Прокурорский надзор
10 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Контрольная работа по Прокурорскому надзору Чита-2008 Оглавление 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ТОЧНЫМ И ЕДИНООБРАЗНЫМ ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ. 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ І. Законодательное регулирование прокурорского надзора за точным и единообразным исполнением законов Особенности прокурорского надзора за исполнением зако-нов (общего надзора) предъявляют высокие требования к его организации. Работа прокурора на данном направлении над-зорной деятельности должна строиться таким образом, чтобы в поле зрения прокуратуры находились все наиболее актуаль-ные вопросы обеспечения законности. Нужно, чтобы работа по надзору основывалась на детально продуманной долговре-менной стратегии деятельности прокуратуры. Ее организация призвана обеспечивать всесторонний учет и использование ре-зультатов работы на других направлениях деятельности орга-нов прокуратуры. Надзор за исполнением законов должен обеспечивать планомерное воздействие на причины правона-рушений, весь комплекс обстоятельств, приводящих к их со-вершению. Первоосновой надлежащей организации работы служит закрепление за данным участком надзорной деятельно-сти прокурорских работников, имеющих необходимую про-фессиональную подготовку. Следует сказать, что требования к лицам, осуществляющим общий надзор, отличаются повышен-ной строгостью. Они должны обладать высокой общей и пра-вовой культурой, иметь способность принимать правильные решения в любой ситуации, быть коммуникабельными, уметь безукоризненно составлять прокурорско-надзорные докумен-ты. В прокуратуре городов, районов осуществление надзора за исполнением законов возлагается на помощника прокурора, работой которого руководит заместитель прокурора либо не-посредственно прокурор. В прокуратурах субъектов РФ, Гене-ральной прокуратуре надзор за исполнением законов обеспе-чивается силами соответствующих отделов, входящих в состав управлений по надзору за исполнением законов и законно-стью правовых актов. Надлежащая организация работы прокурора по надзору за исполнением законов предполагает наличие высокого уровня ее информационного обеспечения. Все источники информации должны быть взяты под постоянный контроль. Накопление сведений о законодательстве, правонарушениях, их причинах и способствующих им условиях нужно осуществлять системати-чески и с максимальной полнотой. Непременным условием эффективной организации проку-рорского надзора является квалифицированно поставленная аналитическая работа в органах прокуратуры. Использование результатов аналитической работы важно для определения «бо-левых точек» надзорной деятельности, требующих первоочеред-ного внимания, рационального распределения кадров общенад-зорников по конкретным участкам работы, оценки влияния прокурорско-надзорной практики на реальное положение дел в области законности, внесения в нее необходимых корректив и др. Существенная роль в правильной организации работы про-курора по надзору за исполнением законов принадлежит пла-нированию. К планированию различных видов деятельности, как известно, в последние годы сформировалось в известной мере негативное отношение. Не обошли эти веяния стороной и органы прокуратуры. Внимание к составлению планов несколь-ко ослабело, однако отказываться от них, бесспорно, нельзя. Это правило должно действовать не только на уровне Генераль-ной прокуратуры РФ, Регламентом которой (утвержден прика-зом Генерального прокурора РФ № 89 от 11 декабря 1998г.) предусмотрено планирование ее работы на полугодие. Анало-гичный порядок применим и для прокуратур субъектов РФ. В прокуратурах городов и районов планы обычно составляются на менее длительный срок (месяц, три месяца). Задания плана, касающиеся работы прокурора по надзору за исполнением за-конов, формируются на основе информации о состоянии за-конности на территории, на которую распространяется надзор-ная деятельность прокурора. Это не будет отступлением от тре-бований ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предписывающей проводить провер-ки только на основании поступившей в органы прокуратуры информации. Результаты аналитической деятельности прокуро-ра -- это также поступающая в прокуратуру информация, но прошедшая определенную процедуру обработки, и поэтому они с полным основанием могут быть отнесены к той категории информации, которая служит основанием производства проку-рорской проверки. В организационном плане важно обеспечить правильные от-ношения прокуратуры и контролирующих органов. Использо-вание возможностей контролирующих органов способно существенно усилить надзорный потенциал прокуратуры. Эти орга-ны имеют более многочисленные штаты. Их относительно узкая специализация позволяет иметь достаточно полное пред-ставление о состоянии законности на всех подконтрольных им объектах. Техническая оснащенность позволяет контролирую-щим органам оперативно отслеживать и фиксировать достаточ-но большой объем информации, представляющей интерес для прокуроров. В силу определенного совпадения задач, сходства некоторых форм деятельности органов контроля и органов про-куратуры прокуроры нередко ориентируются исключительно на взаимодействие с контролирующими органами. Взаимодейст-вие, безусловно, необходимо. Но при этом нельзя забывать о том, что прокуратура -- прежде всего орган надзора за исполне-нием законов органами контроля, их должностными лицами. В силу данного обстоятельства надзору принадлежит приори-тетное значение в системе взаимоотношений прокуратуры и контролирующих органов. К числу ключевых элементов организационного обеспече-ния надзора за исполнением законов относится работа по орга-низации производства конкретных прокурорских проверок. На них, в конечном счете, замыкаются все действия организацион-ного характера. Обеспечению результативности прокурорских проверок, по существу, подчинена вся организация работы прокуратуры на рассматриваемом направлении. Проверки различаются по масштабу исследуемых вопросов, их содержанию, кругу проверяемых объектов, длительности ох-ватываемых проверками периодов, степени сложности установ-ления обстоятельств нарушений закона, их оценке и др. Ими может охватываться анализ практики исполнения законов, ох-ватывающих одну, две, три и более правовых сфер (налогового, земельного, таможенного, банковского законодательства, зако-нов о собственности и др.). Проверка может быть ограничена изучением вопросов исполнения законов одним каким-либо органом или организацией, но может распространяться на от-дельные звенья той или иной системы органов, на систему органов в целом или нескольких их групп (системы Министер-ства РФ по налогам и сборам, Министерства имущественных отношений РФ, Министерства финансов РФ и т. п.). Охваты-ваемые прокурорскими проверками периоды редко превышают шестимесячный срок, но в зависимости от решаемых задач они могут иметь и большую продолжительность. Различаются проверки также в зависимости от исходных материалов, на основании которых принимается решение по их производству. Основная масса проверок относится к катего-рии проверок текущего характера. Поводом для их проведения служит поступающая в прокуратуру информация о фактах на-рушения закона. Такая информация содержится в письмах, за-явлениях и жалобах граждан, актах проверок, проведенных контролирующими органами, сообщениях средств массовой информации, письмах руководителей коммерческих и неком-мерческих организаций и др. Другой вид проверок, в отличие от первого вида, носит бо-лее масштабный характер. Такие проверки отражают своего ро-да стратегическую линию в деятельности соответствующей про-куратуры. Эти проверки заранее планируются. Проводятся они, как правило, на основании результатов анализа статистических данных, иной информации о состоянии законности, обобще-ния имеющихся в прокуратуре сведений, материалов тематиче-ских проверок, осуществленных контролирующими органами. При этом учитывается актуальность подлежащих решению про-блем обеспечения законности исходя из особенностей конкрет-но-исторической ситуации. На первоначальном этапе предпри-нятых в России реформ ведущими направлениями в деятельно-сти прокуроров выступали надзор за исполнением законов о приватизации, внешнеэкономической деятельности, земельной реформе, об охране природы. В современной обстановке сохра-няет высокую актуальность надзор за исполнением законов в сфере экономических отношений, а именно -- законов о собст-венности, предпринимательской деятельности, надзор за ис-полнением финансового, таможенного, банковского, налогово-го, антимонопольного законодательства и др., в социальной сфере. Организационное обеспечение проведения проверок строит-ся применительно к содержанию действий прокурора на основ-ных этапах проверки: подготовительном - собственно проверки, реализации материалов проверки. На подготовительном этапе производится целенаправленное, предметное изучение нужного законодательства, типичных нарушений закона, определение задач проверки, содержания необходимой информации, ее источников, объема материалов, средств получения, анализ и оценка данных, устанавливается состав лиц, включая и специа-листов, силами которых должно быть, обеспечено ее производ-ство. Все эти элементы отражаются в плане проверки. Этап собственно проверки -- главный, ключевой отрезок этой деятельности. На данном этапе происходит получение то-го массива информации, который должен обеспечить выявле-ние фактов нарушений закона и соответственно создать усло-вия для их последующего устранения. Задачи данного этапа ре-шаются путем реализации предоставленных прокуратуре полномочий по выявлению нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Это достаточно сложный про-цесс. Помимо знания возможностей и правил использования указанных полномочий, прокурору нужно владеть тактически-ми и психологическими приемами их применения. Необходи-мость использования тактики прокурорского надзора связана с тем, что установление фактов нарушений закона часто протека-ет в ситуациях, характеризующихся отношениями противостоя-ния сторон, которые по своей природе являются конфликтны-ми. С помощью тактики надзорных действий определяется оп-тимальный путь получения достоверной информации в нужном объеме, обеспечивается полнота получения информации. На этапе реализации материалов проверки происходит оценка полученных материалов и формирование решений о ме-рах, которые необходимо принять для устранения выявленных фактов нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Принимаемые прокурором меры реализуются в форме актов прокурорского реагирования -- протеста, обращения в суд с требованием о проверке соответствия закону правовых актов, представления, постановления, о которых сказано выше. Этап реализации материалов проверки органично связан с действиями по контролю за результативностью актов прокурор-ского реагирования. Без надлежащего контроля со стороны прокурора за исполнением своих предписаний акты прокурор-ского реагирования могут не достигать своих целей. Прежде всего, контролируется соблюдение порядка рас-смотрения прокурорских документов. Он установлен дейст-вующим законодательством. Предварительное расследование и судебное рассмотрение возбужденного постановлением проку-рора уголовного дела производится в соответствии с уголовно процессуальным законодательством, дело об административ-ном правонарушении разрешается по правилам администра-тивного законодательства. Порядок рассмотрения протеста и представления прокурора регламентируется Федеральным за-коном «О прокуратуре Российской Федерации». В процессе контроля обращается внимание на сроки рассмотрения проку-рорских документов, своевременность принятия по ним мер. Протест, согласно закону, подлежит рассмотрению в десяти-дневный срок, по представлению прокурора должны быть приняты соответствующие меры в течение месяца со дня его внесения. Несколько иначе решается вопрос о сроках рас-смотрения актов прокурорского реагирования коллегиальными органами -- здесь рассмотрение приурочивается к ближайше-му заседанию. Сообщение о принятых мерах прокурору представляется в письменной форме. Сопоставление сведений, содержащихся в сообщении, с данными, которыми располагает прокуратура, позволяет в большинстве случаев вполне обоснованно соста-вить мнение о реальности и достаточности мер, о принятии ко-торых информируется прокурор. В сложных случаях практику-ется проведение контрольной проверки. ІІ. Актуальные проблемы прокурорского надзора в хозяйственной и коммерческой деятельности Все возрастающую актуальность приобретает контроль госу-дарственных органов и органов местного самоуправления за соблю-дением законности в деятельности субъектов предприниматель-ства. Трудности начинаются с определения границ контроля, его сопряженности со служебной и коммерческой тайной. В сред-ствах массовой информации сообщалось о фактах, когда контро-леров не допускали на объекты предпринимательства, к носите-лям информации, ссылаясь именно на то, что они защищены от посторонних введенным на них режимом служебной и коммер-ческой тайны. Больше всего недоразумений возникает в осуще-ствлении контрольной функции органами местного самоуправ-ления. Нередко «сильные» предпринимательские - структуры не склонны должным образом реагировать на их контрольные акции. Руководители же органов местного самоуправления подчас оправ-дывают свое бездействие, неактивность в контроле за соблюдени-ем нормативно-правовых актов хозяйствующими субъектами от-сутствием необходимых у них полномочий.
Страницы: 1, 2
|