p align="left">Для информации некоторые из них: 1. Закон Республики Казахстан от 16 июля 2001 г. N 242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»; 2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 июля 1996 г. N 918 «О лицензировании туристической деятельности в Республике Казахстан»; 3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 июня 1997 г. N 1037 «О лицензировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Республике Казахстан», с изменениями и дополнениями; 4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 февраля 1998 года N 100 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием атомной энергии»; 5. Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 13 июля 1993 г. N 597 «Об утверждении положения о порядке лицензирования образовательной деятельности и положения о негосударственных учреждениях образования (внесены изменения постановлениями Правительства РК»; и другие. Согласно Закону пакет необходимых документов должен содержать: · заявление установленного образца, форма которого утверждается Правительством Республики Казахстан; -- документы, подтверждающие соответствие лицензиата квалификационным требованиям; · документ, подтверждающий уплату в бюджет лицензионного сбора за право занятия отдельными видами деятельности; · для юридических лиц -- копию свидетельства о государственной регистрации. Однако, на практике, данный перечень, в зависимости от заявленного вида деятельности, может быть дополнен и/или расширен. Я бы хотела также отметить, что в процессе получения лицензии лицензиат сталкивается с процедурой прохождения согласования в государственных органах или органе, которые дают предварительную оценку представленных документов, а также сообщают о возможности осуществления заявителем указанного вида деятельности в соответствии с требованиями законодательства. Такое согласование должно быть выдано в форме положительного заключения. В случае, если заявителем представлен не полный пакет документов, или необходимо уточнение информации (например, по перечню видов деятельности), то уполномоченные государственные органы вправе запросить их и выдают заключение только при наличии всех необходимых документов. Более того, законодательством предусмотрены случаи, когда в дополнение к полученной лицензии необходимо получать еще дополнительно разрешения государственных органов на осуществление деятельности, например, в случае проведения некоторых видов импортных операций. Поэтому настоятельно рекомендуется проанализировать перечень необходимых разрешительных документов (лицензий, согласований, разрешений и иных разрешительных документов), а также сроки и условия их выдачи перед принятием решения о занятии тем или иным видом деятельности. После оформления и получения необходимых лицензий, также необходимо соблюдать условия их выдачи и предоставлять необходимые отчеты или информацию в уполномоченный государственный орган в установленные сроки с приложением необходимой документации. Обращаю также внимание на то, что согласно ст. 24 Закона «О лицензировании» предусмотрена ответственность за занятие деятельностью без соответствующей лицензии либо с нарушением лицензионных норм и правил влечет установленную законодательством административную и уголовную ответственность, а доход, полученный от осуществления деятельности, в отношении которой установлен лицензионный порядок, без лицензии, подлежит изъятию в соответствующий бюджет органами налоговой службы, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством. При этом, Законом «О лицензировании» также предусмотрена ответственность государственных органов (лицензиаров) и их должностных лиц за нарушение законодательства о лицензировании. Поэтому соблюдение норм и требований лицензионного законодательства является важным при осуществлении деятельности на территории Республики Казахстан. 2.1 Структура государственной системы лицензирования Государственную систему лицензирования составляют: 1) Правительство Республики Казахстан; 2) уполномоченный орган; 3) лицензиары. компетенции Правительства Республики Казахстан относятся: 1) разработка основных направлений государственной политики в области лицензирования, стратегических и тактических мер по ее осуществлению; 2) определение перечня лицензиаров; 3)утверждение квалификационных требований, за исключением квалификационных требований, утверждаемых уполномоченным государственным органом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций и Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законами Республики Казахстан, а также квалификационных требований к видам деятельности в сфере игорного бизнеса; 4) утверждение правил лицензирования видов деятельности, за исключением правил лицензирования видов деятельности, утверждаемых уполномоченным государственным органом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций и Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законами Республики Казахстан; 5) утверждение формы заявления для получения лицензии и приложения к лицензии, за исключением формы заявления, утверждаемой уполномоченным государственным органом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций и Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законами Республики Казахстан; 6) утверждение перечня ядов, производство, переработка, перевозка, приобретение, хранение, реализация, использование и уничтожение которых подлежат лицензированию; 7) утверждение единой формы заключения о соответствии заявителя предъявляемым квалификационным требованиям в области охраны окружающей среды, ядерной, радиационной, санитарно-эпидемиологической, промышленной, противопожарной безопасности и государственного энергетического надзора; 8) утверждение перечня видов деятельности и подвидов деятельности, по которым необходимо заключение органов в области охраны окружающей среды, ядерной, радиационной, промышленной, противопожарной безопасности и государственного энергетического надзора, санитарно-эпидемиологической службы. К компетенции уполномоченного органа относятся: 1) формирование государственной политики в области лицензирования; 2) сбор, анализ, обработка информации, предоставляемой лицензиарами, в порядке, определяемом уполномоченным органом. Компетенция государственных органов Лицензиары осуществляют: 1) разработку проектов квалификационных требований и правил лицензирования видов деятельности; 2) установление соответствия заявителя квалификационным требованиям при выдаче лицензии и приложения к лицензии; 3) лицензирование; 4) лицензионный контроль; 5) ведение реестра лицензий. В реестре лицензий должны быть указаны следующие сведения: · наименование лицензиара; · дата выдачи и номер лицензии и приложения к лицензии; · фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность физического лица, а также номер и дата выдачи свидетельства в случае государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя - для индивидуального предпринимателя; · наименование и организационно-правовая форма, местонахождение - для юридического лица; · виды и подвиды деятельности; · срок действия лицензии; · регистрационный номер налогоплательщика; · номер платежного поручения и дата уплаты лицензионного сбора; · основания и дата переоформления лицензии и приложения к лицензии; · основания и даты приостановления, возобновления действия лицензии; · основание и дата прекращения действия лицензии; 6) осуществление запроса в органы в области охраны окружающей среды, ядерной, радиационной, промышленной, противопожарной безопасности и государственного энергетического надзора, санитарно-эпидемиологической службы на соответствие заявителя квалификационным требованиям; 7) оказание электронных услуг с применением информационных систем. III. Лицензирование туристской деятельности в Республике КазахстанСогласно стратегии развития Республики Казахстан до 2030 года, туризм определен как одно из приоритетных направлений экономического роста страны. При этом государство оказывает всяческую поддержку деятельности, направленной на развитие туризма в Республике. Неудивительно, что за последние годы так выросла популярность туристской деятельности, а также увеличился приток иностранных туристов в Казахстан. В соответствии требованиям законодательства Республики Казахстан туристская деятельность подлежит обязательному лицензированию. При этом вопросы лицензирования туристской деятельности в достаточной степени урегулированы законодательно, в частности, основными нормативно-правовыми актами в данной сфере являются Закон Республики Казахстан от 11 января 2007 №214-III «О лицензировании» и Закон Республики Казахстан от 13 июня 2001 года № 211-II «О туристской деятельности в Республике Казахстан», а также ряд нормативных постановлений Правительства Республики Казахстан. Что входит в перечень лицензируемых видов деятельности? Лицензия в Республике Казахстан выдается на каждый из следующих видов туристской деятельности: 1) туроператорская; 2) турагентская; 3) услуги инструктора туризма. Туроператорская лицензия выдается только юридическим лицам, самостоятельно формирующим свои туристские продукты, представляющие собой совокупность туристских услуг, достаточных для удовлетворения потребностей туриста в ходе путешествия. Иными словами, туроператором считается фактический производитель туристского продукта. При этом Виды услуг в туристской индустрии: 1) услуги по предоставлению туров; 2) услуги по предоставлению мест проживания; 3) услуги по предоставлению питания; 4) информационные, рекламные услуги; 5) транспортные услуги; 6) развлечения; 7) иные туристские услуги. Турагентская лицензия выдается физическим или юридическим лицам, осуществляющим деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, сформированного туроператором. Лицензия на услуги инструктора туризма выдается профессионально подготовленному физическому лицу, имеющему соответствующую квалификацию и опыт прохождения туристских маршрутов. Так квалификационные требования, предъявляемые к заявителю при ицензировании туроператорской деятельности, являются наиболее широкими и включают наличие следующих условий: 1. закрепление туристской деятельности в уставе как основной; 2. собственного или арендованного помещения для офиса; 3. договора страхования гражданско-правовой ответственности по договору на туристское обслуживание; 4. работников с туристским образованием или имеющих опыт практической работы в сфере туризма не менее одного года; 5. реестра туристских маршрутов; 6. программы обслуживания туристов; 7. образца договора на туристское обслуживание в соответствии с требованиями статьи 17 Закона «О туристской деятельности в Республике Казахстан»; 8. собственной или арендованной материально-технической базы либо договора оказания услуг с организацией, имеющей материально-техническую базу, необходимую для предоставления: - мест размещения туристов; - туристского снаряжения; - транспорта; 9. договора с туристской организацией осуществляющей экскурсионную деятельность, имеющей гидов (гидов-переводчиков), экскурсоводов с подтверждающими документами об окончании учебного заведения (соответствующих курсов) и медицинской справкой о психическом состоянии здоровья; 10. договора с перевозчиком; 11. туристской путевки, памятки туристу; 12. информации для туристов о стране въезда и выезда; 13. рекламно-информационного материала (проспекты, буклеты, видеоматериал, листовки, журналы, схемы и карты). Квалификационные требования к турагентам аналогичны требованиям, предъявляемые к заявителю при лицензировании туроператорской деятельности, за некоторым изъятием. Инструктор туризма должен обладать профессиональной подготовкой, соответствующей квалификацией и опытом прохождения туристских маршрутов, а также иметь разработанный туристский маршрут, медицинскую справку о психическом состоянии здоровья и собственное или арендованное туристское снаряжение. Стоит помнить, что заявитель несет установленную законодательством Республики Казахстан ответственность за достоверность предоставленных документов. В случае нарушения данного условия, лицензия может быть отозвана. Размер страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности туроператора и турагента определяется его условиями и составляет для: 1) туроператора не менее четырех тысяч и не более десяти тысяч месячных расчетных показателей на момент заключения договора; 2) турагента не менее двух тысяч и не более пяти тысяч месячных расчетных показателей на момент заключения договора. Размер страховой премии по договору обязательного страхования ответственности туроператора и турагента устанавливается по соглашению сторон и составляет для: 1) туроператора не менее 1 процента и не более 2 процентов от страховой суммы, установленной договором; 2) турагента не менее 1,5 процента и не более 2 процентов от страховой суммы, установленной договором. Таким образом, к лицензируемым видам деятельности в сфере туризма предъявляются достаточно жесткие требования, что связано, в первую очередь, с необходимостью обеспечения интересов физических лиц, пользующихся услугами туристических компаний Стоит учитывать, что в соответствии с законодательством Казахстана, отсутствие у компании, осуществляющей лицензируемых видов деятельности, соответствующих разрешений и лицензий влечет ответственность, как на само юридическое лицо, так и на должностное лицо Компании. В частности, законодательством предусмотрены следующие виды ответственности: 1. Имущественная ответственность в соответствии с гражданским законодательством. 2. Административная ответственность (штраф на должностное лицо в размере до двадцати пяти МРП, и юридическое лицо до двухсот пятидесяти МРП). 3. За осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, с причинением крупного ущерба, уголовным законодательством предусмотрена ответственность в виде штрафа, налагаемого на должностное лицо, до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой. При этом весь доход, полученный от безлицензионной деятельности, для которой предусмотрена лицензия или специальное разрешение, изымается в пользу государства. Именно поэтому главным условием ведения бизнеса в сфере туризма является беспрекословное соблюдение требований законодательства о лицензировании для чего необходимо сформировать четкий профессиональный подход.
Заключение Итак, в данной работе мною была рассмотрена тема: "Правовое регулирование лицензирования в Республике Казахстан". Мною были сделаны следующие выводы: Прежде всего, институт лицензирования - это важный гражданско-правовой институт - направленный на непосредственно защиту интересов граждан и интересов самого государства. Я считаю, что институт лицензирования в настоящее время в Республике Казахстан достаточно хорошо регламентирован: действует Закон, устанавливающий виды деятельности подлежащие лицензированию, порядок лицензирования, а также действует множество иных нормативных актов регулирующих порядок лицензирования каждого конкретного вида деятельности. Список использованной литературы 1. Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995; 2. Кодекс Республики Казахстан от 27.12.1994 года "Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть)"; 3. Закон Республики Казахстан от 11.01.2007 №214-III "О лицензировании"; 4. Закон Республики Казахстан от 13.06.2001 №211-2 «О туристской деятельности в Республике Казахстан»; 5. Закон Республики Казахстан от 16 июля 2001 г. N 242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»; 6. Порохов Е.В., Янцен Н.Я., Анисимов В.А., Бабкин С.А. Правовые основы предпринимательской деятельности. Алматы: Фонд «Формирование налоговой культуры», 2001. 7. Коммерческое право. Учебник. Под ред. В. Ф. Попондопуло, В. Ф. Яковлевой. Спб. 1998 г.
Страницы: 1, 2
|