акже необходимо остановиться на вопросе о возможности приостановления производства предварительного следствия по уголовному делу в случае обращения участника уголовного судопроизводства Конституционный Суд РФ в случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ применённый или подлежащий применению по конкретному делу закон. В таком случае дознаватель, следователь, прокурор, как и любой гражданин, принимающий участие в уголовном процессе, а также суд, в соответствии с ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, обращаются в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности этого закона. По мнению Конституционного Суда РФ это не только право, но и обязанность суда общей юрисдикции1. УПК РФ в качестве самостоятельного основания приостановления предварительного следствия предусмотрен факт принятия Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению жалобы на нарушение прав и свобод граждан уголовным законом, примененным или подлежащим применению.Формулировка данной нормы вызывала многочисленные вопросы: насколько она обоснованна, соответствует ли Конституции РФ, Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде РФ» и окажется ли она жизнеспособной, позволяющей защитить права и законные интересы граждан.По нашему мнению, на все эти вопросы следует ответить отрицательно. Статья 46 Конституции РФ закрепляет право граждан на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Конкретизируя это положение, ст. 125 Конституции РФ предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд РФ на предмет проверки соответствия Конституции конкретного закона или отдельных норм, в нем содержащихся. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» эти обращения могут носить форму запроса, ходатайства или жалобы, а субъектами обращений могут быть отдельные граждане, объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в Федеральном законе. В качестве субъектов обращения в Конституционный Суд с жалобой или запросом не названы органы, производящие расследование, что означает, что ни следователь, ни орган дознания по делу, находящемуся в их производстве, правом обращения в Конституционный Суд РФ не наделены.На стадии предварительного расследования в Конституционный Суд РФ могут обратиться только граждане (объединения граждан) с жалобой, которая должна отвечать определенным требованиям. Статья 97 названного Закона определяет, что жалобы допустимы, если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан; он применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем Закон. Следовательно, на стадии предварительного расследования в Конституционный Суд могут быть обжалованы только уголовно-процессуальные нормы и нормы УК РФ в той их части, в какой они непосредственно применяются органами дознания и следствия.В УПК РФ не говорится о возможности приостановления расследования ввиду обжалования в Конституционном Суде уголовно-процессуальных норм, мы считаем это правильным, так как по своей природе это нормы процедурные, и если отдельные элементы процедуры, в данном случае предварительного расследования, подвергаются проверке на предмет их соответствия Конституции и даже признаются ей не соответствующими, это совсем не означает, что следует приостанавливать расследование в целом.Что касается норм уголовного закона, то они в основном применяются судом, а к числу непосредственно применяемых органами расследования и затрагивающих конституционные права и свободы граждан, пожалуй, можно отнести только нормы, устанавливающие основания освобождения от уголовной ответственности. Однако изучение практики Конституционного Суда РФ свидетельствует о спорности существования данной нормы и это определяется тем, что решение вопроса о приостановлении расследования относится на усмотрение следователя (органа дознания), а значит, следователь, действуя в рамках закона, может и не приостанавливать расследование. Кроме того, в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде РФ», которому должен соответствовать УПК РФ, четко сказано, что уведомление Конституционным Судом РФ органа о принятии к рассмотрению жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан не влечет за собой приостановления производства по делу, а суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон, вправе приостановить производство до принятия решения Конституционным Судом РФ.Таким образом, направление жалобы, запроса в Конституционный Суд РФ рассматривается в качестве основания приостановления производства по уголовному делу при рассмотрении дела в любой инстанции, в случае обращения в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им конкретном деле, причем с момента вынесения решения суда об обращении в Конституционный Суд и до принятия им постановления производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливаются1.Таким образом, предварительное следствие приостанавливается когда место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует, были проведены все следственные действия, производство которых возможно в отсутствие обвиняемого или подозреваемого, и истек срок предварительного расследования.ЗАКЛЮЧЕНИЕПо результатам проведённого исследования представляется возможным сформулировать следующие выводы и предложения:В науке нет единого подхода к правовой сущности института приостановления предварительного следствия при расследовании уголовных дел на стадии предварительного расследования. Большинство ученых-процессуалистов рассматривают приостановление предварительного следствия как временное прекращение процессуальных действий по уголовному делу, возникающее по основаниям, предусмотренным законом.Этот перерыв оформляется решением уполномоченных на то должностных лиц, выражением в процессуальной форме.Для приостановления предварительного следствия необходимо наличие перечисленных в уголовно-процессуальном законе условий и оснований, препятствующих дальнейшему расследованию преступления, перечень которых является исчерпывающим.Приостановление предварительного следствия по уголовному делу, никоим образом не свидетельствует об окончании по нему деятельности органов дознания, следователя, сотрудников различных служб милиции, прокурора, о наступлении перерыва в этой деятельности. С приостановлением предварительного следствия изменяются лишь формы и методы их работы, направленной на завершение производства по приостановленному делу, но не прекращается сама деятельность указанных органов и должностных лиц. Следовательно, приостановление предварительного следствия в уголовном процессе можно определить как исключительную уголовно-процессуальную форму, которая состоит в вынесении следователем, прокурором по основаниям, указанным в законе, постановления о приостановлении производства по делу, а также в последующем принятии мер к раскрытию преступления, розыску скрывшегося от следствия обвиняемого, возобновлению уголовного дела и его окончанию в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом.Исключительность уголовно-процессуальной формы приостановления предварительного следствия означает, что она применяется при производстве по уголовным делам, в которых отсутствует участник уголовного судопроизводства - обвиняемый, либо его участие при расследовании совершенных им преступлений исключено в силу ряда причин.Приостановление предварительного следствия можно рассматривать и как некоторый промежуточный итог расследования уголовного дела. Итог этот в большинстве случаев подводит лицо, в чьем производстве находится уголовное дело, путем вынесения постановления о приостановлении предварительного следствия, в котором указываются результаты расследования и основания, которые послужили препятствием для дальнейшего расследования совершенного преступления.Приостановление предварительного следствия, как видно и из наименования данного процессуального действия, в соответствии с законом может иметь место только на стадии предварительного расследования уголовного дела, и только в том случае, если по нему предварительное расследование производится в форме предварительного следствия.Принимая решение о приостановлении производства по уголовному делу, следователь должен располагать не только соответствующим процессуальным основанием, но и выполнить ряд общих и частных (специальных) условий, без которых приостановление не может быть признано законным и обоснованным.На основании выводов, содержащихся в дипломной работе, видится возможным сформулировать следующие предложения по изменению законодательства и совершенствованию правоприменительной практики.В целях недопущения неоправданных затрат процессуальных и физических ресурсов следует установить в УПК РФ положение о том, что в розыск может быть объявлен только обвиняемый, исключив из текста ст. 210 УПК РФ «Розыск подозреваемого, обвиняемого» категорию «подозреваемый».Для повышения эффективности ведомственного контроля и прокурорского надзора за законностью и обоснованностью приостановления предварительного следствия и розыска скрывшихся от следствия обвиняемых, необходимо своевременно выявлять нарушения законодательства, допущенные органами расследования, и осуществлять затем контроль за выполнением указаний по устранению нарушений уголовно-процессуального закона.Обеспечению принятия законного и обоснованного решения о приостановлении производства по уголовному делу будет способствовать судебное рассмотрение жалоб участников на такое решение прокурора, следователя, дознавателя. Для этого необходимо определить судебную процедуру рассмотрения жалобы на решение следователя о приостановлении производства по делу: определить срок рассмотрения дела, состав суда, объем материалов, представляемых на разбирательство, и другие вопросы.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) - М.: Инфра - М, 2002.2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001г. 3. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 г. - М.Юрист. 19684. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. - М.Юрист. 2002.5. О Конституционном суде РФ : Федеральный Конституционный закон от 12 июля 1994г..II Российская газета. 1994. 23 июля.6. О милиции Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026 -1 в ред. Законов РФ от 25.07.2002 № 116 - ФЗ о 23.12.2003 № 186-ФЗ. - М Инфра - М, 2004. деятельности: Федеральный закон от 5 июля 1995 г.// СЗ РФ. 1995. № 133. Ст. 319.7. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 5 июля 1995 г.// СЗ РФ. 1995. № 133. Ст. 319.8. По делу о толковании отдельных статей 125. 126, 127 Конституции РФ. №19-П: Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.1998 г.// СЗ РФ. 1998. №25.Ст.ЗОО4. 9. Вахта А.С. Полнота предварительного и судебного следствия: учебное пособие. Омск: Юридический институт МВД России, 1997. 182 с.10. Быков В.М. Приостановление и возбуждение предварительного следствия/ Уголовный процесс: Сборник учебных пособий. Вып. 2. М., 2002. 191с.11. Быков В.М. Деятельность следователя по приостановленным делам (криминалистическое и уголовно-процессуальное исследование). Свердловск.,1982. 190 с.12. Власова Н.А. Досудебное производство в уголовном процессе. М.: Юрмис. 2000. 215 с.13. Гаврилов Б.Я. Правовое регулирование защиты конституционных прав и свобод участников уголовного судопроизводства. М., 2004. 219 с.14. Гуткин Н.М. Уголовно-процессуальные основы деятельности ОВД. М.: Академия МВД СССР, 1988. 200 с.15. Демидов И.Ф. Проблема человека в современном уголовном процессе(концептуальные положения). М., 1996. 230 с.16. Ефимичев СП. Комментарий к УПК РФ. М.: Экзамен, 1994. 497 с.17. Ефимичев СП. Уголовный процесс: Учебник для вузов. М.: Норма,004. 447 с.18. Ефимичев СП. Некоторые вопросы приостановления [редварительного расследования// Уголовный процесс. 2005. № 3. С. 77-79.19. Жогин Н.В. Предварительное следствие в советском уголовном процессе. М.: Юридическая литература, 1999. 280 с.20. Завидов Б.Д. Приостановление и окончание предварительного следствия// Российская юстиция. 2005. № 3. С 67-73.21. Зилаев Д.Т. Приостановление производства по делу - под контроль суда// Законность. 2002. № 10. С. 139-143.22. Коврижных Б.Н. Приостановление уголовных дел о нераскрытых преступлениях В сборнике: Вопросы предупреждения преступлений материалы к научной конференции аспирантов и соискателей. М.: Юристъ, 2004. 176 с.23. Кургинян СМ. Приостановление и возобновление предварительного следствия и прокурорский надзор за соблюдением законности в этой деятельности. М.: Норма, 2000. 246 с.24. Кежоян А.Х. Розыск скрывшегося обвиняемого/ В сборнике: Практика применения нового уголовно-процессуального законодательства в стадии предварительного расследования. М.: Юридическая литература, 1992. 167 с.25. Косенко А.С Понятие, виды и значение розыскных действий на предварительном следствии. Проблемы уголовного процесса и криминалистики. М., 1987. 141 с.26. Коврижных Б.Н. Надзор прокурора за законностью приостановления уголовного дела в случае неустановления лица, совершившего преступление. М., 1982. 250 с.27. Комлев Б. А. Раскрытие умышленных убийств по делам, приостановленным в случае неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Грозный, 1988.28. Лупинская П.А.. Приостановление предварительного следствия: / Уголовно-процессуальное право РФ: Учебник. М.: Юрист, 2003. 430 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|