реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Принципы осуществления правосудия

реферат
p align="left">2.3. Органы судейского сообщества России

Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:

· Всероссийский съезд судей;

· конференции судей субъектов Российской Федерации;

· Совет судей Российской Федерации;

· советы судей субъектов Российской Федерации;

· общие собрания судей судов;

· Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;

· квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации»11 ФЗ от 14.03.2002г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (ред. от 05.04.2005, с изм. от 02.02.2006)..

Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами), положениями. К таковым относятся следующие основные правовые акты:

Постановление Совета судей РФ от 19 октября 1994 г. "Об образовании комиссии Совета по вопросам финансирования судов (финансовая комиссия)";

Постановление Совета судей РФ от 20 октября 1995г. "О созыве 4 Всероссийского съезда судей";

Постановление Совета судей РФ от 20 октября 1995г. "Об актуальных проблемах функционирования судебной системы РФ и прогнозе её развития";

Указ Президента РФ "О мерах по реализации концепции судебной реформы в Российской Федерации" (в ред. от 14 октября 1997г. № 1115);

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 1996г. № 7 "Об утверждении регламента арбитражных судов" (в ред. от 30 декабря 2002г. № 12);

Регламент арбитражных судов Российской Федерации;

Приказ Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от 31 мая 1999г. № 54 "Об объявлении положения об экзаменационных комиссиях по приему экзамена на должность судьи суда общей юрисдикции";

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 февраля 2002г. № 61 "Об утверждении формы документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи";

Положение о квалификационных коллегиях судей, утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ от 15 июля 2002г.;

Регламент Высшей квалификационной коллегии судей РФ, принят на V Всероссийском съезде судей 29 ноября 2000г.;

Положение о квалификационной аттестации судей (в ред. от 14 марта 2002г. № 30-ФЗ), утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 13 мая 1993г. № 4960-1;

Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов (зарег. в Минюсте РФ 4 февраля 1997г. № 1250);

Кодекс чести судьи РФ, утв. Постановлением Совета судей РФ от 21 октября 1993г.

Основными задачами органов судейского сообщества являются:

1) содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

2) защита прав и законных интересов судей;

3) участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

4) утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

Рассмотрим первую задачу - содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства.

В Российской Федерации суды подразделяются на два вида - суды федеральные и суды субъектов РФ. Статья 4 ФКЗ от 31 декабря 1996г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" определяет перечень федеральных судов общей юрисдикции. Это Верховный Суд РФ, ВС республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), суды автономной области и автономных округов, районные суды.

Особую ветвь в подсистеме судов общей юрисдикции занимают военные суды: гарнизонов, соединений, флотилий, армий, военных округов, флотов, видов и групп войск, а также Военной коллегии, как подразделения Верховного Суда РФ.

Второй блок - арбитражные суды: федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов РФ (арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов).

Конституционный Суд РФ занимает обособленное положение среди федеральных судов.

Согласно ч. 1 ст. 27 Закона о судебной системе РФ (с последующими изменениями и дополнениями) в субъектах Федерации могут создаваться конституционные (уставные) суды для рассмотрения вопросов о соответствии законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Указанные суды не образуют стройную судебную систему (подсистему), ибо конституционные (уставные) суды не имеют взаимосвязанных и взаимоподчиненных структур и функционируют автономно друг от друга.

Судопроизводство в буквальном значении - производство в суде. Очевидно, не случайно законодатель в п. 2 ст. 118 Конституции РФ указывает: "Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства". "Судопроизводство - также совокупность процессуальных (процедурных) норм, определяющих порядок деятельности при отправлении правосудия, право участников процесса, гарантии их прав, общие положения (принципы) построения данной отрасли права"

Совершенствование судебной системы и судопроизводства. Прежде всего, к совершенствованию указанных систем мы отнесём факт распространения и публикаций Советом судей РФ и ВКК судей РФ разъяснений по вопросам применения материальных и процессуальных правовых норм, а также постановлений Совета судей РФ.

Так, в 2002г. вышел в свет первый номер "Вестника Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации". В нем председатель ВКК судей РФ В. Кузнецов отметил: "Еще недавно мы вели лишь разговоры о том, что наша работа не находит адекватного отражения в общественном сознании и средствах массовой информации, что судебная власть является единственной ветвью государственной власти, не имеющей собственной системы информационного обеспечения. Сегодня от слов мы перешли к делу. Система информационного обеспечения судебной власти начинает формироваться. И "Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации" является одним из первых и надежных звеньев этой системы".

Представляя "Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации", следует выразить слова благодарности Российско-Американскому судейскому партнерству и его руководителю судье Бетти Барто за участие в подготовке нашего информационного издания и финансовую поддержку. Издание "Вестника Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации" является реальным вкладом американских коллег в укрепление судебной власти в нашей стране.

В первом номере "Вестника" даны сведения о членах Высшей квалификационной коллегии судей РФ, помещен обзор результатов деятельности ВКК судей РФ и квалификационных коллегий судей общих, арбитражных и военных судов за 2001г., представлены решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ о прекращении полномочий судей по подп. 9 п. 1 ст. 14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" за совершение поступков, позорящих честь и достоинство судьи или умаляющих авторитет судебной власти.

К совершенствованию работы органов судейского сообщества следует также отнести аналитическую работу Совета судей РФ и совета судей различных уровней, а также ВКК и квалификационных коллегий нижестоящих судебных звеньев по выявлению нарушений отдельными судьями РФ сроков рассмотрения различных категорий дел. Целесообразно указать и на публикацию ВКК судей РФ (например, 17 - 21 марта 2003г.) разъяснений и рекомендаций в форме "вопрос - ответ".

О второй задаче органов судейского сообщества - защите прав и законных интересов судей.

Это защита чести, достоинства и деловой репутации как судей, так и конкретного суда. В этом плане заслуживает внимания Постановление Совета судей РФ от 26 декабря 2002г. № 79 "О практике работы по разрешению конфликтных ситуаций между судебными органами и средствами массовой информации, связанных с защитой чести и достоинства судей", которым утверждены Рекомендации Совета судей Российской Федерации по разрешению конфликтных ситуаций между судебными органами и средствами массовой информации, связанных с защитой чести и достоинства судей.

О третьей задаче органов судейского сообщества - об их участии в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении.

Организационное участие предполагает участие всех органов судейского сообщества РФ в их деятельности.

Кроме того, Совет судей РФ, ВКК (включая советы и квалификационные коллегии нижестоящих уровней) направляют деятельность судебной системы страны, дают рекомендации, разъяснения и издают различные постановления и приказы, направленные на качественное улучшение организационной деятельности всех звеньев судебной системы РФ.

О четвертой задаче органов судейского сообщества - об утверждении авторитета судебной власти, обеспечении выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

Авторитет судебной власти базируется на конституционном правоустановлении (ст. 121 Конституции РФ) о несменяемости судей и о том, что полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Судья, вступая в свою должность, принимает присягу. Общие требования, предъявляемые к судье, правила осуществления профессиональной деятельности судьи, внеслужебная деятельность судьи и морально-этические требования, которыми должен руководствоваться судья, изложены в Кодексе чести судьи Российской Федерации, утвержденном Постановлением Совета судей РФ от 21 октября 1993г.

Схема органов судейского сообщества:

Всероссийский съезд судей - высший

орган судейского сообщества

формирует:

Совет судей РФ Высшую

квалификационную

коллегию судей РФ

Схема органов судейского сообщества на примере

конкретной области, в частности, Вологодской области:

Конференция судей Вологодской

области - высший орган судейского

сообществаформирует:

Совет судей квалификационную

Вологодской области коллегию судей

Вологодской области

3. Заключение

Итак, мы рассмотрели понятие и признаки судебной власти; принципы осуществления правосудия; органы судейского сообщества России.

Судебная власть - это инструмент, посредством ко-торого право воздействует на общественные отношения. Инстру-мент не единственный, но главнейший в конфликтных случаях.

Потребность в суде как социальном институте защиты, способном разрешить социальный конфликт, возникла в обществе из потребности восстановить нарушенную справедливость. Граждане обращаются в суд в надежде получить государственную защиту. С другой стороны, суд, являясь государственным учреждением, представляет интересы государства. Может ли суд быть в связи с этим не заинтересованной стороной в споре между государством и гражданином? В уголовном процессе, где индивид, обвиняемый в совершении преступления, всегда противостоит обществу и государству в целом, таким образом, оказывается лицом к лицу с государственной машиной.

Из всех властей судебная власть - самая слабая, так как она не опирается на волеизъявление избирателей, как законодательная власть, и не располагает силовыми структурами для принуждения, как власть исполнительная. Но сила судебной власти в уважении цивилизованного общества к праву и к суду как его профессиональному толкователю и справедливому применителю.

Не случайно в западных странах юристы не сразу могут взять в толк, о чем идет речь, когда мы спрашиваем их о последствиях неисполнения судебных решений. Они не могут себе представить, как это возможно - не исполнить решение суда.

Дальнейшее совершенствование и проведение реформы судебной власти послужит развитием и создаст условия реализации естественных неотчуждаемых прав и свобод человека. Естественные права являются требованием отражения к условиям существования человека в обществе.

Список используемой литературы:

· Конституция РФ 1993г.

· ФЗ от 14.03.2002г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (ред. от 05.04.2005, с изм. от 02.02.2006).

· Лебедев В. М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. СПб.,2001, с. 384.

· Качалов В. И. Правоохранительные органы: Курс лекций / Под ред. В. И.Качалова и О. В Качаловой. М., 2005, с. 320.

· Правоохранительные органы: Учебник / Под ред. Н. А. Петуховой и Г. Н. Загорского. М., 2003, с. 504.

· Чарыев М. Р. Судебная власть в системе обеспечения государственной безопасности // Российский судья, 2006, № 3.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.