поступивших в орган дознания заявлений и сообщений о преступлениях; соблюдение установленных законом сроков их проверки; законность и обоснованность принятия одного из предусмотренных в законе решений, в соответствии со ст. 174 УПК. При проведении проверки в органе дознания, прокурор знакомится с книгами учета заявлений и сообщений о преступлениях, журналами учета поступившей информации по телефону, телефаксу, телеграфу и т.д., корешками талонов-уведомлений заявителям о принятом заявлении, книгами учета документации, находящимися в дежурной части (рабочей тетрадью дежурного, магнитофонными записями сообщений, например «102», корешками направлений на судебно-медицинское освидетельствование и экспертизу, книгой учета лиц, доставленных в орган внутренних дел и т.д. [3]. Сведения о совершенных, но не зарегистрированных преступлениях прокурор может получить в различных госорганах. В ходе проверки прокурор должен обращать внимание на то, чтобы орган дознания возбудил уголовное дело при наличии признаков преступления, немедленно уведомил прокурора об обнаружении преступления и начатом дознании, выполнил все предусмотренные законом неотложные следственные действия, по выполнении неотложных следственных действий и не позднее десяти суток передал дело следователю, после передачи дела следователю в случаях необнаружения лица, совершившего преступление, продолжал принимать меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах, а также выполняя по поручению следователя розыскные и следственные действия [16, C. 9]. Надзорная деятельность прокурора на этапе рассмотрения заявлений и сообщений является гарантом защиты и реализации прав и свобод граждан, общества и государства, а также соответствия деятельности органов уголовного преследования принципам уголовного процесса. Глава 3. Полномочия прокурора в стадии предварительного расследования Уголовно процессуальный кодекс один из основных нормативных правовых актов регламентирующих порядок реализации уголовной политики государства, наиболее резкой реакции на нарушение правовых предписаний, выраженной в ограничении важнейших прав человека. Всё это обусловливает жёсткий порядок осуществления уголовно-процессуальной деятельности, рамок которого неукоснительно должен придерживаться орган уголовного преследования. Основные правовые гарантии уголовно-процессуальной деятельности в пределах УПК, закреплены в Основном законе государства, в ст. 7, в ст. 27 Конституции. Наиболее важными гарантиями является принцип законности и принцип не допустимости доказательств полученных с нарушением закона. Непосредственно, надзор за деятельностью органов уголовного преследования на стадии предварительного расследования осуществляет прокурор. На него возлагаются широкие полномочия, которые дают возможность осуществлять полный и всесторонний надзор, однако при этом должна обеспечиваться процессуальная независимость органа уголовного преследования и в особенности следователя [20, C. 284]. Следует отметить, что на стадии предварительного расследования сбор доказательственной информации может осуществляться не только посредствам уголовно-процессуальной деятельности, но и посредствам оперативно-розыскной деятельности надзор, за которой также осуществляет прокурор, однако мы ограничимся рассмотрением полномочий по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью органа уголовного преследования. Основными нормативными правовыми актами регламентирующими полномочия прокурора на стадии предварительного расследования выступают УПК, Закон о прокуратуре, приказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. № 33 «О мерах по совершенствованию организации надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания» [15, C. 25]. В соответствии с данными н.п.а. можно выделить следующие полномочия: истребовать от нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя и органа дознания для проверки уголовные дела, материалы и документы, а также проверять уголовные дела, материалы и документы и знакомиться со сведениями в ходе предварительного расследования; изымать от органа дознания и передавать следователю любое уголовное дело, передавать уголовное дело от одного органа предварительного следствия другому в соответствии с подследственностью, определенной ст. 182 УПК, а также от одного следователя другому в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела; участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, а также лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия или предварительное расследование в полном объеме по любому уголовному делу; поручать предварительное расследование уголовного дела группе следователей, формировать ее состав и возглавлять группу следователей; отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, а также не соответствующие закону указания нижестоящего прокурора, руководителя следственного подразделения, органа дознания; давать нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания и дознавателю письменные указания о производстве следственных, иных процессуальных и оперативно-розыскных действий, а также о применении мер по обеспечению безопасности; применять, изменять или отменять меры пресечения; прекращать производство по уголовному делу в случаях и по основаниям, предусмотренным УПК; разрешать отводы и самоотвод; разрешать жалобы на решения и действия нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, кроме жалоб, рассмотрение которых отнесено законом к компетенции суда; отстранять нижестоящего прокурора, следователя, руководителя органа дознания и дознавателя от производства предварительного расследования по данному уголовному делу, если ими были допущены нарушения законности при его расследовании; обращаться в соответствующие органы с представлением о лишении иммунитета от уголовного преследования лиц, им пользующихся, если эти лица подлежат привлечению по уголовному делу в качестве обвиняемых; санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога; производство обыска, осмотра жилища; наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления и их выемку, выемку документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну; прослушивание и запись переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров; извлечение трупа из места захоронения (эксгумация); помещение подозреваемого или обвиняемого, не содержащихся под стражей, в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение; отстранение обвиняемого от должности; продление и установление срока предварительного расследования, содержания под стражей, домашнего ареста в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных УПК; возвращать уголовные дела нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания со своими письменными указаниями о производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий; направлять уголовное дело в суд; использовать другие полномочия, предоставленные ему УПК. По мнению Кеника А.А. полномочия прокуроров, содержащиеся в УПК, можно разделить на три группы: направленные на выявление нарушений закона; направленные на устранение нарушений закона; направленные на предупреждение нарушений закона [18, C. 242]. Полномочия, направленные на выявление нарушений законов: требовать от нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя и органа дознания для проверки уголовные дела, материалы и документы, а также проверять уголовные дела, материалы и документы и знакомиться со сведениями в ходе предварительного расследования (ч. 1 и 5 ст. 34 УПК); проводить проверки исполнения требований законов о приеме, регистрации, разрешении заявлений и сообщений о готовящихся преступлениях (ст. 172-174 УПК); рассматривать жалобы на действия и решения следователя, органа дознания (ч. 5 ст. 34 УПК). Полномочия, направленные на устранение и предупреждение нарушений закона: отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, а также не соответствующие закону указания нижестоящего прокурора, руководителя следственного подразделения; давать нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания и дознавателю письменные указания о производстве следственных, иных процессуальных действий и ОРД, а также о применении мер по обеспечению безопасности; возвращать уголовные дела нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания со своими письменными указаниями о производстве дополнительного следствия и иных процессуальных действий (ч. 5 п. 14 ст. 34 УПК); отстранять нижестоящего прокурора, следователя, руководителя органа дознания и дознавателя от производства предварительного расследования по данному уголовному делу, если ими были допущены нарушения законности при его расследовании (ч. 5 и 11 ст. 34 УПК); вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД (ст. 199 УПК, ст. 35 Закона о прокуратуре); изымать от органа дознания и передавать следователю любое уголовное дело, передавать уголовное дело от одного органа предварительного следствия другому в соответствии с подследственностью, определенной ст. 182 УПК, а также от одного следователя к другому в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела (ч. 5 п. 2 ст. 34 УПК); участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, а также лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия или предварительное расследование в полном объеме по любому уголовному делу (ч. 5 п. 3 ст. 34 УПК); выносить постановления о возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 34 УПК), о прекращении производства по уголовному делу (ч. 5 п. 8 ст. 34 УПК); применять, изменять или отменять меры пресечения (ч. 5 п. 7 ст. 34 УПК). Помимо полномочий прокурора на стадии предварительного расследования в соответствии с приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. № 33 «О мерах по совершенствованию организации надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания» можно раскрыть содержание прокурорского надзора на данной стадии и заключается оно в [16, C. 9]: Своевременном выявлении и предупреждении нарушений законности, прав граждан на протяжении всего периода расследования путем: проверки обоснованности применения мер процессуального принуждения, обысков; реального обеспечения права на защиту, на неприкосновенность жилища; пресечения применения незаконных методов ведения следствия и дознания, обвинительного уклона при сборе доказательств. Обеспечении квалифицированного расследования и раскрытия преступлений путем: создания следственно-оперативных групп, должного взаимодействия следователей и органов дознания; обсуждения на оперативных совещаниях особо сложных уголовных дел, по которым преступники не установлены;
Страницы: 1, 2, 3
|