p align="left">При этом особенностью момента является то, что многие "ищущие" не готовы затрачивать много времени на поиск идеального супруга, поскольку все их время отдано работе. К тому же инициатором создания семьи все чаще становится мужчина, поскольку средняя европейская женщина не нуждается в мужчине как источнике средств к существованию. Таким деловым дамочкам нужен "муж-подкаблучник", человек, который готов искать компромисс и берет на себя значительную долю домашних забот. Однако, несмотря на повсеместное стремление создать полноценную ячейку общества, каждая четвертая европейская пара живет без заключения брака. Такой гражданский вариант супружества популярен и в странах СНГ. Современная молодежь не видит смысла в регистрации своих отношений до момента рождения ребенка. Как правило, в ЗАГС обращаются либо будущие родители, либо пары, заключающие фиктивный брак [9;c. 56]. Кстати, по сравнению с концом прошлого века, нынешняя молодежь стала более религиозной. Сотни молодых пар предпочитают теперь узаконить свои отношения перед Богом. Что интересно, делают они это не как раньше, по наказу родителей, а по велению души и сердца. Особенно это касается католической молодежи, у которой недавно был зафиксирован резкий всплеск интереса к религии. Однако подобные веяния касаются в основном населения крупных городов. "Секс в большом городе" действительно стал проблемой для многих. В небольших европейских городках молодые люди реже задумываются о семейной жизни, так как у них уходит больше времени на карьерный рост. Правда в провинциальной Европе дела обстоят куда как лучше, размеренная жизнь самым благоприятным образом действует на местное население, которое старается никуда не торопиться, и принимать только взвешенные решения. Таким образом, семья - это древнейший институт человеческого взаимодействия между мужем и женой, родителями и детьми, основанный на браке, как исторически обусловленной и регулируемой обществом форме отношений. Семья и брак, как сложный социальный институт, на протяжении своего эволюционного развития привлекал внимание исследователей из разных областей науки: историков, философов, врачей, социологов, психологов. Несмотря на различные подходы к исследованию семьи, представители всех наук внесли свой вклад в изучение этого уникального явления. В последние десятилетия институт брака претерпел значительные деструктивные изменения. Однако следует отметить, что современные исследования показывают, что ситуация постепенно выравнивается. Это в первую очередь относится к зарубежным странам, где революционный бум свободной любви идет на спад. Раздел 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЦ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИХ ОТНОШЕНИЕ К БРАКУ 2.1. Характеристика периода ранней взрослости Взрослость - это период онтогенеза, условно определяющийся возрастными границами 20-55-60 лет и характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека. Обычно разделяют периоды ранней взрослости (20-40 лет) и средней взрослости (40-60 лет) [23;c.212]. Ряд исследователей, занимающихся проблемами развития и самопознания, рассматривают взрослость как время непрерывного изменения и роста. Развитие человека в период взрослости зависит от разрешения проблем предшествующих периодов. Основное новообразование этого периода - достижение личностной зрелости. Содержание этого понятия используется в психологии часто, но понимается несколько по-разному. В работах (Холл, Линдсей) авторы, характеризуя взрослого человека, выделяют следующие его характеристики: широкие границы «Я», способность к теплым социальным отношениям, наличие самопринятия, реалистичное восприятие опыта, способность к самопознанию, чувство юмора, наличие определенной жизненной философии. Анализ литературных источников [8;11;19;] позволяет составить обобщенную модель ценностей современной молодежи. Важной группой ценностей для молодых взрослых является достижение высокого социального статуса, достатка, независимости. В отдельную группу можно выделить потребности в самореализации, поиске себя. Но наибольшее значение в жизни молодежи имеют общение со сверстниками, потребность в привлекательности, одобрении, дружбе, любви. Интересно, что доминирование потребностей в общении и принадлежности к группе традиционно считается более характерным для подростков, а не для тех, кому 23-30 лет, когда на первый план должно выходить стремление к самодостаточности и профессиональному самоопределению. Возможно, некоторая задержка взросления является следствием нескольких лет относительной экономической стабильности в странах СНГ. Как известно, чем благополучнее общество, тем длиннее детство [12;117]. С другой стороны, как отмечают авторы А.И. Левин и Л.В. Левина, после шока 1990-х годов и всплеска карьерного энтузиазма среди молодежи возможны возвращение к традиционному пониманию повседневного труда как неприятной обязанности и стремление получать желаемое "по щучьему веленью" [9;c.42]. Работа в представлении молодых людей связана в основном с результатом карьеры, а не с процессом получения профессионального опыта. Например: "Хочу быть боссом и много зарабатывать". Осознается необходимость образования для достижения желаемого статуса, но многие относятся к образованию формально: важно получить диплом, а не знания [9;c.43]. По Э. Эриксону, начало зрелости (период конца юности до начала среднего возраста) является шестой стадией жизненного цикла. Это время ухаживания мужчины за женщиной и ранние годы их семейной жизни. Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе осознание «Я» и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным - одиночества [25;c.323]. Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость двоих людей, но и способность одного человека заботиться о другом и делиться с ним всем существенным без боязни при этом потерять себя. Задачами периода взросления (23-30 лет) являются: - устройство и организация жизни новой семьи; - освоение родительской роли. Для матери важно найти свое «Я» не только в пространстве семьи, но и в пространстве общества. Для отца - выстроить «модель правильной жизни» для всей его семьи, которая складывается из рациональной оценки возможностей и воплощения их в жизнь; - выработка собственного (семейного) стиля, который предполагает семейное единение «Мы» и свободное существование «Я» каждого члена семьи, принятие на себя определенных обязательств, ответственности. 2.2. Факторы, влияющие на отношение современной молодежи к браку На уменьшение числа заключаемых браков и, как следствие, снижение рождаемости оказывают непосредственное влияние такие факторы, как падение уровня жизни, трудности с обеспечением жильем, социальные потрясения и др. По проведенным многими социологами исследованиям видно, что показатель брачности молодежи находится в прямой зависимости от наличия собственного жилья. Это подтверждается также и тем, что среди опрошенных абсолютное большинство молодых людей считают, что молодая семья должна жить порознь с родителями и только 1,8% респондентов желают жить после заключения брака с родителями (такая точка зрения превалирует у не состоящих в браке молодых людей [11;c.65]. Эти ответы лишний раз подтверждают, что в последнее время среди молодежи отмечается стремление к нуклеарной семье, и, как следствие, откладывание браков до достижения материально-бытового благополучия [4;c.12]. Характерно и некоторое противоречие в отношении молодежи к поддержанию семейных контактов с родителями. С одной стороны, налицо их укрепление, так как в современных рыночных условиях большинству молодых пар самостоятельно практически невозможно содержать свою семью. С другой стороны, просматривается четкое стремление молодых супругов к самостоятельной жизни, без вмешательства родителей в семейные отношения. По мнению специалистов, значительный рост нуклеарных семей произойдет с решением жилищной проблемы. Вместе с тем широкое распространение нуклеарных семей среди молодежи не может не вызывать некоторых опасений, ибо самостоятельно не обслуживающая себя в финансово-материальном и психологическом плане молодая семья не может быть достаточно подготовленной к жизненным трудностям [2;c.88]. Исследования показывают: сегодняшняя молодежь слабо подготовлена к разрешению семейных конфликтов. Настораживающим в данном случае является тот факт, что среди опрошенных респондентов состояли ранее в юридически оформленном (5,5%) и нелегитимном (4,6%) браках. Развод становится ординарным событием [2;c.89]. Уже в студенческие годы юноши и девушки успевают заключить брак и развестись, поэтому, сохраняется угроза для будущего: как показывают материалы многих исследований, наблюдается тенденция развода и у вступивших в брак детей разведенных родителей. Среди причин, которые повлияли на расторжение брака, молодежью, вне зависимости от пола и места обучения, были названы: психологическая несовместимость супругов; бытовая неустроенность в браке; материальное неблагополучие. Замечено, что откладывание браков, в результате каких бы то ни было причин, не сопровождается откладыванием сексуальных отношений среди молодежи. А это нередко приводит к нежелательной беременности, которая заканчивается, как правило, абортом, увеличением случаев бесплодности, отказом от рожденных детей и т.п. В качестве первого опыта совместной жизни сожительство вытесняет среди молодежи брак. Более половины молодых людей, смущенно следующих к алтарю, уже имели такой опыт. Нынешней молодежи добрачная совместная жизнь кажется хорошим средством пользоваться преимуществами брака, одновременно избегая риска развода. Считается, что партнеры, ведущие совместную жизнь, разделяют материальные заботы и больше узнают друг друга. Они якобы выясняют, присущи ли партнеру качества, необходимые для супружества. А если дело не идет на лад, расставание не представляет сложности. Неженатым парам не требуется добиваться юридического расторжения своего союза и приводить прекращение совместной жизни в соответствии с требованиями своей религии. Не удивительно, что молодежь предпочитает добрачную совместную жизнь. По данным опросов, большинство молодых людей считают опыт добрачной совместной жизни положительным явлением [2;c.92]. Однако, как показывает тщательный анализ фактических данных, имеющихся в распоряжении социологов, сожительство не является хорошим средством в приготовлении к браку или предотвращении развода. Гражданские браки имеют тенденцию ослаблять институт брака и представляют очевидную и серьезную угрозу для женщин и детей. В частности, по данным исследований, добрачная совместная жизнь увеличивает риск распада заключенного впоследствии брака. Добрачная совместная жизнь является фактором повышения опасности жестокости по отношению к женщине. А также риска физического и эмоционального насилия в отношении детей. По сравнению с супружескими парами, неженатые пары бывают менее счастливы и благополучны. Поскольку нынешнее поколение чрезвычайно остро сознает хрупкость брака, молодым людям особенно важно знать, что способствует укреплению супружества, а что подрывает его устои. Тем не менее, многим молодым людям неизвестны факты, касающиеся добрачной совместной жизни, в тоже же время широкие культурно-социальные тенденции делают добрачную жизнь привлекательной для современной молодежи. Вышесказанное свидетельствует о признаках семейной дезорганизации среди молодежи. А это ведет к ослаблению чувств семейного долга, семейных традиций и установок супружеской и семейной верности. В связи с последним важной становится также проблема рождаемости в молодых семьях, так как фактическое образование семьи происходит только после того, когда в результате союза двух людей появляется новая жизнь. Таким образом, период ранней взрослости характеризуется с одной стороны определением себя в мире взрослых, принятием обязательств и ответственности за себя и своих близких, предполагающие стабильное, предсказуемое течение дальнейшей жизни. С другой - существующие в обществе негативные факторы ( экономическая нестабильность, дороговизна жилья, сексуальная распущенность, неподготовленность молодежи к семейной жизни и др.) приводят к откладыванию браков на более поздний период и многочисленным разводам. Раздел 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К БРАКУ У ЛИЦ 25-35 ЛЕТ 3.1. Организация и методика проведения исследования Рабочий план исследования. Исследование включило в себя следующие этапы: 1) определение поля и объекта исследования - подбор респондентов; 2) разработка программы исследования предмета анализа, гипотез, вопросов; 3) тиражирование вопросов, для желательного освещения в сочинении; 4) сбор первичной информации и ее обработка (без помощи средств ЭВМ); 5) анализ итогов предложения выводов и рекомендаций. Объектом нашего исследования стали молодые люди в возрасте от 25 до 30 лет, проживающие в г. Одессе. Исследуемые подбирались методом свободной выборки. В нашем исследовании приняли участие 16 молодых людей указанного возраста. Из них 8 женщин и 8 мужчин. Все женщины имеют высшее образование, у мужчин - 6 - с высшим образованием, 2 - со средним-специальным. В качестве методики исследования было выбрано сочинение на тему: «Ваше отношение к браку». Форма сочинения, на наш взгляд помогает свободно выразить свои мысли, дает дополнительную информацию о респонденте. Внимание респондентов обращалось, прежде всего, на формы брака, проблемы его устойчивости, вопросы рождаемости, причины позитивного и негативного отношения к браку. Исследование проводилось в разное время в форме домашнего задания по указанной теме с просьбой попытаться осветить ряд вопросов: 1. Как вы относитесь к браку? 2 . В каком возрасте, как вы считаете, нужно вступать в брак? 3. Как относитесь к браку с разными национальностями? 4. Для вас имеет значение социальное положение вашей половины? 5. На каком социальном уровне должен быть мужчина, чтобы привлечь к себе внимание девушки? 6. Кто, по вашему, должен быть главой семьи? 7. Кто в семье должен зарабатывать деньги? 8. Ели вы до сих пор не состоите в браке, то почему? 9. Когда вы встретили свою первую любовь? 10. Как вы относитесь к браку в раннем возрасте (до 18лет)? 11. Хотели ли вообще вступать в брак? 12. Какая для вас самая нормальная причина вступать в брак? 13. Состоите ли вы в браке и, по какой причине? 14. Есть ли у вас друзья состоящие в браке? 15. Ваш возраст? 3.2. Результаты и их обсуждение По результату анализа сочинений, положительно относящихся к браку, в процентном соотношении, составляет 80% от числа всех респондентов. Остальные 20% (мужчины) пока не задумывались об этом. Хорошим результатом является то, что отрицательно относящихся к браку, среди опрошенных, не было по этому поводу можно сделать ряд выводов. Среди опрощенных 96,% считают, что самый приемлемый возраст для вступления в брак 22-30 лет, и всего лишь незначительная часть (4%) считают от 30 и старше. Положительно то, что никто не ответил в возрасте от 16-20лет. Значит, большинство считает, что брак в раннем возрасте неприемлем. Очень интересный ответ мы получили на вопрос: «Когда вы встретили свою первую любовь». 66% ответили, что в школе, но лично нас огорчил ответ, 40% опрошенных, еще не встретил. У незначительной части, первая любовь встретилась в институте, и у 10% в детском саду. Для большинства опрошенных парней социальное положение девушки их не интересует, так ответили 80%, но вот девушки к этому вопросу относятся по-другому, социальное положение не интересует всего лишь 10% из числа опрошенных девушек. 26,6% девушек ответили, что может это и лучше, но вообще нет, а вот 13,3 % девушек ответили, что для них имеет значение социальное положение парней; в отличие от парней, из них так ответили 6,6%. На вопрос состоите ли вы в браке, лишь пять человек ответили положительно. Три из них - ответили - по любви; 2 - по необходимости, из-за беременности. Респонденты, не состоящие в браке основной причиной назвали отсутствие самостоятельного жилья и отсутствие подходящей половины. Основной причиной вступления в брак 70% испытуемых назвали сходство характеров и интересов, 30 %- любовь. Большинство опрошенных назвали главой семьи мужчину (20% - женщину, причем сами женщины). В таком же соотношении исследуемые ответили, что деньги в семье должен зарабатывать мужчина. На вопрос, имеет ли значение национальность партнера при вступлении в брак 20 % ответили, что не имеет, 80% предпочитают иметь брачного партнера своей национальности. Большинство опрашиваемых ответили, что лишь незначительная часть их друзей (в возрасте от 23 до 30 лет) состоят в браке и имеют детей. Суммируя итоги проведенного нами исследования, можно сделать ряд выводов. ВЫВОДЫ Семья всегда находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Именно в традиционной семье, скрепленной официальными или традиционными узами, закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Статистика свидетельствует, что разрушение культурных традиций и морально-этических норм брачных отношений весьма болезненно отразились на состоянии семьи как социального института. Добрачный сексуальный опыт, сожительство в так называемых гражданских браках, падение нравственности, нестабильность экономического развития большинства государств бывшего Советского Союза привели к тому, что население этих стран характеризует большое количество разводов, позднее заключение браков и даже безбрачие. Целью нашего исследования было выяснение особенностей отношения к браку лиц, в возрасте 25-30 лет. Результат исследования показал, что данная возрастная категория характеризуется стремлением к самоопределению и профессиональной устроенности с целью создания дальнейшей стабильности развития жизни. Выбор жизненного пути, приобретение профессии, повышение квалификации, поиск любимой работы и пр. - все это общая направленность современной молодежи. Когда мы говорим о психологической зрелости человека, то так или иначе, подразумеваем при этом его умение и готовность преодолевать те или иные трудности, без которых немыслима жизнь вообще и семейная жизнь в частности. Умение преодолевать жизненные трудности - важный показатель психологической и социальной зрелости человека. Возмужание как психологический процесс- это постоянное приобретение жизненного опыта и знаний о реальных человеческих взаимоотношениях. Данные исследования показали, что данная возрастная категория в своем большинстве положительно относится к брачным отношениям. Однако социально-экономическая ситуация, т.е. отсутствие собственного жилья, недостаточная материальная обеспеченность сдерживает их желание иметь семью. Негативное влияние на желание вступить в брак оказывает на данную категорию молодых людей и то, что круг их знакомств значительно снижен, по сравнению с прошлым возрастным периодам. Многие молодые люди сетуют, что еще не встретили свою половину, а большую часть девушек не устраивает социальный статус претендентов на совместную брачную жизнь, т.е. девушками во главу угла ставится, видимо, брак по расчету. Это ведет к тому, что значительная часть молодых людей не состоит в браке, хотя их отцы и матери в таком возрасте уже имели детей. Таким образом, возраст ранней взрослости является предпочтительным возрастом для вступления в брак и характеризуется положительным отношением к этому институту со стороны молодежи данной группы. Однако в силу имеющихся социально-экономических факторов, разрушения культурных и моральных традиций общества, данная категория в большинстве своем в официальных брачных отношениях не состоит. Такое положение не только негативно сказывается на демографической ситуации, но и приводит и инфантилизму молодых людей и задержке их личностного развития. ЛИТЕРАТУРА 1. Александров И.Ф. Семья как первичная ячейка и как субъект права //Актуальные проблемы поведения. №3, 2003. 2. Гаспарян В.А. Семья на пороге ХХІ века: социологические проблемы .-М.: Наука, 172с. 3. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996. 160с. 4. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы /Отв. ред. А.И. Антонов.-М.: Наука, 1990. 5. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии.-Л: Изд-во ЛГУ, 1982.-128с. 6. Ковалев С.В. Психология семейных отношений, М., 1987. 7. Ковалев С.В. Психология современной семьи, М., 1988. 8. Кваша Б.Ф., Спицнадель В.Б., Минко Н.И. Ценностные основы семьи.-СПб., 1997.-42с. 9. Левин А.И., Левина Л.В. Современная семья и ее еволюция в условиях перехода к постниндустриальному обществу.-Курск, 2001.- 218с. 10. Меньшутин В.П. Помощь молодой семье. М., 1990. 11. Полутин С.В. Молодежь в системе социального воспроизводства: социологический анализ. Саранск, Изд-во Мордовского университета, 2000.- 125с. 12. Психологическая культура семейных отношений. Методические материалы.- М.: Высшая школа, 1988.-336с. 13. Разумихина Г.П. Этика и психология семейной жизни. М., 1986. 14. Семечкин Н.И. Социальная психология.- СПб.:Питер, 2004.-375с. 15. Синицына Л.Н. Гендерные стереотипы и реальность современной культуры.-М.: Наука, 2002.-102с. 16. Сокольникова Э.И. Семья как царство любви и добра. М., 1996. 17. Социальная психология /под ред. А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1987.-224с. 18. Сысенко В.А. Супружеские конфликты, М., 1983. 19. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Материалы к программе "Этика и психология семейной жизни" М.,1999. 20. Фромм Э. Мужчина и женщина.-М.: Изд-во АСТ, 1998.-512с. 21. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978. 22. Христианская семья и брак. М., 1992. 23. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций.- М.: Апрель-Пресс, 2000.-512с. 24. Этика и психология семейной жизни. Пособие для учителя. М., 1984.
Страницы: 1, 2, 3
|