реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Принципы уголовного процесса

реферат
p align="left">во-вторых, такая норма права должна иметь именно уголовно-процессуальную природу.

в третьих, принципом уголовного процесса является только главное правило-требование на котором строится и которому отвечает весь порядок производства по уголовному делу, а не отдельные стадии, и тем более отдельные процессуальные действия.

С принятием нового УПК споры о систематизации принципов не утихли. Целый ряд законоположений главы посвященной принципам вызывает новые и новые споры и вызывает существенные критические замечания специалистов, которые, хотя и лишь отчасти, отражены при характеристике каждого принципа.

2. Значение принципов уголовного процесса для обеспечения прав подсудимых, обвиняемых и подследственных

Законность является одним из основных демократических принципов правового государства и выступает в качестве универсального правового принципа, заключающегося в точном и неуклонном соблюдении законов всеми участниками общественных отношений.

Общеправовой принцип законности закреплен в ст. 15 Конституции. Следует согласиться с характеристикой принципа законности как "принципа принципов".

В уголовном судопроизводстве принцип законности приобретает особое содержание (ст. 7 УПК РФ) [9], а также повторяется в ст. 75 УПК [9], где ей и место, потому что речь идет о норме доказательственного права, а не о принципе.

Законность применительно к уголовному судопроизводству означает требование осуществлять производство по делу в точном соответствии с законом, соблюдать все нормы материального и процессуального права, распространяющиеся на всех должностных лиц, ответственных за производство по делу, и всех других участников уголовного судопроизводства.

Содержание принципа законности в уголовном процессе складывается из двух взаимосвязанных положений.

1) Законность основана на юридических нормах и предполагает наличие законодательства, действующего на всей территории Российской Федерации, единообразно понимаемого и применяемого. Это означает следующее:

1. нормы Уголовно-процессуального кодекса не должны противоречить положениям Конституции РФ и общепризнанным нормам и принципам международного права, положениям международных договоров РФ;

2. уголовно-процессуальный закон должен иметь верховенство над другими правовыми актами (исключая перечисленные выше) и обладать по отношению к ним высшей юридической силой;

3. суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий Уголовно-процессуальному кодексу;

4. нормы уголовно-процессуального закона должны быть четкими, конкретными и ясными, исключающими их неоднозначное понимание и применение.

2) Требования уголовно-процессуального закона должны быть точно и безусловно реализуемы. В силу этого:

1. суд, установив в ходе производства по уголовному делу несоответствие закона или иного нормативного правового акта Уголовно-процессуальному кодексу, принимает решение в соответствии с последним;

2. требования Уголовно-процессуального кодекса обязательны для всех без исключения соответствующих государственных органов и должностных лиц, а также граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.

Нарушение норм Уголовно-процессуального кодекса судом, прокурором, следователем, органом; дознания или дознавателем в ходе уголовного судопроизводства влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств.

Недопустимость доказательств означает, что они не имеют юридической силы, не могут быть положены в основу обвинения, а также не могут использоваться для доказывания обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу ст. 73-75 [9].

Что касается части третьей статьи 7 УПК о признании доказательств недопустимыми, то эта норма дублируется в части первой ст. 75 УПК, где ей самое место, потому что речь идет о норме доказательственного права, а не о принципе.

Вывод: в целом данная статья УПК не порождает новых правоотношений, что на практике серьезно снижает ее практическую востребованность.

Принцип публичности уголовного судопроизводства заключается в том, что производство по yголовным делам в Российской Федерации осуществляется государственными органами и должностными лицами, а не является частным делом.

В соответствии с принципом публичности уголовное преследование по абсолютному большинству уголовных дел (дел публичного и частно-публичного обвинения) осуществляется от имени государства уполномоченными на то должностными лицами-прокурором, следователем и дознавателем.

Их обязанности заключаются в том, что прокурор, следователь и дознаватель в пределах своей компетенции должны принимать все предусмотренные законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.

Согласно принципу публичности суд осуществляет от имени государства правосудие по уголовным делам.

Публичность - принцип уголовного процесса, означающий, что производство по уголовному делу во всех случаях ведется органами государства независимо от усмотрения тех или иных лиц, чьи интересы затронуты, в целях раскрытия преступления, установления виновных и их справедливого наказания.

Публичный (от латинского термина publicus)-общественный (не частный), служащий общим интересам.

В гражданском процессе действует другой принцип-диспозитивность, т. е. право сторон по своему усмотрению определять начало и движение дела, свободно распоряжаться своими материальными и процессуальными правами.

Принцип публичности опирается на положения Конституции Российской Федерации, возлагающей на государство обязанность защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2) и гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46) [8].

Он непосредственно связан с принципом законности, так как во всех случаях преступного нарушения законов требует активной реакции органов государства.

С характеристикой уголовного процесса как публичного по своей природе связано принятое в юридическом обиходе и литературе деление уголовных дел на дела публичного, частного и частно-публичного обвинения.

К первой категории относится подавляющее большинство уголовных дел. Это дела о преступлениях, которые возбуждаются, расследуются и разрешаются независимо от воли потерпевших.

По УПК дела о ряде преступлений возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего и прекращаются в случае примирения его с обвиняемым.

Принцип публичности в новом уголовно-процессуальном законодательстве по сравнению с предыдущим претерпел определенные изменения.

Если раньше суд назывался в числе органов, обязанных в пределах своей компетенции возбуждать уголовные дела и раскрывать преступления, то теперь он исключен из числа органов, осуществляющих уголовное преследование.

Публичный характер уголовного судопроизводства заключается также в том, что прокурор в ряде случаев уполномочен осуществлять уголовное преследование по уголовным делам частного и частно-публичного обвинения, независимо от волеизъявления потерпевшего.

Эти случаи обусловлены определенными условиями, характеризующими состояние потерпевшего: совершение преступления в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами.

В данном случае осуществление уголовного преследования по делам частного и частно-публичного обвинения прокурором не противоречит задачам уголовного судопроизводства, его не следует рассматривать как проявление приоритета государственных интересов над частными в уголовном процессе.

Речь идет о защите прокурором охраняемых законом интересов потерпевшего, который, находясь в беспомощном состоянии или по иным причинам, не может самостоятельно реализовать свои права.

Прокурор в данном случае отстаивает от имени государства интересы лица, нуждающегося в дополнительной защите со стороны государства.

В соответствии с принципом публичности государственные органы, ответственные за производство по уголовному делу, наделяются широкими властными полномочиями по возбуждению, расследованию и разрешению уголовных дел.

Кроме того, закон устанавливает, что требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, а также решения суда обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Только государственные органы и должностные лица в уголовном судопроизводстве могут применять нормы права, процессуально-принудительные меры, принимать решения.

Принцип осуществления правосудия только судом (ст. 8 [9]) определяет роль и значение суда при разрешении уголовных дел по существу.

Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном УПК.

Подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено

Содержание комментируемой статьи имеет конституционную основу. Согласно статье 118 Конституции РФ, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, а согласно статье 47 Конституции РФ[8], никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде, к подсудности которого оно отнесено законом.

Правосудие по уголовным делам - осуществляемая судом в пределах его компетенции деятельность по рассмотрению и разрешению уголовных дел при точном и неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающего законность, обоснованность и справедливость судебных решений.

Только суд единственный из всех государственных органов -- может признать лицо виновным и вынести ему приговор от имени Российской Федерации, а лицо, признанное виновным, может быть подвергнуто наказанию не иначе как по приговору суда, вступившему в законную силу.

Принцип осуществления правосудия только судом распространяется не только на разбирательство дела в суде первой инстанции, он характеризует все судебные стадии уголовного процесса: апелляционное и кассационное производство, производство в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Он означает, что отмена или изменение судебных решений допускаются только соответствующим вышестоящим судом и только в порядке уголовного судопроизводства.

Исключительное право суда осуществлять правосудие обусловлено особой ролью и статусом судей как носителей судебной власти, обеспечивает их независимость и подчинение только закону, а также процессуальной процедурой осуществления правосудия, предусматривающей особые гарантии вынесения по делу законного и справедливого решения.

Суть принципа осуществления правосудия по уголовному делу только судом тесно связана с положениями презумпции невиновности, предусмотренными ч. 1 ст. 49 Конституции РФ [8], и заключается в том, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе, как по приговору суда и в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом.

Вина каждого совершившего преступление должна быть неопровержимо доказана в суде в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом, и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Суд, осуществляя правосудие, реализует полномочия в пределах своей компетенции, рассматривая и разрешая только те уголовные дела, которые отнесены к его подсудности.

Причем конституционное правило, согласно которому правосудие осуществляется только судом; воспроизводится не только в УПК, но и в законодательстве о судебной системе России, гражданском процессуальном и арбитражном процессуальном законодательстве.

Однако глубинный смысл во всех случаях одинаков: кроме суда, никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя функцию осуществления правосудия, сколь высокое положение в обществе и государстве они бы ни занимали.

Применительно к уголовному судопроизводству принцип осуществления правосудия только судом отражается также в части первой статьи 49 Конституции РФ, где говорится, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном Федеральным законом порядке и не установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Принцип независимости судей относится к числу наиболее важных конституционных принципов и регламентирует положение лиц, осуществляющих правосудие (ст. 20 Конституции РФ, [8]).

Очевидно, что решения суда только тогда будут беспристрастными и справедливыми, когда судьи будут иметь реальную возможность принимать их самостоятельно, не опасаясь воздействия со стороны кого бы то ни было, вмешательства государства и иных лиц в осуществление правосудия.

Значение принципа независимости судей заключается в том, что закон устанавливает такое положение судей в Российской Федерации, в том числе и судей, участвующих в уголовном судопроизводстве, при котором они независимы от кого бы то ни было, не подчинены иным государственным органам, не подотчетны им.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.