Программа СЭПИН - универсальная технология развития муниципального управления
28 Московский Гуманитарный Университет Колледж Программа социально-экономической поддержки интересов населения (СЭПИН)-универсальная технология развития муниципального управленияКурсовая работа по дисциплине:Cоциальное управление Выполнила:студентка группы ГМУ-301 Воронова М.В. Научный руководитель: Калугина Н.П. Москва 2006 г.ВведениеВсем хорошо известно, что кризисное состояние нашей экономики и в целом общества имеет множество причин. Остановлюсь лишь на тех, которые связаны с взаимодействием управленческих структур. Недостаточно четкие экономические отношения субъектов Федерации с центром, а субъектов Федерации - с управлением на уровне муниципальных образований создают помехи в решении многих проблем. От этого зависит и возможность проявления гражданской инициативы, реализации социальных и экономических прав каждого человека. Предстоит создать максимально благоприятные условия для свободы экономической самодеятельности и самоуправления на местах. Ведь именно здесь решаются повседневные социальные и экономические вопросы, с которыми сталкиваются жители городов, поселков, деревень. Актуальность данной темы прежде всего состоит в том, что, сегодня значительная часть населения оказалась в достаточно тяжелом положении в результате инфляции, снижения активности производственной деятельности, безработицы. Усилия же органов исполнительной власти на местах нередко в основном направлены на выплату гражданам денежных пособий, предоставление различных льгот, помощь в трудоустройстве. Вопросам разработки и внедрения местных комплексных социально-экономических программ, обеспечивающих занятость, рост доходов жителей, укрепление их здоровья, повышение качества и расширение состава услуг, не всегда уделяется достаточное внимание продолжается перераспределение ресурсов и ответственности за состояние социально-экономического развития муниципальных образований и качество уровня жизни населения от федерального и регионального уровней власти к органам местного самоуправления. В связи с этим перед руководителями муниципальных образований сегодня стоит главная задача - существенным образом улучшить материальное и социальное положение населения, мобилизуя для этого дополнительные ресурсы и используя прогрессивные финансовые технологии, современные организационные формы работы, а для этого необходим прежде всего такой тип управления муниципальными образованиями, который способствовал бы росту их экономического потенциала. К принятию жизненно важных решений должны привлекаться сами местные жители для этого комиссией по федеральной, межрегиональной и региональной социально-экономической политике с участием Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации, учеными и специалистами различных областей знаний была разработана быстро адаптируемая на уровне муниципальных образований программа социальной и экономической поддержки интересов населения - Программа "СЭПИН", которая позволит существенно увеличить рост доходов малообеспеченных слоев населения, аккумулировать и мобилизовать достаточный объем среде и жителей для инвестирования их в развитие местного производства, семейного и малого предпринимательства и открыть новые рабочие места, расширить спектр социальных услуг. Объектами исследования данной работы являются программа Социально-экономической поддержки интересов населения (СЭПИН) ,а также отдельные подпрограммы -«СЭПИН-ЖИЛЬЁ» и «СЭПИН-ЗДОРОВЬЕ». Цель исследования данной темы заключается в анализе собранной информации и следующих за этим выводах. Сбор и анализ литературы, нормативно-правовой базы составили методы исследования данной работы. Курсовая работа состоит из введения ,двух глав и заключения. Во введение раскрывается актуальность выбранной темы, указываются объекты и цели исследования. В первой главе раскрываются основные понятия стратегического планирования и корпоратизма ,как одних из важнейших составляющих современных муниципальных управленческих технологий. Во второй главе приводится детальная характеристика программ социально-экономического развития .Экономический и социальный эффект от реализации данных программ . В заключении даются общие выводы по данной курсовой работе. При подготовке настоящей курсовой работы использовалась литература следующих авторов: Гапоненко А.Л. «Стратегическое управление» , Асанов В.Л. «Муниципальный менеджмент», Сильвестеров С.Н. «Социальное партнерство»,а также Федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления (в ред.от 17.03.97 г) Глава 1 Характеристика социально-экономического развития муниципального образования (на примере программы социально--экономической поддержки интересов населения -«Cэпин») 1.1 Стратегия социально-экономического развития муниципального образования Рыночная экономика изменила функции муниципальных образований в системе народного хозяйства страны и своего региона. Власти каждого населенного пункта ,помимо решения текущих задач, должны иметь представление и о том, что же должна представлять их территория в новой социально-экономической ситуации, каковы новые функции , в чем состоит преимущество ,которое поможет создать устойчивую финансовую и экономическую базу. Задача состоит в том чтобы местная социокультурная среда не только формировалась должным образом, но и оказывала все более сильное воздействие на принятие решений на властном уровне ,а также при функционировании бизнесс-структур . Необходима выработка стратегии по мобилизации собственных экономических возможностей, улучшения предпринимательского и создания благоприятного инвестиционного климата. Такая стратегия может быть создана только при вовлечении в этот процесс всех слоев местного сообщества и установлении партнерских отношений между властью, сообществом и бизнесом. Местные сообщества являются идеальным объектом для оказания системного влияния на местное самоуправление в России ,которое является основой гражданского общества. Именно на этом уровне власть максимально приближена к избирателю, подотчетна ему и ориентирована на его интересы. На уровне местного самоуправления каждый гражданин может напрямую принимать участие в управлении ,отстаивать свои интересы и влиять на формирование стратегии развития своего муниципального образования в соответствии со своими интересами. Одной из основных причин неустойчивости местного самоуправления в Росит является слабость его экономической базы. И хотя нельзя отрицать необходимости урегулирования межбюдтных отношений истинным решением этой проблемы является только укрепление собственной экономической базы муниципального образования развитие местного бизнеса и привлечение внешних инвестиций. Активная и последовательная политика социально-экономичесокго и культурного развития муниципальных образований ,способствует формированию их как устойчивых саморазвивающихся систем. Конечным результатами должны стать : Ш Превращение муниципальных образований в локальные социокультурные ячейки открытого гражданского общества; Ш Консолидация местных сообществ на основе принятия общей системы интересов и целей различными группами населения. Ш Активизация бизнес структур ,выход местного бизнеса из изоляции и забвения на межрегиональный и международный рынок. Ожидаемые эффекты: Ш Социальный: формирование системы социального партнерства между сообществом, властью и бизнесом на основе консолидации местных сообществ малых городов Ш Экономический: привлечение в экономику внешних и внутренних инвестиций. Ш Политический: укрепление института местного самоуправления как основы открытого гражданского общества. Ш Организационно-управленческий: формирование нового образа местной власти и эффективного способа её взаимодействия с сообществом. Выработка стратегии муниципального развития, основанной на интересах местного сообщества, будет способствовать: Ш Активизации потенциала ,заложенного в местном сообществе,для решения его насущных проблем. Ш Нахождению места территории в системе разделения труда ,нахождение его «рыночной ниши» Ш Формированию долгосрочной ,прозрачной для общественного контроля программы действий местной власти. Ш Определению приоритетов экономического развития и гарантий поддержки инвестиций (внешних и внутренних ) в местные предприятия ,работающие в этих областях. В качестве вывода по результатам формирования стратегии региональной экономической политики можно поддержать мнение ряда российских экономистов ,заключающееся в том, что «суверенитет регионов, рассматриваемый с позиции эффективности производства качества жизни, состоит в том, чтобы региональная ассоциация свободных людей могла направить свой потенциал на реализацию экономической, социальной, культурной программ развития» Экономическая теория:Учеб. Для вузов/под ред. А.И. Добрынина,Л.С.Тарасевича.-СПб.:Изд-во «ПитерПаблишинг»,1997.-С.236. 1.2 Стратегическое планирование -центральное звено стратегического управления Термин «планирование» в управленческом контексте означает создание разработку замысла некоторой деятельности,работы на определённый период с указанием целей,содержания,объема,последовательности и сроков,а часто и методов выполнения. Планирование как функция управления состоит в выборе наилучшей альтернативы текущего или перспективного развития объекта управления,его возможностям (ресурсам) и быть рассчитана на определенный период времени ,а также определять основных лиц ,ответственных за выполнение плана. Эффективная деятельность любого хозяйствующего субъекта, коммерческой и некоммерческой организации ,государства и всех его структур невозможна без разработки прогнозов и базирующихся на них бизнес-планов и программ, а на уровне государства ,его субъектов и исполнительных органов без концепции социально-экономического развития, без долгосрочных и краткосрочных планов и программ Стратегическое планирование- ключевая, определяющая функция управления, состоящая в предопределении будущего, построении активного образа, модели желаемого и намечаемого будущего состояния экономики при одновременном установлении путей, способов ,средств и сроков достижения этого состояния, конечных рубежей планируемых действий посредством разработки стратегических решений (в форме прогнозов, проектов программ планов) в долгосрочной перспективе.11 Стратегия как инструмент муниципального и регионального рзвития/под общ. Ред. А.Е.Илларионова и В.А. Кретина.-М.:ИКФ «ЭКСМОС»,2004.-с.100 Содержанием стратегического планирования являются его процедуры Процедура стратегического планирования-это упорядоченная последовательность применения логики ,принципов,методологических подходов,методов активизации проетов принятия управленических решений .См:Лог С.А, Макроэкономическое стратегичесое планирование.-М.:ИНФРА,2001.-С.26. : прогнозирование программирование ,проектирование развития национальной экономики Логвинов С. А. Макроэкономическое стратегическое планирование.-М.:ИНФРА-М,2001.-С.26. Роль стратегического планирования в жизни общества определяется положением ,которое оно занимает в системе управления. Это есть элемент функции управления-планирования,занимающей одно из центральных мест в принятии управленческих решений ,представляющей сбой предопределение будущего ,построения модели будущего состояния экономики при одновременном установлении путей, способов ,средств и сроков достижения этого состояния, конечных рубежей планируемых действий посредством разработки стратегических решений в форме прогнозов ,проектов программ и планов в долгосрочной перспективе. Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности бухгалтерских расчетов прошлого. Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Эти стратегии предназначены помочь организациям достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия. Так, выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:
Страницы: 1, 2, 3, 4
|