p align="left">Конечная цель профилактической работы УУМ состоит не в том, чтобы любой ценой не допустить совершения профилактируемым лицом правонарушения, а в том, чтобы лицо сознательно стремилось вести нормальный образ жизни. Подразделение по делам несовершеннолетних. Правонарушения несовершеннолетних относятся к числу проблем, вызывающих особую озабоченность общества и государства. Несовершеннолетними совершается большое количество административных правонарушений. Ежегодно в сферу профилактического воздействия правоохранительных органов попадает огромное число подростков - правонарушителей и родителей, отрицательно влияющих на воспитание и поведение детей. Принятия Закона РФ от 24 июня 1999 г. № 120 - ФЗ «Об основах профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» создает предпосылки для решительного отказа от ставшего традиционным представления, будто безнадзорность несовершеннолетних - проблема исключительно милицейская. Однако на практике в силу ряда причин - объективных и субъективных - дело обстоит намного сложнее. Можно утверждать, что, несмотря на попытки реформирования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основная тяжесть работы по-прежнему лежит на милиции. Подразделение по делам несовершеннолетних в своей работе регламентируются Приказом МВД РФ от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел»11 См.: Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел: Приказе МВД РФ от 26 мая 2000 г. № 569// СПС Консультант Плюс. (далее - Приказ МВД РФ № 569). В разделе V Приказа МВД РФ № 569, указано, что должностные лица ПДН в целях предупреждения правонарушений несовершеннолетних, своевременного выявления и устранения причин и условий, способствовавших их совершению. Ведут журнал учета профилактических мероприятий, в которых отражают деятельность ПДН по выполнению требований, содержащихся в Приказе МВД РФ № 569, проведения профилактических рейдов и операций, других профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, не состоящих на учете в ПДН. Должностные лица ПДН с целью профилактики ставят несовершеннолетних правонарушителей на профилактический учет и осуществляют за ними контроль. На основании изложенного можно сделать вывод, что государственная система профилактики безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних переживает в настоящий момент трудный период своего реформирования. Одним из результатов производимых преобразованием является некоторое сужение нынешних милицейских функций, часть которых отойдет к другим государственным и не государственным структурам. Однако, милиция и впредь останется в числе основных субъектов непосредственной реализации правовых мер предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Патрульно-постовая служба милиции общественной безопасности РФ. (далее - ППСМ) В настоящее время сотрудники ППСМ в своей работе регламентируется «Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности РФ», утвержденный приказом МВД РФ от 18 января 1993 г. № 17. Главными задачами ППСМ являются: обеспечение личной безопасности граждан; охрана общественного порядка и общественной безопасности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений11 См.: Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности РФ: ( утвержден приказ МВД РФ от 18 января 1993 г. № 17).. Для предотвращения и пресечения административного правонарушения, в том числе и мелкого хулиганства, как сотрудники ППСМ, так и другие сотрудники милиции, в соответствии с разделом 4 Закона о милиции и ст. 164 Устава ППСМ, «…имеют право применить физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения административных правонарушений, задержание лиц их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнение возложенных на милицию обязанностей22 См.: Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности РФ: ( утвержден приказ МВД РФ от 18 января 1993 г. № 17). ». Таким образом, тактика предупреждения и пресечения мелкого хулиганства определяется спецификой юридической природы данного правонарушения и конкретными условиями его совершения. Как правило, оно совершается в условиях очевидности, отсюда следует, что сотруднику милиции необходимо создать среди граждан обстановку полной их защищенности, что составило бы положительный социальный фон его действий по предупреждению и пресечению правонарушений. §2.Возбуждение милицией дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.1 КоАП РФ Статья 28.1 КоАП РФ регламентирует возбуждение дела об административном правонарушении - это первая стадия производства по делам об административных правонарушениях. Перечень поводов к возбуждению дел об административном производстве ограничен в ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ. В ч. 7 ст. 141 УПК РФ сказано: «Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела». Аналогичного правила КоАП РФ не содержит, однако само это правило действует по аналогии. В соответствии с ч. 2, 3 ст. 28.1 КоАП РФ уполномоченные должностные лица обяза-ны рассматривать поступившие материалы, сообщения, заявления при нали-чии одного из названных выше поводов и достаточных данных, позволяющих сделать вывод о вероятности события административного правонарушения. В КоАП РСФСР не было нормы, которая определяла бы момент воз-буждения дела об административном правонарушении. Часть 4 ст. 28.1 лик-видировала этот пробел. Теперь дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого официального до-кумента, указанных в ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ. Закон четко устанавливает, что составление этого документа ли-цом, уполномоченным осуществлять производство по делам об администра-тивных правонарушениях, признается особым юридическим фактом -- воз-буждением такого дела11 См.: Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/под ред. Ю.М. Козлова - М.: Юрист, 2002 - С.1075.. Это, в первую очередь, составление первого протокола о применении к лицу мер обеспечения производства по делу, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ11 Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/Под общ. Ред. Проф. Э.Н. Ренова - М.: Издательство НОРМА, 2002 - С.926.. В этой статье закреплены меры обеспечения производства, о применении которых должен быть составлен протокол, но применительно к мелкому хулиганству, следующие меры: · доставление; · административное задержание; · личный досмотр, досмотр вещей, документов, находящихся при фи-зическом лице; · изъятие вещей и документов; · медицинское освидетельствование на состояние опьянения; Дата составления протокола признается датой возбуждения дела, если он является первым процессуальным документом данного дела. Кроме того, дело о совершении мелкого хулиганства, считается возбужденным -- если ранее по нему не со-ставлялись иные процессуальные документы -- с даты: · составления протокола о совершении административного правонарушения; · вынесения прокурором постановления о возбуждении дела. Таким образом, датой возбуждения дела об административном правона-рушении - мелкого хулиганства - признается день, когда впервые по делу было совершено одно из следующих процессуальных действий: 1. вынесено специальное постановление, определение о возбуждении дела; 2. составлен протокол о применении меры обеспечения производства или о совершении административного правонарушения. Протокол об административном правонарушении является важнейшим процессуальным документом, без которого, дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено, а значит, не может быть вынесено постановление (определение) по делу11 См.: Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/Под общ. Ред. Проф. Э.Н. Ренова - М.: Издательство НОРМА, 2002 - С.875.. Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ - в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об адми-нистративном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жи-тельства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, ста-тья КоАП РФ, предус-матривающая административную ответственность за данное административ-ное правонарушение, объяснение физического лица или законного представи-теля юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела22 См.: Комментарий к КоАП РФ/Под ред. Ю.М. Козлова.-М.,2002.-843; КоАП РФ/Ред.колл. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищева, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимов.-М., 2002. - С. 837. . Но при осмотре и анализе протоколов об административном правонарушении, выявлены такие недостатки, как: 1. У лица, привлекаемого к административной ответственности, отбирается объяснение, которое наряду с иными фактическими данными является доказательством по делу, отбираются неполные объяснения - состоящие из нескольких слов, не отражающие отношение правонарушителя к совершенному деянию. (Например: «Для связки слов», «Поругался с женой (соседкой)», «От дачи объяснения отказался»). 2. Так же, в протоколах не излагаются обстоятельства, при которых совершены правонарушения, не выясняются обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность правонарушителя. 3. Не всегда указывается часть ст.20.1 КоАП РФ, по которой правонарушитель привлекается к административной ответственности. Протоколы об административном правонарушении, предусмотренным ст. 20.1 КоАП РФ, на данный момент могут составляться всеми должностными лицами ОВД (милицией). Часть 1 ст. 28.5 КоАП РФ содержит общее правило составления протоколов об административных правонарушени-ях: протокол дол-жен составляться немедленно после того, как выявлен факт совершения ад-министративного деликта. Но ч. 2 ст. 28.5 содержит исключение, это в тех случаях, когда требуется дополнитель-но выяснить обстоятельства дела, данные о субъекте, привлекаемом к адми-нистративной ответственности, протокол об административном правонару-шении должен быть составлен в течение 2 суток с момента выявления ад-министративного деликта. Сроки составления протоколов об административных правонарушени-ях, закрепленные ст. 28.5, являются не давностными, а процессуальными. Это означает, что сам факт нарушения такого срока не прекращает производство по делу. В ходе осуществления милицией стадии возбуждения дела об административном правонарушении к лицу, совершившему мелкое хулиганство, в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ применяются различные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях11 См.: Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Официальный текст.- М.: Издательство НОРМА, 2004. - С. 217. . Согласно ст. 27.2 КоАП РФ, доставление - это принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составления протокола является обязательным.11 Хамаев Н.Ю. Новый КоАП РФ. Новое в законодательстве//Гражданин и право.-2002.-№10. После доставления правонарушителя в ОВД сотрудник милиции составляет протокол о доставлении, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании, где указывают мотивы доставления или административного задержания. Административное задержание - это кратковременное ограничение свободы физического лица, осуществляемое должностными лицами органов внутренних дел. Срок административного задержания не должен превышать трех часов и исчисляется с момента доставления в ОВД, а лиц, которые находящихся в состоянии алкогольного опьянения, с момента их вытрезвления (ст. 27.5 КоАП РФ)22 Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/Под общ. ред. Проф. Э.Н. Ренова - М.: Издательство НОРМА, 2002 - С.825.. Кроме этого, на данной стадии необходимо выяснить: наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, и зафиксировать все обстоятельства происшедшего. С этой целью сотрудники милиции, выявившие административное правонарушение, должны опросить в устной форме либо письменной, потерпевшего, свидетелей, правонарушителя, затем приобщить к материалам дела в виде объяснения на отдельном листе или мотивированного рапорта. На практике чаще бывает, что сотрудники милиции, выехавшие на место происшествия, отбирают заявление от потерпевшего, написанное в свободной форме (где потерпевший иногда указывает данные свидетелей правонарушения). После чего, правонарушителя доставляют в ОВД для установления личности и составления протокола об административном правонарушении, при этом сотрудники милиции пишут рапорт, в котором указывают, те обстоятельства, которые они выяснили на месте происшествия, но мотивированные рапорта бывают редко. Так, например: (дословно) «01.11.2004 года в 11 часов 20 мину гр. В. по ул. Курчатова, 15 выражался грубой нецензурной бранью в общественном месте, назойливо приставал к гражданам, чем оскорблял человеческое достоинство и общественную нравственность». Так же, в рапорте указаны данные свидетеля.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|