иды государственного воздействия на хозяйственную деятельность можно классифицировать по различным основаниям.По способам воздействия различают прямое и косвенное регулирование.Прямое регулирование характеризуется применением директивных методов воздействия и может рассматриваться по следующим направлениям:установление требований к хозяйственной деятельности;установление запретов;применение государством санкций и мер ответственности;создание, реорганизация и ликвидация субъектов хозяйствования;заключение договоров для обеспечения государственных нужд.Для косвенного регулирования свойственно применение экономических рычагов и стимулов (предоставление льгот, кредитов, субсидий и т.п.).По стадиям осуществления выделяют государственное регулирование: при планировании хозяйственной деятельности (планы и программы экономического и социального развития), при создании субъектов хозяйствования, при осуществлении субъектами хозяйствования своей деятельности, при получении и реализации результатов хозяйственной деятельности (финансовые обязательства перед бюджетом, предоставление отчетности и др.), при прекращении субъектов хозяйствования.По своему проявлению государственное регулирование хозяйственной деятельности подразделяется на: общее (государственные органы действуют от имени народа в публичных интересах) и особенное (государство в лице своих органов выступает в качестве собственника имущества).По субъектам выделяют обязательные требования, относящиеся ко всем субъектам хозяйственной деятельности, и требования, предъявляемые к определенной категории субъектов (ООО, ЗАО, индивидуальным предпринимателям, финансово-промышленным группам и т.д.).Таким образом, завершая рассмотрение данного вопроса, следует отметить, что государственное регулирование хозяйственной деятельности представляет собой целенаправленную деятельность соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей, решение различных экономических и социальных задач и регламентируют хозяйственную деятельность в стране. Меры государственного воздействия на экономику и их пределы определяются необходимостью и достаточностью сохранения существенных элементов рыночного регулирования экономикой в сочетании с корректировкой экономического развития в необходимом обществу направлении. Государственное регулирование хозяйственной деятельности осуществляется в определённых формах с использованием различных методов, которые условно можно разделить на административные и экономические.2. Государственный контроль в сфере хозяйственной деятельностиОрганизация контрольно-надзорной деятельности как одной из форм реализации государственной власти непосредственно влияет на поддержание экономического правопорядка в стране. "Контроль является органической составляющей деятельности всех государственных органов. Он осуществляется в разных формах, с применением различных средств, имеющих свои специфические черты, которые определяются природой и содержанием компетенции субъектов контроля" [17, с.24].Исходя из общего значения слова "контроль", государственный контроль в сфере хозяйственной деятельности определяется как система проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, коммерческими и некоммерческими организациями требований нормативный правовых актов в процессе осуществления указанной деятельности [19, с.321]. Как известно, систематизация знаний об исследуемом явлении осуществляется посредством классификации, построенной на основе критериев, отражающих сущностные свойства явления. Важные с практической точки зрения критерии классификации определяются исходя из особенностей правового регулирования рассматриваемой функции государственного управления в сфере хозяйственной деятельности.В зависимости от объема проверяемой деятельности выделяют общий контроль и специальный контроль. Специальным является, например, валютный, налоговый, бюджетный, метрологический, лицензионный, таможенный, экспортный контроль.В зависимости от стадии контроля и цели проверки выделяют предварительный, текущий и последующий контроль. Цель предварительного контроля (например, контроль за образованием субъектов хозяйственной деятельности посредством государственной регистрации, контроль антимонопольного органа за созданием отдельных видов хозяйственных объединений) - предупреждение и профилактика нарушений условий осуществления хозяйственной деятельности. Цель текущего контроля (например, контроль за соблюдением лицензионных условий и требований) - определение соответствия осуществляемой хозяйственной деятельности требованиям норм права. Последующий контроль преследует цель проверки исполнения решений государственных органов в сфере хозяйственной деятельности и соответствующих результатов (например, контроль за правильностью исчисления и уплаты обязательных платежей, т.е. налоговый контроль).В зависимости от того, какой государственный орган осуществляет контроль, можно выделить: контроль Президента Республики Беларусь; контроль органов законодательной власти; контроль органов исполнительной власти; контроль органов судебной власти [16, с. 191].Контрольные полномочия государственных органов и органов местного управления и самоуправления основаны на нормах Конституции Республики Беларусь. Конкретные контрольные полномочия тех или иных государственных органов основываются на положениях и законах, определяющих статус этих органов.Непосредственный контроль за ведением хозяйственной деятельности осуществляют лицензирующие органы, а также иные государственные органы (прежде всего инспекции Министерства по налогам и сборам и Комитет государственного контроля Республики Беларусь) в пределах своей компетенции.К непосредственному контролю за осуществлением хозяйственной деятельности относится также валютный контроль, основными направлениями которого являются: определение соответствия проводимых валютных операций требованиям валютного законодательства; обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь; предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем; проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям; анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям [4, ст.23].Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 2010 года "Об органах, уполномоченных на осуществление контроля (надзора)" определён конкретный круг государственных органов уполномоченных на осуществление контроля (надзора) в определённых сферах.Необходимо отметить, что за последние годы государством существенным образом пересмотрены подходы к осуществлению контроля за осуществляемой хозяйственной деятельностью.19.12.2008 года был принят Указ Президента Республики Беларусь от № 689 "О некоторых мерах по совершенствованию контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь". Данный законодательный акт приостановил проведение контроля и надзора за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в форме проверок (ревизий) до дня вступления в силу нового Указа Президента Республики Беларусь, регламентирующего единый порядок проведения контрольной и надзорной деятельности в Беларуси.Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее - Указ) определил новый порядок контроля за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности, который вступил в силу с 1 января 2010 г.Указом определен "закрытый" перечень контролирующих и надзорных органов, которым разрешено проводить проверки, а также сфер их контроля (надзора) (далее - перечень контролирующих органов). Иные государственные органы, которые в этот список не были включены, права проводить проверки субъектов хозяйствования не имеют.Сферы контроля (надзора) этих органов достаточно существенно сужены по сравнению с раннее действовавшими полномочиями определяемыми законодательством и, самое главное, устранено их "пересечение". В частности, органы внутренних дел и подразделения, входящие в их систему, могут в сфере хозяйственной деятельности осуществлять только контроль за соблюдением проверяемыми субъектами правил реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг, не допускающих обман покупателей, заказчиков или иных потребителей, а также установленных законодательными актами норм, регламентирующих наличие у проверяемых субъектов документов на реализуемые товары, оказываемые услуги и выполняемые работы.Плановые проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут осуществляться несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки. При этом проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается. Координировать же плановые проверки поручено Комитету государственного контроля Республики Беларусь и его органам.В п.9 Указа установлен исчерпывающий перечень оснований проведения внеплановых проверок (в первую очередь, для проверки имеющейся информации, которая свидетельствует о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни либо здоровью граждан) и должностных лиц, которые имеют право их назначать. При этом внеплановая проверка может быть назначена только руководителями отдельных контролирующих (надзорных) органов республиканского уровня либо их уполномоченными заместителями в целях проверки имеющейся у контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о совершаемом или совершенном нарушении законодательства.Указом изменены основополагающие принципы контрольной деятельности: действующий порядок назначения плановых проверок, основанный на периодичности их проведения (не чаще одного раза в год), заменен "механизм" назначения проверок в зависимости от добросовестности субъекта хозяйствования (п.7 Указа). При этом все проверяемые субъекты распределены на так называемые группы риска на основании достаточно четких критериев, учитывающих их потенциальную опасность в плане нарушения законодательства в соответствующей сфере деятельности.Субъектов предпринимательской деятельности, отнесенных к высокой группе риска, будут проверять не чаще одного раза в течение календарного года. Если же в результате проведенной плановой проверки нарушений законодательства не будет установлено, то следующую плановую проверку этого субъекта разрешено назначать не ранее чем через два года. Для тех, кто попал в среднюю группу риска, периоды между проверками увеличиваются: не чаще одного раза в три года (не ранее чем через 5 лет, если во время предыдущей плановой проверки нарушений не нашли).Организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с критериями, установленными Указом, не относятся ни к высокой, ни к средней группе риска, будут проверять по мере необходимости, но не чаще одного раза в 5 лет. А если у таких добросовестных субъектов хозяйствования будет иметься аудиторское заключение, содержащее безусловно положительное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, то они вообще могут не проверяться (правда, от проверки вопросов правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет и аудиторы не защитят).Следующие две нормы Указа также являются совершенно новыми для белорусского законодательства:1) согласно п.4 Указа акта запрещается проведение проверок вновь зарегистрированных организаций, их обособленных подразделений и индивидуальных предпринимателей в течение двух лет со дня их государственной регистрации (присвоения учетного номера плательщика), за исключением внеплановых проверок, перечень оснований для которых также ограничен данным законодательным актом;2) п.13 Указа существенно сужен период проведения проверок: разрешено проверять деятельность не более чем за три календарных года, предшествующих году, в котором принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года (исключением является исчерпывающий перечень случаев). Введены жесткие ограничения и на срок проведения проверок: для юридических лиц он не может превышать 30 рабочих дней, а для индивидуальных предпринимателей - 15 рабочих дней.Нововведением является и понятие незначительности совершенных правонарушений, за которые наказывать вообще не будут, если проверяемый субъект возместит причиненный государству или иным лицам вред в течение трех рабочих дней со дня подписания акта проверки (п.18 Указа). Такими нарушениями считаются неуплата или неполная уплата налогов, сборов (пошлин) в размере не более 1 % от исчисленных сумм по итогам каждого календарного года (части календарного года, если проверке подлежала только эта часть), неисполнение иных обязательств, повлекшее причинение имущественного вреда в размере не более 1 % от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период, а также использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более 10 базовых величин.Наведению порядка в сфере контрольной деятельности должны послужить положения Указа, усиливающие ответственность должностных лиц контролирующих (надзорных) органов за нарушение порядка назначения проверки, в том числе за ее необоснованное назначение. В этом случае они будут нести весьма серьезную административную (штраф до 100 базовых величин) и дисциплинарную ответственность (вплоть до освобождения от занимаемой должности). А если в назначении проверки обнаружат корыстную или иную личную заинтересованность должностного лица, повлекшую причинение существенного вреда правам и законным интересам проверяемых субъектов либо государственным или общественным интересам, то ему грозит и уголовная ответственность. Сама же проверка в перечисленных случаях признается незаконной.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|