реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Проблемы правового регулирования СНГ

реферат
оговор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года;

Соглашение глав государств-участников Содружества о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года [16] и Положение об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств как неотъемлемая часть названного Соглашения; Соглашение глав государств-участников Содружества о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран-участниц Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года;

Регламент Экономического Суда Содружества Независимых Государств, утвержденный постановлением Пленума Экономического Суда Содружества Независимых Государств 10 июля 1997 года № 2 [17].

Статьей 2 Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств установлена квота числа судей от государств-участников, избираемых (назначаемых) в состав Экономического Суда, в количестве двух человек.

Высшим коллегиальным органом Экономического Суда является Пленум Экономического Суда. К ведению Экономического Суда относится разрешение межгосударственных экономических споров:

? возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и других его институтов;

? о соответствии нормативных и других актов государств-участников Содружества по экономическим вопросам соглашениям и иным актам Содружества.

Соглашениями государств-участников Содружества к ведению Экономического Суда могут быть отнесены и другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества. [18]

Эта норма Положения в связи с возникшими в государствах разночтениями явилась предметом официального судебного толкования. Давая толкование, Экономический Суд в своем решении определил, какие спорные вопросы и между какими государствами-участниками Содружества могут быть разрешены Экономическим Судом, в какие межгосударственные судебные органы государства-участники Содружества Независимых Государств могут обратиться. Ответы на поставленные вопросы нашли отражение в соответствующих решениях Экономического Суда.

Споры рассматриваются Экономическим Судом по заявлениям заинтересованных государств в лице их полномочных органов, институтов Содружества. Сторонами (участниками) спора могут быть государства-участники Содружества в лице их полномочных органов и институты Содружества, на которые распространяется юрисдикция Суда, а также иные государства в лице их полномочных органов, отвечающие требованиям и соблюдающие условия Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств, если такое право вытекает из межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений между самими спорящими сторонами.

Экономический Суд осуществляет также толкование: применения положений соглашений и других актов Содружества, его институтов; актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества. Толкование осуществляется Экономическим Судом при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших органов, разрешающих в государствах экономические споры.

Вынесенные Экономическим Судом решения должны способствовать единообразному и эффективному применению актов Содружества в различных сферах сотрудничества, оказывают позитивное влияние на формирование его правовой базы, процесс разработки межгосударственных соглашений и договоров, обеспечения их соответствия условиям, нормам и принципам международного права. Решения Экономического Суда о толковании позволили уточнить статус ряда органов Содружества, обеспечить применение международно-правовых гарантий в той или иной сфере их деятельности.

Однако есть мнения, что решения Экономического Суда СНГ имеют узкую предметную и субъектную юрисдикцию, носят рекомендательный характер. [10; С.128]. В то же время, практика деятельности Экономического Суда показывает, что у Суда имеются большие потенциальные возможности для решения коллизионных вопросов, связанных с деятельностью Содружества. Однако этому все же, препятствует узкоспециальная юрисдикция Суда, ограниченность круга субъектов, правомочных обращаться в Суд, отсутствие механизма обеспечения исполнения выносимых им решений.

§ 2. Специализированные органы СНГ

Что касается специализированных органов СНГ, рассмотрим лишь некоторые из них.

Экономический Совет.

Экономический совет Содружества Независимых Государств (далее - Совет) - основной исполнительный орган, который обеспечивает выполнение соглашений, принятых в рамках СНГ, решений Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества о формировании и функционировании зоны свободной торговли и других вопросах социально-экономического сотрудничества, принимает решения о вопросах, отнесенных к его компетенции, а также по поручениям Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ.

Совет в своей деятельности руководствуется основополагающими документами Содружества, договорами и соглашениями, заключенными между государствами-участниками в рамках Содружества, решениями Совета глав государств и Совета глав правительств, Договором о создании Экономического союза, настоящим Положением.

Совет строит свою работу на основе общепризнанных норм международного права и суверенитета государств Содружества.

В своей деятельности Совет подотчетен Совету глав государств и Совету глав правительств СНГ.

Основными направлениями деятельности Совета являются:

содействие углублению разностороннего экономического сотрудничества в рамках СНГ, созданию и функционированию зоны свободной торговли, обеспечению благоприятных условий для перехода к более высоким ступеням экономического сотрудничества, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов;

разработка предложений по сотрудничеству в области развития частного предпринимательства, функционирования финансово-промышленных групп, финансово-кредитных и страховых структур, совместных предприятий, формирования рыночной инфраструктуры, установления прямых контактов между производителями различных форм собственности, налаживания инвестиционного сотрудничества;

разработка заинтересованными сторонами совместных программ и проектов по развитию промышленности, сельского хозяйства, транспорта, освоению месторождений топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, решению вопросов свободы транзита;

расширение сотрудничества в вопросах образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры.

Основными же функциями Совета являются:

содействие осуществлению мероприятий по формированию и функционированию зоны свободной торговли, в том числе по снижению и отмене таможенных пошлин, налогов и сборов, созданию механизмов тарифного и нетарифного регулирования;

разработка предложений о создании системы взаимных расчетов и платежей по торговым и другим операциям;

создание правовых, экономических и организационных условий для перехода к более высоким ступеням экономического сотрудничества, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов;

формирование заинтересованными сторонами Общего аграрного рынка путем создания условий для свободного движения товаров и услуг агропромышленных комплексов, развития производственной кооперации по производству сельскохозяйственных машин и оборудования, образования оптовых продовольственных рынков и защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей на рынках государств-участников Содружества Независимых Государств;

содействие углублению сотрудничества в области науки и техники, обеспечение свободного доступа к открытой научно-технической информации, защиты интеллектуальной собственности и взаимное предоставление национального режима для научно-исследовательских организаций, ученых и специалистов;

выработка предложений по вопросам перспектив экономического сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств на основе анализа основных тенденций социально-экономического развития и хода экономических реформ; подготовка рекомендаций по совершенствованию производственно-технологических связей, согласование с заинтересованными государствами совместных программ по развитию экономики;

содействие вхождению государств Содружества в мировую хозяйственную систему, развитию сотрудничества с другими международными организациями;

принятие согласованных мер в области стандартизации, статистики, метрологии, сертификации продукции, охраны окружающей среды и природных ресурсов, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

содействие сближению национального законодательства в рамках компетенции Совета.

Органы отраслевого сотрудничества.

В рамках Содружества образовано 68 органов отраслевого сотрудничества (советов, комитетов, комиссий и др.), в том числе по вопросам: торгово-экономических отношений - 10; промышленности, строительства, сельского хозяйства - 8; энергетики, транспорта и связи - 9; социальной сферы - 9; военного сотрудничества и безопасности - 6; информационного обеспечения - 5; политического и правового сотрудничества - 8.

Межгосударственные и межправительственные органы отраслевого сотрудничества формируются, как правило, из руководителей соответствующих министерств и ведомств, иных организаций государств-участников. Работа этих органов осуществляется путем проведения заседаний по мере необходимости, как правило, не реже одного - двух раз в год. Каждое государство в совете (комитете, комиссии) имеет один голос. Решения принимаются консенсусом (по процедурным вопросам - большинством голосов). Любой член совета (комитета, комиссии) может заявить о своей незаинтересованности в рассмотрении того или иного вопроса, что не является препятствием для принятия решения.

В их состав, как правило, входят руководители соответствующих органов исполнительной власти государств-членов Содружества.

Одним из первых, в декабре 1991 года, был создан Статистический комитет Содружества, который в соответствии с Решением Совета глав правительств от 26 мая 1995 года преобразован в Межгосударственный статистический комитет Содружества. Комитет разрабатывает и осуществляет единую статистическую политику, формирует сводные статистические данные в рамках государств-членов СНГ.

Решением Совета глав государств Содружества от 21 июня 2000 года создан Антитеррористический центр государств-участников СНГ. Созданы межгосударственные (межправительственные) советы для координации работы и в других сферах взаимодействия государств-членов Содружества. Среди них:

Совет министров внутренних дел государств-участников СНГ;

Межгосударственный Координационный Совет Межгосударственной телерадиокомпании "Мир";

Антитеррористический центр государств-участников СНГ;

Консультативный Совет по труду, миграции и социальной защите населения государств-участников СНГ;

Совет по сотрудничеству в области здравоохранения Содружества Независимых Государств;

Совет по культурному сотрудничеству государств-участников Содружества Независимых Государств;

Совет по туризму государств-участников Соглашения о сотрудничестве в области туризма;

Совет председателей оборонных спортивно-технических организаций (обществ);

Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ;

Комитет по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств-участников Содружества;

Научно-консультативный центр частного права СНГ;

Правовой консультативный совет государств-участников Содружества и другие.

21 октября 1994 года Советом глав правительств Содружества утверждены Общее положение о межгосударственных (межправительственных) органах Содружества и Примерное соглашение межгосударственного (межправительственного) органа СНГ с государством местонахождения об условиях его пребывания.

Отметим, что за время существования Содружества проблема его реформирования возникала неоднократно. Однако все предпринимаемые попытки сводились в основном к принятию программ по отдельным направлениям сотрудничества, сокращению численности сотрудников органов СНГ, упразднению некоторых, явно не работающих, межгосударственных структур и ожидаемых результатов не дали.

Существует мнение, что органы СНГ не имеют полномочий и реальных возможностей контролировать выполнение достигнутых договоренностей. Контроль действительно недостаточный, не впадая в дальнейшие дискуссии можно выделить следующие важнейшие направления совершенствования институциональной системы и повышения эффективности органов Содружества:

упорядочение системы уставных органов и уточнение их полномочий;

оптимизация структуры органов отраслевого сотрудничества и содействие их работе;

введение элементов наднациональности в решении отдельных вопросов сотрудничества.

Заключение

К числу достижений Содружества следует отнести то, что за прошедшие годы в его рамках создана солидная договорно-правовая база, действует ряд многосторонних соглашений. Однако, документы СНГ практически не известны и малодоступны не только большинству простых граждан и хозяйствующих субъектов, но и многим органам государственной власти и управления.

Право СНГ в настоящее время не имеет четкой иерархии с точки зрения значимости и юридической силы принятых в объединении документов. Поэтому международные договоры, заключенные в рамках Содружества, и решения его высших органов по-разному воспринимаются в национальных правовых системах.

В целях придания праву СНГ надлежащей системности следует на уровне Устава СНГ или специального международного договора однозначно определить правовой статус и степень обязательности актов Содружества. При этом все решения Совета глав государств, Совета глав правительств, других органов, устанавливающие какие-либо обязательства непосредственно для государств-участников, должны оформляться путем заключения международных договоров, подлежащих обязательной трансформации в национальные правовые акты.

Далее, СНГ не следует рассматривать как универсальное средство для решения социально-экономических проблем постсоветских стран. В значительной мере это лишь механизм сближения и согласования интересов государств-участников, организации их взаимодействия. Сохранять и укреплять Содружество имеет смысл только в том случае, если у государств-участников существуют общие интересы и потребности, которые с наибольшей выгодой могут быть обеспечены на основе совместного и равноправного сотрудничества в рамках этого объединения. Здесь не должно быть "старших" и "младших", навязывания воли одних (или группы) участников другим.

Необходимо принимать концептуальные решения, предусматривающие реформирование Содружества Независимых Государств, структуры его органов, организационно-правовых механизмов взаимодействия в плане адаптации этой организации к новым условиям современного мира, отражения в его деятельности реальных возможностей сотрудничества при максимальном учете потребностей и интересов всех государств - участников СНГ. При разработке и подписании документов недопустимы оговорки, противоречащие Венской конвенции о праве международных договоров или несовместимые с предметом и целями соглашений. Необходима система действенного контроля за исполнением актов Содружества на национальном уровне.

Развитие процессов интеграции государств Содружества сдерживает в числе прочих факторов и такой как невысокий уровень правовой культуры. А важнейшей предпосылкой успешной интеграции является высокий уровень правовой культуры в государствах-участниках, критерием которой служит реальное верховенство закона. Когда законность игнорируется внутри страны, нет никакой гарантии, что она станет соблюдать нормы международного права, в том числе международные договоры. Сохранение, а порой и усиление элементов авторитаризма во многих государствах Содружества, пренебрежительное отношение к законам собственной страны предопределяют аналогичное отношение и к международным правовым актам, в том числе договоренностям интеграционного характера.

Очевидно, ускоренное преобразование СНГ в полноценное региональное экономическое объединение в ближайшей перспективе невозможно. В формате всего Содружества реально лишь создание Зоны свободной торговли. В этой связи особую актуальность приобретает развитие сотрудничества в области энергетики, транспорта и коммуникаций, а также в социальной сфере и вопросах трудовой миграции.

Что касается системы органов СНГ. В системе уставных органов СНГ должны остаться: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Межпарламентская Ассамблея, Экономический Суд, Экономический совет, Исполнительный комитет.

Деятельность Совета глав государств и Совета глав правительств должна быть сконцентрирована на рассмотрении узловых, стратегических проблем и задач соответственно политического и экономического характера. Всю основную работу по конкретным направлениям, программам и механизмам их реализации следует сосредоточить в Совете министров иностранных дел и Экономическом совете, а также в межгосударственных и межправительственных органах отраслевого сотрудничества Содружества. Поэтому в кратчайшие сроки необходимо разработать и принять соответствующие нормативно-правовые документы, регулирующие право Советов на принятие решений и устанавливающие ответственность за их исполнение. Нужно также повысить роль и статус Исполнительного комитета Содружества, наделив его правом контролировать выполнение всех решений, принятых в рамках Содружества, и усилить информационно-аналитическую и прогностическую составляющие его деятельности.

Необходимо расширить предметную и субъектную юрисдикцию Экономического Суда, что особенно важно при формировании Зоны свободной торговли государств Содружества, Таможенного союза и Единого экономического пространства группировок государств. Решения Экономического Суда СНГ должны носить обязательный характер. Ограниченность круга субъектов, имеющих право обращаться в Экономический Суд, отсутствие действенного механизма исполнения вынесенных им решений не позволяют в полной мере использовать потенциальные возможности Суда как независимого судебного органа региональной международной организации в решении стоящих перед ним задач.

Список использованных нормативно-правовых актов и литературы

Кеженов, А.Б. Организационно-правовой механизм деятельности Содружества Независимых Государств // Автореферат дисс. кандидата юридических наук. Белорусский государственный университет, 2002.

Международное право / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов, С.344.

Моисеев Е.Г. Десятилетие Содружества: Международно-правовые аспекты. С.58

Устав организации объединенных наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 года) / Действующее международное право. М.: Т.1

Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Минск, 8 декабря 1991 года

Устав Содружества Независимых Государств // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1993. N 1 (9). С.17 - 29.

Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995г

Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г) / Российская газета от 10 декабря 1998 г.

Венская Конвенция о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г) / Приложение к Вестнику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, март 1999 г., N 3

Шуйский Н. Стратегия развития Содружества Независимых Государств. // Вопросы экономики, № 12, Декабрь 2006, C.128-138

Решение экономического совета СНГ о проекте стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года (Москва,20 июня 2008 года)

Мальгин А. В.10 лет СНГ: Попытка подведения некоторых итогов. Доклад // Публикации НИИСС-2001. - № 5.

Договор о коллективной безопасности (ДКБ). (Ташкент 15 мая 1992 г)

Международное право: Учебник под ред. Богуславский М.М., М.: Юрист, 2003. С.112

Соотношение права Содружества Независимых Государств и современного международного права / Материалы Круглого стола (16 октября 1997 г) / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 1997. - № 21 (66). С.91.

Соглашение глав государств-участников Содружества о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992г.

Регламент Экономического Суда Содружества Независимых Государств, утвержденный постановлением Пленума Экономического Суда Содружества Независимых Государств 10 июля 1997 года № 2.

Строев Е.А. Мир, СНГ, Россия на пороге 21 века. - М., 2002. С.92

Курашвили А.Ю. Заключение и имплементация международных договоров по Венской конвенции о праве международных договоров и законодательству стран-участников СНГ: сравнительно-правовой анализ. Диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.10. - Москва: РГБ, 2007.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.