реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое регулирование организации и деятельности акционерных обществ в Российской Федерации

реферат
акон РСФСР от 14 июля 1990 г. "О собственности на территории РСФСР" подчеркивавший, что:

"Руководствуясь решениями первого Съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете РСФСР и разграничении функций управления организациями на территории РСФСР, Верховный Совет РСФСР постановляет:

1. На территории Российской Федерации право собственности на землю, ее недра, воды, леса, другие природные богатства, основные производственные фонды, иные имущество и фонды регулируются законами РСФСР и автономных республик.

Указанные объекты собственности могут предоставляться Союзу ССР для осуществления общесоюзных задач на условиях и в порядке, устанавливаемых законами РСФСР и Союзным Договором.

РСФСР гарантирует охрану имущественных прав союзных республик, иностранных государств, их граждан и организаций.

2. Запрещаются и признаются недействительными все действия субъектов хозяйственных отношений, противоречащие государственному суверенитету и экономическим интересам РСФСР".

Закон РСФСР от 31 октября 1990 г. "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР" прямо указывавший, что:

"В целях защиты экономической основы суверенитета РСФСР, стабилизации и развития народного хозяйства РСФСР, руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и признавая право республик, входящих в состав Союза ССР на исключительное владение, пользование и распоряжение своим национальным богатством Верховный Совет РСФСР постановляет:

Статья 1. Земля, ее недра (запасы алмазов, золота, платины, драгоценных и полудрагоценных камней, серебра, нефти, угля, газа, урана, редкоземельных цветных и черных металлов и иных полезных ископаемых), воздушное пространство, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные и сырьевые ресурсы, расположенные на территории РСФСР, ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны РСФСР, а также образующихся в реках РСФСР запасов анадромных видов рыб за пределами морской экономической зоны, художественные и культурные ценности являются национальным богатством народов РСФСР.

Порядок и условия владения, пользования и распоряжения указанными объектами регулируются законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.

Расположенные на территории РСФСР объекты государственной собственности, включая имущество государственных предприятий, учреждений, организаций союзного подчинения, их основные производственные и непроизводственные фонды или иные общесоюзные фонды, имущество, находящееся в управлении общесоюзных органов, являются собственностью РСФСР.

Государственное имущество (части 1 и 3 настоящей статьи) может передаваться в управление Союза ССР для выполнения функций добровольно делегированных ему РСФСР".

Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР", закрепившей в своей ст. 1, что:

"1. На территории РСФСР отношения собственности на землю, другие природные ресурсы, средства производства, предметы потребления и иное имущество регулируются законами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий.

Запрещаются и признаются недействительными все действия государственных органов власти и управления, участников экономических отношений и других лиц, противоречащие государственному суверенитету и экономическим интересам Российской Федерации и входящих в нее республик.

2. Отношения собственности, не предусмотренные настоящим Законом, регулируются Гражданским кодексом РСФСР и иными законодательными актами РСФСР, а также законодательными актами республик, входящих в РСФСР, и актами местных Советов народных депутатов, изданных в пределах их полномочий.

3. Общесоюзное законодательство о собственности применяется на территории РСФСР в порядке, предусмотренном Законом РСФСР "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР".

4. Имущественные и личные неимущественные права авторов открытий, изобретений, рационализаторских предложений гарантируются и защищаются законом. Отношения по созданию и использованию произведений науки, литературы и искусства, открытий, изобретений, рационализаторских предложений, промышленных образцов, программных средств для электронно-вычислительной техники и других объектов интеллектуальной собственности регулируются авторским правом и иными актами гражданского законодательства, а также межправительственными соглашениями".

Ст. 2 установила основания возникновения права собственности в этом Законе:

"1. Право собственности в РСФСР возникает в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами РСФСР. Право собственности в РСФСР признается и охраняется законом.

В РСФСР гарантируется стабильность отношений собственности и обеспечиваются условия их развития и защиты.

2. Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.

Собственник может передавать свои правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом другому лицу, использовать имущество в качестве предмета залога или обременять его иным способом, передавать свое имущество в собственность или управление другому лицу, а также вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону. Он может использовать имущество для осуществления любой предпринимательской или иной деятельности, не запрещенной законом.

3. Имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений (организации)".

Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности" определил общие правовые, экономические и социальные основы создания предприятий в условиях многообразия форм собственности, установил организационно-правовые формы предприятий, действующих на территории РСФСР, и особенности их деятельности, регламентировал права и ответственность субъектов предпринимательства, определил меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в РСФСР [18, c. 28-43].

Наконец, Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. №601 было утверждено "Положение об акционерных обществах", которое впервые за десятилетия подробно раскрывало суть АО, порядок их создания и деятельности [18, c. 221-232].

Названные пять документов, имеющие, на наш взгляд, историческое значение, открывают обширный перечень правовых актов 90-х годов Таких актов свыше 1500 только за 1992-1995 гг. См.: Перечень нормативных актов, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации. - М.: Изд-во "СПАРК". 1996. - 166 с., определивших перспективы существования и реформирования радикально обновленной России. В основе этого процесса лежали новые взгляды на собственность [32] См. также: Андреев В. К. Основы предпринимательского права России. М.: 1992. С. 16-24..

На наш взгляд, необходимо отметить, что, раскрывая цели, ограничения и особенности реформы собственности в переходной экономике, А. Д. Радыгин с полным правом пишет: "Цель реформы собственности (более узко - приватизации) как фундаментального элемента системных реформ в переходной экономике заключается в обеспечении базовых условий для нормального функционирования будущей рыночной системы.

Именно в ходе процессов трансформации отношений собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как ключевых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода. Не вызывает сомнений необходимость приватизации и для формирования новых социальных слоев, которые не заинтересованы в коммунистическом реванше. Очень хорошая и лаконичная формулировка ключевой задачи приватизации в переходных экономиках дана А. Шлейфером. Он утверждает, что приватизация "ведет к постоянному перераспределению контроля от бюрократов к инсайдерам фирм и внешним акционерам. Приватизация дает явные преимущества для экономической эффективности, потому что она устанавливает первоначальные права частной собственности" [97, c. 16]. Характерно, что в ходе раннеперестроечных и последующих преобразований уже сама постановка вопроса о допустимости иных, кроме "общенародной", форм собственности являлась одним из наиболее важных индикаторов реального продвижения и глубины реформ.

Естественно, что появлению тех иди иных законодательных актов и тем более конкретных новых форм собственности предшествовал относительно длительный процесс постепенного снятия табу и ограничений коммунистической идеологии. При этом использование в качестве реформаторских рекомендаций таких понятий, как "право частной собственности" и "приватизация" оставалось для периода 1985-1989 гг. не только непопулярным, но и потенциально опасным для его авторов делом.

В жизни даже в конце 80-х - начале 90-х годов еще продолжали действовать нормативные акты, принятые в 20-е годы. После ликвидации в начале 60-х годов промысловой кооперации так или иначе функционировании только потребительские кооперативы, которые не имеет смысла рассматривать как какую-либо альтернативную госсектору форму.

И хотя уже в 1987 г. было образовано около 14 тыс. "новых" производственных, торговых и сервисных кооперативов с числом занятых более 200 тыс. чел., только с принятием 26 мая 1988 г. Закона СССР "О кооперации в СССР" начался относительно кратковременный бум кооперативного сектора. В 1990 г. в СССР действовало уже 245 тыс. таких кооперативов, совокупная доля которых в ВНП составляла 6,1%. Вместе с тем, эта цифра - 245 тыс. - составляла лишь 59% от общего числа зарегистрированных кооперативов [97, c. 25].

Этот закон явился правовым нововведением, которое дало заметный толчок развитию негосударственного сектора экономики, а в правовом плане, по крайней мере формально, поставило кооперативы (иными словами, групповую собственность) в один ряд с государственными предприятиями и ввело регистрационный принцип их создания.

Однако ожидаемого в то время социально-экономического эффекта - насыщения рынка товарами и услугами, экономии материальных ресурсов, вовлечения в производство личных средств населения, развития вторичной занятости, стимулирующей конкуренции госсектору - эта форма, как и легализация индивидуальной трудовой деятельности, не принесла.

Также, на наш взгляд, необходимо отметить, что Закон СССР "О собственности в СССР" от 6 марта 1990 г. и поправки к Конституции СССР от 14 марта 1990 г. (ст.ст. 10-13) фактически признали право частной собственности, допуская наличие в собственности граждан и негосударственных юридических лиц средств производства, ценных бумаг и иных материальных и нематериальных объектов и прав, приносящих доход. По крайней мере декларативно все три легальные формы собственности - собственность граждан, коллективная (включая акционерную) и государственная - были объявлены равными с точки зрения гражданского права и возможностей юридической защиты.

Союзный закон о собственности стал фактически первым актом, допускающим возможность инкорпорирования и приватизации - в статье 10 предусматривались такие методы "образования и приумножения коллективной собственности", как аренда госпредприятий работниками с правом последующего выкупа и преобразование госпредприятий в акционерные общества.

Тем не менее, в силу отсутствия конкретных легальных технических процедур такие методы носили экспериментальный и единичный характер. Затем два документа: постановление Совета Министров СССР №590 от 19 июня 1990 г. и постановление Совета Министров РСФСР №601 от 25 декабря 1990 г. "Об акционерных обществах" - детализировали нормы функционирования АО и товариществ с ограниченной ответственностью.

Их появление положило начало интенсивному формированию новых организационно-правовых форм: к концу 1991 г. вновь созданных АО и иных хозяйственных товариществ на территории России насчитывалось уже свыше 150 тысяч. Наряду с этим, необходимо отметить, что только весной 1991 г. завершается идеологическое и правовое (но все еще не реальное) оформление института частной собственности в СССР в самом общем и декларативном виде.

Проведенный анализ показал, что в ту пору имелись существенные разногласия в подходах к акционированию государственных предприятий. Так, В. Селюнин, Б. Алехин, С. Глазьев выступали за обязательную продажу всех или значительной доли акций частным лицам и независимым от государства институциональным инвесторам.

За полноценное, хотя и постепенное, базирующееся на индивидуальных проектах акционирование выступали Г. Явлинский и Л. Григорьев, выдвинувшие эти предложения в программе "500 дней".

В рекомендациях правительственных специалистов (Т. Попова, Г. Меликьян, С. Ассекритов) акционирование носило во многом формальный характер, поскольку предполагало массовое создание закрытых акционерных обществ с продажей незначительной доли акций (порядка 10%) трудовым коллективам соответствующих предприятий. Последний способ со всей очевидностью означал не что иное, как мимикрию господствующих бюрократических структур [97, c. 42].

Сторонники бесплатной раздачи государственной собственности всему населению (Л. Пияшева, П. Бунич, Г. Попов, О. Богомолов, В. Рутгайзер, П. Филиппов, М. Малей) считали, что оба рассмотренных выше метода приватизации непригодны прежде всего потому, что не отвечают критериям социальной справедливости.

В этой ситуации 29 декабря 1991 г. Президент РФ подписал указ "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", в соответствии с которым были утверждены разработанные на основе проекта Государственной программы приватизации на 1992 г. "Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 год". Их реализация началась с 1 января 1992 г. Основные положения стали фактически первым документом, на практике регулирующим приватизационный процесс и давшим старт программной (то есть не спонтанной) приватизации в России. Известно, что если 1990-1991 гг. можно охарактеризовать прежде всего как годы "спонтанной приватизации", 1992 г. войдет в историю России как год старта крупномасштабной реформы в сфере отношений собственности на основе разработанного приватизационного законодательства, то 1993-1994 гг. - это прежде всего годы интенсивного наращивания "критической массы" соответствующих преобразований. На наш взгляд, необходимо выделить и ряд факторов, воздействие которых на приватизационный процесс носило негативный характер и, прежде всего, слишком высока была степень политической нестабильности в обществе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.