p align="left">Между тем подобные действия противоречат демократи-ческим принципам устройства государства, конституционным правам граждан участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референ-думе (ст. 32 Конституции Российской Федерации). Более того, деятельность граждан, организаций, имеющая целью воспре-пятствовать гражданину свободно осуществлять свои избира-тельные права либо право участвовать в референдуме, при-знается административным правонарушением, а если эти действия соединены с подкупом, обманом, применением насилия либо угрозой его применения, уничто-жением имущества или угрозой уничтожения имущества - пре-ступлением (ст. 141 УК Российской Федерации) (Подход А.В. Иванченко). Имея в виду эти обстоятельства, избирательные комиссии и правоохранительные органы на практике не воспринимают призывы, побуждающие граждан к участию в выборах или отказаться от участия в них, как предвыборную агитацию. Исходя из назначения, смысла и природы инсти-тута предвыборной агитации, таковой следует признать лишь деятельность, имеющую целью побудить или побуждающую избирателей к голосованию за тех или иных кандидатов (спис-ков кандидатов) или против них. Обоснованность такого пони-мания предвыборной агитации, в частности, подтверждается и тем, что согласно избирательному законодательству процесс предвыборной агитации начинается не с момента объявления выборов, а со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и создания соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Правовое регулирование. Институт предвыборной аги-тации как составная часть избирательного права и процесса регламентируется рядом законов и подзаконных актов. К ним относятся Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях изби-рательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 2002 г., Федеральные законы «О выборах де-путатов Государственной Думы Федерального Собрания Рос-сийской Федерации» от 2002 г. и «О выборах Президента Российской Фе-дерации» от 2003 г, «О средствах массовой информации» от 1991 г., а на уровне субъектов Федерации - избиратель-ные кодексы или отдельные законы о выборах депутатов за-конодательных (представительных) органов и глав исполнитель-ных органов государственной власти, о выборах представитель-ных органов и должностных лиц органов местного самоуправ-ления. Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации о выборах, как правило, содержат разделы (гла-вы), регламентирующие порядок и условия ведения предвы-борной агитации. Вместе с тем отдельные субъекты Российской Федерации, например, Оренбургская область, разработали и приняли от-дельные законы о предвыборной агитации. Учитывая значи-тельную специфику и сложность процедур предвыборной аги-тации, особенно проводимую через средства массовой инфор-мации, в пользу принятия отдельных законо-дательных актов выступают некоторые ученые и практики. Тем не менее этот путь едва ли приемлем, так как может привести к неоправданному дроблению единого избирательного законо-дательства. Идею издания отдельных законов о предвыборной агитации, о финансировании избирательных кампаний трудно поддержать и с точки зрения перспектив кодификации избира-тельного законодательства, которая уже стала реальностью на уровне ряда субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что собственно законами правовая основа предвыборной агитации не исчерпывается. В связи с тем, что предвыборная агитация представляет собой весьма сложный институт, требующий более детального правового регулирования, практика пошла по пути издания Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и избирательными комиссиями субъектов федерации подзаконных нормативных актов -- инструкций, устанавливающих порядок и условия ведения предвыборной агитации через различные виды средств массовой информации. В настоящее время действуют две инструкции Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принятые соответственно в 1995 и 1996 годах, которые регламенти-руют порядок предоставления эфирного времени на каналах Государственных телерадиокомпаний и печатных площадей в периодических печатных изданиях избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Госу-дарственной Думы, а также кандидатам на должность Президента Российской Федерации. (Постановление ЦИК РФ «Положение о группах контроля избирательных комиссий за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 18 ноября 1995 г. Российская газета. - 1995. - № 232., «Об инструкции о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием» от 20 сентября 1995 г. Российская газета. - 1995. - № 188.) Субъекты агитационной деятельности. Субъекты агитационной деятельности можно разделить на две группы: 1) общие субъекты - граждане Российской Федерации, общественные объединения, в том числе политические партии; 2) специальные субъекты - зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения (блоки), их доверенные лица и уполномоченные представители. Субъекты агитационной деятельности различаются по своему правовому положению в ее осуществлении. Так, избирательное законодательство предоставляет специальным субъектам дополнительные права: право на доступ к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации, право выпуска агитационных печатных и аудиовизуальных материалов, право на получение от органов государственной власти и местного самоуправления содействия в организации собраний и встреч с гражданами и т.д. В агитационной деятельности не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы и органы местного самоуправления благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения. Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума о выявленных фактах и принятых мерах. Так, в ходе проведения выборов в городскую Думу г. Саратов органам милиции удалось оперативным путем обнаружить частную квартиру, где «черные технологии» изготовляли свою продукцию - листовки. Было обнаружено 10 тысяч экземпляров листовок с оскорбительным текстом в отношении одного из кандидатов. По заявлению одного из кандидатов в депутаты городской Думы в связи с этим было возбуждено уголовное и передано в прокуратуру. Михайлов С. «Черный пиар» в розыске // Российская газета. 2003. 21 мая. Избирательное законодательство установило формы и виды предвыборной агитации. Агитация при проведе-нии выборов и референдумов может проводиться в следующих трех формах: через средства массовой информации; путем организации массовых публичных мероприятий; путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов. Этот перечень, однако, не является исчерпывающим, агита-ция может проводиться и в иных, установленных законодатель-ством, формах. Каждая из названных форм агитации имеет свою специ-фику, связанную с порядком, условиями и сроками ее прове-дения. В рамках этих форм законодательство различает виды (жанры) предвыборной агитации. Так, массовые меро-приятия могут проводиться в виде предвыборных собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, уличных шествий, демонстраций, иных мероприятий. Агитация с использованием средств массовой информации может реали-зовываться в виде выступления, интервью, пресс-конферен-ции, предвыборных дебатов, «круглого стола», «горячей ли-нии», политической рекламы, показа телеочерков, видеофиль-мов о кандидате. Агитационные печатные материалы могут изготавливаться и распространяться в виде листовок, плака-тов, письменных обращений к избирателям, брошюр, букле-тов и другой печатной продукции. Аудиовизуальные агитаци-онные материалы без использования средств массовой информации применяются срав-нительно редко. В инструкциях Центральной избирательной комиссии Рос-сийской Федерации раскрывается содержание различных ви-дов (жанров) предвыборной агитации, осуществляемых через средства массовой информации: - выступление - личное обращение (монолог) кандидата, представителя избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей к избирателям с из-ложением предвыборной программы, если оно происходит вне рамок других видов предвыборной агитации; - интервью - ответы кандидатов, представителей избира-тельных объединений, других субъектов агитационной деятель-ности на вопросы, заданные им журналистами в ходе личной встречи; - пресс-конференция - изложение кандидатом, предста-вителем избирательного объединения, блока, инициативной группы избирателей своей предвыборной программы перед пред-ставителями средств массовой информации, включая ответы на вопросы журналистов; - предвыборные дебаты - публичный обмен мнениями двух и более кандидатов, представителей избирательных объедине-ний, блоков инициативных групп избирателей по широкому кругу общественно значимых проблем, решение которых прелагается в соответствующих предвыборных программах; - «горячая линия» - ответы кандидатов, представителей из-бирательных объединений, блоков, инициативных групп изби-рателей на вопросы телезрителей, радиослушателей, задаваемые ими в прямом эфире; - «круглый стол» - обмен мнениями, вопросами, ответами между кандидатами, представителями избирательных объеди-нений, блоков, инициативных групп избирателей и представителями средств массовой информации, телезрителями, радиослушателями, читателя-ми в рамках проводимых агитационных мероприятий; политическая реклама - распространяемая участниками избирательного процесса через средства массовой информации информация о кандида-тах, избирательных объединениях, блоках, с использованием средств и приемов, отличающих рекламные материалы от дру-гих видов и жанров информации (преобладание эмоционального воздействия над смысловым, броскость, лаконизм, повторяемость), с целью формирования общественного мнения как за, так и против тех или иных кандидатов, избирательных объе-динений, блоков. Инструкциями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации установлены определенные ограничения к применению политической рекламы как вида предвыборной агитации в средствах массовой информации. Так, политическая реклама, распространяемая на каналах общероссийских и региональных государственных телерадиокомпаний, в периодических печатных изданиях «должна быть узнаваема, то есть содержать четкое указание, в интересах какого кандидата, избирательного объединения, она распространяется. Эфирное время, печатная площадь, предоставляемые под политическую рекламу, не должны превышать 10 процентов выделяемого данному избирательному объединению, блоку, кандидату в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ общего эфирного времени, печатной площади. Аналогично решен вопрос применительно к выборам Президента Российской Федерации. Эфирное время, предо-ставляемое кандидату на должность Президента Российской федерации для политической рекламы, не должно превышать 10 процентов от выделенного ему общего бесплатного и платного эфирного времени, а для избирательного объединения, инициативной группы избирателей - 10 процентов от общего штатного эфирного времени. Газетная (журнальная) площадь, предоставляемая кандидату, избирательному объединению, инициативной группе избирателей для тех же целей, не дол-жна превышать 10 процентов выделяемой им общей печатной площади. Ограничения, касающиеся эфирного времени и размера печатной площади, связаны со спецификой этого жанра пред-выборной агитации и имеют целью оградить избирателей от излишнего прессинга рекламных материалов. Ответственность за соблюдение требований, предъявляе-мых к распространению политической рекламы, несут канди-даты и другие субъекты агитационной деятельности, а также соответствующая телерадиокомпания, редакция периодического печатного издания. Кандидаты и другие субъекты агитационной деятельности вправе самостоятельно определять форму, вид, характер и содержание своей предвыборной агитации, соблюдая при этом требования законодательства о выборах и средствах массовой информации. Изменение текста агитационного материала редакцией средств массовой информации без согласо-вания с автором не допускается. На практике часто возникают вопросы, связанные с пра-вами депутатов представительных органов государственной власти и местного самоуправления на ведение предвыборной агитации. Вопрос не простой. Депутаты не признаются ни госу-дарственными, муниципальными служащими, ни должностными лицами, за исключением тех из них, которые на постоянной основе входят в состав руководства представительного органа, его палат, комитетов и комиссий. Последние признаются ли-цами, замещающими государственные и муниципальные дол-жности категории «А», следовательно, согласно избиратель-ному законодательству, могут вести агитацию только в свобод-ное от исполнения должностных обязанностей время (отпуск, выходные и праздничные дни, иные дни отдыха). Другие же депутаты не имеют правовых преград на ведение предвыбор-ной агитации в любое время.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|