p align="left">В августе 1939 г. было принято Положение об адвокатуре в СССР, явившееся моделью для всех последующих законов об адвокатуре. Адвокатам было запрещено совмещать адвокатскую практику с работой в госучреждениях. Надзор за деятельностью адвокатуры теперь осуществлялся Народным комиссариатом юстиции СССР, республиканскими Наркоматами юстиции и региональными управлениями Наркомюста. В 1950-х годах позиция законодателя по отношению к дискриминирующим адвокатуру законам стала меняться. Стал проявляться более либеральный подход государства, что явилось следствием общего изменения политической ситуации в стране. В 1960-х годах Положение об адвокатуре СССР было заменено законами республик. В частности, в РСФСР такой закон был принят 25 июля 1969 г.. Согласно принятой в 1977 г. Конституции СССР, адвокатура наконец приобрела статус публичного института. 30 ноября 1979 г. был принят Закон об адвокатуре в СССР, в 1980 г. - Положение об адвокатуре в РСФСР, действовавшее вплоть до 2002 г.. Адвокатура стала пониматься как добровольное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Задачи адвокатуры были определены следующим образом: участие в осуществлении правосудия, выполнение поручений граждан и организаций на ведение судебных и административных дел, оказание бесплатной юридической помощи, консультационная работа. Для приобретения статуса адвоката требовалось высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет. Коллегия адвокатов, образованная по административно-территориальному принципу, по Положению 1980 г. являлась единственной формой их профессиональных объединений. Органами самоуправления коллегий были общее собрание или конференция (высший орган), президиум (исполнительный) и ревизионная комиссия (контрольно-ревизионный). Все вопросы на общем собрании решались большинством голосов. В компетенцию этого органа входило: 1)избрание президиума и ревизионной комиссии; 2) досрочный отзыв членов президиума и ревизионной комиссии; 3) установление численного состава, штата, бюджета коллегии; 4) заслушивание и утверждение отчета о деятельности президиума и ревизионной комиссии; 4) утверждение правил внутреннего трудового распорядка коллегии; 5) рассмотрение жалоб на постановления президиума; 6) рассмотрение других вопросов о деятельности коллегии. Полномочия президиума коллегии определялись следующим образом: 1) созыв общих собраний (конференций); 2) организация и руководство над деятельностью юридических консультаций; 3) принятие в члены коллегии и в состав стажеров, а также отчисление и исключение из них; 4) организация стажировок, распределение адвокатов по юридическим консультациям; 5) утверждение штата и сметы юридических консультаций; проведение мероприятий по повышению квалификации членов коллегии; 6) контроль над качеством работы адвокатов; 7) контроль над соблюдением правил внутреннего трудового распорядка коллегии; 8) контроль над соблюдением установленного порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, а также за порядком оплаты юридической помощи; 9) принятие решений об оказании бесплатной юридической помощи; 10) распоряжение средствами коллегии; 11) представительство коллегии в государственных и общественных организациях; 12) ведение статистической и финансовой отчетности. Ревизионная комиссия проводила ревизии финансово-хозяйственной деятельности президиума коллегии адвокатов и юридических консультаций. Существовала также квалификационная комиссия. В городах и других населенных пунктах создавались юридические консультации. Юридическая консультация была структурным подразделением коллегии адвокатов и не являлась юридическим лицом. Адвокатура получила определенную автономию и перестала быть придатком государственного аппарата. Концептуально организационный статус коллегий, характер их взаимоотношений с государством, порядок оказания юридической помощи не изменялся до 2002 г. Буробин В.Н. Адвокатская деятельность. - М.: ЭКМОС, 2003, стр. 57 К началу 1990-х годов законодательство об адвокатуре безнадежно устарело. С 1992 по 2002 гг. шла работа по разработке нового законодательства. 31 мая 2002 г. был принят действующий и ныне Федеральный закон 3 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее Закон об адвокатуре). Таким образом, адвокатура в нашей стране прошла долгий путь становления и развития, от зарождения в виде стряпничества до сформировавшегося неотъемлемого института гражданского общества демократического государства. Мы видим, что на протяжении истории в понятие правового статуса адвоката вкладывался совершенно разный смысл. Изменения претерпевали и формы адвокатских объединений. На современном этапе можно говорить о том, что адвокатура в России наконец приобрела основные черты адвокатуры западного образца, подлинной адвокатуры, принципы которой были заложены еще в Древнем Риме. Что собой представляет современная российская адвокатура, каков правовой статус представителей этой древнейшей профессии на сегодняшний момент, в каких формах они осуществляют свою деятельность, рассмотрим в следующей главе. 2. Современное состояние российской адвокатуры 2.1 Адвокатская деятельность: понятие, задачи, значение Адвокат (от лат. advico - «приглашаю») - одна из древнейших профессий, связанная с оказанием правовой помощи физическим лицам и организациям, в том числе с защитой их интересов в суде. Впервые адвокаты появились в Древнем Риме. В период Империи (27 г. до н.э. - 476 г. н.э.) сформировалась корпорация профессиональных защитников в суде. Для приобретения статуса адвоката требовалось быть занесенным в матрикулы (официальный список лиц с определенным уровнем доходов) и сдать экзамены по праву. Устройство адвокатуры Рима периода Империи стало основой всех будущих видоизменений адвокатуры, вплоть до современных. Правовая природа любой адвокатуры вообще отражается в ее официальном статусе: это независимая, негосударственная, некоммерческая, добровольная организация квалифицированных юристов, созданная для оказания юридической помощи всем, кто в ней нуждается. Действительно, адвокатура никогда не была закрытой для народа корпорацией. Она создана для людей и действует только в их интересах. Адвокаты всегда причисляли себя к структурам гражданского общества, имея при этом в виду, что служение гражданскому обществу и праву как гуманистическому явлению есть основная задача адвокатуры. Право на юридическую помощь и, в частности, на помощь адвоката для защиты закреплено в большинстве Конституций стран мира. Статья 48 Конституции РФ гласит: «1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. 2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения». Однако формальное провозглашение прав не имеет практической ценности без эффективного механизма обеспечения этих прав. Важная роль в их реализации принадлежит адвокатуре. Иными словами, адвокатура есть институт, призванный защищать права и интересы физических и юридических лиц. Анализируя первую главу настоящей работы, мы понимаем, что суть адвокатуры и адвокатской деятельности в России долгое время по политическим причинам замалчивались. В настоящее время, в связи с тенденцией к построению в России правового государства, понятие адвокатуры, ее социальный статус существенно изменились. Понятие адвокатской деятельности дается в статье 1 главы 1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее Закон об адвокатуре). Настоящий Закон выделяет следующие признаки адвокатской деятельности: 1) оказание квалифицированной юридической помощи доверителям (физическим и юридическим лицам); 2) осуществление деятельности на профессиональной основе; 3) осуществление деятельности только лицами, имеющими статус адвоката, полученный в порядке, установленном Законом; 4)осуществление деятельности в целях защиты прав, свобод и интересов доверителей, а также обеспечения доступа к правосудию. Для того, чтобы считать деятельность адвокатской, необходимо наличие всех вышеназванных признаков. Так, не является адвокатской деятельность по регистрации предприятий в регистрационных органах, выполнение каких-либо поручений доверителя неюридического характера, поскольку отсутствует первый признак. Частная детективная работа, охрана доверителя, даже если она осуществляется адвокатом, адвокатской деятельностью не является, так как она не связана с защитой их прав, свобод и интересов. Это означает, что адвокат не вправе оказывать такие услуги на платной основе (п. 1 ст. 2 Закона об Адвокатуре). Адвокатская деятельность не является предпринимательской, то есть ее целью не может являться получение прибыли. Доходы адвоката - это вознаграждение, получаемое от клиентов, а не результат коммерческой деятельности. Поэтому на адвоката не распространяются нормы законодательства, касающиеся предпринимательской деятельности граждан. Закон об адвокатуре утверждает следующие демократические правовые принципы, на основе которых организуется современная российская адвокатура и адвокатская деятельность: гуманизм, законность, добровольность вступления в адвокатуру и членства в ней, самоуправление и независимость адвокатуры от государственного и иного вмешательства в ее дела, тайна сведений, доверенных адвокату клиентами, и др.. Этими принципами и определяется отличие адвокатуры от государственных правоохранительных органов и правозащитных общественных организаций. Судопроизводство в современной России строится на основе принципа состязательности и равноправия сторон, закрепленного в ст. 123, п. 3 Конституции РФ и конкретизированного в ст. 15 УПК РФ. Реализация этого принципа возможна только при наличии в стране адвокатуры, имеющей соответствующий правовой статус. Таким образом, адвокатура - это негосударственное и некоммерческое добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, обладающих статусом адвоката, созданное для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав и законных интересов. То есть, это институт, защищающий частный, а не государственный интерес. Закон предусматривает следующие конкретные действия, осуществляемые адвокатом при оказании юридической помощи: 1) дача консультаций и справок по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме; 2) составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; 3) представление интересов доверителя в конституционном судопроизводстве; 4) участие в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве; 5) участие в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях; 6) участие в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов; 7) представление интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях; 8) представление интересов доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации; 9) участие в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания; 10) участие в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». - М.: Проспект, 2008, ст. 2, п. 2 Буробин В.Н. справедливо отмечает, что «одним из самых главных критериев, отличающих цивилизованное демократическое правовое государство от стран с авторитарным политическим режимом или недавно освободившихся от такого режима, является уважительное отношение к адвокатуре и адвокатской деятельности». Буробин В.Н. Адвокатская деятельность. - М.: ЭКМОС, 2003, стр. 25 К сожалению, престиж адвокатуры в России всегда был намного ниже, чем в странах западной Европы и США. Однако в России строится правовое государство, развиваются рыночные отношения, предпринимательство, роль права в жизни общества увеличивается, следовательно, и социальная ценность адвокатуры и адвокатской деятельности неуклонно возрастает. 2.2 Статус адвоката В современной российской науке понятие правового статуса оформилось сравнительно недавно. До 60-х годов под ним понималась правоспособность. Лишь в 70-80-е года категория правового статуса получила широкую разработку. В настоящее время можно говорить о том, что это одно из ключевых понятий правоведения.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|