p align="left">Таблица 1.1. Два подхода антикризисного управления |
Характеристики | «Узкий» подход | «Широкий подход» | | Объект | Предприятия-банкроты | Любые предприятия | | Цель | Реабилитация предприятий-банкротов, ликвидация хронически неэффективных предприятий | Предотвращение кризиса | | Методы | Реабилитационные и ликвидационные процедуры арбитражного процесса | Методы менеджмента, способствующие улучшению финансового и экономического положения предприятия | | Субъект | Арбитражные управляющие | Менеджмент и персонал предприятия, арбитражные управляющие | | Временной интервал | Арбитражный процесс | Нет временных ограничений, континуум | | |
Источник: [18,с.48] Так называемый «узкий» подход предопределяет неэффективность антикризисного управления: она вводится на фактически обанкротившемся предприятии, когда уже поздно предпринимать меры по выходу предприятия из кризиса и требуется «оживление» или ликвидация. Недостаток «широкого» подхода, заключается в том, что антикризисное управление фактически отождествляется с обыкновенным менеджментом, что ведет к размыванию понятия антикризисное управление. Любой менеджмент направлен на улучшение финансового состояния предприятия и недопущение возникновения кризисов. Но все же существуют некоторые отличия обычного менеджмента от антикризисного управления. Представим их в таблице 1.2. [18,с.49]. |
Таблица 1.2 | | Отличия обычного менеджмента от антикризисного управления | | Общий менеджмент | Антикризисное управление | | Долгосрочное развитие | Приоритет сиюминутной выгодой в ущерб будущему | | Краткосрочные цели подчинены общей стратегии | Нет стратегических целей, только краткосрочное планирование | | Максимизация прибыли и минимизации убытков | Аккумулирование денежных средств для недопущения банкротства, жертвуют малым во имя большего | | Рациональное использование ресурсов, эффективность, качество | Жесткая экономия | | Меры наступательного характера в стратегических и тактических планах | Меры защитного характера, являющиеся частью антикризисной программы (сокращение НЯ, производства) | | Инвестирование в перспективные проекты | Заморозка инвестиционных проектов, закрытие производств, не приносящих прибыл в данный момент | | Активная социальная политика в отношении персонала | Только обязательные текущие выплаты | | |
Источник: [18,с.49] По мнению Сытник Л.С. [18, с.51], процесс антикризисного управления можно разделит на пять этапов: 1. Подготовительный 2. Диагностический 3. Планово-расчетный 4. Реабилитационный 5. Аналитический На первом этапе руководитель должен предпринять следующие действия: (1) обратиться в консалтинговую службу, специализирующуюся на антикризисном управлении; (2) оповестить стэйкхолдеров о наступлении кризиса и угрозе неплатежеспособности; (3) отдельно о наступлении кризиса следует информировать партнеров по бизнесу и кредиторов, попытаться получить отсрочку или рассрочку платежей и помощь; (4) заручиться внутренней и внешней поддержкой; (5) сформировать антикризисную команду. Сущность второго этапа это анализ. Необходимо провести маркетинговый анализ (то есть изучить внешнюю среду), изучить финансовое и экономическое состояние предприятия, найти причины кризиса и определить скрытый потенциал предприятия. Планово-расчетный этап заключается в выработке антикризисной стратегии, обосновании эффективности, прогнозировании последствий ее применения и утверждении антикризисной программы. По мнению автора, границей между обычным менеджментом и антикризисным управлением может стать угроза приближения банкротства предприятия. В кризисной ситуации методы общего менеджмента совершенно непригодны. Антикризисное управление серьезно отличается от управления в обычном режиме. Во время кризиса нужны абсолютно другие подходы к принятию решений, которые могли бы в кратчайшие сроки изменить события. Реабилитационный этап есть реализация антикризисной программы. Аналитический этап - финальный. На этом этапе совершаются оценка эффективности антикризисной программы, выявляются отклонения от плана, определяются причины отклонений и корректируются действия. Сытник Л.С. считает [18,с.52], что необходимо принять закон «о досудебном финансовом оздоровлении предприятия», который регламентировал бы процедуры финансового оздоровления вне рамок арбитражного процесса, а также обязал бы руководителей проводить финансовый мониторинг и применять антикризисный менеджмент при первых сигналах приближения неплатежеспособности. Автор полагает необходимым обращение менеджмента к специалистам из консалтинговых агентств. Несвоевременное введение антикризисного управления будет расцениваться как «доведение предприятия до банкротства», а это - уголовно наказуемое преступление. Выводы по первому разделу 1. По Закону Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом" (статья 1), банкротство - это признанная арбитражным судом невозможность должника восстановить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов не иначе как через применение ликвидационной процедуры. С экономической точки зрения банкротство является невозможностью субъекта продолжать свою предпринимательскую деятельность вследствие ее экономической нерентабельности, бесприбыльности. Юридический аспект банкротства состоит в том, что у субъекта есть кредиторы, т.е. лица, которые имеют подтвержденные документами имущественные требования к нему как к должнику. Это имущественное правоотношение банкротства, осуществление которых в установленном законом порядке может привести к ликвидации субъекта предпринимательства. 2. По имеющимся оценкам, почти треть всех дел о банкротствах являются заказными, т.е. противозаконными, и чаще всего завершаются переделом собственности. Способствует практике фиктивного банкротства несовершенство правового законодательства в данном вопросе. Методы доведения современных предприятий до банкротства разнообразны, так чтобы довести предприятие до банкротства достаточно перевести на счет предприятия некую сумму, которая ему не принадлежит (даже в том случае, если предприятие вернет долг кредитору, а тот с этим не согласен). Одним из методов доведения до банкротства является умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершаемое путем растраты (разбазаривания) должником своего имущества и имущества, предоставленного ему другими лицами. Очень серьезные последствия для экономики имеет банкротство градообразующих и бюджетонаполняющих предприятий. Здесь также могут быть использованы различные методы доведения до банкротства, прикрытые легальными на первый взгляд мотивами. 3. В западном законодательстве используется термин «несостоятельность», а термин «банкротство» применяется лишь к уголовно наказуемым деяниям, за исключением США. По мнению многих специалистов, значительная роль в восстановлении платежеспособности организаций принадлежит досудебным процедурам. Достаточно мягкие добровольные формы внесудебной реорганизации или ликвидации несостоятельных предприятий применяются в Австралии, Австрии, Великобритании, Ирландии, Сингапуре, Японии. Добровольное внесудебное урегулирование проблем между должником и кредитором используется повсеместно, хотя оно только поощряется, но ни в коем случае не навязывается. Мировой практике известны две основные системы: внутреннего управления, когда должником управляет прежнее руководство (например, в США), и независимого - с привлечением профессионального управляющего (Великобритания). В целом эксперты главным методом предотвращения банкротства ученные и исследователи называют антикризисное управление. процесс антикризисного управления можно разделит на пять этапов: 1. Подготовительный, 2. Диагностический, 3. Планово-расчетный, 4. Реабилитационный и 5. Аналитический. При этом несвоевременное введение антикризисного управления может расцениваться как «доведение предприятия до банкротства», а это - уголовно наказуемое преступление. РАЗДЕЛ 2 АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕИЙ В СФЕРЕ БАНКРОТСТВА В УКРАИНЕ 2.1. Количественный и качественный анализ преступлений в сфере банкротства Прежде всего, определимся с источниками информации о предприятиях банкротах в количественном содержании. Для этого воспользуемся официальными сообщениями в средствах массовой информации. Так, согласно источника [27] в 2006 году из 575 предприятий только 145 было продано и Украина недополучила в бюджет 1,5 млрд грн. Приватизация возвращается в ручное управление и непрозрачные схемы, - высказал позицию Президента руководитель службы социально-экономического развития Шлапак. По словам Шлапака, в 2007 году 19% предприятий, выставленных на продажу - банкроты, 20% - не приватизированы, 60% - имеют низкую инвестиционную привлекательность. За время действия Закона "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" с 2000 года возбуждено свыше 45 тысяч дел о банкротстве, более 33 тысяч предприятий было ликвидировано и только для 119 судопроизводство закончилось восстановлением платежеспособности. В каждом украинском регионе в стадии банкротства ежегодно находится от 400 до 600 предприятий [27]. Другие источники указывают более конкретное число предприятий, которые в последние годы признаны банкротами в Украине (рис.2.1) [27]. Создать картину о общих тенденциях в промышленности относительно возможности банкротства очень непросто, точной информации о неплатежеспособных предприятиях по всем формам собственности Госкомстат Украины не приводит. Имеет место информация о общей динамике роста убыточных предприятий в промышленности. Рис.2.1. Статистика динамики предприятий банкротов в Украине Источник: [30] В приложении А представим данные о тенденциях в этом вопросе (таблица 2.1.) [25]. Согласно данным таблицы 2.1. Приложения А за январь-ноябрь 2007 года прибыль получили 66,9% отечественных предприятий (на 2,4% больше, чем в 2006 году). Эти предприятия завершили данный период с финрезультатом в 133,2 млрд. грн. (в 1,6 раза больше, чем в январе-ноябре 2006 года). Убыточными оказались 33,1% предприятий, которые понесли убытки в сумме 22,9 млрд. грн. (в 1,3 раза больше соответствующего периода 2006 года). Больше всего прибыльных предприятий в сельском и лесном хозяйстве (85,9%), розничной торговле (75%). Наибольшее количество убыточных предприятий в сфере транспорта и связи (40,1%); предоставлении коммунальных и индивидуальных услуг, деятельности в сфере культуры и спорта (37,3%); по операциям с недвижимым имуществом, аренда, инжиниринг и предоставление услуг предпринимателям (36,2%). Как стало понятно из предыдущего раздела, не столько убыточные, сколько предприятия имеющие дебиторскую задолженность в размере свыше пятьсот и больше раз необлагаемого минимума доходов граждан могут оказаться в списке предприятий банкротов. Рассмотрим данные Госкомстстата Украины в отношении предприятий, имеющих дебиторскую и кредиторскую задолженность в таблице 2.2. Приложения А. Согласно данным таблицы 2.2. Приложения А [25] наибольшую дебиторскую задолженность предприятия Украины имеют за товар, работы и услуги. Это служит главным фактором риска в отношении возможности возбуждений дела о банкротстве. Что же касается прямой информации, то в Украине практически отсутствует прямая статистика по преступлениям в сфере банкротства. Сегодня банкротством крупного или некогда сильного предприятия в Украине никого не удивишь. Неудивительно будет звучать информация и о том, что предприятие было сознательно доведено до банкротства либо в процедуре банкротства допускаются серьезные злоупотребления в угоду отдельных заинтересованных субъектов. Удивление скорее должен вызвать факт привлечения к уголовной ответственности виновных в банкротстве или тех, кто на нем незаконно нажился. За годы действия нового Уголовного кодекса в Украине зафиксированы единичные прецеденты привлечения лиц к уголовной ответственности за фиктивное банкротство (ст. 218 УК), доведение до банкротства (ст. 219 УК), сокрытие устойчивой финансовой несостоятельности (ст. 220 УК), незаконные действия в случае банкротства (ст. 221 УК). Вряд ли этот факт свидетельствует о том, что подобных злоупотреблений также мало, как и возбужденных дел. Почему это так, стало понятно из предыдущего раздела. Предполагаемые преступления не могут быть уголовно доказаны из-за несовершенства законодательства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|