сли исходить из того, что законодатель должен стремиться к созданию справедливых уголовно-правовых норм, относя справедливость к принципам Уголовного кодекса и установив его внутреннюю связь с принципами равенства и гуманизма, то нельзя в теоретико-нормативном понимании принципа справедливости ограничиваться только констатацией предполагаемых параметров справедливости наказания и иных мер уголовно-правового характера. Определение справедливости как принципа Уголовного кодекса должно быть обращено и к законодателю, сферой же его воздействия должно стать все уголовное законодательство, а в его содержании должно быть зафиксировано соотношение принципа справедливости с двумя элементами его структуры: принципами равенства граждан перед законом и гуманизма.Принцип справедливости в уголовном праве, проявляющийся в процессе нормотворчества, не исчерпываются только тем, что на его основе устанавливается круг преступных деяний и происходит их "отмежевание" от не преступных, но и тем, что он задает вид, размер уголовно-правового воздействия, в том числе вид и размер санкции статьи.Проявление принципа справедливости в процессе нормотворчества проявляется и в том, что наряду с наказанием законодатель предусматривает и иные меры уголовно-правового воздействия, принудительные меры воспитательного воздействия: условное осуждение, принудительные меры воспитательного воздействия, принудительные меры медицинского характера, погашение и снятие судимости и т.п.В отношении представлений о справедливости правовые нормы выполняют две функции. Во-первых, они объединяют такие представления в правовую систему, в результате чего представления о справедливости приобретают характер всеобщей обязательности, опираются на силу и авторитет государства, а вместе с этим повышается нравственная ценность самой правовой системы. Во-вторых, правовые нормы способствуют широкому распространению соответствующих идей о справедливости среди населения государства. Идеи социальной справедливости детализируются при разработке отдельных законов, затем закрепляются в правовых нормах этих законов и таким образом внедряются во все области общественных отношений. В идеале весь массив законодательства должен быть проводником справедливости в общественные отношения.Существует несколько путей закрепления справедливости в юридической норме. Самый простой из них - ее непосредственная фиксация в правовом установлении. Например, часть 1 ст. 60 УК РФ, определяющей общие начала назначения наказания, устанавливает: "Лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, и с учетом положений Общей части настоящего Кодекса". Если в законодательном акте не упоминается слово "справедливость", это отнюдь не означает, что данному акту чуждо его значение. Все юридические нормы, могут быть оценены с позиции морали, а следовательно, и с позиции справедливости.Когда справедливость прямо не упоминается в нормативном правовом акте, она может закрепляться в нем в различных формах: в виде равенства между участниками общественных отношений; путем установления определенного соотношения между правами и обязанностями; посредством определения соответствующего характера целей и средств правовых норм; путем индивидуализации санкций. Как показатель справедливости равенство в правовой сфере выражается в равноправии. Принцип равноправия в полной мере реализован в норме ст. 19 Конституции РФ, которая гласит: "Все равны перед законом и судом".Концептуальная модель реализации принципа социальной справедливости в сфере уголовной политики в современной России включает в себя следующие положения:В сфере законотворческой деятельности необходимо создание совокупности условий, для повышения уровня социальной справедливости в российском уголовном законодательстве, включающих в себя восстановление социальной справедливости как цель уголовного наказания. Необходимым условием социальной эффективности является соответствие норм права содержанию регулируемых общественных отношений. Это соответствие проявляется на двух уровнях: как адекватное отражение соответствующей нормой права сути и содержания общественного отношения и как обусловленность норм права закономерностями функционирования и развития гражданского общества и правового государства.Идея восстановления социальной справедливости является целью наказания, которая могла бы обеспечить эффективную реализацию функций наказания в обществе. Юридически для этого необходимо приведение в соответствие санкций статей общественной опасности совершенных деяний, оценка которой должна осуществляться с позиций приоритета общеконституционных принципов прав и свобод человека и гражданина.Справедливость результатов применения наказания - это идеал, к которому должно соответствовать уголовное законодательство, должны стремиться должностные лица, его применяющие.В сфере правоприменения достижение социальной справедливости требует: а) на стадии применения норм уголовного права при определении ответственности и назначении наказания на первый план выступает их индивидуализация. Это означает, что для назначения справедливого наказания правоприменитель должен учитывать характер и степень общественной опасности преступления, личность лица, его совершившего, причины и условия, способствующие совершению преступления, отягчающие и смягчающие ответственность обстоятельства. Если указанные обстоятельства учтены не будут, то наказание не будет соответствовать принципу справедливости и приговор должен быть отменен;б) конкретизация и реализация общеправового принципа социальной справедливости как стержневого принципа Общей части Уголовного кодекса осуществляется через общие начала назначения наказания (принципы законности назначения наказания и применения иных мер уголовно-правового характера, гуманности, экономии уголовной репрессии в законодательных пределах, соответствия назначенного наказания характеру и степени общественной опасности совершенного преступления, индивидуализации назначения наказания).Только в случае назначения законного, обоснованного и справедливого наказания, когда учтены характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельства его совершения, личность виновного и интересы потерпевшего, могут быть достигнуты цели уголовного правосудия - восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, общая и специальная превенция. С учетом изложенного индивидуализацию наказания как основное средство обеспечения его социальной справедливости можно определить как основанную на принципах уголовного права специфическую деятельность суда по определению конкретному лицу конкретного вида и меры наказания в точном соответствии с общими началами назначения наказания.В уголовном праве нашли свое выражение два аспекта реализации принципа справедливости в общественной жизни - уравнивающий и распределяющий. Первый предполагает, что каждый случай совершения преступления не должен оставаться без уголовно-правового реагирования со стороны государства. Правовое положение лица, обладающего каким-либо специальным признаком (должностное лицо, военнослужащий), приравнивается к правовому положению других лиц с такими же признаками. Вместе с тем данная группа лиц отличается по своему уголовно-правовому статусу от другой группы, которой такие признаки не присущи. В этом и проявляется первый аспект справедливости. Второй - распределяющий - аспект наиболее выражен в случае, когда новый состав преступлений включается в Особенную часть Уголовного кодекса. Принцип справедливости реализуется, кроме того, в том, что никто не может нести дважды уголовную ответственность за одно и то же преступление (ч. 2 ст. 6 УК РФ). В соответствии с частью 1 ст. 12 УК РФ гражданин России не может быть наказан за преступление, совершенное за границей, если он уже был осужден и отбыл наказание в иностранном государстве. В данном случае имеет место воспроизведение в Уголовном кодексе конституционной нормы (ст. 50 Конституции РФ), гласящей: "Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление". Это придает рассматриваемому принципу конституционный характер.Выделение справедливости как требования, предъявляемого к приговору, имеет не только правовое, но и глубоко нравственное значение. В этом смысле принятые в приговоре решения должны соответствовать представлениям о справедливости, отвечать моральным и правовым воззрениям общества. Если приговор суда не обладает свойством справедливости, то многогранная и сложная деятельность правоохранительных органов по установлению истины превращается в неэффективную трату сил и энергии.Существенным показателем полноценности законов с позиции их справедливости во многом является строгая их согласованность с общепризнанными международными стандартами прав и свобод человека, с принципом приоритета и задачей надежной охраны названных ценностей.В связи с этим есть все основания, по которым справедливость следует рассматривать как критерий истинности, подлинной нравственности и правоохранительной сущности закона. Речь идет об адекватности правовой материи принципам приоритетности и гарантированности прав человека и о рассмотрении ее как критерия правомерности и социальной справедливости того или иного закона. Исходя из данного критерия, все принимаемые правовые акты, а также все действующее законодательство должны сообразовываться с правами человека, с принципом равноправия людей - одним из требований и компонентов идеи справедливости. Однако, к сожалению, на практике нередко принимаются акты, противоречащие указанному законотворческому началу. Так, в статье 21 Федерального закона "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусмотрено право депутата на отказ от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением им депутатских обязанностей. Несомненно, это противоречит принципу социальной справедливости, основным началам российского законодательства, согласно которым дать показания, к тому же правдивые, - обязанность любого гражданина России (независимо от занимаемого поста или должностного положения), которому известны обстоятельства, имеющие значение для дела (например, ст. 308 УК РФ).Норма статьи 21, в которой содержится указание на привилегию, расходится с общеправовыми принципами справедливости и равенства граждан перед законом и судом.Именно в предоставлении подобных (по существу незаконных) привилегий и кроется одна из основных причин распространенности в нашей стране таких негативных проявлений, как вседозволенность власть имущих; живучесть административно-командного стиля руководства; стремление облегчить себе условия жизни тех, кто занимает ответственное положение в обществе.Однако идея реализации принципа справедливости не может быть сведена лишь к установлению в правотворчестве и к соблюдению в правоприменении приоритетности и гарантированности прав и свобод человека. Она должна распространяться в том числе на юридические обязанности людей, поскольку осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей.2.2 Проблемы реализации общеправового принципа справедливости в уголовной политике современной РоссииПроблема http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Flaw.edu.ru%2Fbook%2Fbook.asp%3FbookID%3D1317430&text=%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B%20%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%20%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8&l10n=ru&sign=1baa78197756ff382828d6c88f4df896&keyno=0 - YANDEX_51реализацииhttp://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Flaw.edu.ru%2Fbook%2Fbook.asp%3FbookID%3D1317430&text=%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B%20%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%20%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8&l10n=ru&sign=1baa78197756ff382828d6c88f4df896&keyno=0 - YANDEX_53 http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Flaw.edu.ru%2Fbook%2Fbook.asp%3FbookID%3D1317430&text=%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B%20%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%20%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8&l10n=ru&sign=1baa78197756ff382828d6c88f4df896&keyno=0 - YANDEX_52принципаhttp://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Flaw.edu.ru%2Fbook%2Fbook.asp%3FbookID%3D1317430&text=%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B%20%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%20%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8&l10n=ru&sign=1baa78197756ff382828d6c88f4df896&keyno=0 - YANDEX_54 http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Flaw.edu.ru%2Fbook%2Fbook.asp%3FbookID%3D1317430&text=%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B%20%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%20%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8&l10n=ru&sign=1baa78197756ff382828d6c88f4df896&keyno=0 - YANDEX_53справедливостиhttp://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Flaw.edu.ru%2Fbook%2Fbook.asp%3FbookID%3D1317430&text=%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B%20%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%20%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8&l10n=ru&sign=1baa78197756ff382828d6c88f4df896&keyno=0 - YANDEX_55 преимущественно разрабатывалась в контексте справедливого назначения наказания (Мамедов А.А) и построения уголовно-правовых санкций (Бунин О.Ю., Велиев С.А., Дядькин Д.С., Козлов А.П., Мицкевич А.Ф., Непомнящая Т.В.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|