Применение права
16 Московская Академия Предпринимательствапри Правительстве г. МосквыБлаговещенский филиалКУРСОВАЯ РАБОТАна тему: Применение правапо Теории государства и праваБлаговещенск 2009СодержаниеВведение1. Правоприменительные отношения как особая разновидность правовых отношений 1.1 Понятие правоприменительных отношений 1.2 Субъектный состав и юридическое содержание правоприменительных отношений 1.3 Юридическая природа правоприменительных отношений 2. Правоприменительная деятельность 2.1 Формы и принципы реализации правовых норм 2.2 Стадии правоприменительной деятельности 3. Акты применения права 3.1 Понятие и виды актов применения права 3.2 Соотношение нормативного акта и акта применения права 4 Аналогия 5 Толкование ЗаключениеСписок использованных источниковВведениеЭффективность правовой политики государства невозможно обеспечить лишь путем установления на нормативном уровне необходимых юридических средств и механизмов. Процесс трансформации целей правового регулирования в конкретные результаты завершается на этапе реализации юридических предписаний, в ходе активной, целенаправленной деятельности субъектов правоотношений. Поэтому для повышения общей эффективности права требуется четкая организация процесса воплощения юридических моделей в жизнь, оптимизация правоприменительного механизма. В условиях глубоких преобразований, происходящих сегодня в российском обществе, проблема оптимального практического использования юридических средств становится особенно актуальной, поскольку переходные периоды развития государственно - правовой сферы всегда сопровождаются кризисом правового регулирования, нарушением соответствия между законодательно провозглашенными положениями и их действием, между юридическим и фактическим содержанием права. В связи с этим назрела необходимость интенсификации исследований процесса применения права, разработки целостной научной концепции правоприменительного механизма, которая, прежде всего, должна быть сориентирована на выявление факторов повышения эффективности юридической практики, а также условий, препятствующих успешному завершению процесса правового регулирования. Данная работа посвящена определению сущности и содержания правоприменительной деятельности, ее основных форм, принципов, направлений и результатов. 1. Правоприменительные отношения как особая разновидность правовых отношений 1.1 Понятие правоприменительных отношений Как правовая деятельность, применение права осуществляется в рамках особой разновидности правовых отношений - правоприменительных. В настоящее время отсутствуют специальные исследования по проблеме правоприменительных отношений, в которых они анализировались бы с полнотой, соответствующей их значению в правовом регулировании. Между тем правоприменительные отношения представляют собой особую функциональную разновидность, качественно отличную от иных правоотношений по роли и месту в правовом регулировании, по предметному содержанию и юридической природе, по их субъектному составу и служебному назначению в системе правовых форм деятельности государства. Для выявления правоприменительных отношений и определения их места в системе юридических связей недостаточно ограничиться делением правовых отношений по их служебной роли в правовом механизме на правотворческие, правоприменительные и правореализационные. Наличие указанных видов правоотношений обуславливается наличием таких сугубо объективных факторов, как правовые формы деятельности государства. Специфика нормативной основы также должна рассматриваться в качестве критерия обособления правоприменительных отношений и соответствующей им деятельности в самостоятельные виды. Из всей массы правовых норм теоретически можно выделить нормы, функционально предназначенные регламентировать только правоприменительную деятельность. Их условно можно именовать правоприменительными нормами. Они закрепляют круг субъектов, права и обязанности участников правоприменительных отношений, специфику правоприменительных актов и т.д.… К числу этих норм могут относиться целые отрасли, например, уголовное, уголовно - процессуальное, гражданское процессуальное право, отдельные институты конституционного права (например, институт гражданства), нормы которых могут быть реализованы только в форме правоприменения, в рамках правоприменительного процесса. То же самое можно сказать и об отдельных нормах материального и процедурного характера внутри отраслей права. Правоприменительные отношения необходимо отличать от иных правоотношений и по такому дополнительному критерию, как их функциональное назначение. Эти отношения призваны опосредовать только специфическую правоприменительную деятельность государства. Их функциональный характер проявляется, в частности, в том, что они носят надотраслевой характер, а их конструкция является родовой для разнообразных правовых связей. Обязательной стороной этих связей выступают компетентные органы и лица, уполномоченные разрешать вопросы юридического характера. Они опосредуют связи охранительного типа, возникающие в процессе привлечения к юридической ответственности и наложения мер взыскания на правонарушителей, для защиты нарушенных или оспариваемых прав граждан, охватывают отношения позитивно - правового регулятивного типа, складывающиеся по поводу решения конкретных вопросов экономической деятельности, а также реализации прав и свобод граждан и т. д. Отмечая их общие особенности по сравнению с другими правоотношениями, следует учитывать, что, в конечном счете, они - разновидность управленческих отношений, имеют управленческую природу, обладают организационной сутью. Правоприменительные отношения - специфические связи между управляющими (правоприменительными органами) и управляемыми (непосредственными носителями прав и обязанностей) субъектами. Этот момент природы анализируемых отношений получил освещение в работах И. Я. Дюрягина, где он подчеркивает, что «правоприменительные отношения служат универсальной формой конкретных правоотношений по управлению со стороны государства деятельностью персонально определенных лиц» Дюрягин И. Я. Право и управление. М., 1981.. Еще одна особенность правоприменительных отношений состоит в том, что они принадлежат к разряду властеотношений, представляют собой те связи, через которые и при помощи которых проводится государственная воля управляющих субъектов по отношению к управляемым в целях разрешения конкретных правовых ситуаций. Без властного характера отношений по применению права, без вынесения правоприменительного акта по одностороннему волеизъявлению компетентного органа, одинаково невозможна как организация осуществления конкретных материально-правовых отношений, реализация права, так и в целом управление в обществе. Правоприменительные отношения возникают, изменяются и прекращаются в связи с наступлением определенных юридических фактов. Они, как правило, не единичны, а представляют собой фактический, точнее юридический состав. Этот состав отличается двойственностью своей правовой природы: он включает процедурные действия тех лиц, которые могут быть участниками данных отношений (предъявление иска в суд, обращение с жалобой или заявлением в соответствующее учреждение и пр.). Среди перечисленных и им подобных исходных фактов решающее значение имеют властно - публичные действия, процессуальные акты правоприменительных органов. Фактами материально-правового характера, порождающими правоприменительные отношения, служат обстоятельства, влекущие возникновение материально - правового отношения, которое и должно быть реализовано в правоприменительном процессе. Конкретизируемое в ходе правоприменительной деятельности материально - правовое отношение (его модель) остается вместе с тем неизменным, постоянным фактом, с которым связано дальнейшее движение отношений по применению права. Оно выступает в качестве определяющего и генерирующего обстоятельства для различных процессуальных фактов, в сочетании с которыми дает импульс последующему развитию правоприменительного отношения. Итоговый процессуальный акт - вынесение решения, завершающее цепь процедурных юридических фактов. Этим правоприменительные отношения прекращаются. 1.2 Субъектный состав и юридическое содержание правоприменительных отношений Правоприменительные отношения характеризуются определенной спецификой субъектного состава. Эта специфика заключается в том, что их можно довольно четко разграничить на две группы: 2) участники этих отношений, непосредственно заинтересованные в исходе дела; 3) лица, облеченные полномочиями на разрешение дел, но не имеющие личного интереса в споре или ином конкретном юридическом вопросе. Круг последних предопределен государственно - властным, односторонним характером применения права. Ими могут быть только государственные органы и должностные лица, а также органы местного самоуправления, к компетенции которых отнесено право на урегулирование индивидуально - конкретных ситуаций. Только эти участники правоприменительных отношений являются субъектами правоприменительной деятельности. Их иногда называют лидирующими субъектами в процессуальных отношениях, в правоприменительном процессе. Когда речь идет о длящихся правоприменительных отношениях (как правило, юрисдикционного характера) и в разбирательстве конкретного дела участвуют несколько властных субъектов, то среди них можно выделить решающего субъекта, который непосредственно и окончательно применяет норму права и разрешает дело, и других лиц, проводящих подготовительную работу по расследованию дела, его оформлению, предварительную квалификацию деяния, которая затем уточняется в ходе окончательного разрешения правовой ситуации. Правоприменительные отношения характеризуются своеобразием их содержания, в котором можно выделить права и обязанности сторон отношения (юридическое содержание) и реальные действия, поведение их участников (материальное или фактическое содержание). Юридическое содержание правоприменительных отношений образуют следующие корреспондирующие друг другу права и обязанности их субъектов: право компетентного органа разрешить дело и обязанность заинтересованных в деле лиц выполнить принятое решение. В свою очередь, правоприменитель обязан разрешить дело в соответствии с законом и с учетом обстоятельств ситуации, а другая сторона вправе потребовать от него таких действий. Эти определяющие права и обязанности субъектов отношений сопровождаются конкретными правомочиями, объем, и степень детализированности которых зависит от сложности характера и формы правоотношения. Фактическое содержание правоприменительных отношений составляют деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по изучению обстоятельств дела, его юридической квалификации и вынесению акта применения права, а также действия заинтересованных в деле лиц в связи с его рассмотрением и принятием решения. Цельное представление о составе правоприменительных отношений невозможно без рассмотрения объекта этих отношений. Объект правоотношений - это то, по поводу чего складываются отношения, на что направлены действия их участников. Трактовка объекта правоприменительных отношений существенно разнится с тем пониманием объекта правовых связей, которое принято в юриспруденции. Исходя из общеуправленческих и специально - юридических задач, стоящих перед применением права, можно определить объект правоприменительных связей через поведение адресатов правоприменительного акта, действия непосредственных носителей прав и обязанностей, для осуществления которых потребовалось вмешательство компетентных органов. 1.3 Юридическая природа правоприменительных отношений Повышенный интерес теоретиков права вызывает юридическая природа правоприменительных правоотношений. Обычно правоприменительные отношения приравнивают к процессуальным отношениям. По мнению же И. А. Галаган и А. В. Василенко, правоприменительные отношения по своей юридической природе двойственны Галаган И. А., Василенко А. В. К проблемам теории правоприменительных отношений// Государство и право.-1998.- С. 12-19.. Они включают в себя процедурно - процессуальные отношения как сторону, но не сводятся только к ним. Другая их грань сопряжена с содержательной, материально - правовой сутью юридического регулирования. Двойственность природы правоприменительных отношений обуславливается, в конечном счете, неоднородностью нормативной основы самого правоприменения. Материально - правовые нормы определяют содержание правоприменительной деятельности индивидуально - правового регулирования общественных отношений. Их общее назначение - регламентировать основы правомерности, определять правовые параметры такой деятельности по достижению социально - значимых результатов и целей правового регулирования. Блок норм, составляющих материально - правовую основу правоприменения, не монолитен, а многослоен. Это не только нормы, определяющие характер и существо рассматриваемых дел (нормы, подлежащие применению), но и нормы, наделяющие государственные органы и должностных лиц правом разрешить по существу юридическое дело (компетентные нормы). К материально - правовым относятся и нормы, определяющие характер разрешения дела по существу и принимаемого решения, результаты воздействия на конкретное отношение в итоге разбирательства.
Страницы: 1, 2
|