реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Предприятие-банкрот и банк-кредитор: особенности совместного существования

реферат
p align="left">По нашему мнению, приведенная норма не должна распространяться на "правомерные" проценты, подлежащие уплате согласно кредитному договору. В отличие от гражданско-правовой ответственности, поскольку иное не установлено Законом и иным законодательством, данные проценты должны существовать на протяжении всего времени пользования кредитом. Единственно, что в интересах недопущения неосновательного получения преимуществ одних кредиторов перед другими следует сделать - законодательно ограничить возможность предъявления требований об их уплате в рамках конкурсного производства, что и было выполнено Постановлением № 11. Наличие гражданско-правового обязательства по уплате процентов за время пользования кредитом приводит к следующему заключению: в случае осуществления в отношении должника процедуры санации банк вполне правомерно может требовать уплаты текущих процентов.

Для подстраховки и избежания возможных споров желательно включить данные положения в план санации несостоятельного предприятия. Если же управляющий не согласится с таким подходом, кредитор может использовать судебную процедуру защиты собственных прав. Действительно, в процессе санации предприятие в общем порядке вступает в хозяйственные отношения с другими лицами. Данные правоотношения имеют возмездный характер. Тогда почему же банк должен предоставлять в пользование бесплатные деньги?! По нашему мнению, при осуществлении процедуры санации приостановление начисления процентов по кредитному договору должно быть аннулировано.

Также необходимо обратить внимание на то, что согласно ч. 2 ст. 9 Закона в случае банкротства должника по вине его учредителей (участников), собственника его имущества или иных лиц, в том числе руководителя должника, имеющих право давать обязательные для должника указания либо обладающих возможностью иным образом определять его действия (преднамеренное банкротство), на таких лиц при недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам последнего. Иски антикризисного управляющего о привлечении к субсидиарной ответственности предъявляются на сумму неудовлетворенных требований кредиторов и рассматриваются хозяйственным судом до вынесения определения о завершении ликвидационного производства. По нашему мнению, в случае выдвижения управляющим или самим кредитором иска о привлечении к субсидиарной ответственности виновных лиц банку следует учесть процессуальный характер приостановления начисления процентов по кредитному договору и включить в сумму непогашенной задолженности проценты за все время пользования займом вплоть до момента его фактического возврата.

Увеличить задолженность возможно по формальным основаниям

Постановление № 11, относя причитающиеся к уплате проценты к размеру основной задолженности по кредитному договору, позволяют, используя юридические инструменты, искусственно увеличить конкурсную задолженность предприятия перед банком. Рассмотрим следующие примеры.

Пример 3

Предприятие взяло на 5 лет банковский кредит размером 100 000 USD с обязательством уплаты 15% годовых. Если на второй год пользования кредитом в отношении должника будет возбуждено конкурсное производство, то в реестр требований будет включена сумма 115 000 USD, и дальнейшие проценты согласно Постановлению № 11 начисляться не будут.

Пример 4

Предприятие взяло 100 000 USD в кредит, обязуясь уплатить банку через 5 лет 175 000 USD (т.е. 75% за 5 лет, или 15% в год). Если на второй год пользования кредитом в отношении должника будет возбуждено конкурсное производство, то в реестр требований (с учетом досрочного исполнения обязательства) будет включена сумма в 175 000 USD.

По существу, во втором случае в заявляемое требование включаются также проценты за 4 года пользования кредитом после открытия конкурсного производства, и поэтому фактически нарушается остановка течения процентов. Поэтому уравнивание кредиторов в первом и втором случае не совсем верно. Между тем формальных препятствий для такого развития событий ни Закон, ни Постановление № 11 не содержат. В связи с этим можно порекомендовать использовать данную схему для кредиторов. К тому же на практике не запрещено включать в кредитный договор условия о праве банка в одностороннем порядке пересматривать порядок уплаты процентов при первых признаках опасности (например, введения в отношении клиента защитного периода).

Засланные казачки

Следующий аспект взаимоотношений предприятия-банкрота и банка-кредитора связан с несогласованностью действующего законодательства.

На сегодняшний день существует совместное постановление Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 10.05.2000 № 654/20 "Об утверждении Положения о порядке направления представителей банков в качестве наблюдателей за хозяйственной деятельностью юридических лиц, не обеспечивающих своевременного возврата кредитов, включая полученные под гарантии правительства Республики Беларусь, и выполнения договоров залога" (далее - Положение). Положение было утверждено в соответствии с требованиями соответствующего Указа Президента Республики Беларусь от 10.03.2000 № 124 (далее - Указ № 124), который был принят в целях поддержания финансовой устойчивости банковской системы и защиты интересов вкладчиков банков. Указ № 124 содержит общие правила, без каких-либо изъятий для предприятий-банкротов.

Так, согласно п. 1.1 Указа № 124 банкам предоставлено право направлять своих представителей в качестве наблюдателей за хозяйственной деятельностью юридических лиц, не обеспечивающих своевременного возврата кредитов. Этим же нормативным актом представители наделены следующими полномочиями:

1) осуществлять контроль за движением средств в иностранной валюте и белорусских рублях по всем счетам юридических лиц;

2) взыскивать в бесспорном порядке с текущих счетов кредитополучателей, их обособленных структурных подразделений и поручителей средства в счет погашения просроченных кредитов;

3) принимать решения о приостановлении выдачи средств на выплату заработной платы работникам аппарата управления юридических лиц сверх минимального потребительского бюджета на одного работающего;

4) получать от юридических лиц полную информацию о счетах, открытых ими в банках-резидентах и банках-нерезидентах (кроме счетов для размещения бюджетных средств), и перевода имеющихся на них средств в белорусских рублях и иностранной валюте на текущие счета этих юридических лиц;

5) реализовывать имущество залогодателя и направлять вырученные средства на погашение кредитов;

6) участвовать в разработке программы выхода неплатежеспособного заемщика из кризисной ситуации.

Если полномочия № 2, 3, 5 явно нивелируются специальными нормами Закона, устанавливающими иные правила, то остальные, в принципе, вполне могут использоваться представителями банков и в процедуре банкротства.

Управляющий VS представитель банка

В самом Положении содержатся более распространенные нормы относительно банковских представителей. Так, решение о направлении представителя банка в качестве наблюдателя за хозяйственной деятельностью юридического лица должно принять правление (совет директоров, наблюдательный совет) банка, выдавшего кредит. Причем данное решение может быть вынесено в случае невозврата юридическим лицом кредита либо непредоставлении им гарантии или поручительства возврата кредита по истечении 15-дневного срока со дня получения официального уведомления.

Согласно нормам Положения представитель банка осуществляет следующие функции:

- участвует в качестве наблюдателя в работе органов юридического лица, а при его ликвидации - включается в состав ликвидационной комиссии;

- осуществляет наблюдение за движением денежных средств по всем счетам юридического лица;

- представляет банку информацию о своей работе в качестве представителя;

- принимает иные меры по защите экономических интересов банка.

Как видно, в Положении установлен неисчерпаемый перечень функций представителя банка. Тем самым последний вправе заниматься любой деятельностью, преследуя цель защиты экономических интересов банка. В частности, представитель банка вправе:

- вносить в органы юридического лица предложения, направленные на обеспечение погашения кредитов банка и выполнения договоров залога;

- участвовать при принятии органами юридического лица решений, с которыми связаны экономические интересы банка;

- получать от органов юридического лица информацию о его деятельности, в том числе о конъюнктуре рынка сбыта, выпускаемой продукции, выполняемых работах, оказываемых услугах и другие сведения, необходимые для осуществления его полномочий, а также информацию об открытых счетах в банках-резидентах и банках-нерезидентах.

Кроме того, руководитель юридического лица обязан обеспечить представителю банка беспрепятственный вход в здание и другие служебные помещения и выход из них в течение всего рабочего дня, а при необходимости и в нерабочее время, выделить рабочее место, телефон, а также обеспечить необходимой информацией и предоставить возможность знакомиться с документами по хозяйственной деятельности предприятия.

Органы юридического лица не должны препятствовать участию в их работе представителя банка в соответствии с его полномочиями.

Представляется, что перечисленные полномочия представителя банка при вхождении предприятия в процедуру банкротства явно входят в противоречие с законодательными целями и задачами конкурсного производства. После вынесения соответствующего судебного определения банк становится таким же кредитором, как и все остальные субъекты хозяйствования, и поэтому наделение его дополнительными преимуществами в виде безграничного доступа к информации должника представляется неправомерным.

С момента введения конкурсного производства прекращаются полномочия прежних органов управления должником, вместо них предприятие возглавляет управляющий. При этом в случае наличия "двоевластия" в виде одновременного присутствия последнего и представителя банка весьма вероятно возникновение конфликта интересов между ними. Основной задачей антикризисного управляющего является восстановление платежеспособности должника и справедливое распределение конкурсной массы среди всех кредиторов, в то время как представитель банка ориентирован единственно на защиту имущественных интересов отдельного кредитора.

Справедливости ради стоит отметить, что в Положении содержится некоторый намек на разрешение данной коллизии. Так, согласно п. 11 Положения полномочия представителя банка прекращаются в том числе и в связи с прекращением деятельности юридического лица. То есть у предприятия существует возможность увязать данный момент либо с открытием конкурсного производства, либо началом ликвидационной процедуры в отношении несостоятельного должника. И тем самым оставить на своей территории только одного засланного казачка - управляющего.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 19 ноября 1998 г.: с комментариями к разделам / Комментарий В. Ф. Чигира // Мн.: Амалфея , 1999.

3. Закон Республики Беларусь от 6 июля 1993 г. № 2468-XII «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993 г., N 25, ст. 305) (с учетом изменений, внесенных Законами Республики Беларусь от 18.01.1994 № 2711-XII; 02.02.1994 № 2735-XII; 04.01.1999 № 227-З; 05.01.2006 № 101-З, рег. № 2/1198 от 14.02.2006).

4. Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» (с учетом изменений, внесенных Декретами Президента Республики Беларусь от 24.06.1998 № 10; 12.04.2000 № 12; 04.04.2002 № 10; 30.08.2002 № 22; 04.04.2003 № 12, рег. № 1/ 4501 от 07.04.2003; 12.06.2006 № 9, рег. № 1/7666 от 14.06.2006; 28.03.2007 № 1, рег. № 1/8452 от 30.03.2007).

5. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь: В 2 книгах. Книга 1. / Отв. ред. В.Ф. Чигир. - Мн.: Амалфея, 1999. - 624с.

6. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: Учебник / В.В. Авдеев, А.В. Ананько, Н.Л. Бондаренко и др.; Под общей редакцией В.А. Витушко, Р.И. Филипчик. - Мн.: Книжный дом, 2004. - 832с.

7. Хозяйственное право Республики Беларусь: Практическое пособие / С.С. Вабищевич. - Мн.: Молодежное науч. об-во, 2002. - 398с.

8. Хозяйственное право Республики Беларусь. Общая часть. Практ. пособие - Мн.: «МНО», 2001. - 318с.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.