реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Процедура наблюдения при банкротстве

реферат

Процедура наблюдения при банкротстве

Процедура наблюдения при банкротстве

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)
    • 1.1 Понятие несостоятельности (банкротства)
    • 1.2 Признаки несостоятельности (банкротства)
  • 2. АРБИТРАЖНЫЕ УПРАВЛЯЮЩИЕ
  • 3. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражных судах
  • 4. Процедура наблюдения при банкротстве
  • 5. Особенности банкротства отдельных категорий должников
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • библиография
ВВЕДЕНИЕ

Институт несостоятельности (банкротства) -- относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. С учетом его значения для современной российской экономики и перспектив ее развития каждому хозяйствующему субъекту, государственному или муниципальному служащему, да и всем гражданам полезно знать историю, теорию и современные правовые проблемы несостоятельности (банкротства).

Несостоятельность, банкротство, неплатежеспособность -- явления одного порядка, характеризующие крайне неблагополучное положение хозяйствующего субъекта, хотя и не совпадающие полностью по своему содержанию. Они есть прямое следствие участия предпринимателей в рыночных отношениях. Юридическая суть несостоятельности банкротства состоит в том, что хозяйствующий субъект оказывается не в состоянии выполнить свои обязательства, взятые на себя по доброй воле или возложенные на него в силу сложившихся обстоятельств.

Процедура наблюдения в деле о банкротстве является нововведением для российского законодательства, регламентирующего вопросы несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйственной деятельности. Основная цель данной процедуры - принятие комплекса мер, направленных на сохранение имущества должника, проведение анализа его финансово-экономического и хозяйственного состояния, установление размера задолженности перед кредиторами.

Определение понятия "наблюдение" дано в ст.2 Федерального закона от 8.01.98 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)": наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании его банкротом в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния.

Осуществляет наблюдение временный управляющий. Наблюдение вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

В отличие от таких процедур банкротства, как внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые могут применяться либо не применяться в делах о банкротстве, наблюдение является обязательной процедурой при рассмотрении дел о банкротстве, которая вводится на основании определения арбитражного суда, кроме случаев, рассмотренных ниже.

1. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)

1.1 Понятие несостоятельности (банкротства)

Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". В нашей стране это уже третий закон за последние 14 лет. Кроме того, в систему законодательства, регулирующего данную сферу, входят Федеральный закон от 25 февраля 1999г. № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Возможно, он будет отменен в связи с введением в действие закона о банкротстве финансовых организаций (кредитных, страховых, профессиональных участников рынка ценных бумаг), принятие которого предусмотрено ст. 40 Закона о банкротстве.

В отечественном законодательстве о банкротстве отсутствует выраженная направленность на защиту лишь одной стороны, присущая правовым системам многих зарубежных стран.

Российское законодательство о банкротстве является в целом "нейтральным", поскольку нормы, направленные на защиту интересов кредиторов, дополняются нормами, направленными на защиту интересов должника. Допустим, интересам кредиторов соответствует возможность продажи всего имущества должника -- юридического лица без его согласия для удовлетворения требований кредиторов. В то же время при определении задолженности не учитываются подлежащие уплате штрафные санкции (проценты, штрафы, пени), действует запрет на предъявление к должнику иных требований в процессе осуществления процедур банкротства. Эффективным механизмом защиты интересов должника в рамках процедуры внешнего управления является также мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

Несостоятельность (банкротство) -- это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Банкротство -- это не просто установление определенного фактического состояния должника, это не только основание принудительной ликвидации компании или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя в гражданско-правовом смысле. Банкротство -- это довольно длительный судебный процесс, который направлен на спасение предприятия, оказавшегося в тяжелой финансовой ситуации, а не на распродажу его имущества.

Банкротами могут быть и коммерческие, и некоммерческие организации. Однако среди коммерческих организаций процесс банкротства невозможно инициировать против унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия); среди некоммерческих организаций несостоятельными не могут быть признаны учреждения, политические партии и религиозные организации.

Что касается граждан, то на сегодняшний день процедуры банкротства могут быть применены только в отношении индивидуальных предпринимателей. Нормы о банкротстве обычных физических лиц пока не применяются, так как они не соответствуют требованиям ст. 25 ГК РФ, предусматривающей несостоятельность только индивидуальных предпринимателей. Эти нормы начнут действовать с момента внесения соответствующих изменений в Гражданский кодекс РФ.

1.2 Признаки несостоятельности (банкротства)

Для определения признаков банкротства используются два основных критерия: неоплатность и неплатежеспособность. Неоплатность долгов означает, что сумма обязательств превысила стоимость имущества должника. Иными словами, нет никакой возможности оплатить долги перед кредиторами, наступило абсолютное банкротство. Однако применение такого критерия на практике приводит к тому, что кредиторам для возбуждения производства по делу о несостоятельности самим приходится заниматься представлением доказательств превышения обязательств должника над его активами. Очевидно, что получение подобной информации по многим причинам может быть затруднительным. Поэтому в нашем законодательстве критерий неоплатности применяется лишь в отношении граждан, а должник -- юридическое лицо может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, т.е. фактической неоплаты задолженности.

Для должников -- юридических лиц установлен один признак банкротства: обязательства перед кредиторами не исполнены в течение 3 месяцев с даты, когда их следовало исполнить. Для должников -- граждан в силу установления критерия неоплатности долгов предусмотрены одновременно два таких признака: обязательства не исполнены в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и сумма обязательств превышает стоимость принадлежащего гражданину имущества.

2. АРБИТРАЖНЫЕ УПРАВЛЯЮЩИЕ

Организуют и проводят собрания кредиторов арбитражные управляющие.

К исключительной компетенции собрания кредиторов отнесены важнейшие вопросы, возникающие в процессе банкротства. Оно принимает решения о целесообразности введения внешнего управления имуществом должника, о заключении мирового соглашения, о порядке оценки имущества должника, об избрании членов комитета кредиторов, о выборе саморегулируемой организации для представления в арбитражный суд кандидатур арбитражного управляющего, о выборе реестродержателя и т.д.

Взаимоотношения между должником и его кредитором на каждой стадии банкротства являются опосредованными, так как между ними находится фигура арбитражного управляющего. Деятельность гражданина в качестве арбитражного управляющего является индивидуальной предпринимательской деятельностью. При осуществлении своих профессиональных функций арбитражный управляющий не вступает в трудовые отношения ни с должником, ни с арбитражным судом, хотя последний и утверждает его в этом качестве.

Арбитражный управляющий в ходе всего процесса банкротства должен занимать нейтральную позицию в отношениях должника и кредиторов; иными словами, он не может быть заинтересован в разрешении дела в пользу той или иной стороны. Следовательно, арбитражными управляющими назначаются лица, которые не являются заинтересованными по отношению к должнику и кредиторам.

К кандидатуре арбитражного управляющего законодательством установлен ряд требований. Арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и наличие не менее 2 лет стажа руководящей работы в совокупности. Кандидат на должность арбитражного управляющего должен сдать теоретический экзамен по программе подготовки арбитражного управляющего, а также пройти 6-месячную стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего.

Еще одно обязательное требование -- членство в одной из некоммерческих саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Такие организации должны иметь в своем составе как минимум 100 управляющих, каждый из которых делает взнос в компенсационный фонд в размере не менее 50 тыс. руб., что можно считать своеобразным "имущественным цензом".

После назначения управляющий обязан застраховать свою ответственность на сумму не менее 3 млн. руб. на срок не менее одного года.

Естественно, арбитражный управляющий работает не на общественных началах, и возникает вопрос, как правильно определить размер его вознаграждения. В прежние годы наблюдалась существенная разница в средних размерах вознаграждения по различным регионам страны. Поэтому законодательством был установлен минимальный размер вознаграждения арбитражного управляющего на уровне 10 тыс. руб.

Вознаграждение за осуществление полномочий арбитражного управляющего устанавливается собранием кредиторов и утверждается арбитражным судом. Оно выплачивается за счет средств должника и относится к внеочередным требованиям, т.е. тем, которые должны быть оплачены еще до начала расчетов с кредиторами первой очереди.

Кредиторы могут устанавливать как дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего, так и дополнительное вознаграждение ему из своих собственных средств. Среди дополнительных требований можно назвать не просто высшее образование, а скажем, высшее экономическое, юридическое или соответствующее сфере деятельности должника. Зачастую кредиторов интересует не просто стаж руководящей работы арбитражного управляющего, а определенное количество процедур банкротства, которые он уже провел ранее.

Кредиторы, обращаясь в арбитражный суд, указывают в своем заявлении наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден управляющий. Единый государственный реестр арбитражных управляющих ведет в настоящее время Федеральная регистрационная служба. Данная организация по запросу суда представляет список своих членов, согласившихся стать управляющими должника. В этом списке следует указать три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в запросе, а при равном соответствии этим требованиям -- с учетом их профессиональных качеств.

Должник и заявитель (кредитор) вправе немотивированно отвести по одной кандидатуре; оставшийся кандидат будет назначен управляющим должника. Если отводов не было, то суд назначает управляющим кандидата, занимающего более высокую позицию.

При введении последующих процедур банкротства кандидатуру управляющего предлагает собрание кредиторов. При этом временный управляющий может быть назначен административным и т.д. Если собрание кредиторов не назначило очередного арбитражного управляющего, то необходимо вновь сделать запрос в саморегулируемую организацию.

В зависимости от стадии банкротства меняются функции арбитражного управляющего, а также его название. Процедуру наблюдения проводит временный управляющий, финансовое оздоровление контролирует административный управляющий, внешнее управление осуществляет внешний управляющий и, наконец, на конкурсном производстве работает конкурсный управляющий.

3. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражных судах

В Федеральном законе широко представлены процессуальные нормы, регулирующие рассмотрение дел о банкротстве арбитражными судами.

Федеральный закон уточнил введенные его предшественником две категории лиц, привлекаемых к разбирательству дел. Первая категория -- лица, участвующие в деле о банкротстве. Сейчас дан их исчерпывающий перечень: должник; арбитражный управляющий; конкурсные кредиторы; уполномоченные органы; федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по тресту нахождения должника в случаях, предусмотренных Федеральным законом; лицо, предоставившее обеспечение для проведения процедуры финансового оздоровления. Вторая категория -- лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве: представитель работников должника; представитель собственника имущества должника -- унитарного предприятия; представитель учредителей (участников) должника; представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом и Федеральным законом.

В основу классификации, очевидно, положены интересы и соответственно роль перечисленных выше лиц в рассмотрении дела о банкротстве. Лица первой категории имеют ярко выраженные самостоятельные интересы во всем деле, эти лица объективно более активны в нем, их полномочия подробно изложены в Федеральном законе.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.