реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовые отношения в сфере права собственности

реферат
p align="left">Субъектами права собственности являются граждане, юридические лица (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений), Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Статус собственников различается кругом объектов и устанавливаемыми только законом особенностями приобретения и прекращения права собственности, а также порядка осуществления правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом.

В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, кроме тех его видов, которые по закону не могут принадлежать гражданам или юридическим лицам, в том числе имущество, изъятое из оборота по ст. 129 ГК (например, национальные природные парки, художественные ценности общероссийского значения или боевая техника). Количество и стоимость имущества граждан и юридических лиц не ограничиваются. Ограничения могут быть установлены только законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 1 ГК). В условиях, когда частные структуры контролируют имущество, оцениваемое миллиардами долларов (например, в нефтегазовой сфере), подобные нормы не лишены оснований.

Важными объектами права частной собственности в настоящее время являются такие объекты недвижимости, как предприятия, земельные участки и жилые помещения. На их приобретение (или строительство) ориентирует, в частности, вступивший в силу с 1 марта 2005 г. ЖК РФ.

Из юридических лиц правом собственности на имущество обладают коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником. Юридические лица являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

Порядок формирования и режим отдельных видов имущества, принадлежащего на праве собственности конкретным юридическим лицам, устанавливаются, помимо п. 3 и 4 ст. 213 ГК, другими статьями ГК о различных коммерческих и некоммерческих организациях. Например, в силу п. 1 ст. 66 ГК имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное или приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

2.2 Приватизация как способ перехода публичной собственности в частную собственность

Важным основанием производного приобретения права собственности гражданами и юридическими лицами является переход к ним государственного и муниципального имущества в рамках приватизации. Приватизация, будучи основанием приобретения права собственности для граждан и юридических лиц, одновременно служит предпосылкой прекращения на соответствующее имущество права государственной или муниципальной собственности. Согласно ст. 217 и абз. 2, 3 подп. 7 п. 2 ст. 235 ГК государственное или муниципальное имущество может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»..

В соответствии с данным Законом под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее -- федеральное имущество), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25%, кроме случаев, предусмотренных ст. 25 указанного Закона.

Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

а) преобразование унитарного предприятия в ОАО;

б) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

в) продажа акций ОАО на специализированном аукционе;

г) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе Положение о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества

утверждено постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 № 584;

д) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций ОАО;

е) продажа акций ОАО через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

ж) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены утверждены постановлением Правительства РФ от 22.07.2002 № 549);

з) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

и) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО;

к) продажа ОАО по результатам доверительного управления.

3. Право публичной собственности (государственной и муниципальной)

3.1 Понятие и субъекты права публичной собственности

Государственная собственность выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов РФ. В государственной собственности находятся земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Разграничение объектов публичной (т.е. государственной и муниципальной) собственности между конкретными ее субъектами осуществляется на основе постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1. В силу данного нормативного правового акта объектами исключительно федеральной собственности являются, в частности, ресурсы континентального шельфа, имущество вооруженных сил, объекты оборонного производства, предприятия важнейших отраслей народного хозяйства. Многие объекты федеральной собственности могут передаваться в собственность субъектов РФ (предприятия атомного и энергетического машиностроения, автомобильного транспорта и т.п.).

Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 09.12.1999 № 1366 «О передаче федеральных государственных унитарных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации» при передаче предприятий как имущественных комплексов в собственность субъектов РФ размер средств, перечисляемых из федерального бюджета субъектам РФ, уменьшается на сумму стоимости передаваемых предприятий, которая определяется в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность.

Помимо ГК и других федеральных законов публичная собственность на землю регламентируется также ЗК, Федеральным законом от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» и Законом об обороте земель сельхозназначения.

К муниципальной собственности относятся, прежде всего, объекты, расположенные на территории соответствующего городского или сельского поселения и обслуживающие его нужды (муниципальный жилищный фонд, объекты местной инженерной инфраструктуры, торговли и т.п.).

В настоящее время идет процесс последовательной передачи объектов федеральной собственности в ведение субъектов Федерации, а государственной собственности -- в муниципальную Указ Президента РФ от 27.02.1996 № 292 «О передаче субъектам Российской Федерации находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, образованных в процессе приватизации».. Процессы приватизации и национализации имущества играют диаметрально противоположную роль для субъектов публичной собственности в сравнении с частной собственностью, т.е. собственностью граждан и юридических лиц. В отличие от последних, для публичных субъектов приватизация является одним из оснований прекращения права государственной или муниципальной собственности, а национализация -- одним из оснований ее возникновения.

Специфическими для приобретения права публичной собственности являются такие формы, как конфискация имущества у частных лиц по суду, передача публичным субъектам бесхозяйных вещей и другие формы обращения имущества в публичную собственность. Некоторые из видов имущества передаются федеральным органам исполнительной власти, в частности Минфину России (речь идет, например, о драгоценных металлах и драгоценных камнях, именуемых «ценностями»).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.05.2003 № 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства» приказом Минфина России от 26.08.2004 № 71н утвержден Порядок передачи драгоценных металлов и драгоценных камней, обращенных в собственность государства, Министерству финансов Российской Федерации. В соответствии с п. 2 данного Порядка Минфину России передаются конфискованные ценности, ценности, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Российской Федерации был заявлен режим отказа в пользу государства, клады ценностей и иные ценности, обращенные в собственность государства.

3.2 Разграничение объектов права публичной собственности

Помимо разграничения публичной собственности на двухуровневую -- государственную и муниципальную, существенное значение имеет порядок управления той или другой собственностью и их двухэлементная объектная структура. Структурно объекты права собственности распадаются на две части (элемента):

1) имущество, закрепляемое за государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 294, 296 ГК);

2) средства соответствующего бюджета (федерального, бюджета субъекта РФ или местного бюджета) и иное государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.

От имени Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований права собственников осуществляют соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции и лица, указанные в ст. 125 ГК. Так, в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 № 691, Росимущество, в частности, осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества (п. 5.3 ст. 125 ГК).

4. Право общей собственности

4.1 Понятие, основания возникновения и виды общей собственности

Имущество может принадлежать на праве собственности нескольким лицам (сособственникам). В таком случае у субъектов возникает право общей собственности. Различают общую долевую и общую совместную собственность.

Долевая собственность -- это нахождение имущества в общей собственности с определением долей, поскольку сособственники имеют не реальные части общего имущества, а доли в праве на него, т.е. «идеальные доли».

Долевая собственность может возникать по закону, договору, в порядке наследования и в силу приобретательной давности. Например, в силу п. 1 ст. 290 ГК собственникам квартир в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежат несущие конструкции дома, механическое, электрическое и санитарно-техническое оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Или другой пример: по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) внесенное товарищами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы по общему правилу признаются их общей долевой собственностью (п. 1 ст. 1043 ГК).

Доли участников, если они не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением участников, считаются равными. Однако участники долевой собственности по соглашению вправе изменить доли с учетом вклада каждого из них в общее имущество. Приращение доли может быть связано также с осуществлением одним из участников неотделимого улучшения общего имущества.

Долевой собственностью участники распоряжаются по общему соглашению. Каждый участник вправе распорядиться своей долей (продать, подарить, завещать, отдать в залог). При продаже доли постороннему лицу, остальные собственники, письменно извещенные о продаже, имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.