реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Прокурорский надзор как гарантия законности в российском государстве

реферат
p align="left">В статье 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» № 168-ФЗ от 17 ноября 1995 г. сказано, что деятельность прокуратуры подчинена решению главной задачи: обеспечению верховенства закона, единства, укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Функция надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина обособлена в специальную главу Закона (статья 26, 27), что на деле не означает противопоставления надзорной деятельности по защите публичного интереса. И законодатель, и социальная практика исходят из единства прав и обязанностей граждан, их коллективов.

Осущест-вляющие надзор за соблюдением прав и свобод прокуроры обязаны ощущать грань дозволенного как со стороны граж-дан, так и со стороны государственных органов. Права, как известно, всегда связаны с определенными обязанностя-ми. Однако во всех случаях должен торжествовать принцип: «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ч. 3 статьи 55 Конституции РФ). Эта статья является принципиально важной для определения предмета надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Все иные ограничения прав и свобод не основаны на законе и требуют безотлагательного реагирования со стороны прокурора.

Главным принципом, определяющим содержание надзорной деятельности, служит принцип формального юридического равенства, трансформирующийся в равенство прав, равенство обязан-ностей, равенство перед законом и судом. Обязанность государства, а, следовательно, и его органов защи-щать права и свободы гражданина от своеволия в обществе, вбирающего в себя не только образцы правомерного поведения, но и ложно понятые, подчас намеренно искаженные ценности, испове-дуемые узкими группами граждан, пытающихся корпоративную мораль противопоставить общественной, не говоря уже о крайних формах индивидуального эгоизма.

Генеральная прокуратура РФ на-целивает подчиненных прокуроров избегать дублирования судебных ор-ганов, роль которых в защите прав и свобод граждан первостепенная и в конечном счете решающая. По общему правилу прокуроры подключаются к этой работе в случа-ях, когда требуется без всяких на то отлагательств применить специальные, только им предоставленные полномо-чия в защиту публичных интересов (неопределенного круга лиц) либо в защиту отдельных категорий граж-дан, лишенных в силу объективных причин возможности самостоятельно отстаивать свои права в суде. Причём эти полномочия минимальны, их при-менение открыто для обсуждения и может быть оспорено в суде.

Среди специальных полномочий прокурора - опротестование неза-конных правовых актов, направление заявлении в суды (арбитражные суды), внесение представлений об устранении нарушений правовых норм, возбуждение уголовных дел и производств об административных правонарушениях в отношении до-лжностных лиц, нарушающих права граждан.

Наиболее полно определил усло-вия прокурорского вмешательства приказ Генерального прокурора РФ от 22 мая 1996 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнени-ем законов, соблюдением прав и сво-бод человека и гражданина». Он устанавливает, что прокурорские проверки могут проводиться только на основании поступившей информа-ции о допущенных правонарушени-ях, требующих использования специ-альных полномочий прокурора, и, как правило, для защиты общезначи-мых или государственных интересов, прав и гарантий групп населения, трудовых коллективов, репрессиро-ванных, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой со-циальной и правовой охране.

В предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина входят конституционные права и свободы, т.е. права, относящиеся к каждому человеку и гражданину. Эти права равны и едины для всех; они фиксируются в Конституции. Следуя общепринятым принципам и нормам международного права, традиционно конституционные права делят на три группы: личные, политические и социально-экономические. Эта классифи-кация воспроизведена и в Декларации прав и свобод человека и гражданина.

Право на жизнь, охрану государством достоинства личности, неприкосновенность личности, жилища, частной жизни образуют так называемые личные права, охраняемые всеми отраслями над-зора с учетом специфики предмета каждой. Посягательства на лич-ные права граждан в виде причинения телесных повреждений, вреда здоровью, достоинству образуют элементы уголовно наказу-емых деяний, и их защита средствами прокурорского надзора реа-лизуется чаще всего за пределами общенадзорной отрасли.

Политические права и свободы граждан связаны с наличием гражданства Российской Федерации и реализуются в рамках, уста-новленных действующим законодательством. Содержание надзорной деятельности в данном случае опреде-ляется тем, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который реализует свое право участия в управлении общими делами как непосредственно, так и через представителей (статья 32 Конституции). Это право закрепле-но также в нормах международно-правовых документов: Всеобщей дек-ларации прав человека (статья 21) и Международном пакте о гражданс-ких и политических правах (статья 25).

Формой непосредственного участия граждан в управлении слу-жат референдумы, проводимые по различным вопросам, имеющим существенное значение для жизни граждан, населяющих соответ-ствующие территории.

Федеральным законом «Об общественных объединениях» от 14 ап-реля 1995 г. законодательно урегулировано право на объединение граждан во всех сферах общественного бытия за исключением ре-лигиозных и коммерческих форм. Статья 31 Конституции РФ закрепила право граждан проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования - также одного из важных политических прав. К числу политических относится право избирать и быть избран-ным в органы государственной власти и местного самоуправления.

Задачи прокурорского надзора за исполнением избирательного законодательства определены в указаниях Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах депутатов Государственной Думы» от 29 августа 1995 г. № 43/7 и «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах Президента Россий-ской Федерации» от 2 февраля 1996 г. № 6/7.

В период избирательных кампаний прокурорам предписано со-здавать рабочие группы для руководства деятельностью подчинен-ных прокуратур и осуществления взаимодействия с иными право-охранительными органами. Цель надзора - обеспечить правовыми средствами единообраз-ное исполнение законов о выборах на всех стадиях избирательного процесса, как в период подготовки, проведения избирательных кампаний, так и при подведении их итогов, с тем чтобы вовремя пресечь нарушения законодательства, не допустить в последую-щем признание выборов недействительными по указанным причи-нам.

В области защиты избирательных прав граждан задачи проку-рорского надзора должны быть сосредоточены на двух направле-ниях: надзор за соответствием федеральным законам нормативных актов, издаваемых избирательными комиссиями, и надзор за за-конностью в деятельности избирательных комиссий.

Конституция РФ (статья 30), а также Федеральный закон «Об обще-ственных объединениях» от 14 апреля 1995 г. гарантируют гражда-нам свободу общественных объединений по признаку общности интересов для решения целей, указанных в их Уставах.

Обнаружение фактов злоупотребления свободой со стороны политических партий, общественных движений, выразившихся, в частности, пропаганде через средства массовой информации за-прещенных законом идей, служит безусловным поводом для про-курорского вмешательства. Прокуроры должны принять исчерпы-вающие меры воздействия и ставить вопрос о принудительном прекращении деятельности политических партий, общественных движений перед органом государственного контроля за деятель-ностью средств массовой информации, а также об аннулировании или приостановлении лицензий печатного органа, электронных средств за нарушение Федерального закона «О средствах массо-вой информации» от 27 декабря 1991 г.

Свобода собраний, митингов, уличных шествий предоставляет-ся гражданам Конституцией для выражения политической и соци-альной позиции.

Нормативной основой реализации этого политического права граждан служит Указ Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов и уличных шествий, демонстраций и пикетирования».

Надзорные полномочия прокурора сводятся к тому, чтобы граж-данами и органами исполнительной власти соблюдался уведоми-тельный порядок их организации, не допускалось использование шествий, демонстраций в целях, противных интересам общества и государства, не вводилось дополнительных ограничений при осу-ществлении политического волеизъявления.

Прокурорская практика изобилует примерами ненадлежащего пользования правами со стороны как граждан, так и государствен-ных органов. Самое распространенное нарушение законодательства, регла-ментирующего порядок проведения публичных акций граждан, - их стихийный характер, несоблюдение требований о предвари-тельном уведомлении. Прокурорский надзор в рассматриваемой сфере требует неос-лабного внимания, особенно в период социальных напряжений, и должен носить упреждающий характер.

Социально-экономические права человека и гражданина каса-ются важнейших сторон жизни общества и индивида.

Провозглашенную в статье 7 Конституции Российской Федерации политику государства, направленную на создание условий, обеспе-чивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, пока следует рассматривать как перспективу развития общества, стрем-ление приблизиться к стандартам индустриально развитых стран, обеспечивающих новое качество жизни. В этих целях недопустимо возвышение интересов одних за счет других, отступление от провозглашенных Конституцией прин-ципов.

Защита социально-экономических прав основана на конститу-ционном нормировании основных прав. В законодательстве за-креплен такой режим экономической деятельности, который по-зволяет обеспечить обладание каждым гражданином конституци-онно признанными правами, среди которых право на свободное использование своих способностей и имущества для занятия лю-быми не запрещенными видами деятельности и корреспондирую-щая им обязанность органов государственной регистрации не чи-нить препятствий в становлении предпринимательства.

Группу конституционных прав и свобод образуют право свобод-но избирать род деятельности и профессию (часть 1 статьи 37 Конститу-ции); право частной собственности на имущество, его всемерную охрану со стороны государства (статья 35, 36); свобода объединения граждан, в том числе для предпринимательских целей (статья 30); по-ощрение со стороны государства свободной конкуренции и огра-ничение монополистической деятельности (статья 34).

Генеральный прокурор РФ ориентирует прокуроров на охрану законных интересов прежде всего больших групп населения, на вмешательство в наиболее неблагоприятные сферы общественных отношений, такие, как трудовые правоотношения, пенсионное обеспечение, защита прав престарелых и инвалидов,

Подобные нарушения законодательства носят устойчивый и распространенный характер; их выявлению и устранению проку-роры уделяют серьезное внимание. Самый злободневный вопрос середины 90-х годов - это вопрос о невыплате заработной платы.

В указании Генерального прокурора РФ от 28 февраля 1996 г. №14/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением за-конодательства о своевременной выплате заработной платы и со-блюдением платежной дисциплины» определены цели, задачи, средства надзора в этой правовой сфере. Как свидетельствует над-зорная практика, наибольший эффект приносят в данном случае использование права на обращение в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц, а также обра-щение в арбитражный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов (статья 41 ГПК РСФСР и статья 41 АПК РФ). Наработана практика использования новых полномочий - обра-щение прокуроров в суды с заявлениями на взыскание начислен-ной, но невыплаченной работникам заработной платы.

Предмет надзора за соблюдением экономических прав и свобод граждан образует также исполнение законодательных установле-ний о правомерном ограничении прав на занятие отдельными ви-дами деятельности в соответствии со статьей 55 Конституции и статьей 49 ГК РФ. Лицензирование отдельных видов деятельности - одна из га-рантий предотвращения вреда жизни, здоровью граждан из-за от-сутствия специального образования, надлежащей профессиональ-ной подготовки физических и юридических лиц - предпринима-телей. Лицензирование имеет в виду защиту публичного, т.е. общест-венного интереса.

Прокурор не должен упускать из вида и факты злоупотребления предпринимательской свободой, такие, как систематическое из-влечение прибыли некоммерческой организацией путем занятия деятельностью, не соответствующей ее уставной правоспособнос-ти, уклонения от постановки на налоговый учет и т.д. Поэтому на-ряду с проверкой соблюдения прав граждан в процессе регистра-ции такой же тщательной должна быть проверка выполнения обя-занностей перед обществом.

Неослабного внимания прокурора требуют вопросы законнос-ти применения мер государственного принуждения к предприни-мателям вследствие неисполнения ими или ненадлежащего испол-нения предписаний законодателя, совершения действий, образую-щих административно наказуемый проступок или уголовное пре-ступление. Имеется в виду законность мер привлечения к финан-совой, административной ответственности со стороны налоговых, антимонопольных органов.

Особую, охраняемую законом группу составляют права граж-дан на благоприятную среду обитания. Генеральный прокурор требует от всех прокуроров, чтобы над-зор за исполнением природоохранного законодательства воспри-нимался как одно из приоритетных направлений.

Особое значение в деле предупреждения экологических право-нарушений имеет взаимодействие органов прокуратуры с общест-венными природоохранными движениями в целях своевременного выявления самовольно возводящихся объектов в обход требований об обязательной экологической экспертизе, ненадлежащего вы-полнения контрольных полномочий территориальными органами.

Заключение

Практика применения Закона о прокуратуре подтверждает эффективность и государственную целесообразность перечисленных в ст. 2 этого Закона направлений прокурорской деятельности, таких как надзор за исполнением законов местными органами представительной и исполнительной власти, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных и арестованных и отбывания наказания, надзор за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, участие прокуроров в судебном разбирательстве дел и др.

Задачи прокурорского надзора - надзора за точным и единообразным исполнением законов - на современном этапе должны рассматриваться как защита граждан, общества, государства от преступных посягательств, соблюдение конституционных гарантий, прав и свобод личности в процессе следствия и дознания требуют решительного улучшения постановки прокурорского надзора за расследованием и раскрытием преступлений.

В результате прокурорского надзора устраняются ошибки и недостатки в правоприменительной практике, ежегодно отменяется большое количество незаконных правовых актов, рассматриваются и должным образом разрешаются многочисленные жалобы и заявления граждан, восстанавливаются нарушенные права многих сотен тысяч заявителей, исправляются ошибки в работе следственных органов, пересматриваются незаконные судебные решения. Улучшение правового регулирования организации и деятельности прокуратуры, усиление роли и государственной значимости работы ее органов отвечают задачам строительства правового государства.

В заключении можно сказать, что в соответс
твии с Конституцией высшей ценностей является человек, его права и свободы, которые обязаны защищать все ветви государственной власти. Отсюда вытекает и главная цель деятельности прокуратуры - правозащита. Правозащитная деятельность прокуратуры охватывает все сферы жизни общества, урегулированные законодательными актами. В деятельности прокуратуры проявляется двуединая направленность - охрана прав и законных интересов отдельного гражданина и охрана всех граждан через охрану прав и законных интересов государства, общества. Названная цель реализуется даже тогда, когда прокурор участвует в уголовном судопроизводстве: обвиняя преступника, он защищает других граждан от преступлений (одновременно он следит и за тем, чтобы права подсудимого - гражданина не были нарушены).

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Амирбеков К.И. Конституционные основы деятельности прокуратуры Российской Федерации // Прокурорский надзор - №6. - 2002.

2. Бессарабов В.Г. Новое в законодательстве о прокуратуре. //Законодательство. - 1999.

3. Конституция Российской Федерации // Российская Газета. - 25 декабря. - 1993.

4. Макаров Н. Правозащитная роль прокуратуры. // Законность. - 1997. - №9.

5. Мельников Н.В.. Место прокуратуры в системе органов государственной власти России // Прокурорский надзор. - №6. - 2002.

6. Мыцыков А. Прокуратура: проблемы развития // Прокурорский надзор. - №3. - 2000.

7. Правовая система социализма. Ч. 1 Понятие, структура, социальные связи. - М.: Юридическая литература, 1986.

8. Строгович М.С. Основные вопросы советской социалистической законности. - М., 1966.

9. Теория государства и права. / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. - Саратов, 1995.

10. Теория государства и права. / Под. ред. Марченко М.Н. - М., 1997.

11. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. №168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" //Собрание законодательств Российской Федерации. - 20 ноября 1995 г. - №47, ст. 4472.

12. Чурилов А. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод граждан. // Законность. - 1997. - №8.

13. Чурилов А., Винокуров А. Охрана прав и свобод гражданина: обеспечение международных обязательств РФ. // Законность. - 1997. - №6.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.