p align="left">Правоохранительными органами принимаются меры по противодействию незаконному обороту наркотиков. В 2005 году зарегистрировано 5595 преступлений (за аналогичный период прошлого года - 5478), из них 40,2 процента - тяжких и особо тяжких. Отмечается омоложение преступности и увеличение числа лиц, впервые совершивших преступления. В 2005 году из 2742 человек, привлеченных к уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками, 79 процентов - ранее не судимы (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост составляет 4 процента) и 61 процент - люди в возрасте от 18 до 29 лет (прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - 5 процентов). Административными и правоохранительными органами, негосударственными организациями, религиозными и общественными объединениями принимались меры профилактического характера. Проведены комплексные профилактические мероприятия, такие как молодежные акции «Рок против наркотиков», «Молодежь против наркотиков», конкурсы агитбригад и другие. Вместе с тем проводимая ими работа ведется не всегда скоординированно, что снижает ее эффективность. Отсутствие на многих территориях области врачей-наркологов затрудняет раннее выявление детей, склонных к токсикомании и наркомании. Значительной проблемой является недостаточная система социальной реабилитации наркоманов. В области отсутствуют государственные социально-реабилитационные центры для наркозависимых, особенно для несовершеннолетних. 2.2 Правовое регулирование борьбы с контрабандой наркотиков Более половины изъятых в Российской Федерации в 2005 году из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ имеют контрабандное происхождение, а в крупных городах удельный вес контрабанды наркотиков достигает 90 %. Наибольшую опасность для России представляет контрабандный ввоз «жестких» наркотических средств из государств Центральной Азии. Расположенные между крупнейшим производителем героина и весьма прибыльными рынками России и Европы, они служат основными транзитными звеньями в контрабанде наркотиков в нашу страну. Территории этих государств фактически превратились в единую перевалочную базу наркотиков, значительная часть которых оседает на территории СНГ. Например, Казахстан очень удобен как в плане транспортной инфраструктуры (развитой сети железных и автодорог, авиалиний), так и с точки зрения достаточно либерального законодательства (за распространение наркотиков Уголовный кодекс Республики Казахстан предусматривает 4-7 лет лишения свободы, в то время как в Киргизии - 25 лет, а в Узбекистане - смертная казнь). Если в начале 90-х годов российские и зарубежные специалисты только предполагали и прогнозировали переориентацию наркоторговцев с «балканского пути» транспортировки наркотиков на использование территории России для доставки наркотических средств в европейские государства, то в настоящее время можно утверждать, что существует отлаженный маршрут (сеть маршрутов) контрабандной наркоторговли, пролегающий через Российскую Федерацию Это подтверждает и стремительный рост объемов задержанных российскими правоохранительными органами наркотических средств, незаконно перевозимых из Центрально-азиатского региона, который отмечается на протяжении последних четырех-пяти лет. Повышенное внимание наркоторговцев к российскому и европейскому рынкам сбыта объясняется стремительным увеличением стоимости наркотика по мере его продвижения от производителя, к потребителю. Например, в Афганистане стоимость 1 кг героина составляет в среднем 700 долл. США, при пересечении границы с Таджикистаном она поднимается до 1200-1500 доля, и до 2300-2500 долл. в Душанбе. В Казахстане цена героина возрастает до 15 тыс долл. США, а в Туркменистане - до 25 тыс На территории России в зависимости от региона 1 кг героина можно приобрести за 20-35 тыс. долл. США. При этом такая высокая стоимость наркотика не является следствием значительных затрат на его изготовление и переработку. Розничная цена наркотиков должна компенсировать реальные издержки, которые рискуют понести наркодельцы на каждом этапе движения запрещенного товара, поэтому большую часть стоимости наркотика составляют затраты, связанные с его доставкой к рынку сбыта, которые являются отражением степени риска при его контрабандном перемещении Курченко В.Н. Новый уголовный закон не только усиливает, но и смягчает противодействие наркобизнесу/ В.Н. Курченко// Российский судья. - 2005. Стремлением уменьшить связанные с транспортировкой риски и соответственно сократить затраты можно объяснить и некоторые изменения, происходящие на нелегальном рынке предложения наркотиков, например, снижение в обшей массе наркотических средств, изъятых российскими правоохранительными органами, доли наркотиков растительного происхождения, таких, как марихуана и маковая солома, наряду с увеличением доли героина, опия и наркотиков синтетического производства. С одной стороны, объемы контрабандного «товара» уменьшаются, а с другой - если соотнести количество изъятых наркотиков с условными лозами, проявляется тенденция роста. По экспертным оценкам, а настоящее время наркобизнесом в России занимаются порядка 1600 организованных преступных групп, объединяющих около 6 тыс. человек. Такие масштабы незаконной наркоторговли требуют от государства адекватного реагирования, и прежде всего осуществления четкого правового регулирования деятельности, связанной с оборотом наркотиков. Отметим, что некоторые правовые основы борьбы с контрабандой наркотиков в российском законодательстве уже заложены. Так, ст. 188 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за контрабанду наркотиков, т.е. за перемещение наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ через таможенную границу Российской Федерации помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. Законодательное определение наркотических средств и психотропных веществ закреплено в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах». Примечательно, что к предмету контрабанды, предусмотренной данной статьей, не относятся прекурсоры, оборот которых на территории России в соответствии со ст. 14 указанного Закона ограничен. Некоторые из химических веществ, используемых при изготовлении наркотиков, включены Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения в Списки сильнодействующих и ядовитых веществ таблиц 1 и II Концепции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» и в списки наркотических средств, подлежащих кош ролю в Российской Федерации. Действия, связанные их контрабандным перемещением, можно квалифицировать по ч. I и 2 ст. 188 УК РФ. Однако законодательно в качестве самостоятельного предмета контрабанды прекурсоры не определены, тогда как их незаконный оборот получает все более широкое распространение в мире. В связи с этим представляется необходимым обеспечить выполнение положении Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» и установить уголовную ответственность за контрабанду прекурсоров, отнеся к предмету преступления вещества, которые могут быть использованы для изготовления наркотических средств или психотропных веществ и находящиеся под специальным контролем» Это приобретает особую значимость в свете положений Политической декларации, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1998 г.. порой содержится призыв уделять особое внимание мерам по контролю над прекурсорами и решение установить 2008 год в качестве целевого срока для обеспечения государствами искоренения или существенного сокращения утечки прекурсоров из сферы законной торговли в сферу незаконного производства наркотиков. В Декларации о руководящих принципах сокращения спроса на наркотики также отмечается, что борьба с этим явлением требует принятия и эффективного применения строгих и отвечающих требованиям времени законов, позволяющих предупреждал, и наказывать в уголовном порядке такое преступное поведение. Порядок и условия перемещения наркотиков регламентируются федеральным законодательством, ведомственными нормативно-правовыми актами, а также постановлениями Правительства РФ. Определения таможенной территории, таможенной границы, средств таможенного идентифицирования, а также порядок декларирования перемещаемых товаров содержатся в Таможенном кодексе РФ. Местом совершения данного преступления является таможенная граница - линия, ограничивающая таможенную территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство. Существенное влияние на определение таможенной границы оказывает практика создания таможенных союзов, предполагающих формирование единой таможенной территории с установлением общей внешней границы. Так, в результате образования в рамках СНГ Таможенного союза (Соглашение о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан. Кыргызской Республикой. Российской Федерацией и Республикой Таджикистан) пограничный контроль переносится на внешние границы входящих в него государств. При этом сохраняется самостоятельность таможенного законодательства каждого из государств. Данное обстоятельство порождает ряд проблем в правовой и практической плоскостях и является сдерживающим фактором в повышении эффективности противодействия контрабанде наркотиков на границах. Немаловажную роль играет и степень защищенности внешних границ государств - участников Таможенного союза. С одной стороны, снятие барьеров создает основу для развития торгово-экономических связей на межгосударственном уровне и выгодного сотрудничества России с государствами «пятерки», а с другой - пограничные пространства стран Союза подвергаются массированному воздействию транснациональных преступных группировок, занимающихся контрабандой наркотиков. В указанном Соглашении вопрос создания надлежащего контроля на границах Таможенного союза, их оформления и обустройства не нашел своего отражения, а призванный устранить этот недостаток проект «Программы по укреплению и обустройству внешних границ государств - участников Таможенного союза» все еще находится на стадии разработки и согласования. Субъектом преступления, предусмотренного ч.2 ст. 188 УК РФ, является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнсго возраста. Юридические лица не попадают в эту категорию, что можно рассматривать как пробел в законодательстве, поскольку в последнее время крупные контрабандные партии наркотиков отправляются под видом законного груза, или сокрытые в нем, в адрес специально созданных или уже существующих фирм и компаний. В целях восполнения данного пробела целесообразно установить уголовную ответственность юридических лиц за осуществление контрабанды наркотиков, например, в виде наложения на фирму, компанию или предприятие штрафных санкций. а также уголовного преследования руководства и лиц, непосредственно ответственных за совершение противоправных деяний. Подобная практика, в частности, получила широкое распространение в Китае. Здесь в 1987 г. Таможенным кодексом (ст. 47) впервые введена уголовная ответственность предприятий, непроизводственных структур, государственных учреждений и общественных организаций в действия, квалифицируемые как контрабанда. А в 1997 г. принят Уголовный кодекс, который содержит статью под названием «корпоративные преступления» Курченко В.Н. Новый уголовный закон не только усиливает, но и смягчает противодействие наркобизнесу/ В.Н. Курченко// Российский судья. - 2005. Что касается наказания за действия, предусмотренные ч. 2, 4 ст. 188 УК РФ, оно является достаточно либеральным и не соотносится с характером и тяжестью последствий. В Уголовном кодексе должна фиксироваться «адекватность реагирования законодателя на осложнение количественно-качественных показателей наркомании и наркотизма в стране». Тенденция усиления наказания за деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков, отчетливо прослеживалось в УК РСФСР 1922. 1926. 1960 гг., однако в новом кодексе она не наблюдается и пределы наказания неоправданно снижены. Представляется, что ужесточение ответственности за контрабанду наркотиков вплоть до установления максимального срока лишения свободы усилило бы эффективность борьбы с ней. За последние годы совместно с зарубежными подразделениями по борьбе с наркотиками проведено около 150 контролируемых поставок, что позволило разоблачить деятельность ряда организованных преступных групп и лиц, ответственных за незаконное перемещение наркотиков, отследить и перекрыть пути их поступления, выявить новые способы маскировки груза. В то же время успешные действия сотрудников правоохранительных органов вынуждают наркодельцов приспосабливаться и искать новые каналы и методы транспортировки наркотиков, что в свою очередь обуславливает необходимость повышения эффективности механизма взаимодействия России с зарубежными государствами как в правовой, так и в практической сфере. Заключение В заключение можно сделать следующие выводы: В настоящее время борьба с наркотиками является наиболее актуальной на мировой арене. За последние десять лет значительно возросло число зарегистрированных преступлений и судимостей за преступления связанные с наркоманией. Долгое время на это зло закрывали глаза все - даже те, кто обязан был бороться с ним. Статья 228 в первоначальной редакции была сконструирована таким образом, что фактически предусматривала уголовную ответственность за три различные формы совершения преступления. Уголовная ответственность была установлена за: а) незаконные приобретение или хранение без цели сбыта наркотических или психотропных веществ (ч. 1); б) незаконное приобретение или хранение в целях сбыта, изготовление, переработку, перевозку, пересылку либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ (ч. 2); в) нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ, а также веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил (ч. 5). Федеральным законом 2003г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» взамен ст. 228 в кодекс включено три самостоятельных состава (ст. 228, 2281, 2282). Оборот наркотиков, психотропных веществ или их аналогов представляет серьезнейшую социальную проблему. Внелечебное потребление наркотических средств разрушает человека социально и физически. Этому болезненному влечению зачастую сопутствуют преступления, проституция, другие виды антисоциального поведения. Все более значительную часть наркоманов составляют несовершеннолетние. Наркомания стала едва ли не главным средством распространения ВИЧ-инфекции. Данные статистики свидетельствуют о все возрастающем количестве лиц, вовлекаемых в потребление наркотических средств и психотропных веществ. Именно эти причины побудили законодателя сконструировать три самостоятельных состава, чтобы за разные формы совершения преступления предусмотреть отличные по интенсивности меры ответственности. За 2005 год в Ростовской области совершено 4363 преступления, связанных с незаконным оборотом наркотиков, психотропных и сильнодействующих веществ. Более половины изъятых в Российской Федерации в 2005 году из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ имеют контрабандное происхождение, а в крупных городах удельный вес контрабанды наркотиков достигает 90 %. Немаловажную роль играет и степень защищенности внешних границ государств - участников Таможенного союза. С одной стороны, снятие барьеров создает основу для развития торгово-экономических связей на межгосударственном уровне и выгодного сотрудничества России с государствами «пятерки», а с другой - пограничные пространства стран Союза подвергаются массированному воздействию транснациональных преступных группировок, занимающихся контрабандой наркотиков. За последние годы совместно с зарубежными подразделениями по борьбе с наркотиками проведено около 150 контролируемых поставок, что позволило разоблачить деятельность ряда организованных преступных групп и лиц, ответственных за незаконное перемещение наркотиков, отследить и перекрыть пути их поступления, выявить новые способы маскировки груза. Список использованной литературы 1. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 13.06.96 г. № 63-ФЗ 2. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 08.12.03 г. № 162-ФЗ 3. Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 2281 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 06.05.04 г. № 231// Российская газета. - 2004. - 12 мая. 4. Гасанов Э. Г. Борьба с наркотической преступностью: международный и сравнительно-правовой аспекты/ Э. Г. Гасанов. - М., 2007. 5. Гасанов Э. Наркотическая преступность как вид организованной преступности/ Э. Гасанов// Законность. - 2008. 6. Игнатов А.Н., Красиков Ю.А. Уголовное право России. - М.: Норма М, 2006 г. 7. Иногомова-Хегай.Л.В. Уголовное право РФ. Особенная часть. - М. 2008 г. 8. Клименко Т. М. Уголовно-правовые проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (особенности юридического анализа и квалификации): Дисс. ... канд. юрид. наук/ Т. М. Клименко. - Саратов, 1999 г. 9. Курченко В.Н. Новый уголовный закон не только усиливает, но и смягчает противодействие наркобизнесу/ В.Н. Курченко// Российский судья. - 2007. 10. Кругликов Л.Л Уголовное право РФ. Особенная часть. - М. 2007 г. 11. Уголовное право Российской Федерации: Особення часть. Учебник. / Под ред. проф. Б.В. Здравомыслова. - М.: Юристъ, 2008.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|