Прокурорская этика
2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Гласность, нравственные начала в деятельности прокуратуры. Прокурорская этика 2. Участие прокурора в заседании суда надзорной инстанции, его заключение. Участие прокурора в пересмотре судом дел по вновь открывшимся обстоятельствам Список использованных источников 1. Гласность, нравственные начала в деятельности прокуратуры. Прокурорская этика Принцип демократии и гласности в деятельности органов прокурату-ры стал действовать с 1987 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 июня 1987 г. в ст. 4 Закона «О прокуратуре СССР», посвященную принципам организации и деятельности органов прокуратуры, было вне-сено важное дополнение, касающееся внедрения в деятельность органов прокуратуры принципа демократии и гласности. «Принцип гласности в действующем Законе о прокуратуре закреплен следующим образом: Прокурорский работник действует гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и законных интересов граждан и организаций, а также законодательства о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны» [4. с. 4]. Важность принципа гласности определяется тем, что его реализация способствует информированности органов государственной власти и об-щества о состоянии законности и правопорядка в стране, повышению пра-восознания населения и, в конечном счете, укреплению законности. По-следнее имеет важное значение для самой прокуратуры. Отчетность про-куратуры о проделанной работе по укреплению законности в целом, дос-тупность информации о работе прокуратуры по конкретным уголовным и гражданским делам, разрешению материалов о преступлениях и право-нарушениях для средств массовой информации способствуют недопуще-нию нарушений законности в работе самой прокуратуры. Реализация принципа гласности обеспечивается созданием в респуб-ликанской прокуратуре структурного подразделения - пресс-центра, от-вечающего за связь со средствами массовой информации, организующего эту работу на местах. Анализ деятельности органов прокуратуры в прошлые годы подтвер-ждает, какой вред приносила «засекреченность» в деятельности следова-телей и прокуроров во всех направлениях, а в особенности в раскрытии и расследовании преступлений. Отсутствие гласности вело к изоляции пра-воохранительных органов от органов государственной власти и управле-ния, различного рода общественных формирований, населения. Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации Посредством его реализации общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры. В порядке обратной связи обеспечение принципа гласности повышает уровень информированности населения законности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан, недостатках в этой работе и, как одно из следствий, позволяет им обращаться в органы прокуратуры. При этом и граждане, и средства массо-вой информации сообщают органам прокуратуры об известных им фактах правонарушений. В результате этого последовательное соблюдение прин-ципа гласности активно работает на процесс укрепления законности. Однако не вся информация о работе прокуратуры может быть предана гласности. Нормативное ограничение принципа гласности в деятельности органов прокуратуры определяется конституционными требованиями, а также нормами законодательства. Согласно ст. 28 Конституции Республи-ки Беларусь каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспон-денции, телефонных и иных сообщений, па его честь и достоинство. Указом Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2004 г. № 186 утвержден Перечень сведений, составляющих государственную тайну Рес-публики Беларусь в области внешних сношений, экономики и финансов, науки и техники, в военной области, в области разведывательной, контр-разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, в области нацио-нальной безопасности. Приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 21 апре-ля 1999 г. № 14 утвержден Перечень сведений, относящихся к служебной информации ограниченного распространения, которым должны руко-водствоваться в своей деятельности все работники органов прокуратуры Республики Беларусь. Этот Перечень должен применяться совместно с Республиканским перечнем сведений ограниченного распространения, утвержденным по-становлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 февраля 1999 г. № 237 «О служебной информации ограниченного распространения». При-казом Генерального прокурора Республики Беларусь от 30 ноября 1998 г. № 61 утверждено Положение о порядке обращения с документами, содер-жащими служебную информацию ограниченного распространения в про-куратуре Республики Беларусь. Согласно п. 1.2 этого Положения служебная информация ограниченного распространения -- сведения, распрост-ранение которых прокуратура Республики Беларусь считает нежелатель-ным в интересах обеспечения своей деятельности. Не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения: - описание структуры, прокуратуры республики, ее функций, направ-лений и форм деятельности, а также адреса нижестоящих проку-ратур; - порядок рассмотрения и разрешения обращений граждан и юриди-ческих лиц; - решения по обращениям граждан и юридических лиц, рассмотрен-ные в установленном порядке; - сведения о нарушениях законности, неправомерности действий или бездействии государственных органов и должностных лиц, кримино-генной ситуации, правонарушениях; - сведения, сокрытие которых искажает реальную ситуацию в области правоохранительной деятельности. Практика подтверждает, что нередко на «волне гласности» средства массовой информации разглашают обстоятельства совершенного преступ-ления, имеющие важное доказательственное значение, в связи, с чем этих доказательств впоследствии органы предварительного следствия лишаются. С принятием Закона от 12 ноября 1992 г. «Об оперативно-розыскной деятельности в Республике Беларусь» была легализирована деятельность органов внутренних дел и общественной безопасности и снят покров таин-ственности с этой деятельности органов внутренних дел. Возникает про-блема о возможной информации публичного характера о ходе и результа-тах применения различного рода оперативно-розыскных мероприятий. В этой связи прокурорам и следователям, использующим результаты опе-ративно-розыскной деятельности, необходимо руководствоваться прика-зом Генерального прокурора Республики Беларусь «Об организации над-зора за исполнением Закона "Об оперативно-розыскной деятельности"», согласно которому прокурор при санкционировании указанных мероп-риятий принимает меры по сохранению государственной и служебной тай-ны и несет установленную законом ответственность за разглашение извес-тных ему сведений. На практике в каждой прокуратуре персонально определены долж-ностные лица, осуществляющие надзор за законностью производимых опе-ративно-розыскных мероприятий. Этим должностным лицам оформлен допуск к работе с секретными и совершенно секретными документами. Такое исключение из общего правила одного из важнейших принци-пов преследует цель способствовать успешному и быстрому раскрытию и расследованию преступлений, установлению истины по делу и сохране-нию в неизменности установленных по уголовным делам доказательств. Следует отметить, что в производстве органов расследования нахо-дится определенная категория уголовных дел, так или иначе связанных с государственной тайной. Расследование по таким делам осуществляется в порядке секретного производства, а их рассмотрение происходит в за-крытых судебных заседаниях. Согласно ч. 2 ст. 23 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь разбирательство уголовного дела в закрытом су-дебном заседании допускается лишь в интересах обеспечения охраны го-сударственных секретов и иной охраняемой законом тайны, а также по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими шестнад-цатилетнего возраста, по делам о половых преступлениях и другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жиз-ни участвующих в деле лиц либо сведений, унижающих их достоинство, и в случае, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности по-терпевшего, свидетеля или иных участников уголовного процесса, а также членов их семей или близких родственников и других лиц, которым они обоснованно считаются близкими. В соответствии с ч. 4 ст. 23 УПК по делам, рассмотренным в закрытом судебном заседании, публично оглашается только резолютивная часть приговора, определения, постановления суда [3. с. 45]. Сведения, составляющие государственную тайну и государственные секреты, могут быть также в сфере гражданского судопроизводства. Со-гласно ст. 17 Гражданского процессуального кодекса Республики Бела-русь в целях охраны сведений, содержащих государствен-ную тайну или тайну усыновления либо других сведений, разглашение ко-торых запрещено законом, проводится закрытое судебное заседание. Для предотвращения разглашения информации, которая касается интимных сторон жизни граждан или порочит их честь, достоинство или деловую репутацию, суд может слушать дело в целом или совершать отдельные про-цессуальные действия в закрытом судебном заседании. По просьбе сторон или одной из них при отсутствии возражении юридически заинтересован-ных в исходе дела лиц суд может рассмотреть в закрытом судебном заседа-нии любое дело. При рассмотрении дела или совершении отдельных про-цессуальных действий в закрытом судебном заседании присутствуют толь-ко юридически заинтересованные в исходе дела лица, а в необходимых случаях - свидетели, эксперты, специалисты, переводчики. Закрытое су-дебное заседание проводится с соблюдением всех процессуальных правил, установленных ГПК. Резолютивная часть решения суда в любом случае оглашается публично. О рассмотрении дела в закрытом судебном заседа-нии суд выносит определение. Генеральный прокурор периодически докладыва-ет Президенту Республики Беларусь о работе органов прокуратуры по глав-ным направлениям ее деятельности, о состоянии законности по отраслям надзора, о проведенных и проводимых прокурорских проверках в различных отраслях экономики, министерствах, на конкретных пред-приятиях республиканского значения, о ходе расследования уголовных дел особой категории, имеющих широкий резонанс в стране и за рубежом. Доклады Генерального прокурора Президенту страны каждый раз транс-лируются по первому каналу национального телевидения. Положительный опыт работы Генерального прокурора был распро-странен на нижестоящих прокуроров, что полностью отвечает требовани-ям Закона о прокуратуре. В настоящее время прокуроры выступают с докладами и сообщениями на собраниях трудящихся об очном и единообразном исполнении законов на предприятиях, стройках, в органах государственной власти и управления. Распространены выступления следователей в трудовых коллективах с докладами о результатах расследования уголовных дел и по обсуждению причин и условий, способствовавших совершению преступ-лений членами указанных коллективов. Проводя в жизнь принцип гласности, работники прокуратуры Рес-публики Беларусь тем самым способствуют воспитанию у граждан честно-го отношения к труду, уважения к законам и правилам общежития, соблю-дению норм морали и нравственности [8. с. 114]. Нравственность определяет духовные и душевные качества, необходи-мые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения. Нравственные начала, нравственные основы в жизни и деятельности человека вообще -- это тот фундамент, основа, стержень, на котором держится все. Результаты аттестаций работников районных, городских прокуратур показали, что они обладают не только профессиональными качествами, которые соотносятся с общими требованиями, предъявляемыми к проку-рорским работникам, но и нравственными качествами. Это: добросовестность, дисциплинированность, принципиальность, внимательное и уважительное отношение к гражданам, корректность, вежливость и тактичность скромность, трудолюбие, требовательность к себе и самокритичность, ис-полнительность, прилежность и аккуратность, объективность и отзывчивость. Кроме того, при установлении соответствия прокурорского работни-ка определенной должности оцениваются профессиональные качества, определяемые функциональными задачами, особенностями профессио-нальной деятельности, с учетом уровня органа прокуратуры в прокурор-ской системе. В Законе «О прокуратуре Республики Беларусь» законодательно закреплены требования как профессионального, так и нравственно-этического характера относительно лиц, назначаемых на должности следователя или прокурора. Согласно Закону на должности прокурорских работников могут назначаться граждане Республики Беларусь, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми личными деловыми и моральными качествами. В приказе Генерального прокурора Республики Беларусь от 26 ноября 2003 г. № 19 «О работе с кадрами в органах прокуратуры Рес-публики Беларусь» указано, что работа по подбору профессионально под-готовленных, инициативных прокуроров и следователей рассматривается как эффективное средство повышения авторитета органов прокуратуры, их роли в борьбе с преступностью, укреплении законности. В целях повышения личной ответственности каждого прокурорского работника за порученное дело лицо, впервые назначаемое на должность прокурорского работника, принимает присягу работника Прокуратуры Республики Беларусь. В присяге содержатся требования к должностным лицам, которые берут на себя обязанность по осуществлению надзора заточным и единообразным исполнением законов, бескомпромиссно вес-ти борьбу с преступностью. Принятие присяги происходит в торжественной обстановке, в усло-виях широкой гласности. Присяга с подписью поступающего в прокурату-ру работника хранится в его личном деле, в котором будет отражена вся его последующая деятельность. Высокая профессиональная подготовка работников прокуратуры должна сочетаться с их гражданским мужеством, непримиримостью к нарушениям закона, честностью и справедливостью. Сле-дователи и прокуроры должны быть способными по состоянию здоровья выполнять физически трудные обязанности, в особенности в борьбе с уго-ловной преступностью. Следует отметить, что подавляющее большинство прокуроров и сле-дователей, проявляя необходимые профессиональные и личные качества, добросовестно трудятся на порученном участке.
Страницы: 1, 2, 3
|