Преступления должностных лиц
4 План: Введение 1.Превышение должностных полномочий. Отличие от злоупотребления должностными полномочиями. 2.Задачи 3. Список использованной литературы. Введение Деяния, ответственность за которые предусмотрена в главе 30 УК, представляют особую опасность. Эти преступления совершаются лица-ми, занимающими должности в государственном аппарате или органах местного самоуправления, и поэтому их преступная деятельность не только причиняет ущерб гражданам, обществу или государству, но и дискредитирует власть, подрывает ее авторитет, порождает недоверие к органам власти в глазах населения и тем самым влияет на снижение эффективности деятельности аппарата государственной власти. Кроме того, существует непосредственная связь коррумпированной части чи-новничества с организованной преступностью. Определенная часть должностных лиц, злоупотребляя своими должностными полномочия-ми, участвует в криминализации российской экономики, отмывании денег, добытых преступным путем, а также способствует сокрытию организованной преступности от ее разоблачения правоохранительны-ми органами. Особенностью рассматриваемых преступлений является также их исключительно высокая латентность. Это обстоятельство нужно иметь в виду при оценке статистических данных по этой категории преступ-лений. По данным статистики, число лиц, осужденных за должностные преступления, в 1991 -- 1995 гг. составляло в общем числе осужденных за год около 0,2%. При этом число лиц, осужденных за все должностные преступления, выросло с 2,3 тыс. человек в 1994 г. до 2,5 тыс. в 1995 г., а число лиц, осужденных за получение взятки, снизилось с 1114 человек в 1994 г. до 1071 человек в 1995. Очевидно, что это лишь малая часть действительно совершенных преступлений. Принципиальные изменения в экономической, социальной и поли-тической жизни, происшедшие в России в последние десятилетия, отказ от тоталитаризма, развитие многоукладной экономики -- все это оказало влияние на определение этих преступлений в УК РФ 1996 г. Опасность этих преступлений законодатель подчеркнул тем, что помес-тил главу 30 в разделе X УК, носящем название «Преступления против государственной власти». Глава пополнилась тремя новыми составами (ст. 287, 288, 289 УК). Новое уголовное законодательство значительно повысило ответственность работников государственного аппарата: по двум составам (ст. 288 и 292) уголовной ответственности могут подле-жать все работники государственного аппарата, как должностные, так и недолжностные лица; существенно повышена ответственность лиц, принадлежащих к высшим эшелонам власти за все наиболее серьезные преступления по должности, а не только за получение взятки, как это было предусмотрено прежним УК. В начале 1990 г. Верховный Суд СССР обобщил судебную практику по делам о должностных преступлениях и 30 марта 1990 г. принял руководящее постановление «О судебной практике по делам о злоупот-реблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге». В настоящее время это постановление по многим вопросам не утратило своей актуальности и должно применяться при истолковании соответ-ствующих положений УК 1996 г. Преступлениями против государственной власти, интересов госу-дарственной службы и службы в органах местного самоуправления являются деяния, совершенные государственными служащими и муни-ципальными служащими с использованием своих служебных полномо-чий и посягающие на нормальную деятельность органов государствен-ной власти или органов местного самоуправления. Глава 30 УК включает 9 составов преступлений, посягающих на единый родовой объект -- нормальную деятельность органов государст-венной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также нормальную деятельность соот-ветствующих органов в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание к ст. 285 УК). В соответствии со ст. 10 Конституции РФ под государственной властью понимаются органы законодательной, исполнительной и су-дебной власти. Деятельность органов государственной власти опреде-ляется Федеральным законом «Об основах государственной службы в Российской Федерации» от 31 июля 1995 г.1, в котором установлено, что государственная служба в РФ основана на принципах верховенства Конституции и федеральных законов, приоритета прав и свобод чело-века и гражданина, профессионализма и компетентности государствен-ных служащих, гласности и ответственности в их деятельности и других важных принципах. Органы местного самоуправления не входят в систему органов го-сударственной власти. Основные положения, касающиеся организации и деятельности этих органов, закреплены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления». Объектом рассматриваемых преступлений является также нор-мальная деятельность государственных или муниципальных учрежде-ний, т.е. организаций, создаваемых государством или органами местно-го самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финан-сируемых полностью или частично государством или органом местного самоуправления. Объектом рассматриваемых преступлений может быть также нор-мальная деятельность органов, действующих в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях. Вооруженные Силы РФ состоят из органов управления, объединений, соединений, воинских Частей, учреждений, военных академий, институтов и училищ (ст. 11 Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 г.3). К другим войскам и воинским формированиям относятся пограничные войска, внутренние войска МВД, войска Федеральной службы безопасности, войска прави-тельственной связи, железнодорожные войска, войска гражданской обороны, личный состав Главного управления охраны РФ и др. Не является объектом рассматриваемых преступлений деятель-ность хозяйственных товариществ, производственных и потребитель-ских кооперативов, общественных организаций, а также иностранных фирм. Преступления, направленные против интересов такого рода ор-ганизаций, не являющихся государственными или муниципальными, посягают на нормальное функционирование экономики и подлежат квалификации по ст. 201--204 УК РФ. Судебная коллегия по уголов-ным делам Верховного Суда РФ не признала состава должностного преступления в действиях К., работавшего директором арендного пред-приятия. С объективной стороны рассматриваемые преступления характери-зуются двумя признаками. Во-первых, преступления совершаются бла-годаря использованию соответствующими лицами своего служебного положения, во-вторых, эти преступления совершаются вопреки инте-ресам службы. Для установления признаков преступления необходимо выяснить полномочия данного лица, определенные соответствующим положением, уставом, инструкцией или другим нормативным актом, в котором предусматриваются права и обязанности этого лица. Под «ис-пользованием своих служебных полномочий» понимаются действия лица, вытекающие из его служебных полномочий и связанные с осу-ществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой им должности (п. 10 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г.). Не являются таким «использованием» действия, не связанные с непосредственным осуществлением своих прав и обязанностей по службе. Признак использования своих полномочий «вопреки интересам службы» означает, что действия лица по своему содержанию противо-речат задачам и целям, ради которых функционирует соответствующий орган. Деяния, предусмотренные в ст. 285, 286, 288 и 293 УК, влекут уго-ловную ответственность только при наступлении указанных в этих статьях последствий, т.е. эти составы описаны в законе как материаль-ные. Чаще всего этими преступлениями причиняется материальный ущерб. Однако в качестве последствий закон указывает и существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства. Такие последствия могут заключаться в нарушении конституционных прав и свобод граждан, сокрытии совершенных пре-ступлений, подрыве авторитета органов власти и т.д. Другие составы этой главы УК (ст.287, 289, 290, 291 и 292) сформу-лированы в законе как формальные, эти преступления окончены с мо-мента совершения описанных в этих статьях действий. С субъективной стороны все преступления, предусмотренные гла-вой 30 УК, являются умышленными, за исключением халатности. Ряд составов кроме умысла предусматривают в качестве обязательных при-знаков наличие определенного мотива -- корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 285, 292 УК). Корыстным мотивом является стремление извлечь выгоду материального характера. «Иная личная заинтересованность» может выразиться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, руководствуясь такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение вещей, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой, скрыть некомпетентность, и другими мотивами (ст. 17 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г.). Субъектом рассматриваемых преступлений могут быть три катего-рии лиц: любые лица; служащие государственного аппарата; должност-ные лица. Любое лицо может быть привлечено к ответственности только за дачу взятки должностному лицу (ст. 291 УК). За два преступления -- присвоение полномочий должностного лица и служебный подлог (ст. 288, 292 УК) подлежат ответственности любые государственные служащие и служащие органов местного самоуправления. Понятие го-сударственного служащего дано в ст. 3 Федерального закона «Об осно-вах государственной службы в Российской Федерации»: государствен-ным служащим является гражданин Российской Федерации, испол-няющий обязанности по государственной должности за денежное воз-награждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Все остальные виды рассматриваемых преступлений (ст. 285, 286, 287,289, 290, 293 УК) предусматривают в качестве субъекта преступле-ния должностное лицо, занимающее должность в органе законодатель-ной, исполнительной или судебной власти. По данным МВД РФ за 1992 г., из общего числа уголовных дел, возбужденных на должностных лиц, 79 дел было возбуждено на депутатов республиканского, краевого, областного значения и местных органов власти, 1320 -- на сотрудников органов государственного управления и 376 -- на работников правоо-хранительных органов. Понятие должностного лица дается в примечании 1 к ст. 285 УК. Должностными лицами являются: а) государственные служащие, по-стоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, и б) государственные служащие, посто-янно, временно или по специальному полномочию осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйствен-ные функции в государственном органе, органе местного самоуправле-ния, в государственном или муниципальном учреждении либо в Воору-женных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Понятие представителя власти сформулировано в примечании к ст. 318 УК: такими лицами признаются должностные лица правоо-хранительных или контролирующих органов, а также иные должност-ные лица, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Функции представителя власти осущест-вляются во всех трех видах власти, как на федеральном уровне, так и на уровне местного самоуправления. Представителями власти в сфере законодательной власти являются депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депу-таты представительных органов субъектов Федерации. В сфере ис-полнительной власти представителями власти являются члены Пра-вительства, должностные лица правоохранительных и контролирую-щих органов. Лицами, осуществляющими функции представителя власти по спе-циальному полномочию, являются различные общественные инспекто-ры, ревизоры, общественные контролеры (например, в торговой сети, на транспорте), привлекаемые к исполнению полномочий без назначе-ния на должность, а также нештатные сотрудники милиции и другие лица. Так, А., работавший переводчиком в газете, но одновременно выполнявший обязанности общественного контролера по проверке предприятий торговли и общественного питания, был признан долж-ностным лицом и осужден за получение взятки. Организационно-распорядительные функции осуществляют те должностные лица, которые руководят трудовым коллективом, осу-ществляют подбор и расстановку кадров, организацию труда подчинен-ных, поддержание трудовой дисциплины в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном или муниципаль-ном учреждении, в Вооруженных Силах. Это могут быть руководители министерства, государственного комитета, руководители структурных подразделений. Административно-хозяйственные функции выполняют должност-ные лица, в обязанности которых входит управление и распоряжение государственным имуществом, его хранение и реализация, обеспечение контроля за осуществлением такого рода операций в соответствующем органе. Не являются должностными лицами рядовые рабочие и служащие, охранники, почтальоны, проводники вагона, машинист тепловоза, ря-довой стрелок охраны и иные лица, выполняющие сугубо профессио-нальные или технические обязанности. Однако такие лица могут быть признаны должностными, если кроме исполнения своих профессио-нальных обязанностей они наделяются функциями организационно-распорядительного или административно-хозяйственного характера (п.4 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г.). Такая ситуация может иметь место, если, например, врач му-ниципальной больницы незаконно выдает документ, удостоверяющий временную нетрудоспособность, -- листок нетрудоспособности. Таким образом, для признания виновного должностным лицом имеет значе-ние не название его должности, а характер выполняемых этим лицом функций. Поэтому были признаны должностными лицами секретарь приемной комиссии техникума, которая за взятки выдавала тексты экзаменационных диктантов1, преподаватель иностранного языка, ко-торый за взятки ставил зачеты студентам.
Страницы: 1, 2
|