p align="left">Эта программа охватывает все структурные подразделения аппарата прокуратуры области и образует автоматизированные рабочие места в канцелярии каждого подразделения и у каждого прокурорского работника. Автоматизация этой работы позволяет контролировать работу исполнителей, сроки прохождения и исполнения документов; формировать справочные отчеты для прокуроров, в том числе разделы 5 и 6 отчета «О работе прокурора» формы П, получать другие статистические сведения о работе с обращениями; осуществлять упреждающий контроль за рассмотрением жалоб, поступивших с контролем исполнения, в том числе вместе с обращениями депутатов; готовить справки о нарушении сроков рассмотрения обращений исполнителями. Поступающие в прокуратуру области обращения регистрируются на алфавитной картотеке делопроизводителем общей канцелярии, который в соответствии с поставленным при разметке индексом передает документ в канцелярию структурного подразделения-исполнителя. Там делопроизводитель вносит указанную руководством фамилию исполнителя, а тот, в свою очередь, по рассмотрении обращения заполняет электронную статистическую карточку (одновременно с ее аналогом на бумажном носителе). Программа на основании сформированной таким способом базы данных позволяет формировать отчеты о работе с обращениями по аппарату прокуратуры области в целом, по управлению, отделу или отдельно по каждому исполнителю за любой заданный промежуток времени. При этом отчет «Контроль нарушения срока разрешения обращений» выводит сведения не только о заявителе, номере надзорного производства и исполнителе, но и о причине продления срока рассмотрения обращения с указанием даты направления промежуточного ответа заявителю. При таком положении автоматически контролируются требования п.5.9 Инструкции о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 15.01.03 №3 (в ред. приказа от 16.03.06 №13). Отчет «Контроль исполнения документов в функциональных отделах» позволяет выводить сведения не только о рассмотренных, но и о находящихся в производстве обращениях, с указанием даты срока исполнения. Это позволяет заранее планировать работу, как исполнителям, так и руководству, способствует снижению количества жалоб, рассмотренных с нарушением установленного срока. Отчет «Сравнительный анализ» позволяет проводить сравнение сведений о количестве поступивших и рассмотренных обращений в течение двух заданных промежутков времени как в процентном, так и в количественном соотношении (раздельно разъяснений, отклонений и удовлетворений жалоб с указанием количества внесенных по ним актов прокурорского реагирования, а также обращений, рассмотренных с нарушенным сроком). В управлении по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами на базе указанной программы разработана карточка «УСН», которая заполняется при внесении представлений по результатам рассмотрения обращений граждан, ходатайств городских и районных прокуроров, по результатам проведенных проверок, а также при направлении ходатайств в Генеральную прокуратуру о необходимости внесения актов прокурорского реагирования на федеральном уровне. Приведенные данные являются базой для проведения плодотворной аналитической работы, поскольку в них отражены практически все сведения об этом направлении прокурорской деятельности, причем как о работе управления, так и прокуроров. Наглядная информация, выдаваемая программой по запросам, позволяет зональным прокурорам своевременно принимать необходимые меры организационно-контрольного характера. Несколько модифицированные аналогичные карточки можно использовать в других структурных подразделениях прокуратуры области (управлении по надзору за соблюдением федерального законодательства, отделе по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе и др.). Немаловажное значение имеет предусмотренная возможность использования указанной программы в режиме удаленного доступа. Подключение к этой программе городских и районных прокуратур позволит вышестоящим прокурорам напрямую осуществлять контроль и проверку своевременности и качества разрешения обращений подчиненными прокуратурами, не отвлекая их от текущей работы. Таким образом, внедрение в работу информационно-справочной системы АИСС позволяет организовать учет обращений, поступающих в органы прокуратуры, а также автоматизировать контроль за рассмотрением и разрешением обращений в строгом соответствии с требованиями Федерального закона № 59 ФЗ от 02.05.06 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкции о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ № 3 от 15.01.03 (в ред. приказа от 16.03.06 № 13), а также полно отражать другие направления прокурорского надзора. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Основным средством при защите прав и свобод человека и гражданина на досудебной стадии уголовного процесса является обжалование процессуальных действий и решений соответствующих органов и должностных лиц в порядке, установленном в ст. 46 Конституции РФ. В отраслевом законодательстве оно подробно конкретизируется в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, а именно в гл. 15 и 16 о ходатайствах и жалобах. Этому праву соответствует обязанность суда, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя при поступлении жалобы принимать соответствующие меры реагирования. За последние годы в РФ были усилены гарантии права на жалобу, расширился круг должностных лиц и органов, чьи действия и решения обжалуются в суд, в том числе при определенных условиях в Конституционный Суд РФ, Уполномоченному по правам человека, и в Международный суд по правам человека, юрисдикцию которого признала Российская Федерация. Согласно ч. 4 ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ, получив жалобу на нарушение конституционных прав и свобод гражданина или запрос суда, обязан проверить конституционность закона, примененного либо подлежащего применению в конкретном уголовном деле, и в случае подтверждения жалобы признать обжалуемый акт неконституционным, подлежащим отмене. На досудебных стадиях прокурор обязан рассмотреть жалобу в течение трех суток со дня ее получения и лишь в исключительных случаях, связанных с истребованием необходимых документов, - до 10 суток. При обжаловании действий должностных лиц, включая прокурора, в судебном порядке законность и обоснованность принятых ими решений проверяется не позднее пяти суток. Должностные лица уголовного судопроизводства обязаны разъяснять участникам производства по уголовному делу и их представителям имеющееся у них право на обжалование любых действий и решений и юридические последствия подачи такой жалобы. Важнейшей гарантией свободы обжалования действий и решений должностных лиц уголовного судопроизводства является стадийное построение процесса, при котором деятельность определенных должностных лиц и принимаемые ими решения могут быть обжалованы на последующих стадиях производства по делу. При подтверждении обстоятельств, указанных в жалобе, соответствующее должностное лицо обязано немедленно принять меры по удовлетворению законных требований заявителя. В случае оставления жалобы без удовлетворения заявителю должен быть дан мотивированный ответ с указанием оснований принятого решения. Каждый, кто осужден, имеет право на пересмотр приговора вышестоящей судебной инстанцией согласно закону. Жалоба является безусловным основанием для рассмотрения уголовного дела в суде апелляционной и кассационной инстанций. Производство по делу в надзорном порядке, ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, а также разрешение вопросов, возникающих на стадии исполнения приговора, осуществляются в числе прочих оснований по материалам, полученным в результате рассмотрения жалоб заинтересованных лиц. Если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, лицо вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обратиться в Европейский Суд по правам человека. Поскольку нарушения порядка разрешения жалоб и ходатайств в определенных случаях чреваты негативными процессуальными последствиями для судопроизводства, особая ответственность на досудебных стадиях ложится на должностных лиц прокурорского надзора, а на судебных стадиях - на суд и председательствующего по уголовному делу, апелляционные и кассационные инстанции. Судебный контроль и прокурорский надзор играют основную роль при обжаловании действий следователей или дознавателей. Судебный контроль за расследованием осуществляется в трех формах: 1) предварительный (разрешительный), 2) последующий в пределах стадии расследования. Предварительный (разрешительный) контроль суда состоит в рассмотрении и разрешении ходатайств прокуроров, следователей, органов дознания и ОРД о проведении процессуальных и оперативных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (арестов, осмотров почтово-телеграфных отправлений, прослушивания телефонных и иных переговоров, установки прослушивающих устройств, вхождения в жилище для производства обысков, выемок, помещении обвиняемых в психиатрические учреждения для производства экспертиз). Последующий контроль в пределах стадии расследования состоит в рассмотрении и разрешении судом жалоб на незаконные и необоснованные решения и действия дознавателя, следователя, прокурора, нарушившие конституционные права граждан (жалобы на незаконный и необоснованный арест, отказ в возбуждении уголовного дела, неправильное прекращение дела и т. п.). Прокурорский надзор контролирует состояние законности во всех четырех ветвях следствия. Полномочия прокурора при контроле за обжалованиями действий следователей или дознавателей носят преимущественно надзорный характер (требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, материалы, документы, отменяет незаконные и необоснованные постановления следователя и лиц, производящих дознание; дает следователю или органу дознания письменные указания о расследовании преступления и производстве отдельных процессуальных действий; возвращает дела со своими указаниями для производства дополнительного расследования и др.). Подводя итоги работы, можно сделать вывод, что отсутствие единого теоретического и методологического подхода к определению сути и содержания обжалования действий следователей и дознавателей в досудебном уголовном судопроизводстве России не может не сказаться на эффективности данного направления судебной и прокурорской деятельности и качественного обеспечения конституционных прав личности, защиты прав и свобод граждан. Поэтому имеет место небывалый интерес законодателя и Конституционного Суда РФ к вопросам обеспечения прав и свобод человека в досудебном уголовном судопроизводстве, к вопросам реализации судебной власти в досудебном производстве по уголовному делу, а также к вопросам о возможности изменения судебной системы и системы прокурорского надзора с целью их совершенствования и эффективности функционирования на всей территории Российской Федерации. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Конституция РФ. 2. Уголовный Кодекс РФ. 3. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ. 4. Постановление КС РФ №18-П от 08.12.2003. 5. Приказ Прокуратуры РФ от 5 июля 2002 г. № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства». 6. Гриненко А.Б. Конституционные основы досудебного уголовного процесса Российской Федерации. - М. 2006. 7. Жданов А. Законность или обоснованность ареста // Российская юстиция. 2003. №1. 8. Ковалев М.А. Процессуальные вопросы прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела: Автореф. дисс. на соиск. учен. степени канд. юрид. наук. М., 2004. 9. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М.: Юристъ, 2001. 10. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий /Отв. ред. В.А. Четвернин. - М.: Юристъ, 2002. 11. Комментарий к УПК РФ. Под ред. А.Я. Сухарева. - М. 2002. 12. Комментарий к УПК РФ. Под ред. Д.Н. Козака, Е.Б. Мизулиной. - М. 2002. 13. Комментарий к УПК РФ. Под. Ред. И.Л. Петрухина. - М. 2002. 14. Лазарева В. Теория и практика судебной защиты в уголовном процессе. Самара, 2005. 15. Ларин А. Постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела можно обжаловать в суд // Российская юстиция. - 2006. - №9. 16. Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. М., 2003. 17. Марфицин П.Г. О прокурорском надзоре за обеспечением прав и интересов личности в стадии возбуждения уголовного дела. Российская юстиция. 2005. №1. 18. Муратова Н.Г. Судебная власть и проблема законности процессуальных действий и решений следователя. // Новый УПК РФ и практика его применения./ Под ред. проф. А.П. Гуськовой. Оренбург: ИПК ОГУ, 2002. 19. Муратова Н.Г. Судебное обжалование процессуальных действий и решений при раскрытии преступлений. // Проблемы раскрытия преступлений в свете современного уголовно-процессуального законодательства: Материалы Всерос.науч.-практ. конф., посвященной памяти проф.,д-ра юрид. наук, заслуж. юриста РФ И.Ф. Герасимова, Екатеринбург, 6-7 февр. 2003 г. Екатеринбург: Изд-во «Чароид», 2003. 20. Муратова Н.Г. Судебная власть и проблема законности процессуальных действий следователя. // Информационный бюллетень. Прокуратура РТ №3. Казань, 2002. 21. Осин В. Есть ли в России прокурорский надзор? // Законность. - 2004. - №1. 22. Особое мнение судьи Конституционного Суда Т.Г.Морщаковой // Российская газета. - 2003. - 15 апреля. 23. Пикалов И.А. Неуклонное соблюдение принципа состязательности как залог объективного уголовного судопроизводства в РФ // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы взаимодействия материального и процессуального права России: теория и практика». Издательство УрГЮА, 2004. 24. Пикалов И.А. О состязательности уголовного процесса // Закон и право. 2004. № 5. 25. Пикалов И.А. Равноправие сторон на досудебных стадиях уголовного процесса // Закон и право. 2005. № 6. 26. Прокурорский надзор в Российской Федерации /Под ред. Чувилева А.А. М, 2004. 27. Федоров И.3. Применение в досудебных стадиях уголовного процесса конституционных норм, допускающих ограничения прав и свобод человека и гражданина. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2004.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|