реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовые формы функционирования политических партий

реферат
p align="left">Во время избирательных кампаний в деятельность по контролю включается и система избирательных комиссий, возглавляемая Центральной избирательной комиссией РФ. Избирательные комиссии оказывают необходимую правовую помощь по подготовке необходимых для участия в выборах документов; следят за соблюдением правил о недопущении участия в предвыборной агитации должностных лиц органов государственной власти; координируют контролирующую деятельность правоохранительных органов; а также самостоятельно осуществляют контроль. Создана компьютерная база данных, содержащая информацию о зарегистрированных в качестве участников избирательного процесса политических партиях. Таким образом, контроль деятельности политических партий приобретает двухслойный характер: принятое органами юстиции решение о допуске политической партии к участию в избирательной кампании подтверждается в процессе проверки поданных в ЦИК России документов.

Центральная избирательная комиссия РФ как государственный орган вправе запрашивать необходимые для информирования избирателей сведения о деятельности политических партий и отдельных их членов у правоохранительных органов. Важно отметить, что ответственность за недостоверность информации, имеющей общественно значимый характер, должны нести предоставляющие такие сведения органы.

При осуществлении контроля за деятельностью политических партий Росрегистрация вправе:

- не чаще одного раза в год знакомиться с документами политических партий и их региональных отделений, подтверждающими наличие региональных отделений, число членов политической партии и число членов каждого регионального отделения политической партии;

- направлять своих представителей для участия в проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями открытых мероприятиях (в том числе в съездах, конференциях или общих собраниях) по принятию устава и программы политической партии, внесению в них изменений и дополнений, выборам руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, выдвижению кандидатов в депутаты и на иные выборочные должности в органах местного самоуправления, реорганизации и ликвидации политической партии и ее региональных отделений;

- выносить политической партии, ее региональному отделению или иному зарегистрированному структурному подразделению письменное предупреждение (с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения) в случае осуществления ими деятельности, противоречащей положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом политической партии. Указанное предупреждение может быть обжаловано политической партией, ее региональным отделением или иным зарегистрированным структурным подразделением в суд. В случае вынесения предупреждения региональному отделению или иному зарегистрированному структурному подразделению политической партии территориальный орган Росрегистрации обязан незамедлительно сообщить об этом в федеральный уполномоченный орган и руководящий орган политической партии;

- вносить в суд заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного зарегистрированного структурного подразделения в соответствии с пунктом 3 статьи 39, пунктом 3 статьи 41 и пунктом 3 статьи 42 Федерального закона «О политических партиях».

Органы внутренних дел осуществляют информационное сотрудничество с избирательными комиссиями, проверяя по запросу наличие у кандидата на выборные должности наличие неснятой и непогашенной судимости, двойного гражданства. Представленные на коллегии МВД 24 декабря 2002 года статистические данные свидетельствует об эффективности сотрудничества: в 2002 году до выборов не было допущено 1386 претендентов, имевших непогашенную или неснятую судимость.

Сотрудники милиции, в соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел РФ от 18 июля 1996 года № 1039 (в редакции Указа Президента РФ от № 13 января 2001 года № 31), не могут быть членами политических партий. Это является одной из гарантий нейтрального отношения сотрудников контролирующих органов к контролируемым политическим партиям Положение о Министерстве внутренних дел РФ от 18 июля 1996 года № 1039 (в редакции Указа Президента РФ от № 13 января 2001 года № 31) // СПС Гарант.

Наиболее полно и глубоко деятельность политических партий контролирует Федеральная регистрационная служба и осуществляет контроль по следующим направлениям:

- за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации - политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения должны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии;

- за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий.

Полномочия по осуществлению контроля Федеральной регистрационной службой предусмотрены Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы", согласно которому Федеральная регистрационная служба осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений и политических партий требованиям законодательства Российской Федерации и их уставным целям, а также за соблюдением религиозными объединениями положений своих уставов относительно целей и порядка их деятельности Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы"// СПС Гарант.

2. Права Федеральной регистрационной службы тесно взаимосвязаны с обязанностями политический партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, закрепленными в ст. 27 комментируемого Закона.

Федеральная регистрационная служба имеет право:

1) не чаще одного раза в год знакомиться с документами политических партий и их региональных отделений, подтверждающими наличие региональных отделений, число членов политической партии и число членов каждого регионального отделения политической партии. Соответственно, политическая партия и ее региональные отделения обязаны ежегодно представлять информацию:

- о численности членов политической партии в каждом из региональных отделений;

- о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа;

- о своих структурных подразделениях, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах;

- копию представляемого в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сводного финансового отчета политической партии о поступлении и расходовании средств в отчетном году;

2) направлять своих представителей для участия в проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями открытых мероприятиях (в том числе в съездах, конференциях или общих собраниях) по:

- принятию устава и программы политической партии;

- внесению в них изменений и дополнений;

- выборам руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии;

- выдвижению кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

- реорганизации и ликвидации политической партии и ее региональных отделений.

В свою очередь, политическая партия и ее региональные отделения обязаны допускать представителей уполномоченных органов на открытые мероприятия.

3) в случае осуществления политической партией, ее региональным отделением или иным зарегистрированным структурным подразделением деятельности, противоречащей положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом политической партии, выносить письменное предупреждение (с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения).

Вынесенное предупреждение может быть обжаловано в суд:

- политической партией,

- ее региональным отделением или

- иным зарегистрированным структурным подразделением.

Если предупреждение выносится региональному отделению или иному зарегистрированному структурному подразделению политической партии, то территориальный орган Федеральной регистрационной службы незамедлительно сообщает об этом:

- в Федеральную регистрационную службу и

- в руководящий орган политической партии;

4) вносить в суд заявление:

а) о приостановлении деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного зарегистрированного структурного подразделения:

- после вынесения двух письменных предупреждений, если эти предупреждения не были обжалованы в суд или если они не признаны судом не основанными на законе;

б) о ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного зарегистрированного структурного подразделения в случаях:

- невыполнения требований об ограничении создания и деятельности политической партии;

- неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии;

- неучастия политической партии в выборах;

- отсутствия региональных отделений политической партии численностью не менее пятисот членов политической партии более чем в половине субъектов Российской Федерации;

- отсутствия необходимого числа членов политической партии;

- неоднократного непредставления политической партией в установленный срок в федеральный уполномоченный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях.

3. Центральная избирательная комиссия, соответствующая избирательная комиссия субъекта Российской Федерации осуществляют контроль за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями, их региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями, в виде:

- вступительных и членских взносов,

- пожертвований граждан и юридических лиц.

4. Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы осуществляют контроль за:

- источниками иных доходов, не связанных с внесением вступительных и членских взносов или пожертвований, политических партий, их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений,

- размерами получаемых ими денежных средств,

- уплатой налогов.

Анализ нормативно-правовой базы, теоретических основ и практического опыта функционирования органов, осуществляющих специальный контроль деятельности политических партий, позволяет констатировать многочисленность и разрозненность субъектов, определяющие усложненность процедур контроля деятельности партий.

2.2 Ответственность политической партии за нарушение действующего законодательства

Согласно Федеральному закону "О политических партиях" от 11 июля 2001 г. в качестве таких мер могут применяться санкции в виде приостановления деятельности и ликвидация партии (ее структурного подразделения) по решению суда. Основания, порядок и последствия применения этих санкций регламентированы в ряде статей Закона о партиях.

Как следует из п. 1 ст. 39 Закона "О политических партиях", в случае нарушения партией Конституции РФ и федеральных законов федеральный регистрирующий орган (Министерство юстиции) выносит письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее двух месяцев. В предупреждении должны быть указаны конкретные основания его вынесения (подпункт "в" п. 1 ст. 38) Федеральный закон «О политических партиях» принят Государственной Думой 21.06 01,одобрен СФ 29.06.01, подписан Президентом РФ 11.07.01 - ст.3 // Российская газета. - 2001. - 14 июля., т.е. те законодательные нормы, которые были нарушены партией. Кроме того, в этом документе должен быть установлен срок для устранения выявленных нарушений. В Законе определен лишь нижний предел такого срока, который не может составлять менее двух месяцев. Если в установленный срок нарушения не были устранены, а полученное партией предупреждение не было обжаловано в суд, ее деятельность может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда РФ на основании заявления Министерства юстиции.

Конституции и федеральных законов. Закон "О политических партиях" не дает перечня конкретных оснований для вынесения такого предупреждения. При этом выделены некоторые составы правонарушений, которые могут дать Министерству юстиции основания не только для вынесения партии предупреждения, но и для обращения с заявлением в Верховный Суд РФ о ликвидации партии без предварительного вынесения письменного предупреждения (выбор той или иной меры воздействия Закон оставляет на усмотрение регистрирующего органа). К таким составам относится прежде всего осуществление деятельности, направленной на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных и военизированных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни и нарушение запрета на создание структурных подразделений по производственному признаку. В этих случаях речь идет о весьма серьезных нарушениях закона, и возможность применения такой меры ответственности, как ликвидация партии, минуя стадию приостановления ее деятельности, представляется вполне оправданной.

Важно, что запрет, предусмотренный в ст. 44 Закона "Об общественных объединениях" ФЗ «Об общественных обьединениях» (в ред. Федеральных законов от 17.05.1997 N 78-ФЗ,

от 19.07.1998 N 112-ФЗ, от 12.03.2002 N 26-ФЗ,от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 10.01.2006 N 18-ФЗ,от 02.02.2006 N 19-ФЗ), может применяться как к зарегистрированным, так и к незарегистрированным партиям (напомним, что согласно п. 2 ст. 11 Закона о партиях партия считается созданной не с момента ее регистрации, а с момента принятия соответствующего решения на учредительном съезде партии) Федеральный закон «О политических партиях» принят Государственной Думой 21.06 01,одобрен СФ 29.06.01, подписан Президентом РФ 11.07.01 - ст.3 // Российская газета. - 2001. - 14 июля.. По смыслу Закона "Об общественных объединениях" запрет объединения означает невозможность воссоздания объединения, преследующего те же цели, что и запрещенное объединение. Применительно к партии можно сказать, что речь идет о невозможности воссоздания партии с той же программой и с теми же уставными целями деятельности, что и в запрещенной партии. Такая трактовка положений Закона "Об общественных объединениях" (явно нуждающихся в конкретизации в Законе о партиях) вытекает из общего правового смысла нормы о запрете общественного объединения. По смыслу этой нормы законодатель, устанавливая запрет на деятельность общественного объединения, ставит своей целью пресечь возможность воссоздания объединения с теми же характеристиками деятельности (отраженными в уставе объединения, а в случае с партией - и в ее программе), которые аналогичны деятельности запрещаемого объединения.

Наряду с этим применительно к рассматриваемой ситуации действует п. 2 ст. 7 Закона о партиях, устанавливающий запрет на использование символики партии, деятельность которой запрещена, а также п. 1 ст. 6, запрещающий использовать наименование партии, прекратившей свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением п. 1 ст. 9 данного Закона. При некоторой технической несогласованности формулировок ст. 6 и 7 Закона о партиях речь в них по существу идет об одном и том же, а именно о запрете использования наименования и символики партии, деятельность которой запрещена в соответствии со ст. 13 Конституции РФ Конституция РФ 12 дек. 1993 г. с изменениями , внесенными ФКЗ № 1- ФЗК от 25 марта 2004г. Москва 2006 г. и п. 1 ст. 9 Закона о партиях (это деятельность, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни).

Кроме того, на партии и их членов распространяются нормы ст. 41 Закона "Об общественных объединениях", согласно которым в случае совершения нарушений законодательства незарегистрированными общественными объединениями ответственность за данные нарушения несут лица, входящие в состав руководящих органов этих объединений, а в случае совершения общественными объединениями деяний, наказуемых в уголовном порядке, лица, входящие в состав руководящих органов этих объединений, могут нести ответственность как руководители преступных сообществ.

Однако указанные правовые последствия принудительной ликвидации партии не исключают ситуаций, когда после ликвидации партии, нарушившей требования ст. 13 Конституции РФ (а в данном случае речь, по существу, идет о ликвидации и запрете экстремистской организации), будут продолжать свою деятельность фракции ликвидированной партии в законодательных (представительных) органах государственной власти и в представительных органах местного самоуправления либо руководители запрещенных партий вскоре смогут создать и возглавить новую партию, которая хотя и будет иметь иное наименованием, иную программу и иную символику, но в глазах общественности (в силу известной персонификации российской политики) будет связана с именами лидеров запрещенной экстремистской организации и т.п.

Заключение

В данной работе я попытался рассмотреть вопрос правового регулирования деятельности политических партий в Российской Федерации. Надо сказать что данный вопрос требует более полного и глубокого изучения так как деятельность данных организаций может нанести серьезный вред деятельность и безопасности государства.

Надо сказать что государство должно и даже обязано контролировать деятельность политических партий и общественных объединений, так как деятельность данных организаций может быть направлена на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Но при этом надо учитывать что данный контроль не должен нарушать конституционные права человека и гражданина закрепленные в ст.13 Конституции РФ Конституция Российской Федерации.1993.г. с изменениями , внесенными ФКЗ № 1- ФЗК от 25 марта 2004г. // СПС Гарант,а так же другие права связанные с реализацией данного права. Контролирующие органы обязаны более тщательно подходить к изучению программ, уставов и других руководящих и организационных документов данных организаций. Следить что б деятельность политических партий не расходилась с их программами (в частности не имела экстремисткой и другой противогосударственной направленности).

Так же стоит отметить, что для контроля политических партий должен существовать целый комплекс проверочных мероприятий, которые должны осуществлять различные органы не находящиеся в подчинение друг друга.

Библиографический список

1. «Государственное (Конституционное) право Российской Федерации» Стрекозова В.Г; Казанцев Ю.Д.. Москва 1996г.

2. «Конституционное право России» Баглай М.В.; Габричидзе Б. Н. Москва 1996г.

3. «Конституционное право России» Козлова Е.И. Кутафин О. Е.. Москва 2000г.

4. . «Конституционное право России» Веденеев Ю.А Москва 1999г

5. А.В. Малько Теория государства и права: Учебник. -- М.: Юристъ, 2001. -- 304 с. ISBN 5-7975-0266-6 (в пер.)

6. Политическая энциклопедия Аверьянов Ю. И. Москва 1993 г

7. «Комментарий к Конституции Российской Федерации» Любимов А.П. - М. : Издательство «Экзамен», -С. 656.

8. Политические партии и право в современном государстве . Юдин Ю.. М., 2001. С. 36-50.

9. Становление многопартийности в России: (Социально-правовой анализ) Лапаева ВВ.//Государство и право. 2005- №8. С. 4.

10. Политические партии России // Гражданское общество в России: структуры и сознание. Холодковский К.Г. -- М., 2001. -- С. 175.

11. Политические партии в системе публичной власти современной России: Монография. Волобуева А.Н. -- Курск. гос. техн. ун-т. Курск, 2005. -- С. 13.

12. Политическая социология. Шварценберг Р.-Ж. Ч. III. -- М., 1992. -- С. 14, 15 // Зотова З.М. Указ. соч. -- С. 26, 27.

13 Политические партии России: процесс правовой институционализации. Заславский С.Е. Дис. … докт. юрид. наук. -- М., 2004. -- С. 98, 99.

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации.1993.г. с изменениями , внесенными ФКЗ № 1- ФЗК от 25 марта 2004г. // СПС Гарант.

2. Федеральный закон «Об общественных объединениях » (в ред. Федеральных законов от 17.05.1997 N 78-ФЗ,

от 19.07.1998 N 112-ФЗ, от 12.03.2002 N 26-ФЗ,от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 10.01.2006 N 18-ФЗ,от 02.02.2006 N 19-ФЗ) // СПС Гарант.

3. Федеральный закон «О политических партиях» принят Государственной Думой 21.06 01,одобрен СФ 29.06.01, подписан Президентом РФ 11.07.01 - ст.3 // Российская газета. - 2001. - 14 июля.

4. Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года. // СПС Гарант.

5. Положением о Министерстве внутренних дел РФ от 18 июля 1996 года № 1039 (в редакции Указа Президента РФ от № 13 января 2001 года № 31) // СПС Гарант.

6. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315 // СПС Гарант.

Приложение

Год.

Количество политических объединений

1

1993

35 политических объединений (участвовало в выборах 13)

2

1995

69 политических объединений (участвовало в выборах 43)

3

1999

34 политических объединения (участвовало в выборах 26)

4

2003

26 политических партий и блоков, 23 из них (18 партий и 5 блоков) были допущены до участия в выборах.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.