реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовой минимум и государственная регистрация юридических лиц

реферат
егистрация организаций на подставных лиц обычно производится, когда организация создается для проведения каких-либо разовых операций с незаконной целью (для обналичивания крупных сумм с целью ухода от налогов и т.д.) Зыкова И.В. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц: взгляд на некоторые проблемы». Национальный институт бизнеса. Сборник научных статей преподавателей юридического факультета. - Вып. 1. - М.: 2002. - с. 210..

В этой связи видится целесообразным проведение предварительной проверки документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица не только на их соответствие положениям российского законодательства, но и на достоверность содержащихся в них сведений. Например, в соответствии с приказом Московской регистрационной палаты от 16 апреля 1992 г. № 25 "О порядке сверки паспортных данных лиц, выступающих учредителями предприятий" была установлена обязанность регистрирующего органа при приеме учредительных документов для регистрации вновь создаваемых или перерегистрации ранее созданных предприятий сверять паспортные данные учредителей, подписавших учредительный договор и другие документы регистрируемого (перерегистрируемого) предприятия. Существующий сейчас порядок не устраняет возможности регистрации юридического лица на поддельные или похищенные паспорта.

Учитывая техническую оснащенность налоговых инспекций, представляется, что осуществление предварительной проверки достоверности сведений, в представляемых для государственной регистрации документов, не затруднит работу по легализации статуса юридического лица.

В случае же выявления нарушения установленного порядка образования юридического лица или несоответствия его учредительных документов закону видится целесообразным установить для регистрирующего органа обязанность отказать в государственной регистрации такой организации. При обнаружении заведомо ложных сведений или грубых нарушений закона, допущенных при создании юридического лица, по решению суда его учредителям может быть запрещено, выступать учредителем иных юридических лиц. Если данные нарушения были допущены специалистом, к которому обратились учредители для правовой помощи в создании организации, - по решению суда специалист может быть лишен права заниматься указанной деятельностью.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. В соответствии со ст.2 Закона о регистрации Правительством РФ функции регистрирующего органа возложена на Министерство РФ по налогам и сборам (п.1 постановления Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц").

Чем вызвано такое решение? Скорее всего, возложение функций регистрации юридических лиц на Министерство РФ по налогам и сборам было продиктовано стремлением более жесткого контроля за организациями путем предоставления Министерству по налогам и сборам возможности отслеживать деятельность юридических лиц с самого начала, с момента их "рождения".

С одной стороны, данная позиция законодателя понятна и обоснована, к тому же и очень удобна - Министерство РФ по налогам и сборам представлено по всем регионам России, имеет свою корпоративную систему связи, что позволяет передавать информацию и хранить базу данных Колодина И., Конищева Т. Налоговая зачистка по принципу «одного окна» // Российская газета. 2002. № 119. - С. 6.. С другой стороны, налоговые органы, в соответствии с п.2 ст.84 Налогового кодекса РФ обязаны в течение пяти дней с момента представления документов произвести постановку на налоговый учет юридического лица, а на практике этот срок соблюдается крайне редко. Налоговые инспекции не всегда укладываются в установленные законом сроки даже при выполнении основных целей своего создания. Пункт 1 статьи 8 Закона о регистрации устанавливает срок для государственной регистрации не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Этот срок, как, впрочем, и прежний трехдневной (определенный п.5 Положения от 8 июля 1994 г. № 1482 "О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности", утвержденного Указом Президента РФ), на практике обычно не соблюдается. Применительно к вопросу о сроках государственной регистрации представляется целесообразным позаимствовать британский опыт - весь процесс регистрации юридического лица там занимает пять рабочих дней, а за дополнительную плату возможна и срочная регистрация в тот же день.

Не следует забывать и о том, что за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации (например, если она начата на шестой день после сдачи документов на государственную регистрацию) теоретически возможно привлечение к административной (ст.14.1 КоАП РФ) и уголовной (ст.171 УК РФ) ответственности. А что же с ответственностью налоговых органов за непостановку юридического лица на налоговый учет и осуществление процедуры государственной регистрации с нарушением сроков? В данном случае законодатель устанавливает лишь административную ответственность, причем санкция явно непропорциональна тем проблемам, которые могут возникнуть у субъекта предпринимательской деятельности при несоблюдении сроков регистрации: "несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц; влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда…" (п.1 ст.14.25 КоАП РФ).

Одновременно с этим установлена уголовная ответственность, правда, не за нарушение сроков регистрации, а за "неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации…" (ст.169 УК РФ).

В связи с этим представляется целесообразным внести соответствующие изменения в уголовное законодательство РФ.

Документы, необходимые для государственной регистрации, могут быть поданы в регистрирующий орган как непосредственно заявителем, так и направлены по почте (п.1 ст.9 Закона о регистрации). Аналогичные положения предусмотрены и законодательством ряда зарубежных стран.

Говоря о процедуре государственной регистрации юридических лиц на современном этапе, необходимо выделить ряд новелл в данной области. Так, при прежнем порядке регистрация осуществлялась путем присвоения предпринимательской организации очередного номера в журнале регистрации поступающих документов и проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице (титульном листе) устава, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию. После государственной регистрации данные о созданном юридическом лице включались в Государственный реестр. Функции по государственной регистрации и ведению Государственного реестра юридических лиц не были сосредоточены в одном органе. Совершенно очевидно, что такое "разнообразие" не способствовало улучшению положения дел. Что и послужило основанием внесения изменений в законодательство РФ в части государственной регистрации юридических лиц Зыкова И.В. Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц // Адвокат, 2004. № 1.

С. 13.

Кроме того, как уже отмечалось, ранее регистрации подлежал как сам факт создания юридического лица, так и его учредительные документы. В настоящий же момент вопрос о форме и содержании устава остается внутренней компетенцией организации. С одной стороны, в соответствии со ст.52 ГК РФ учредительный договор заключается, а устав утверждается учредителями (ч.2 п.1 ст.52). Каких-либо дополнительных требований законодательством к учредительным документам не предусмотрено. В регистрирующий орган предоставляется один экземпляр учредительных документов (ст.13 Закона о регистрации).

С другой стороны, при открытии счета в банке или обращении организации для получения лицензии на осуществление какой-либо деятельности требуется предоставить нотариально заверенные копии учредительных документов. Такие правила установлены, например, п.5 Положения "О лицензировании туроператорской деятельности" и п.5 Положения "О лицензировании турагентской деятельности", утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 95; п.5 Положения "о лицензировании медицинской деятельности", утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. № 499. Нотариусы же отказываются свидетельствовать верность копии документов, так как на них отсутствует отметка регистрирующего органа. Проблема была решена так: регистрирующий орган предоставляет копии учредительных документов юридического лица, которые прошиваются и заверяются подписью должностного лица, печатью регистрирующего органа с проставлением штампа "копия верна". Рядом со штампом указывается основной государственный номер или государственный регистрационный номер. За предоставление копий учредительных документов взимается пошлина в размере двухсот рублей за каждый документ. При необходимости срочного получения копий размер пошлины увеличивается в два раза. Стоимость же нотариального свидетельствования копий составляла от пяти до десяти рублей за один лист, что было значительно выгоднее в материальном плане по сравнению с ныне действующем порядком.

Позиция арбитражных судов основана на том, что государственная регистрация является неотъемлемым признаком юридического лица. Так в решении Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-29952/00-8-287 от 24 октября 2000 г. подтверждением статуса юридического лица Управления Северо-Кавказского регионального управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации называют наличие государственной регистрации. Аналогична позиция и Арбитражного суда Архангельской области, высказанная в определении по делу № А05-4528/00-247/17 от 19 сентября 2000 г.

Как уже отмечалось, юридическое лицо считается созданным с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр.

Таким образом, государственную регистрацию можно охарактеризовать не просто как признак юридического лица, а как статусообразующий признака.

С учетом потребностей общества и спецификой российского предпринимательства наиболее актуальной целью государственной регистрации юридических лиц представляется создание "барьера" для приобретения статуса юридического лица субъектом, не имеющим в качестве цели создания юридического лица осуществляется деятельности в соответствии с законодательством, другими словами - не допустить в гражданский оборот организации с заведомыми "пороками цели создания", а также обеспечить наиболее эффективный государственный контроль за созданием и деятельностью юридических лиц, возможность свободного доступа к сведениям о юридическом лице (разумеется, в строго определенных рамках).

Для осуществления этих целей необходимо ведение Единого государственного реестра юридических лиц.

Любопытно, что аналоги современного реестра появились еще в средневековье. Первым считается тот, который возник во Флоренции в 1260 г. В 1509 г. в городе Болонья был создан реестр, где фиксировались лица, занимающиеся векселями. В XV в. Торговым реестром уже пользовались испанские купцы. Людовик XVI (1673 г) требовал, чтобы велся учет торговцев, прежде всего с целью избежать мошенничества, которое было нередким. Было предусмотрено, что сделки тех, кто не был зарегистрирован, признавались недействительными Бессо Л. Торговый реестр: организация и функционирование // Нотариальный вестник, 2001. - № 3. - С. 32..

Говоря о российской истории реестра юридических лиц, важно отметить, что вопросу его формирования на разных этапах развития государства уделялось значительное место. Согласно п.11 положения "О торговой регистрации", утвержденного постановлением Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров от 17 августа 1927 г., в торговый реестр заносились: номер по реестру, дата регистрации, фирменное наименование юридического лица, время открытия операций регистрируемым лицом, предмет деятельности, срок деятельности (если установлен), размер уставного или иного соответствующего ему капитала, сроки покрытия уставного или иного соответствующего ему капитала (в отношении юридических лиц, уставы которых предусматривали постепенное покрытие уставного или иного соответствующего ему капитала в соответствии с указанными в уставе сроками его покрытия), нарицательная цена и род паев или акций (применительно к синдикатам и акционерным обществам), а в отношении смешанных акционерных обществ - количество акций, которое согласно уставу должно принадлежать государству, размер дополнительной ответственности по обязательствам регистрируемого лица (в отношении юридических лиц, уставами которых предусмотрена эта ответственность); фамилии, имена, отчества всех членов правления, единоличных управляющих и директоров-распорядителей (кроме товариществ полных и на вере применительно к ним - всех товарищей с указанием, кто из них является товарищем-распорядителем); местонахождение правления или иного соответствующего ему органа (кроме товариществ полных и на вере, для них местонахождения главной конторы или иного заменяющего ее учреждения, а также личные адреса полных товарищей); наименование и местонахождение отдельных производственно-торговых и подсобных предприятий, принадлежащих зарегистрированным лицам; разрешение на ведение определенного рода торгового или промышленного предприятия или иного торгового промысла (если данное разрешение необходимо в силу закона); прекращение предприятий; указание, кем и когда произведены: утверждение устава (для юридических лиц, действующие на основании уставов, утвержденных государственными органами); нотариальное удостоверение товарищеского договора и номер его по нотариальному реестру (применительно к товариществам полным и на вере); обращение юридических лиц за ликвидацией; наименование учредителей с указанием в надлежащих случаях их гражданства (в отношении синдикатов, акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью, а для товариществ полных и на вере - полных товарищей и вкладчиков); сведения о местонахождении филиалов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.