Правовые основы государственного кредита
35 Содержание Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4 1. Понятие государственного и муниципального кредита . . . . . . . . . . . . . . . . .6 1.1. Общие принципы государственного и муниципального кредитования . . 6 1.2. Функции и цели государственного и муниципального кредита . . . . . . . . .7 1.3. Формы государственного кредита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 1.4. Механизм целевого бюджетного кредитования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13 1.5. Кредиторская задолженность предприятий перед бюджетами и ее реструктуризация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 2. Государственный и муниципальный долг: сущность и основные формы . 20 2.1. Сущность государственного и муниципального долга . . . . . . . . . . . . . . .20 2.2. Обслуживание долга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25 3. Основы управления государственным и муниципальным кредитом и долгом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 3.1. Развитие госкредита и госдолга в России начиная с царской России и до наших дней . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 3.2. Управление государственным кредитом и государственным долгом . . .32 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38 Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 Приложения ВведениеВажную роль в системе государственных финансов играет государственный и муниципальный кредит, который в целях упрощения, как правило, именуется просто государственным кредитом. Государственный кредит выражает совокупность кредитных отношений государства с юридическими и физическими лицами. В этих отношениях государство выступает в роли либо заемщика, либо гаранта, либо кредитора. Там, где государство выступает в качестве заемщика и гаранта - это госкредит в узком смысле слова (или государственные заимствования). Отношения, в которых государство выступает кредитором юридических и физических лиц именуются государственным кредитованием. Государственный кредит в узком смысле слова как экономическая категория находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита, интегрируя их черты. Ведь в данном случае по своему целевому назначению, госкредит является инструментом формирования денежных фондов государства, а значит - и звеном государственной финансовой системы. Но по методам мобилизации средств, он представляет собой одну из форм кредита. Государственный кредит выделен в самостоятельную категорию потому, что он существенно отличается от таких классических финансовых категорий, как налоги, акцизы, пошлины. Так, в отличие от последних он носит возвратный и платный характер. Государство должно не просто вернуть позаимствованную сумму, но и уплатить проценты за пользование ею. К тому же госкредит, как и кредит вообще, ограничен конкретным сроком, заранее известным участвующим сторонам. Бюджетный Кодекс РФ предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет. Далее в отличие от налогов и сборов, госкредит носит сугубо добровольный и к тому же дискретный, разовый характер. Он может повторяться, а может и не повторяться. Налоги же и сборы носят постоянный и регулярный характер. Наконец, государственный кредит в силу его добровольности имеет селективный, избирательный характер, а налоги и сборы взимаются со всех налогообязанных субъектов экономики. Вместе с тем государственный кредит в узком смысле слова отличается от других форм кредита. Во-первых, обычный кредит в отличие от государственного кредита, как правило, носит строго целевой характер. Основное же назначение последнего - покрывать дефицит государственного бюджета. Во-вторых, обычный кредит выдается под конкретное материальное обеспечение (производственные или товарные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, долговые требования, недвижимость, ценные бумаги и др.). Обеспечением же государственного кредита является не какой-то конкретный вид ценностей, а все имущество государства или его административно-территориального подразделения. В-третьих, обычный кредит в большинстве случаев выдается для обеспечения непрерывности (бесперебойности) процесса производства, т.е. носит производительный характер. Государственный кредит, особенно на высшем уровне, как правило, служит для покрытия бюджетного дефицита и является непроизводительным. Целью данной курсовой работы является изучения такой финансовой категории, как государственный кредит. При этом решается ряд задач:- определить понятие государственного кредита, его цели, формы и механизм кредитования;- определить сущность и последствия государственного долга;- изучить основы управления государственным долгом.Предметом курсовой работы выступает финансовая категория - долговые обязательства. Объектом изучения является Россия в качестве кредитора, заемщика и гаранта.1. Понятие государственного и муниципального кредита В этом вопросе я рассмотрела такие пункты, как: общие принципы государственного и муниципального кредитования, функции и цели государственного и муниципального кредита, формы государственного кредита, механизм государственного кредитования, кредиторская задолженность предприятий перед бюджетами и ее реструктуризация, так как именно эти вопросы наиболее полно раскрывают понятие государственного и муниципального кредита.1.1. Общие принципы государственного и муниципального кредитованияГосударственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками. Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий соответствующего уровня бюджета Горбунова О.Н. Финансовое право, 1996 г. Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования. Условиями кредитного договора являются: - срок предоставления или получения кредита; - обязанности сторон; - условия обеспечения возврата ссуды; - размер процентной ставки за пользование ссудой; - другие условия. Государственный кредит - это экономические отношения между государством и физическими и юридическими лицами, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, иностранными государствами, международными организациями. В этих экономических отношениях государство выполняет роль заемщика, кредитора и гаранта. В последние годы Россия в основном выступает как заемщик средств. В 2002 г. внешний долг по оценкам экспертов составлял порядка 41% ВВП. Следует иметь в виду, что по международным стандартам предельный размер выплат по обслуживанию как внешнего, так и внутреннего долга не должен превышать 30% от доходов бюджета, в 2002 г. этот показатель в России составлял 24,8%. Предоставляя ссуды или кредиты, государство выступает в роли кредитора. В случаях, когда государство берет на себя ответственность по погашению обязательств, взятых какими-либо субъектами (физическими лицами, предприятиями и организациями, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления), государство выступает как гарант. Если должник полностью и в срок рассчитывается по своим обязательствам, то государство как гарант не несет дополнительных затрат Карасева М.В. - Финансовое право, 2000 г. Таким образом, основной признак государственного кредита - это участие государства в кредитных отношениях. 1.2. Функции и цели государственного и муниципального кредитаВажнейшая функция государственного и муниципального кредита - перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование Мелихова Л.В. - Финансовое право, 2001 г. Перераспределение осуществляется между: - федеральным бюджетом и региональными бюджетами; - региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований; -международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом; - иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами; - федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др. Государственный и муниципальный кредит выполняет также регулирующую функцию. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования выделенных средств на возвратной и платной основе выше, чем на безвозвратной и бесплатной. При этом кредитование создает мультипликативный эффект. У государства появляется дополнительная возможность для стимулирования развития отдельных отраслей и предприятий путем выделения им целевых бюджетных ссуд Мандрица В.М. - Финансовое право, 2003 г. Регулирующая функция проявляется и при получении Россией внешних займов от МВФ (Международного Валютного Фонда) на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п. С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд. Одной из функций государственного и муниципального кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Формами контроля являются: - контроль за движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки; - контроль за соблюдением условий кредитного договора; -контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств;- контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и др. К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся: - решение проблем финансирования бюджетного дефицита; -проведение региональной финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик; - поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач; - поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности Рассолова М.М. - Финансовое право, 2001 г. 1.3. Формы государственного кредитаГосударство обычно заимствует деньги либо в форме займов, либо выпуска долговых обязательств. Первая представляет собой кредит, получаемый государством у какого-либо кредитора (например, у Центрального банка, у иностранного государства, МВФ и т.п.) Вторая связана с выпуском ценных бумаг и размещением их среди населения, финансовых и кредитных организаций. Несмотря на разные механизмы мобилизации государственного кредита обе эти формы имеют одинаковое экономическое содержание. В любом случае дело сводится к поступлению заемных ресурсов в бюджет и соответствующему возрастанию государственного долга в виде кредитных обязательств по ссуде или долговых обязательств по ценным бумагам. Государственный кредит, как правило, выступает в виде государственных займов, размещаемых путем эмиссии и продажи ценных бумаг. Это могут быть также кредиты Центрального банка, коммерческих банков и других финансовых институтов. Выпускаемые государством указанные бумаги называются государственными ценными бумагами. Они могут продаваться и покупаться на фондовом рынке и составляют особый сегмент этого рынка - рынок государственных ценных бумаг. Основная форма государственного кредита - государственные займы. Они представляют собой неэмиссионный источник покрытия бюджетного дефицита Химичева Н.И. - Финансовое право, 2000 г. Государственные займы классифицируются по ряду признаков. Так, по праву эмиссии они делятся на размещаемые центральными, субфедеральными и местными органами управления. По признаку держателей ценных бумаг займы классифицируются на размещаемые только среди населения, только среди юридических лиц, а также универсальные, т.е. размещаемые среди тех и других. По срокам погашения займы подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования кассовых разрывов в бюджете, т.е. несовпадения сроков поступления доходов и совершения расходов бюджета. Обычно для этого выпускаются векселя, например, в Японии сроком 60 дней, в Великобритании - 91 день, в Италии - 4,6,12 месяцев, в Германии - до двух лет. Привлечение средств на более длительное время осуществляется с помощью выпуска облигаций. Наконец, по месту размещения различают внутренние займы (в национальной валюте) и внешние, размещаемые на зарубежных денежных рынках (в валюте страны-кредитора, государства-заемщика или третьей страны). Облигации внутренних займов могут покупать и нерезиденты.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|