реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовые основы обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации

реферат
головный кодекс РФ (ст.272 устанавливает ответственность за неправомерный доступ к компьютерной информации, ст.273 - за создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, ст.274 - за нарушение правил эксплуатации ЭВМ, систем и сетей);

Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95 № 24-ФЗ (ст.10 устанавливает разнесение информационных ресурсов по категориям доступа: открытая информация, государственная тайна, конфиденциальная информация, ст.21 определяет порядок защиты информации);

Федеральный закон "О государственной тайне" от 21.07.93 № 5485-1 (ст.5 устанавливает перечень сведений, составляющих государственную тайну; ст.8 - степени секретности сведений и грифы секретности их носителей: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно"; ст.20 - органы по защите государственной тайны, межведомственную комиссию по защите государственной тайны для координации деятельности этих органов; ст.28 - порядок сертификации средств защиты информации, относящейся к государственной тайне); Защита информации курсовая работа.

Федеральные законы "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 № 128-ФЗ, "О связи" от 16.02.95 № 15-ФЗ, "Об электронной цифровой подписи" от 10.01.02 № 1-ФЗ, "Об авторском праве и смежных правах" от 09.07.93 № 5351-1, "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" от 23.09.92 № 3523-1 (ст.4 определяет условие при знания авторского права - знак © с указанием правообладателя и года первого выпуска продукта в свет; ст.18 - защиту прав на программы для ЭВМ и базы данных путем выплаты компенсации в размере от 5000 до 50 000 минимальных размеров оплаты труда при нарушении этих прав с целью извлечения прибыли или путем возмещения причиненных убытков, в сумму которых включаются полученные нарушителем доходы).

Таким образом, правовое обеспечение информационной безопасности весьма на высоком уровне, и многие компании могут рассчитывать на полную экономическую информационную безопасность и правовую охрану информации, и защиту, благодаря ФЗ о защите информации.

Второй уровень правовой защиты информации

На втором уровне правовой охраны информации и защиты (ФЗ о защите информации) - это подзаконные акты: указы Президента РФ и постановления Правительства, письма Высшего Арбитражного Суда и постановления пленумов ВС РФ. Напр. Доктрина информационной безопасности за № Пр1895 от 9 сентября 2000 г.

Третий уровень правового обеспечения системы защиты экономической информации

К данному уровню обеспечения правовой защиты информации относятся ГОСТы безопасности информационных технологий и обеспечения безопасности информационных систем.

Также на третьем уровне безопасности информационных технологий присутствуют руководящие документы, нормы, методы информационной безопасности и классификаторы, разрабатывающиеся государственными органами.

Четвертый уровень стандарта информационной безопасности

Четвертый уровень стандарта информационной безопасности защиты конфиденциальной информации образуют локальные нормативные акты, инструкции, положения и методы информационной безопасности и документация по комплексной правовой защите информации рефераты по которым часто пишут студенты, изучающие технологии защиты информации, компьютерную безопасность и правовую защиту информации. Информационное право. Уч. пос. Ч.1_Боер В.М., Павельева О.Г__ГУАП, 2006

2.2 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, как основной документ в сфере обеспечения информационной безопасности

Важнейшим документом в сфере информационной политики, который был принят в России и реализуется в настоящее время, является Доктрина информационной безопасности.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации является базовым концептуальным документом, который определяет основные направления обеспечения одного из ключевых направлений безопасности российского государства. Она была одобрена Советом Безопасности РФ 23 июня и утверждена президентом России В.В. Путиным 9 сентября 2000 г. В доктрине отмечается, что современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.

Доктрина информационной безопасности служит основой:

для формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения

информационной безопасности Российской Федерации;

разработки целевых программ обеспечения информационной

безопасности Российской Федерации.

Как верно отмечает белорусский исследователь С.А. Трахименок, информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности любого государства. Трахименок С.А. Безопасность государства. Методолого-правовые аспекты. Мн.: «Хата», 1997. Национальная безопасность Российской Федерации также существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать, учитывая, в частности, усиливающиеся угрозы со стороны криминальных группировок, террористов, приверженцев любой экстремальной идеи и других деструктивных общественных сил. Уткин А.И. Глобализация: процесс осмысления. М.: «Логос», 2001.

На основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности. Решение этой проблемы является первостепенным для дальнейшей разработки доктринальных основ обеспечения информационной безопасности. Турарбекова Р.М. Информационное неравенство на Ближнем и Среднем Востоке: мифы и реальность // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2002. № 2. http://beljournal.by.ru/2002/2/index.shtml. 21.04.2006.

В этом документе закреплены четыре составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. Первая составляющая включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина области получения информации и ее использования, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Второй составляющей является информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, которое заключается в доведении до сведения российской и мировой общественности достоверной и позитивной информации о государственной политике России, ее официальной позиции по социально значимым вопросам российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Именно эта составляющая информационной безопасности российского государства имеет самое непосредственное отношение к области внешней политики и отражает важнейшие внешнеполитические задачи Российской Федерации на международной арене.

Для достижения этих целей создатели доктрины предлагают следующие меры:

Укреплять государственные средства массовой информации, расширять их возможности по своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан;

Интенсифицировать формирование открытых государственных информационных ресурсов, повысить эффективность их хозяйственного использования.

Третьей составляющей в доктрине названо развитие новых информационно-коммуникационных технологий, в том числе в области индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, а также обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход на мировой рынок.

Эта составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.

Для достижения этого предлагается развивать и совершенствовать инфраструктуру единого информационного пространства Российской Федерации; развивать индустрию информационных услуг и повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов; развивать производство в Российской Федерации конкурентоспособных средств и систем информатизации, телекоммуникации и связи, расширять участие России в международной кооперации производителей этих средств и систем; обеспечить государственную поддержку отечественных фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации / Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. Приложение 2. М.: «Дашков и К», 2003.

Еще одна составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории РФ. Среди мер, которые предлагается осуществить для реализации этой задачи, называются такие, как повышение безопасности информационных систем, включая сети связи; обеспечение защиты сведений, которые оставляют государственную тайну; расширение международного сотрудничества Российской Федерации в области развития и безопасного использования информационных ресурсов, противодействия угрозе развязывания противоборства в информационной сфере и т.д.

Особый интерес при анализе текста доктрины представляют виды угрозы информационной безопасности Российской Федерации, которые перечислены в главе первой настоящей курсовой работы.

В доктрине также перечислены меры, которые уже были предприняты федеральными, региональными и местными властями на протяжении 1990-х годов для улучшения ситуации в сфере обеспечения информационной безопасности России. К таким мерам относятся:

Начало формирования базы правового обеспечения информационной безопасности, а именно принятие федеральных законов и работа по созданию механизмов их реализации;

Мероприятия по обеспечению информационной безопасности различных уровней власти,

Укрепление государственной системы защиты информации

Вместе с тем, как утверждается в доктрине, анализ состояния информационной безопасности Российской Федерации показывает, что ее уровень не в полной мере соответствует потребностям общества и государства. Современные условия политического и социально-экономического развития страны вызывают обострение противоречий между потребностями общества в расширении свободного обмена информацией и необходимостью сохранения отдельных регламентированных ограничений на ее распространение. Противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационной сфере приводят к серьезным негативным последствиям. Недостаточна также государственная поддержка деятельности российских информационных агентств по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок. Серьезный урон нанесен кадровому потенциалу научных и производственных коллективов, действующих в области создания средств информатизации, телекоммуникации и связи, в результате массового ухода из этих коллективов наиболее квалифицированных специалистов.

Помимо этого, отставание отечественных информационных технологий вынуждает федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при создании информационных систем идти по пути закупок импортной техники и привлечения иностранных фирм, из-за чего повышается вероятность несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и возрастает зависимость России от иностранных производителей компьютерной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения.

В доктрине утверждается, что сложившееся положение дел в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации требует безотлагательного решения таких задач, как (нами указаны те, которые касаются сферы обороны, безопасности и внешней политики):

разработка основных направлений государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ, а также мероприятий и механизмов, связанных с реализацией этой политики;

развитие и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, реализующей единую государственную политику в этой области, включая совершенствование форм, методов и средств выявления, оценки и прогнозирования угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также системы противодействия этим угрозам;

разработка федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности РФ;

разработка критериев и методов оценки эффективности систем и средств обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также сертификации этих систем и средств;

развитие научно-практических основ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации с учетом современной геополитической ситуации, условий политического и социально-экономического развития России и реальности применения "информационного оружия";

разработка методов повышения эффективности участия государства в формировании информационной политики государственных телерадиовещательных организаций, других государственных средств массовой информации;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.