p align="left">Совсем другой подход, например, в ФРГ. Министерство образования, науки, исследований и технологий не является вышестоящей инстанцией для земельных министерств образования, а также для немецких университетов. Оно отвечает за вопросы планирования и исследования проблем высшего образования, за финансирование образования и финансовую поддержку научной системы, за профессиональное обучение и рамочное законодательство по высшей школе, за открытие новых вузов и оказание содействия науке в целом. Определенные тенденции в сторону улучшения сложившейся ситуации в области образования, и прежде всего высшего, стали отчетливо прослеживаться в последние несколько лет, что, на наш взгляд, напрямую связано с принятием 10 апреля 2000 г. Федерального закона "Об утверждении федеральной программы развития образования". В том, что касается приоритетов государственной образовательной политики, то мировой опыт дает возможность сегодня выделить следующие наиболее важные из них: совершенствование управления образованием и его финансирования; стандартизация образования; повышение уровня креативности образования на основе использования инновационных технологий; информатизация образования. Осознание этих приоритетов, их правильное расположение и реализация на практике в государственной образовательной политике в разных странах происходит по-разному, порой противоречиво и непоследовательно. Особенно отчетливо это проявляется в кризисные, переходные периоды развития государства от одной формы цивилизационного устройства общества к другой, когда кризисные явления поражают экономическую, политическую, духовную сферы общественной практики. Не случайно поэтому анализ некоторых документов Министерства финансов, Министерства федерального имущества, Министерства образования РФ позволил ряду отечественных исследователей предположить, что в руководстве страной вплоть до последнего времени отсутствовало целостное понимание главенствующей роли образования (особенно высшего) в социально-экономическом развитии страны, в обеспечении ее национальной безопасности. Одним из приоритетных направлений современной образовательной политики является сохранение сложившихся и отвечающих потребностям государственного разнообразия национальных систем образования. Речь, в данном случае, идет не о консервации образовательных систем, а об их богатстве, в фундаменте которого лежат национальные традиции образования, неотделимые от истории становления государства и собственного народа и сохраняющие положительный вклад каждого поколения в совершенствование системы образования. Сегодня уже можно говорить о постепенном правильном восприятии руководством российского государства в целом накопленного мирового опыта и ориентации своих конкретных шагов на вышеперечисленные приоритетные области. Наиболее наглядно этот тезис может быть проиллюстрирован на примере такой приоритетной области, как информатизация образования. Так, с помощью фонда Сороса в нашей стране уже создано 33 университетских Интернет-центра. Принимая во внимание, что дальнейшее развитие подобной практики предполагает участие обеих заинтересованных сторон на паритетных началах, Правительство РФ заложило в государственный бюджет 70 млн долларов США на программу информатизации в 2001 г. А дальше, каждый последующий год, тоже планируется выделение не менее 100 млн долларов США на эти цели. Кроме того, во время визита министра образования РФ В.М. Филиппова в США в начале 2001 г. была достигнута предварительная договоренность с руководством Всемирного банка о выделении дополнительных средств на финансирование программы по информатизации российского образования. Среди первоочередных мер, направленных на совершенствование системы образования, в том числе высшего, в РФ предусматривается пересмотр организационно-правового статуса учреждений высшей школы. Новый статус должен позволить ей зарабатывать средства из разных источников, в том числе из государственных, а полученные средства организация такого рода должна иметь возможность расходовать самостоятельно. По мнению В.М. Филлипова, "Не нужно планировать ей штатное расписание, не нужно устанавливать жесткие бюджетные ставки. Доходы и заработная плата работников образования должны и могут быть намного выше, чем они сейчас прописаны в бюджетной тарифной сетке". Все эти изменения статуса образовательных учреждений направлены на то, чтобы высшая школа могла финансировать подготовку специалистов, в полной мере воспользовавшись преимуществами увеличения расходов на образование. И не случайно смена статуса предлагается не только для образовательных учреждений, но и для учреждений медицины и культуры. Они тоже должны более результативно зарабатывать средства для своего развития. Также на совершенствование и улучшение системы управления образовательной сферой, взаимодействия между Министерством и учебными учреждениями направлено предусмотренное Программой стратегии развития РФ до 2010 г. создание университетских комплексов, что особенно актуально для отдаленных от центра регионов, поскольку позволяет организовать качественную подготовку специалистов высшего и среднего звена с привлечением возможностей техникумов и ПТУ. 4. Юридические основы функционирования системы высшего и послевузовского профессионального образованияЗаконодательство Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования и его задачи Ступени и степени высшего профессионального образования. Сроки и формы его получения Государственные образовательные стандарты Совершенствование правовых, законодательных основ сферы образования и образовательной деятельности выступает одним из направлений реализации принципов современной образовательной политики. Актуальной проблемой, в данном случае, является вопрос о соотношении международного и национального законодательства в сфере образования. В идеале, изменение международного законодательства всегда должно выступать основой для приведения в соответствие с ним национальных проблем, правовых норм и механизмов. Однако на практике данный процесс осуществляется с большими сложностями и трудностями. Политические системы различных государств не одинаково восприимчивы к введению новых законов и правовых механизмов, в том числе и в сфере образования. Недостаточны для этого и экономические, социальные и культурные возможности некоторых государств. Совершенствование национального законодательства в области образования - исключительная прерогатива государства, органов его законодательной и исполнительной власти. Это аксиома современной образовательной политики, которая на практике реализуется по-разному в различных государствах. Законодательство Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования и его задачиЗаконодательство РФ в области образования включает в себя Конституцию РФ, Закон "Об образовании" 1992 г. (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г.), Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с изменениями от 10 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.), принимаемые в соответствии с ними другие законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ в области образования. Федеральные законы в области образования: разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ; регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами РФ. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории РФ; вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов РФ и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования. При этом законы и иные нормативные правовые акты в области образования, принимаемые субъектами РФ в соответствии с их статусом и компетенцией, не должны противоречить федеральным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с федеральными законами. К числу задач законодательства Российской Федерации в области образования отнесены: разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней; обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование; создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации; определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области. Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством: финансирования за счет средств федерального бюджета государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования. При этом на соответствующие цели не может быть выделено менее чем 3% расходов федерального бюджета, за счет которого обеспечивается финансирование обучения в государственных высших учебных заведениях не менее чем 170 студентов на каждые 10 тыс. человек, проживающих в РФ; разрешения доступа граждан РФ к высшему образованию, недопущения сокращения числа студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета; предоставления налоговых льгот высшим учебным заведениям и образовательным учреждениям соответствующего дополнительного образования, а также организациям, вкладывающим средства в развитие высшего и послевузовского профессионального образования; предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, пособий и льгот, в том числе на питание и проезд на транспорте. В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона "Об образовании" организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования. Изначально в основу этой программы были положены следующие положения: создание условий для обеспечения конституционных прав граждан на конкурсной основе высшего и среднего профессионального образования; учет и согласование интересов личности, представителей различных социальных, национальных, территориальных и иных общественных групп и государства в целом в области высшего образования; академическая автономия вузов при усилении их ответственности за результаты деятельности; постепенный переход к преимущественно университетской системе высшего образования с сохранением сильных специализированных вузов; создание и развитие региональных систем высшей школы и негосударственной системы высшего образования. Программа должна приниматься высшим органом законодательной власти РФ. Пункт 3 ст. 1 того же Закона устанавливает, что "Федеральная программа развития образования разрабатывается и корректируется на конкурсной основе. Конкурс объявляется Правительством РФ". Конкурсная основа разработки и принятия Федеральной программы развития образования дала повод таким специалистам, как, например, А.И. Галаган, безосновательно и беспочвенно предположить возможность участия в этом процессе "организаций и лиц, не только не сведущих в том, для достижения каких общегосударственных целей разрабатывается государственная политика в области образования, но и некомпетентных в самой области образования…". Решение о разработке Программы принято Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 787 "Об организации конкурса на разработку Федеральной программы развития образования". Этапы рассмотрения Программы: решение созданной Правительством РФ Комиссии по организации конкурса на разработку Федеральной программы развития образования о результатах указанного конкурса от 10 марта 1993г.; решение Правительства РФ (протокол № 5 от 31 марта 1994 г.) об одобрении проекта Федеральной программы, отобранного по результатам проведенного конкурса и доработанного Министерством образования РФ, Государственным комитетом РФ по высшему образованию, Министерством экономики РФ с участием Министерства финансов РФ согласно поручению Правительства РФ от 1 апреля 1993 г. № БФ-П5-11430; новая редакция Программы одобрена Правительством РФ на заседании 24 июня 1999 г. Федеральная программа развития образования была утверждена Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования". Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности конкретного региона и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством РФ в области образования к ведению субъектов РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|