p align="left">во-вторых, такая норма права должна иметь именно уголовно-процессуальную природу. в третьих, принципом уголовного процесса является только главное правило-требование на котором строится и которому отвечает весь порядок производства по уголовному делу, а не отдельные стадии, и тем более отдельные процессуальные действия. С принятием нового УПК споры о систематизации принципов не утихли. Целый ряд законоположений главы посвященной принципам вызывает новые и новые споры и вызывает существенные критические замечания специалистов, которые, хотя и лишь отчасти, отражены при характеристике каждого принципа. 2. Значение принципов уголовного процесса для обеспечения прав подсудимых, обвиняемых и подследственных Законность является одним из основных демократических принципов правового государства и выступает в качестве универсального правового принципа, заключающегося в точном и неуклонном соблюдении законов всеми участниками общественных отношений. Общеправовой принцип законности закреплен в ст. 15 Конституции. Следует согласиться с характеристикой принципа законности как "принципа принципов". В уголовном судопроизводстве принцип законности приобретает особое содержание (ст. 7 УПК РФ) [9], а также повторяется в ст. 75 УПК [9], где ей и место, потому что речь идет о норме доказательственного права, а не о принципе. Законность применительно к уголовному судопроизводству означает требование осуществлять производство по делу в точном соответствии с законом, соблюдать все нормы материального и процессуального права, распространяющиеся на всех должностных лиц, ответственных за производство по делу, и всех других участников уголовного судопроизводства. Содержание принципа законности в уголовном процессе складывается из двух взаимосвязанных положений. 1) Законность основана на юридических нормах и предполагает наличие законодательства, действующего на всей территории Российской Федерации, единообразно понимаемого и применяемого. Это означает следующее: 1. нормы Уголовно-процессуального кодекса не должны противоречить положениям Конституции РФ и общепризнанным нормам и принципам международного права, положениям международных договоров РФ; 2. уголовно-процессуальный закон должен иметь верховенство над другими правовыми актами (исключая перечисленные выше) и обладать по отношению к ним высшей юридической силой; 3. суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий Уголовно-процессуальному кодексу; 4. нормы уголовно-процессуального закона должны быть четкими, конкретными и ясными, исключающими их неоднозначное понимание и применение. 2) Требования уголовно-процессуального закона должны быть точно и безусловно реализуемы. В силу этого: 1. суд, установив в ходе производства по уголовному делу несоответствие закона или иного нормативного правового акта Уголовно-процессуальному кодексу, принимает решение в соответствии с последним; 2. требования Уголовно-процессуального кодекса обязательны для всех без исключения соответствующих государственных органов и должностных лиц, а также граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации. Нарушение норм Уголовно-процессуального кодекса судом, прокурором, следователем, органом; дознания или дознавателем в ходе уголовного судопроизводства влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств. Недопустимость доказательств означает, что они не имеют юридической силы, не могут быть положены в основу обвинения, а также не могут использоваться для доказывания обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу ст. 73-75 [9]. Что касается части третьей статьи 7 УПК о признании доказательств недопустимыми, то эта норма дублируется в части первой ст. 75 УПК, где ей самое место, потому что речь идет о норме доказательственного права, а не о принципе. Вывод: в целом данная статья УПК не порождает новых правоотношений, что на практике серьезно снижает ее практическую востребованность. Принцип публичности уголовного судопроизводства заключается в том, что производство по yголовным делам в Российской Федерации осуществляется государственными органами и должностными лицами, а не является частным делом. В соответствии с принципом публичности уголовное преследование по абсолютному большинству уголовных дел (дел публичного и частно-публичного обвинения) осуществляется от имени государства уполномоченными на то должностными лицами-прокурором, следователем и дознавателем. Их обязанности заключаются в том, что прокурор, следователь и дознаватель в пределах своей компетенции должны принимать все предусмотренные законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. Согласно принципу публичности суд осуществляет от имени государства правосудие по уголовным делам. Публичность - принцип уголовного процесса, означающий, что производство по уголовному делу во всех случаях ведется органами государства независимо от усмотрения тех или иных лиц, чьи интересы затронуты, в целях раскрытия преступления, установления виновных и их справедливого наказания. Публичный (от латинского термина publicus)-общественный (не частный), служащий общим интересам. В гражданском процессе действует другой принцип-диспозитивность, т. е. право сторон по своему усмотрению определять начало и движение дела, свободно распоряжаться своими материальными и процессуальными правами. Принцип публичности опирается на положения Конституции Российской Федерации, возлагающей на государство обязанность защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2) и гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46) [8]. Он непосредственно связан с принципом законности, так как во всех случаях преступного нарушения законов требует активной реакции органов государства. С характеристикой уголовного процесса как публичного по своей природе связано принятое в юридическом обиходе и литературе деление уголовных дел на дела публичного, частного и частно-публичного обвинения. К первой категории относится подавляющее большинство уголовных дел. Это дела о преступлениях, которые возбуждаются, расследуются и разрешаются независимо от воли потерпевших. По УПК дела о ряде преступлений возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего и прекращаются в случае примирения его с обвиняемым. Принцип публичности в новом уголовно-процессуальном законодательстве по сравнению с предыдущим претерпел определенные изменения. Если раньше суд назывался в числе органов, обязанных в пределах своей компетенции возбуждать уголовные дела и раскрывать преступления, то теперь он исключен из числа органов, осуществляющих уголовное преследование. Публичный характер уголовного судопроизводства заключается также в том, что прокурор в ряде случаев уполномочен осуществлять уголовное преследование по уголовным делам частного и частно-публичного обвинения, независимо от волеизъявления потерпевшего. Эти случаи обусловлены определенными условиями, характеризующими состояние потерпевшего: совершение преступления в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами. В данном случае осуществление уголовного преследования по делам частного и частно-публичного обвинения прокурором не противоречит задачам уголовного судопроизводства, его не следует рассматривать как проявление приоритета государственных интересов над частными в уголовном процессе. Речь идет о защите прокурором охраняемых законом интересов потерпевшего, который, находясь в беспомощном состоянии или по иным причинам, не может самостоятельно реализовать свои права. Прокурор в данном случае отстаивает от имени государства интересы лица, нуждающегося в дополнительной защите со стороны государства. В соответствии с принципом публичности государственные органы, ответственные за производство по уголовному делу, наделяются широкими властными полномочиями по возбуждению, расследованию и разрешению уголовных дел. Кроме того, закон устанавливает, что требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, а также решения суда обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. Только государственные органы и должностные лица в уголовном судопроизводстве могут применять нормы права, процессуально-принудительные меры, принимать решения. Принцип осуществления правосудия только судом (ст. 8 [9]) определяет роль и значение суда при разрешении уголовных дел по существу. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном УПК. Подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено Содержание комментируемой статьи имеет конституционную основу. Согласно статье 118 Конституции РФ, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, а согласно статье 47 Конституции РФ[8], никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде, к подсудности которого оно отнесено законом. Правосудие по уголовным делам - осуществляемая судом в пределах его компетенции деятельность по рассмотрению и разрешению уголовных дел при точном и неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающего законность, обоснованность и справедливость судебных решений. Только суд единственный из всех государственных органов -- может признать лицо виновным и вынести ему приговор от имени Российской Федерации, а лицо, признанное виновным, может быть подвергнуто наказанию не иначе как по приговору суда, вступившему в законную силу. Принцип осуществления правосудия только судом распространяется не только на разбирательство дела в суде первой инстанции, он характеризует все судебные стадии уголовного процесса: апелляционное и кассационное производство, производство в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Он означает, что отмена или изменение судебных решений допускаются только соответствующим вышестоящим судом и только в порядке уголовного судопроизводства. Исключительное право суда осуществлять правосудие обусловлено особой ролью и статусом судей как носителей судебной власти, обеспечивает их независимость и подчинение только закону, а также процессуальной процедурой осуществления правосудия, предусматривающей особые гарантии вынесения по делу законного и справедливого решения. Суть принципа осуществления правосудия по уголовному делу только судом тесно связана с положениями презумпции невиновности, предусмотренными ч. 1 ст. 49 Конституции РФ [8], и заключается в том, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе, как по приговору суда и в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом. Вина каждого совершившего преступление должна быть неопровержимо доказана в суде в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом, и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Суд, осуществляя правосудие, реализует полномочия в пределах своей компетенции, рассматривая и разрешая только те уголовные дела, которые отнесены к его подсудности. Причем конституционное правило, согласно которому правосудие осуществляется только судом; воспроизводится не только в УПК, но и в законодательстве о судебной системе России, гражданском процессуальном и арбитражном процессуальном законодательстве. Однако глубинный смысл во всех случаях одинаков: кроме суда, никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя функцию осуществления правосудия, сколь высокое положение в обществе и государстве они бы ни занимали. Применительно к уголовному судопроизводству принцип осуществления правосудия только судом отражается также в части первой статьи 49 Конституции РФ, где говорится, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном Федеральным законом порядке и не установлена вступившим в законную силу приговором суда. Принцип независимости судей относится к числу наиболее важных конституционных принципов и регламентирует положение лиц, осуществляющих правосудие (ст. 20 Конституции РФ, [8]). Очевидно, что решения суда только тогда будут беспристрастными и справедливыми, когда судьи будут иметь реальную возможность принимать их самостоятельно, не опасаясь воздействия со стороны кого бы то ни было, вмешательства государства и иных лиц в осуществление правосудия. Значение принципа независимости судей заключается в том, что закон устанавливает такое положение судей в Российской Федерации, в том числе и судей, участвующих в уголовном судопроизводстве, при котором они независимы от кого бы то ни было, не подчинены иным государственным органам, не подотчетны им.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|