Происхождение государства
ПЛАН - ПЛАН 1
- Введение 2
- 1. Происхождение и сущность государства 3
- 1.1. Власть и общество: понятие, взаимосвязь 3
- 1.2. Особенности организации общества при первобытнообщинном строе. 4
- 1.3. Власть и нормы поведения в первобытном обществе 4
- 1.4. Основные закономерности происхождения государства 6
- 1.5. Теории происхождения и сущности государства 8
- 1.6. Государственная власть как разновидность социальной власти 11
- 1.7. Понятие и признаки государства 12
- 1.8. Сущность государства 12
- 2. Формы государства 14
- 2.1. Понятие и элементы формы государства 14
- 2.2. Форма правления: понятие, виды 15
- 2.3. Монархия как форма правления 16
- 2.4. Республика как форма правления 18
- 2.5. Форма государственного устройства 20
- 2.6. Федеративное устройство Российской Федерации 22
- 2.7. Политический режим: понятие, виды 24
- 2.8. Социалистическое государство: основные идеи и практика реализации 27
- 2.9. Соотношение исторического типа и формы государства 29
- ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 31
- Введение
Государство это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы. Для постижения такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое внимание уделяется изучению формы государства. Изучать государство с точки зрения его формы означает изучение в первую очередь его строения, его основных составных частей, внутренней структуры, основных методов осуществления власти. В отечественной и зарубежной теории государства нет единого, общепризнанного учения о том, что такое форма государства. Существуют различные точки зрения, разные подходы к определению понятия и содержания формы государства. В тоже время было бы неверным отрицать все научные теории, концепции и знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением которых занимается юридическая наука. Истина, как правила находится в «золотой середине», в совокупности знаний, в их взаимодополнении. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет много общих признаков, позволяющих дать определение каждому элементу формы государства. В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства, и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Это и есть те три составляющие, которые образуют форму государства. Таким образом, целью написания данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права - формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих. 1. Происхождение и сущность государства 1.1. Власть и общество: понятие, взаимосвязь Понятие «общество» можно рассматривать в различных аспек-тах: -- как население конкретного государства; -- как определенный этап исторического развития; -- как определенный коллектив людей. Общество как население конкретного государства можно оп-ределить как объединение людей, проживающих на определенной территории, имеющих общий язык, культуру, гражданство и т.п. (например, российское общество). Общество как определенный этап исторического развития представляет собой совокупность людей, объединенных производственными или иными отношениями конкретной исторической эпо-хи (например, феодальное общество). Общество как определенный коллектив, группа представляет собой объединение людей на основе конкретных общих интересов, потребностей, целей и т.п. (например, общественная организация, группа студентов). Таким образом, общество в широком смысле можно опреде-лить как форму объединения людей, имеющих общие интересы и взаимодействующих между собой. Любой более или менее организованной общности людей свой-ственны властные отношения. Власть существует в любом обще-стве, поскольку выступает одним из главных организующих фак-торов. Существуют различные аспекты трактовки власти1. В широком понимании власть -- это способность управлять и подчинять с помощью определенных средств воздействия. Основными компонентами власти выступают: 1) субъект управления; 2) объект управления; 3) средства воздействия; 4) сам процесс реализации власти. Властеотношения всегда являются двусторонними (субъект-объект). Важной характеристикой субъекта власти является его стремление властвовать, которое он осуществляет с помощью при-каза, распоряжения, выражая таким образом свою волю. Объект власти подчиняется воле, выраженной в приказе, распоряжении. Взаимоотношения между субъектом и объектом власти регулиру-ются определенными нормами поведения (правовыми, моральны-ми, религиозными, и т.д.). Источниками власти могут выступать: сила, социальное по-ложение, авторитет, опыт, материальные ресурсы, и т.д. Средства-ми воздействия, обеспечивающими исполнение воли субъекта вла-сти, являются меры убеждения, поощрения, наказания. Существуют различные основания классификации власти по видам. В зависимости от формы организации общества можно выделить такие виды власти, как: первобытная, государственная, власть на работе, в семье, и т.д. Таким образом, можно сделать вывод о том, что существова-ние любого вида общества без власти невозможно, поскольку именно такая категория, как власть, обеспечивает организацию и функцио-нирование данного общества. 1.2. Особенности организации общества при первобытнообщинном строе. Первобытное общество -- первый этап организации человечес-кого общества. Первобытный строй определяется как общинный, поскольку для него характерны следующие черты: -- люди объединялись в группы, поскольку в тех экономических условиях человек не мог прожить в одиночку; -- средства производства, труд и его результаты были общими; -- все члены первобытного общества имели равное социальное положение: между ними не было классового, имущественно-го и иного неравенства. Первоначально люди объединялись в большие группы, пред-ставляющие собой первобытное стадо. Такому обществу были свойственны полигамные семейные отношения, т.е. беспорядоч-ные половые связи между его членами. Постепенно возникает бо-лее устойчивая форма организации первобытного общества -- ро-довая община. Род основывается на кровных связях между его членами, общ-ности их интересов и совместном труде. Продукты, полученные в результате коллективного труда, являются их общей собственнос-тью. Развитие экзогамных отношений, при которых допускалась брачная связь только между членами различных родов, явилось результатом осмысления обществом негативных последствий кро-восмешения и отказа от создания потомства между кровными род-ственниками. Развитие брачных отношений между представителями различ-ных родов ведет к установлению своеобразных братских отношений между такими родами и объединению их в племя. Таким обра-зом, постепенно роды объединяются в более крупные образования -- племена, которые в свою очередь образуют союзы племен. Образо-вание племенных объединений явилось этапом, предшествующим формированию государства. 1.3. Власть и нормы поведения в первобытном обществе Для того чтобы ответить на вопрос, почему и как возникло государство и право, необходимо изучить власть и нормы поведе-ния, существовавшие в первобытном обществе. Для родового строя была характерна первобытная демокра-тия, которая характеризуется: -- социальным равенством всех членов рода; -- правом на участие в управлении всех взрослых членов рода независимо от пола; -- большой ролью общего собрания рода. Таким образом, первобытная организация власти имела обще-ственный характер, поскольку все важнейшие вопросы решались на общем собрании рода. В государстве власть носит публично-по-литический характер, так как наиболее важные решения принима-ются и обеспечиваются специально уполномоченными государствен-ными органами. Решения общего собрания являлись обязательными для всех. К нарушителю применялись такие меры, как убеждение и, в ред-ких случаях, принуждение. Поэтому не требовалось специального аппарата управления и принуждения, что является непосредствен-ным атрибутом государства. Родовые собрания избирали старейшин, вождей, военачаль-ников на основе их личностных качеств: авторитет, мужество, опыт, и т.д. Власть в первобытном обществе, основанная на авторитете, называется потестарной. При объединении родов в племя структура власти усложняет-ся, появляются централизованные органы власти -- племенной совет, совет старейшин, вождь племени, и т.д. Для решения важных дел племени собирался совет старейшин, который затем представ-лял свои решения на рассмотрение общего собрания племени. Любой общности людей присуща необходимость регулиро-вания их отношений. В первобытном обществе действовали со-циальные нормы, регулирующие труд и быт членов рода, пле-мени, которые выражались в форме обычаев, традиций, ритуа-лов, обрядов, мифов, и т.д. Эти нормы получили название «мо-нонормы», т.е. единые, специфические нормы первобытного общества. Основной нормой поведения являлся первобытный обычай. Обычай -- это исторически сложившееся и вошедшее в при-вычку правило поведения, не имеющее письменного закрепления и содержащееся в сознании людей. Первобытные обычаи характеризуются следующими призна-ками: 1) выражали интересы всего общества, личные интересы не учи-тывались; 2) являлись жизненной необходимостью и исполнялись в силу привычки; 3) обеспечивались всем обществом, специального аппарата уп-равления и подавления не было; 4) мерами обеспечения исполнения обычаев выступали запреты, устрашения, и т.п. Выделяют три способа регулирования поведения членов пер-вобытного общества: 1) запреты (например, табу на кровнородственные браки -- «ин-цесты»); 2) дозволения (например, охота на определенной территории); 3) связывание (например, разжигание костра и его поддержание). В качестве санкций за нарушение первобытных обычаев могли выступать и физические наказания, и смертная казнь, и изгна-ние из племени, и т.п. Однако наиболее эффективным было устра-шение, обусловленное страхом первобытного человека перед «сверхъестественными» для него явлениями природы, перед угро-зой наказания соответствующим божеством. 1.4. Основные закономерности происхождения государства По вопросу происхождения государства существуют различ-ные мнения, взгляды. Разными авторами были выдвинуты на пер-вое место те или иные факторы. Однако современная юридическая наука выработала определенную концепцию основных закономер-ностей возникновения государства. Процесс возникновения государства связан с так называемой «неолитической революцией», которая началась около 10--12 тысяч лет назад и продолжалась несколько тысячелетий. Неолитическая революция -- это переход от присваивающей экономики (собирательство, охота, рыболовство) к производящей, когда человек стал сам разводить скот, ремесленничать, и т.д., иными словами «перешел к подлинно трудовой деятельности»1. Во многих регионах ведущую роль в образовании государства сыграло появление частной собственности. В общих чертах этот процесс можно представить следующим образом. Произошло круп-ное общественное разделение труда -- появились скотоводство, зем-леделие, затем ремесло. Совершенствуются орудия труда, повы-шается его производительность, человек начинает производить большее количество продукта, чем ему необходимо для собствен-ного потребления, появляются излишки, происходит внутриродовой обмен полученной в результате хозяйственной деятельности продукцией. Постепенно обмен выходит за пределы семейного кла-на, разворачивается торговля между общинами. Появление избыточного продукта ведет к возникновению новой формы собственно-сти помимо общей -- частной.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|